Часть 1. Прикладное общаговедение
Давеча одна хорошая студентка удивленно мне сказала, что в ...
Часть 1. Прикладное общаговедение
Давеча одна хорошая студентка удивленно мне сказала, что в армянской мифологии бог-творец - отнюдь не самый крутой, а крут и почитаем какой-то позднорожденный бог грозы, и вах, как такое может быть.
И я ей ответила: вот ты представь себе общагу. Нормальную студенческую общагу...
Где-то там, канэшна, есть директор общаги (а над ним ректор вуза!), тока студенту он пофиг. Студенту критично, что сегодня дежурит злющая комендант тетя Клава, а завтра - добрая тетя Маша, и если тете Маше принести коробку конфет (бутылку водки), то она оного студента пропустит с девушкой. А еще вон тот коридор - китайцы, там воняет, а там живет умный Лёха, у него конспект к экзамену можно взять и т.п. Ход мысли ясен.
Верит ли наш студент в тетю Машу, тетю Клаву, Лёху и китайцев? Не-а. Чё в них верить, он с ними живет и общается лично. Что где-то там есть директор общаги - он, пожалуй, верит. Ибо лично не видал, действий директора практически никогда не ощущал. Если ощутит - это будет локальный конец света, типа увольнения тети Маши или капитальный ремонт затеют! Директору ни шоколада,ни водки носить... не то что "не надо", а просто возможности нет - ибо далек. Разве что староста пятикурсников может по экстренному поводу до него добраться (читай: верховный жрец союза племен на веееееликом курултае). Но это в самом-самом случае.
А вот к Лёхе надо придти непустым, причем не потому, что он иначе не даст конспект, а просто из благодарности. И ваще, Лёха - классный парень.
И где тут вера??? Тут есть нормальное взаимодействие с силами благими, дурными и разновсякими. Соседи, с которыми ссориться - глупо, независимо от того, хороши или плохи.
Вот это модель - НОРМАЛЬНОГО язычества. Да, потом будет и ненормальное.
Имена добрых и злых богов, домовых и леших, кладбищенской нежити и духов-покровителей подставьте по вкусу.
А дальше меня понесло философствовать на темы мировых религий. Правда, только двух: христианства и буддизма. Я не настолько хорошо знаю ислам и иудаизм, чтобы разводить на их счет такое балагурство.
Часть 2. ...а дома лучше!
Как вы понимаете, не всем студентам жить в общаге. Многие живут на квартире с мамой-папой. Для прозрачности аллегории христианства маму уберем, оставим тока папу.
Папа самим фактом своего существования отнимает у студента зависимость от тети Маши и тети Клавы, а також от китайского вонючего коридора. Что касается классного парня Лёхи, то общение с ним в квартире папы (общение ВНЕ пока не берем) возможно только если папа Лёху одобряет. Но Лёха хороший (см. выше о конспектах) и папа всецело за.
Жизнь с папой много надежнее жизни в общаге. Плюсы не расписываем за ясностью.
НО. У папы есть четкое представление, что и как может происходить в его квартире. И наш студент волен делать абсолютно что угодно (хоть сопромат учить, хоть Бунина читать), но в жестко заданных рамках. Слушать heavy metall без наушников папа не позволит. И приводить Лену с естественной для студента целью - тоже.
При этом папа (особенно в своей строгости!) желает чаду исключительно добра. Даже так: Добра.
Не думаю, что какие-то аллегории здесь надо расшифровывать.
Вариант номер два.
Тут ситуация будет для студента нетипичная, однако студент у нас - сферический в вакууме, так что... предположим :)
Некий студент живет в отдельной квартире. Причем ему принадлежащей. В наследство получил, не иначе (читай: прошлыми перерождениями накопил благую карму).
Он не только свободен от проблем с тетей Клавой, но и жесткого контроля со стороны Папы у него нет. Его поступки определяются только его собственной волей.
С одной стороны, папа не будет ругать и требовать, можно водить хоть Лену, хоть Юлю, но с другой: а если заболеешь? Не поможет никто. Не к кому взывать: помогииии!
Это не атеизм, как может показаться. Это буддизм. Существование папы у однокурсника не подвергается сомнению. И существование тети Маши с тетей Клавой - тоже. Буддист верит в существование богов. Всех. Оптом и в розницу. Любых религий. Но он отрицает их помощь на пути духовного роста.
Вот и болеет один в своей квартире.
(Крик души: как я иногда завидую моно- и политеистам! Как хочется иногда взмолиться "помоги!" - а нэээээээкому. Всё приходится делать самой).
При этом, если у него сопромат решается под тяжелый рок - ему никто не мешает врубать оный рок на полную. Сиречь тантрический буддизм позволяет не отрешаться от гнева и прочих негативных эмоций, а преобразовывать их в духовный подъем (если надо, объясню подробнее).
Соответственно, наш студент с квартирой может приглашать к себе в гости кого угодно. Но только В ГОСТИ, квартира не превращается во вписку. Сиречь: буддизм легко ассимилирует божеств той местности, где распространился. Однако они - только образы в живописи, символы в философии и т.п.
Короче говоря, у обоих "квартирных" студентов - более высокая степень защищенности от внешних воздействий (слухи о нашествии упырей вызовут у христианина и буддиста примерно одинаковое недоумение), но и жесткость нравственных императивов - гораздо выше. И если у христианина они выражены хоть как-то личностно, то буддист вообще стоит голый перед мирозданием.
Если наш с вами студент нацелен на красный диплом и диссер (читай: целью человека является духовный путь), то жить в квартире для него - подарок судьбы. А воооот если он хочет пожить в свое удовольствие...
Часть 3. Прописка и вписка
...то захочет наш студент в общажную вольницу. А тока ж кто его туда пустит???
Выход прост: вписка. Папин сынок сбежит туда, студент с квартирой устроит ее дома.
Вписка - не общага. Нет директора, нет тети Маши с тетей Клавой. О них могут рассказывать те, кто тут тусуется. И твое дело - верить или нет, что тетя Маша три ночи подряд Светку с парнем пропускала и водку за это не брала. Хочешь верь. Или нет. Это _вне_ твоей жизни.
Давайте еще раз, подробнее. Живущие в общаге или с Отцом не понимают вопроса, верят ли они. Они с сими высшими сущностями находятся в постоянном контакте. Ежедневно (!) совершаются поступки, обусловленные Папой или тетей Клавой. (Тому, который живет один, сложнее - он сам себе комендант. Но требования там сходны.)
Общага и квартира - жесткая система. Правила этой системы неотвратимы. В них ты не "веришь", ты знаешь на своей шкуре, каааааак тебе прилетит, если ты их нарушишь.
А вписка - отсутствие системы. Нет правил. Нетушки. Ты можешь верить в эти правила - и пытаться перенести их во вписочную жизнь. Ты можешь не верить в них. Истории из общаги станут байками (читай: мифы).
Вот возникновение веры.
Заметьте: общага - иерархия. С Папой всё просто, напрямую. А вписка ЛИШЕНА не только иерархии, но и вообще какой бы то ни было структуры.
Она дает свободу папиному сынку, она дает некоторую защищенность студенту с квартирой (вы не представляете, с какой легкостью буддизм скатывается в это псевдоязычество! - дают богоооов! есть кого просиииить о помощи!). Но взамен - абсолютно неизвестный завтрашний день и непредсказуемость бяк.
Вписка - это толпа на клабищах на пасху, это вера в то, что пояс Бцы исцеляет от бесплодия (священники внятно объясняют, что исцеляет Бца по молитве, а поясу можно поклониться в знак почитания); это бурятские толпы паломников к телу Итигелова, это пьяные ламы, которых я насмотрелась более чем. Это надежда на то, что кто-то принесет жрачку и мне достанется, это молитвы "чтобы огурцы лучше росли" (хочу молитву для помидор!), это убийство в буддийском храме в Питере, это "отмечание пасхи" в пятницу вечерком, это гниющая гора игрушек на могиле ребенка, это Чумак с Кашпировским, это очередной конец света... это то, что вы знаете и без меня.
Это не христианство и не буддизм, но это и не язычество!!
Часть 4, самая интересная. Дверь.
Студент поселяется в общаге на пять лет. Он это знает еще до поступления. Сам факт того, что он общагу покинет, для него банален. Это может вызывать надежды на лучшую жизнь (как правило) или опасения, но сие есть данность для него и теть Маши-Клавы.
Он НЕ БОИТСЯ расставания с общагой.
Да, я об отношении к смерти. Язычник, заметьте, покидает нашу общагу с огроооомным багажом. Курганы, ага. Ибо переезжает.
Буддисту еще проще: продал одну квартиру, купил другую в соответствии с накопленными - угу, духовными заслугами. Стресс переезда, конечно, есть, но, в общем, ничего страшного.
Христианин ака Папин сынок. Гм... обкатывая эту аллегорию на друзьях-христианах, я получила ответ, что это как перебраться из одной комнаты в другую. Ну или Папа решил, что квартиру меняем. Короче, Папе виднее, переезд так переезд.
А воооот вписка...
Отсюда могут выпереть в любой момент. Поссорился с хозяином - и адью. Или еще что. Риск потерять это жилище - каждый день. Впереди - полное НЕИЗВЕСТНО ЧТО. Страх, страх, страх.
Лакмусовая бумажка на псевдоязычество.
И чем сильнее этот ужас перед Дверью, тем активнее наш уже-давно-не-студент ищет, где бы поселиться. Назад в общагу не пустят, ибо язычество - детство человечества. Денег на своб квартиру накопить? - шутить изволите! из псевдобуддиста буддист не получается. Обратно к Папе? - Папа добр, Папа простит... реально это делают единицы. Поэтому выход к кому-нить на квартиру, в любом качестве. Секты всякие...
Большинство, впрочем, выходит в Дверь оной вписки. И омерзительно помпезные надгробия на кладбищах - тому доказательство.
...если вы осилили эти рассуждения - я удивлена. Если они вам показались полезными - я рада. Если хотите спорить - вэлкам.
В своем блоге я намеренно избегаю политических тем, ведь в Интернете и без меня «до хрена» полит- ...
"The story of a loser -- it could be you”
Кто такие классики? Классики – это таланты и гении, ...
1 декабря 2011-го наконец-то на большие экраны вышел самый долгожданный фильм уходящего года " ...
Мы тут стали перемывать Алве косточки в смысле его схожести с Сархадом, Ноле стал рассуждать о ...
Мы тут стали перемывать Алве косточки в смысле его схожести с Сархадом, Ноле стал рассуждать о сходстве Дика с Друстом... и я поняла, что мы с Камшой курили явно одну и ту же траву.
То ись то, что Сархад и Рокэ - близнецы-братья, хоть и от разных матерей, - это понятно. Оба Вороны, оба тип обаятельного мерзавца, оба больше половины романа сидят в тюрьме (иначе эта сволочь забьет всех прочих героев своей бешеной харизмой). Это понятно, и для этого не надо читать. Что Сархад похож на Рокэ я знала лет пять назад, как до меня волны увлечения Камшой дошли.
Это все банально.
А воооот если смотреть глубже, то куча больших и малых деталей четырехугольника Рокэ-Дик-Катарина-Фердинанд идеально совпадают с... Ну?
...Седой-Друст-Риэнис-Араун.
Дано: сравнительно пассивный король, которого с женой связывают чисто политические отношения. Между ними нет супружества в сексуальном смысле. Есть Военачальник, официальный любовник Королевы, от коего она регулярно рожает.
Я так замечу, что сама по себе идея "официального любовника" мне в литературе не встречалась. Бездетный король может попросить лучшего друга помочь с наследником, но так чтобы Военачальник с Королевой поддерживали постоянные отношения, отнюдь не только ради потомства... Это таки одна травка на двоих.
Причем Военачальник всячески подчеркивает, что он Королеву не любит, а занимается с ней сексом исключительно по необходимости и ради блага государства. И ви таки в это поверили? Обоим!
Нет, я понимаю, что Катарина совершенно не похожа на Риэнис, но почему эти чертовы Волк с Вороном ведут себя с ними НАСТОЛЬКО одинаково?!
Замечу, что Военачальник харизматичен и эротичен настолько, что его хватило б еще на десяток девиц ежедневно. Но у него кроме Королевы нет никого - не потому, что он ей верен, а потому, что ему и она-то не особо нужна, а второй аморррр будет уже явно перебором. Рокэ отказывается от Марианны, Седой в принципе не поворачивает головы в сторону Рианнон (а к Эссилт приходит потому, что твердо знает: она не попытается его соблазнить).
В свободное время Военачальник мочит врагов, причем детально прописана сцена уничтожения им мирного населения. У Рокэ это сошедший сель, у Седого это рыбак 1 шт, масштабы несоизмеримы, но это специфика работы того и другого.
Право на трон. С Рокэ ясно, Седой - в прошлом Ху Кадарн, хм-хм-хм, в общем, захоти он - он бы явно оттеснил Арауна. Но оба банально не хотят.
И вот в эту милейшую ситуацию влетает юный герой (далее: ЮГ).
...прямо скажем, Друст со всеми его недостатками по сравнению с Диком выглядит просто настоящим героем, взрослой цельной личностью и т.д. Если мерить его в попугаях, т.е. в Окделлах, то будет 1:100 не меньше. Но если мерить Друста в Друстах, т.е. смотреть на его результаты с учетом его же возможностей, то картина окажется менее радужной.
Ситуацию "мой лорд вытащит меня из любой бяки" Друст проходит в основном с Мархом. Марх почти год (!) не преследует его за амор с Эссилт, в ситуации, когда вина Друста должна караться смертью, Марх его ВЫСЫЛАЕТ (ага!), он приходит ему на помощь в Саксонской бухте (что, в общем, тянет на явление Рокэ на дуэль). Сходство не особо много, но достаточно, чтобы поставить галочку: оно есть.
Ах да, добавьте еще нашему ЮГ погибшего отца ;)
Короче, в Муррее Друст оказывается уже с "комплексом Дика": внутренней уверенностью, что придет большой и сильный, чтобы его вытящить из бяки. (Для Друста сие особенно обидно, ибо начинал-то он савсэм не так!)
Первая встреча ЮГ и Военачальника: ЮГ - изгнанник, никаких прав и средств к существованию, Военачальник его просто подбирает (поманил колбаской, подозвал к ноге) и ЮГ бежит за ним не потому, что очень хочет, а потому, что деваться ему, то ись ЮГ, больше некудаааааа.
В обеих случаях ситуация смягчена тем, что служить Военачальнику - великая честь.
Седой дает Друсту оружие, Ворон дает Дику лошадку (давать лошадку Друсту было бы... э-э-э, слишком эротично), Седой дает Друсту одежду, Ворон Дику - деньги.
Дальше ЮГ влюбляется в Королеву. Дальше он застает Военачальника с Королевой в весьма сложной и нестандратной позе.
Дальше ЮГ от Военачальника отрекается. Друст не идиот, убить Седого он не пытается. Всё-таки по сравнению с Диком он такой умница!
Дальше - изгнание ЮГ. Заметим, что Друст покидает Муррей именно потому, что ушел от Седого. Не был верен королю, не был верен командиру. Хм. Пожалуй, они с Диком похожи больше, чем хотелось бы.
Потом будет еще одна встреча ЮГ и Военачальника, когда он от ЮГ просто отмахнется как от докучливой мухи.
И еще будет единственный разговор между ЮГ и Королем, когда Король на эту бедолажку посмотрит с презрительной жалостью.
Я позволю себе сказать, что ситуация Друста трагичнее ситуации Дика: этот щенок так и не вырос, а Друст-то _до_ падения успел совершить три подвига и какие! И вдруг из вполне взрослого и самостоятельного скатиться в ЭТО...
И еще. Героя типа "Круть Немерянус" я не люблю, посему, чтобы получить одного Рокэ Алву надо сложить Сархада, Марха и Седого. Однако.
Остался неразрешим главный вопрос: КАКИМ ОБРАЗОМ так совпали герои???? Это не клише, это не стандарты околоэпических сюжетов. Влияние исключено. Тогда что это?!?!?!