Царь Ахашверош искал достойную ему супружескую пару на протяжении четырех лет. Этот вывод мы можем сделать из того, что царь устроил большую трапезу на третий год своего правления, «В третий год царствования своего устроил он пир для всех сановников своих и рабов (придворных) своих » (Эстер, 1, 3), а Эстер была взята в царский дом только на седьмой год.Divider-Line 2. В Мегилат Эстер нет имени Творца
Одна из отличительных черт Свитка Эстер — отсутствие в нем Имени Всевышнего. Все же наши мудрецы уточняют, что слово «мэлэх» (царь), упоминаемое в Мегиле, намекает на Творца – Царя царей. В этом слове есть намек на чудо Пурима, данное неявным образом, то есть путем его сокрытия за фасадом реальных и объяснимых событий. 3. Каково истинное имя Эстер?
В свитке сказано (2, 7): «И был он воспитателем Адассы, она же Эстэйр, дочери дяди своего, так как не было у нее ни отца, ни матери; а девица эта была красива станом и хороша видом, и по смерти отца ее и матери ее взял ее Мордохай себе в дочери». Адасса – она же Эстер. Так как же ее действительно звали: Адасса или Эстер?
В Талмуде (Мегила, 13а) приводится спор между мудрецами: некоторые из них считают, что Эстер – это подлинное имя царицы, и называют ее «Адасса» (что в переводе на иврит означает «мирт»), ибо в Танахе «миртом» принято называть праведника. Другие мудрецы утверждают, что истинное имя царицы — Адасса, а называли ее именем Эстер (что в переводе на иврит означает «сокрытие»), ибо она скрывала, умалчивала правду о своем происхождении. Divider-Line 4. Зачем Эстер нужно было 7 служанок?
В Свитке Эстер сказано, что, когда ее взяли в «женский дом», царице дали 7 служанок. Для чего Эстер нужно было так много служанок?
Объясняют наши мудрецы (трактат Мегила, 13а), что благодаря определенному порядку царица знала, когда наступает шабат, ибо каждая из служанок прислуживала ей один день, так что очередь седьмой служанки наступала в шабат. 5. Было два Ахашвероша
Мегила начинается словами: «И было во дни Ахашвэйроша, — это Ахашвэйрош, что царствовал от Оду и до Куша над ста двадцатью семью областями» (Эстер, 1, 1). Что стремится сообщить нам автор Мегилы, указывая, что «это Ахашвэйрош, что царствовал от Оду и до Куша»?
Пишет Виленский Гаон: было два Ахашвероша – тот, кто упоминается в свитке Эстер, и тот, кто известен из Книги пророка Даниэля. Автор Мегилы словами «Ахашвэйрош, что царствовал от Оду и до Куша» намекает нам, что это не тот царь, который известен по Книге Даниэля, ибо тот был Медийским царем, а этот — персидским. 6. Указание Ахашвероша истребить весь народ никогда не было отменено
В Свитке Эстер сказано: «И разосланы были письма с гонцами во все области царские, чтобы истребить, убить и погубить всех Йеудеев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить» (3, 13). Этот приказ царь никогда не отменял, ибо нельзя аннулировать то, «что написано именем царя и скреплено перстнем царским». От имени царя евреям была дана возможность уничтожать всех врагов своих и грабить их имущество. Именно поэтому враги еврейского народа побоялись поднять руку на евреев. 7. Пурим – день получения Торы
Наши мудрецы (Шабат, 88а) сказали, что евреи, находясь на горе Синай, были как бы принуждены получить Тору, в то время как в дни Пурима они приняли Тору добровольно.
Подробнее об этом читайте в следующей статье «Пурим — день получения Торы. Неужели?»
Что это такое, война против Амалека? Это война против тотальности…
В Пурим мы празднуем одну из побед в серии сражений народа Израиля против его самого большого врага, Амалека – поскольку Аман, который собирался уничтожить еврейский народ во времена Ахашвероша, был из потомков Амалека.
Что это такое, война против Амалека? Это война против тотальности, против идеи, что все должно быть совершенно, что если что-то не так, то ничто не имеет смысла.
И это то, о чем сказано в Мегилат Эстер (5:21), когда Аман идет и рассказывает своим друзьям, как возвеличил его Царь над всеми министрами и слугами:«И сказал Аман: да и царица Эстер никого, кроме меня, не позвала с царем на пир, который она приготовила, а также и на завтра зван я к ней с царем». Это вершина успеха, нет человека более знатного во всей Персидской империи. И он добавляет: «Но все это ничего не значит для меня…» Не значит ничего, почему? Потому, что есть один человек в империи, который не хочет перед ним склоняться! Аман не может смириться с тем, что его мир не совершенен, что есть кто-то, кто не склоняется, кто не подчиняется диктаторским порядкам установленным Аманом.
И это суть Амалека. Народ Израиля воюет в течение многих поколений, чтобы доказать, что есть что-то более высокое, чем порядок. Есть кто-то, кто не поклоняется. И эту победу мы отмечаем в праздник Пурим.
В результате этой победы, как рассказывает нам Свиток Эстер (8:17) «И многие из народов страны стали иудеями». Но такой перевод представляется неточным. Свиток пользуется тут словом «митъяhдим», дословно — «стали близки к иудеям».
Как надо понять это выражение? Если имелось в виду, что они приняли гиюр, то правильнее было использовать выражение «присоединившихся к Господу», которым обычно пользуется Танах для прошедших гиюр. Использование же необычного слова означает, что это были люди, которые приблизились к иудаизму и приняли некоторые из обычаев Израиля.
У нас есть исторические свидетельства, которые говорят о том, что в эпоху Мордехая и Эстер в Персидской имерии, бывшей в те времена, центральной империей мира, широко распространилось влияние иудаизма. Что-то отчасти похожее на статус Бней Ноах.
Однако, Талмуд отмечает, что это явление было одноразовым. И вопрос: почему?
И ответ: Поскольку это происходило во времена, когда Израиль был в изгнании. Когда у народа Израиля нет национального центра, из которого он мог бы оказывать влияние на весь мир, тогда это влияние временно, и его огонь затухает.
Слава Богу, в наши дни, после образования Государства Израиль, у нас есть духовный центр, который влияет на весь мир, и поэтому все больше людей по всему миру становятся «Бней Ноах». Они получают влияние от иудаизма, без того чтобы принять гиюр, но только потому, что они слышат Божественное слово, которое выходит из Сиона и из Иерусалима.
Центральным моментом праздника является вино. Кажется, что вообще-то вино это не так уж и хорошо, и даже предосудительно. Глубокое объяснение этому факту дает Талмуд: «Перед пьяным весь мир, как равнина». Пьяный не осознает разницу между важной и неважной вещью, между великим и низким, и возможно, даже, между добром и злом. Великая вещь открывается в вине, что на самом деле все едино перед Творцом, и Всевышний оживляет все, без различия между людьми, не важно, к какому народу они принадлежат.
Именно поэтому избавление народа Израиля в праздник Пурим произошло с когда Эстер действовала в среде другого народа, чтобы продвинуть весь мир. Такая ситуация создалась с обстановке изгнания, и тогда началось скрытое влияние народа Израиля на мир, которое продолжалось в течение всего времени изгнания, в течение тысяч лет. Пока в наши дни мы не вернулись из изгнания, и влияние, которое раньше было скрытым, теперь начинает открываться.
Всем известно, что Тора была дарована еврейскому народу на горе Синай. Всевышний не просто даровал свое детище иудеям, а заповедал Тору как некий приказ Свыше. Хочешь не хочешь, а выполняй! По словам наших мудрецов, (Шабат, 88а) евреи были как бы принуждены к принятию Торы.
В то же время мудрецы утверждают, что после событий Пурима евреи приняли Тору добровольно.
Что было особенного в Пуримских событиях? Почему именно они повлияли на стремление евреев принять Тору с любовью? Доподлинно известно, что при выходе из Египта еврейскому народу были явлены чудеса более значительные, нежели во время Пурима. Чем же так необычен Пурим? И в чем его загадка и секрет?
Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, Виленский Гаон приводит следующую притчу:
Некий царь давно страдал от грубости и неподобающего поведения своего сына. Как ни старался он внушить юноше добродетельный и скромный нрав, у него ничего не получалось. Сын не почитал своего отца и не подчинялся ему. И тогда отец решил изгнать негодника из родного дома. Принц один в лесу
Отец всегда остается отцом, и, как бы его сын себя не вел, любовь к нему никогда не угасает в его сердце. Поэтому царь приказал своим стражникам следовать за царевичем повсюду, не обнаруживая своего присутствия, но сопровождая его неусыпно и безустанно. И в самых опасных ситуациях оказывать нечестивцу поддержку и помощь.
Вскоре царевич забрел в лесную чащобу и оказался один на один с ревущим голодным медведем. Едва тот приблизился к замершему от страха принцу, как неожиданно на голову медведя упал ствол рухнувшей от сильного ветра сосны и избавил изгнанника от неминуемой гибели.
В другой раз царевич был смертельно испуган рыком разъяренного льва, но на этот раз неожиданно стрела пронзила голову хищного животного.
принцТакое невероятное избавление от неминуемой опасности повторялось на пути царевича не раз и не два. И вскоре изгнанник догадался о том, что его спасение не могло быть простой случайностью. Он почувствовал за своей пощадой заботливую руку отца, который, хотя и изгнал сына из родного дома, но НЕ ПРЕКРАТИЛ ЗАБОТИТЬСЯ об изгнаннике, тревожился о негодном сыне каждую минуту его жизни. Любил его!
Это открытие поразило юношу до глубины души!
— Как?! Мой отец меня по-прежнему любит?! И это после того, что я столько раз гневил его, отвечал на его заботу грубостью и неблагодарностью!! Как же прекрасен мой отец! И как высока его любовь ко мне!
С этими словами юноша поспешил отправиться в обратный путь, горя желанием ответить отцу самым сердечным и теплым чувством взаимной любви.
Виленский Гаон заключает: когда наш народ шел по пути Творца, все чудеса, которые Всевышний творил для него, еще не являлись доказательством Его безграничной лСимхат Тора, радость Торыюбви. Однако впоследствии, когда народ согрешил, в результате чего Творец изгнал его с Земли Обетованной, но, несмотря на случившееся, продолжал волноваться о нем и хранить его, — именно тогда, в галуте, в изгнании евреи открыли, сколь велика любовь Отца небесного к Его народу. Это открытие и сознание Его любви пробуди ло в евреях взаимное чувство — великий отклик любви к Творцу и Его Торе. Это новое сознание еврейского народа было определено нашими мудрецам как принятие Торы из любви к Всевышнему. автор текста: рав Реувен Куклин
2017-03-06 12:07:29
... они (эрев рав) смешались с Израилем ... из потомков эрев рав". Неужели, ... , по урока рава Моше Шапиро, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вот как пишет Виленский Гаон в комментарии к "Тикуней Зоар" (97): "И все дерзкие в поколении, все злодеи – это они. То есть в них души тех, о ком сказано в Талмуде: "...а кто не милосерден к ближним – он точно из потомков эрев рав" (Бейца 32:б). Написано в книгах: они (эрев рав) смешались с Израилем, и в нашей среде их много – "такой точно из потомков эрев рав". Неужели, несмотря на сказанное в Кидушин 71:а "Семья, которая осквернилась – осквернилась", эти будут считаться неоскверненными? Все они – души, которые возвращаются, и есть большая разница между ними и настоящими евреями. Там же в Талмуде (71:а) сказано: по одному параметру сыны Израиля отличны от геров (пришельцев, вошедших в народ). Об Израиле написано: «и буду им Всесильным, (а после этого) и они будут Мне народом». То есть Всевышний сначала Сам приближает евреев. А о герах написано: "Есть ли кто, кто осмелился бы (сам) подойти ко Мне? — сказал Г-сподь. – И вы будете Мне народом, а (потом) Я буду вам Б-гом" (Ирмияу 30:21). То есть свыше не делают начальных попыток приблизить, гер приближает себя сам, персонально решая, что ему с собой делать (так объясняет и Раши).
"Из глубин", книга Шмот, по урока рава Моше Шапиро, зцкл
«И сделай меиль…. И сделай по подолу его гранатовые яблоки… и золотые колокольчики между ними вокруг… И будет на Аароне для служения; и будет слышен его голос при его входе в Святилище пред Г-сподом и при его выходе, чтобы он не умер». (Шмот 28:31-35)
Как мы привели, меиль искупал грех злословия. На подоле меиля были колокольчики, звон которых был слышен во время ходьбы первосвященника. «Придёт одежда, которая даёт голос, и искупит грех, связанный с голосом», — утверждает Талмуд.
В Торе сказано (Берейшит 2:7): «И создал Г-сподь Б-г человека из праха земного, и вдохнул в ноздри ему душу жизни, и стал человек живой душой». Ункелос переводит слова «живой душой» — «говорящей душой». Отсюда следует, что способность говорить является основным свойством человека. Маараль (хидушей агадот на Звахим) объясняет, что поскольку речь является основным свойством человека, именно меиль, облачающий всё тело коэна, искупал грех злословия.
Как известно, все дела человека влияют на духовные миры. Когда еврей совершает добрые дела, он строит духовные миры, а когда творит зло, не дай Б-г, то разрушает их. Слова человека имеют большее влияние на духовные миры, чем его дела, поскольку в них заключается его основная сила. Виленский Гаон пишет («Алим ле-Труфа»), что рот человека считается Святая Святых. И на это намекает стих в нашей главе: «и будет слышен его голос при его входе в Святилище пред Г-сподом».
Слова имеют огромное влияние не только на духовные миры, но и на душу и тело самого человека. Из слов Ункелоса, приведённых выше, мы видим, что слова человека наиболее тесно связаны с его душой, и поэтому имеют на неё громадное влияние. Царь Соломон в книге Притч (Мишлей 18:21) говорит: «Смерть и жизнь во власти языка». А в книге Экклезиаст (Коэлет 5:5) он пишет: «Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою». И на это тоже есть намёк в стихе из недельной главы: «и будет слышен его голос при его входе в Святилище пред Г-сподом и при его выходе, чтобы он не умер».