... находится в ожидании
еврозоны, прорабатывая сценарий ...
... предполагает ее временный
. По мнению ...
... такой позиции нет.
СССР сделал объективно ... Молдовы: в результате
Советского Союза " ...
Михай Гимпу предложил даже объявить 16 мая - день подписания договора, по которому значительная часть молдавского народа избавилась от османского ига, а Бессарабия (примерно территория современной Республики Молдова) вошла в состав Российской империи, - Днем национального траура. На состоявшейся в Кишиневе траурной церемонии Гимпу заявил: "Они говорят, что было освобождение. Мы говорим, что это была оккупация. Доказательство: русские танки на протяжении 178 лет на бессарабской земле, в крепости Штефана чел Маре в Тигине (исключены 22 года оккупации Бессарабии Румынией - прим. И.Ш.) и на протяжении 200 лет по сегодня на территории за Днестром (в Приднестровской Молдавской Республике - прим. И.Ш.)" (1).
Гимпу уже не раз отличается на историческом поприще. В 2010 г., исполняя обязанности президента Молдовы, он своим Указом объявил день освобождения Молдавии от фашизма - "Днем советской оккупации". Тогда же, Гимпу "прославился" и откровенным признанием, что ему как представителю побежденных (румынских союзников Гитлера) нечего делать на параде в Москве в честь 65-летия Победы. Конечно, все ведущие политические силы Республики Молдова и в 2010 г. и 2012 г. отмежевались от инициатив главного либерала республики. Но считать все это бредом городского сумасшедшего, даже не знающего, что во времена Кутузова никаких танков не было и в помине, нет никаких оснований.
Гимпу возглавляет одну из четырех партий правящего Альянса за европейскую интеграцию. Более года он от имени Альянса был председателем парламента страны и исполнял обязанности президента Молдовы.
Нельзя забывать и того, что за несколько месяцев до Гимпу о катастрофических последствиях русской "оккупации" говорил государственный секретарь МИД соседней Румынии: "Сегодня Бессарабия по-прежнему страдает от влияния 200-летнего российского господства, в ходе которого на шкуре бессарабских румын проводились всевозможные "опыты", начиная с массовой ликвидации, голода, и заканчивая депортациями и манкуртизацией. <...> Однако благодаря чрезвычайной стойкости, своей жертвенности и мудрости бессарабцы всё же сумели сохранить свой язык и румынское сознание" (2) (по данным переписи 2004 г. 75,8% жителей Молдовы считают себя молдаванами, а не бессарабскими румынами, и только 2,2% румынами).
Президент же Румынии Бэсеску постоянно твердит о советской "оккупации" 1940 г. и необходимости преодолеть последствия Пакта Молотова-Риббентропа для Бессарабии. Именно этим он, например, объясняет отказ подписать с Молдовой договор о границе: "Кто может себе представить, что глава румынского государства подпишет договор, который узаконивал бы Пакт "Риббентропа-Молотова"? Только тот, кто своим умом не доходит до того, что означает ответственность главы румынского государства" (3).
На таком фоне нет ничего удивительного, что международную конференцию в Яссах "Бессарабия - 1812. Национальная проблема, международные последствия" прорумынские историки из Молдовы превратили в откровенно антироссийское мероприятие, "плач по разделенному румынскому народу" (4) (по образному определению профессора В.Гросула, члена российской делегации).
Так, академик А.Ешану заявил, что "16 мая 1812 года стал самым чёрным днём в Молдавской истории" (5). По мнению академика, положение румын (существование молдаван он в принципе отрицает) после 16 мая 1812 г. в России ничем не отличалось от положения негров во времена апартеида в ЮАР: "Фактически, подобную политику можно сравнить с расистской политикой сегрегации Южной Африки. Там местное цветное население проживало исключительно в бантустанах, в зонах, специально для этого отведенных - резервациях. В городах жили только белые. То же происходило и у нас - в царской России, а потом и в советское время" (6).
Из Бухарестского договора Ешану выводит и нынешнее бедственное положение Молдовы: "Сегодняшняя бедность нашей Молдовы и запрутской (молдавские земли в Румынии - прим И.Ш.) берет начало именно там" (7).
После таких откровений академика уже не удивляют утверждения профессора А.Мошану о том, что "русское иго было для Бессарабии гораздо хуже турецкого" (8).
Еще дальше пошел "Совет объединения", в который входят известные общественные деятели Молдовы, выступающие за ее присоединение к Румынии: "Турецкий геноцид в отношении Армении ничем не отличается от российского геноцида в отношении Румынии и Молдавии. Мы должны побудить правительства РМ и Румынии высказаться по этому поводу" (9).
Как видим, позиция Гимпу о русской и советской "оккупациях" отражает взгляды не маргиналов, а влиятельных сил, как в самой Молдове, так и в соседней Румынии.
Ничего удивительного в существовании такой позиции нет. Распад СССР сделал объективно неизбежным активный процесс исторического мифотворчества в новых независимых государствах, возникших на его окраинах. Во всех бывших союзных республиках, за исключением Белорусской ССР и части Молдавской ССР (ныне Приднестровская Молдавская Республика), к власти пришли сепаратисты. Для сохранения нежданно-негаданно полученной независимости им потребовалось срочно не только найти сильного хозяина (отсюда стремление вступить в НАТО), но и создать мощные внутренние силы, готовые поддерживать курс на независимость от России и противодействовать любым попыткам реинтеграции. В этих условиях без "исторической политики" обойтись было нельзя. Требовался миф о русских/советских оккупантах, а в идеале и геноциде титульной нации. И он, как видим, появился.
Особенностью Молдавии стало то, что незаконно захватившие на ее территории власть сепаратисты были не молдавскими, а румынскими националистами. Они стремились не только отделиться от России, но и присоединиться к Румынии.
Для этих сил освобождение Молдавии от османского ига в 1812 г., как и от румынской оккупации в 1940 и 1944 гг., действительно, траурные даты. Если бы русские войска в 1812 г. не освободили Бессарабию, если бы не Пакт Молотова-Риббентропа, и если бы не Победа над фашизмом никакой Молдавии и молдавской нации уже давно не существовало. Были бы одни румыны и одна "Великая Румыния".
Известный приднестровский историк Илья Галинский очень точно определил обусловленные этим базовые принципы исторической политики правящего класса Молдовы: в результате распада Советского Союза "восторжествовала историческая справедливость; искусственное образование - СССР перестал существовать; молдавский (румынский) народ освободился от советско-российской оккупации; Республика Молдова как вновь созданное государство должно обратиться к своим ментальным истокам и воссоединиться с Матерью-Родиной Румынией (выделено мною - И.Ш)" (10).
В начале 90-х гг. кавалерийским наскоком полностью оторвать Молдавию от России и присоединить ее к Румынии не удалось - Приднестровье не позволило. Как признал экс-президент Румынии Илиеску: "Объединение с Румынией предполагало бы отделение Приднестровья" (11). А этот вопрос выше компетенции властей и Молдовы и Румынии. Запад же совершенно не собирается за удовлетворение территориальных аппетитов Румынии платить признанием независимости Приднестровской Молдавской Республики, провозгласившей курс на воссоединение с Россией. Для Запада цель - вытеснение России из региона в целом, а мелковеликодержавные амбиции Румынии - не более чем инструмент. По прошествии двадцати лет и в самой Молдове постепенно начинают пробуждаться здоровые общественные силы. Социологические исследования показывают, что после стольких лет тотальной румынизации большинство жителей республики (57%), причем во всех социальных, национальных и возрастных группах, поддерживают идею присоединения Молдовы к Таможенному союзу Белоруссии-России-Казахстана, а самым авторитетным политиком для себя считают Путина (76%) (12).
Поэтому произошло неизбежное изменение тактики Румынии и прорумынских сил Молдовы. По откровенному признанию президента Бэсеску: "Пока мы поставили себе политическую цель в ЕС переместить Молдавию из группы с Украиной в группу Западных балканских государств" (13). Отсюда и повышенная активность антироссийских сил на историческом фронте. Не убедив молдаван в том, что их главный враг Россия, что они румыны, отторгнутые от "матери-родины" русскими/советскими "оккупантами", своих целей им не достичь.
Вызов безопасности России
Конечно, все люди, включая политиков и историков, имеют право на собственное, даже самое экзотическое, видение исторических событий. Это их личное дело и неотъемлемое право. Точно также, внутренним делом каждого государства и народа является вера в те или иные исторические мифы. Но только до тех пор, пока эти исторические мифы не кладутся в основу практической политики, угрожающей интересам и безопасности других народов. Именно таким мифом стала концепция о русской/советской "оккупации" Бессарабии. Она уже давно и активно используется, как сугубо политический инструмент обеспечения интересов Румынии и прорумынских сил в Молдове, а также геополитических интересов Запада. Приведу только несколько примеров.
Во-первых, миф об "оккупации" сыграл немалую роль в период распада СССР в конце 80-х гг. прошлого века. Он лежал в основе пропаганды прорумынских сепаратистов, когда они рвались к власти в Кишиневе. Этим мифом они обосновывали "право" Молдавии на отделение от Советского Союза без соблюдения предусмотренных законом о выходе из СССР процедур.
В Декларации о независимости Республики Молдова Бухарестский мирный договор объявлялся актом "расчленения национальной территории", противоречащим "историческому и национальному праву и юридическому статусу Молдавского княжества", и аннулированным "всем историческим развитием и свободным волеизъявлением населения Бессарабии" (14).
Советскому правительству авторы Декларации (как сейчас выясняется, ими были румынские дипломаты) (15) предлагали "начать переговоры с Правительством Республики Молдова о прекращении незаконного состояния ее оккупации и вывести советские войска с национальной территории Республики Молдова, аннексированной СССР в 1940 году" (16).
Во-вторых, миф об "оккупации" активно используется для противодействия процессам реинтеграции России и Молдовы. Опираясь на него, палата депутатов Парламента Румынии даже приняла 14.04.1994 г. Декларацию протеста (!) в связи с решением Молдовы присоединиться к СНГ: "Решение кишиневского парламента подтверждает, прискорбным образом, преступный пакт (Молотова-Риббентропа - прим. И.Ш.) и безответственно аннулирует право румынской нации жить в интегрированном историческом и духовном пространстве. <...> Географическим положением, культурой, историей и традициями естественное место наших запрутских братьев, безусловно, рядом с нами, в великой семье европейских наций, но никак не в составе евроазиатских структур" (17).
О том, что в школах и вузах Молдовы с помощью мифа об оккупации уже два десятилетия пытаются из молодого поколения молдаван сделать врагов России, нет нужды и говорить.
В-третьих, русское население Молдовы поставлено в положение "оккупантов", которым великодушно разрешили остаться на этой территории после краха агрессивной империи, и не имеющих оснований претендовать на равноправие с титульной (румынской) нацией. Все последние два десятилетия целенаправленно и методично проводится политика ограничения прав русской общины Молдовы на получение образования на родном языке и его использование в общественной и политической жизни. Самые последние вопиющие примеры тому - закрытие властями Молдовы телеканала NIT, транслировавшего передачи на русском языке, а также трансляция на частотах российского "Первого канала" передач на румынском языке.
"Национально мыслящие" интеллигенты недовольные отставанием в этой области от продвинутой в приобщении к европейским ценностям Прибалтики до сих пор считают себя в праве в коллективных письмах к властям заявлять: "Даже после 20 лет независимости мы вынуждены констатировать, что оккупанты чувствуют себя на нашей земле, как у себя дома" (18).
В-четвертых, с помощью мифа о русской/советской "оккупации" пытаются ликвидировать молдавскую государственность и саму молдавскую нацию, объявляя их порождением "оккупационного" режима. Выше приводились слова президента Бэсеску о невозможности для румынского президента подписать договор о границе с Молдовой. Это не только его личное мнение, это принципиальная позиция румынского государства. В Заявлении румынского правительства о признании независимости Молдовы есть очень интересный пассаж: "Провозглашение румынского государства на территориях, аннексированных силой вследствие секретных договоренностей, установленных пактом Риббентропа-Молотова, является решительным шагом в устранении мирным путем его пагубных последствий, направленных против прав и интересов румынского народа" (19).
Предшественник Бэсеску на посту президента Румынии Илиеску также открыто говорил, что румынские власти поддерживали и поддерживают Республику Молдова, чтобы укрепить ее "независимость по отношению к бывшей империи, а не по отношению к Румынии (выделено мною - И.Ш). <...> Распространяемые сегодня теории - это имперские, русские и советские теории, которые попытались выдумать новую - молдавскую нацию, новый - молдавский язык" (20).
Согласие нынешнего президента Молдовы Тимофти с тезисом Бэсеску о втором румынском государстве, в котором проживают в основном румыны, а не молдаване, показывает, что курс на ликвидацию молдавской государственности и молдавской нации сохраняется. И одна из ключевых ролей при его реализации отводится именно мифу о русской/советской "оккупации".
Пятое и последнее. С помощью мифа о русской/советской "оккупации" развязанную Румынией, совместно с гитлеровской Германией, войну против СССР пытаются представить, как справедливую национально-освободительную борьбу за возвращение "оккупированной" Советским Союзом Бессарабии. "Легким движением руки", из преступника надеются сделать благородного героя.
Президент Бэсеску 22 июня 2011 г., в день 70-летия начала Великой Отечественной войны, посмел заявить о своей полной солидарности с маршалом Антонеску, отдавшим приказ о нападении на СССР: "Если бы я был в тот исторический момент, то отдал бы такой же приказ, потому что у нас был союзник, и нам надо было вернуть территорию" (21).
Наглость Бэсеску осталась безнаказанной. Российский МИД ограничился дежурным призывом к цивилизованным народам, осудить попытку реабилитации фашизма. Запад и вовсе ничего "не заметил". Подобно тому, как ранее, при всей своей озабоченности малейшими проявлениями антисемитизма, "не замечал" лозунгов прорумынских сепаратистов в Молдавии - "утопим евреев в крови русских", "евреев в Днестр, русских за Днестр".
Как результат, уже поминавшийся, прорумынский Совет объединения, выступает с призывом отныне отмечать 22 июня как "день вступления в войну Румынии рядом с Германией для возвращения Бессарабии" (22).
На первый взгляд, все это сугубо местечковые исторические "изыскания", порожденные комплексами и амбициями Румынии и прорумынских сил в Молдове. Однако в реальности, они (совместно с прибалтийскими и польскими "изысканиями") являются элементами широкомасштабной кампании Запада, направленной на пересмотр смысла и итогов Второй мировой войны. Кампании, которая прямо связана с развернувшейся после краха СССР и биполярной системы миропорядка, борьбой за геополитический передел мира.
Таким образом, есть все основания сделать вывод о том, что историческая политика, направленная на "преодоление последствий" русской/советской "оккупации" Бессарабии, является прямым вызовом и угрозой безопасности Российской Федерации. Несмотря на все явное несоответствие весовых категорий России и Румынии.
У России нет оснований ни игнорировать, ни оставлять этот вызов без адекватного ответа. Исторической политике противников России необходимо противопоставить российскую историческую политику. Время пораженческих призывов "оставить историю историкам" прошло. Они ни к чему кроме обеспечения антироссийским силам свободы рук не ведут.
Конечно, само по себе признание исторической политики, основанной на мифе о русской/советской "оккупации", вызовом безопасности России ни в коей мере не может служить доказательством того, что оккупации не было. Историческая правда не зависит от интересов государств. Поэтому вопрос о законности действий России в 1812 г. и СССР в 1940 г., об их соответствии международному праву является ключевым в противодействии исторической политике, ставящей себе целью отрыв Молдавии от России, лишение российского государства результатов более чем двухвековой деятельности.
Без осознания собственной правоты невозможно перейти от продолжавшейся все последние десятилетия политики обороны, к последовательному и принципиальному отстаиванию интересов России в регионе, и неразрывно связанных с ними интересов братского молдавского народа.
Конец первой части
1. Гимпу М. Российские танки 178 лет находятся на территории Молдовы. - http://moldnews.md/rus/news/47871.
2. МИД Румынии: 200 лет Россия проводила всевозможные "опыты" на шкуре бессарабских "румын". - www.regnum.ru/news/1515017.html.
3. http://www.qwas.ru/moldova/pcrm/MID...ynskoi-granice/.
4. Румыны были объективнее. - http://news.point.md/obschestvo/rumini-bili-objektivnee.
5. "Я не припомню другого такого антирусского мероприятия". - http://www.materik.ru/country/detail.php?ID=15095.
6. Ешану А. "Мы жили в резервациях", - 200 лет со дня аннексии Бессарабии. - http://www.enews.md/articles/view/2413.
7. Ешану А. "Мы жили в резервациях", - 200 лет со дня аннексии Бессарабии. - http://www.enews.md/articles/view/2413.
8. Румыны были объективнее. - http://news.point.md/obschestvo/rumini-bili-objektivnee.
9. "Совет объединения" Молдавии и Румынии: Турецкий геноцид армян ничем не отличается от "геноцида румын" Россией. - www.regnum.ru/news/1520076.html.
10. Галинский И. История, как идеологическое и политическое оружие в Молдавии. - www.regnum.ru/news/1350757.html.
11. Экс-президент Румынии: Молдавия не присоединилась к Румынии из-за Приднестровья.- www.regnum.ru/news/1515997.html.
12. По данным опроса "Барометр общественного мнения", проведенного Институтом общественной политики (Молдова) в апреле 2012г. (Institutul de Politici Publice, Prezentarea publică a rezultatelor BOP - aprilie 2012, URL: http://www.ipp.md/public/files/Baro...are_2012-05.ppt.
13. Бэсеску Т.. Мы не отказываемся от границы. - http://www.moldovanova.md/ru/comments/show/340/.
14. Декларация о независимости Республики Молдова. - http://www.moldova.org/page/deklara...va-489-rus.html.
15. Авторами "декларации о независимости" Молдавии оказались румынские дипломаты. - www.regnum.ru/news/1440024.html.
16. Декларация о независимости Республики Молдова. - http://www.moldova.org/page/deklara...va-489-rus.html.
17. Цит. по: Степанюк В. Государственность молдавского народа: исторические, политические и правовые аспекты. - Кишинев. 2006. - С.439
18. Молдавская "интеллигенция": "Даже после 20 лет независимости оккупанты чувствуют себя на нашей земле, как у себя дома". - www.regnum.ru/news/1483919.html.
19. Цит. по: Степанюк В. Государственность молдавского народа: исторические, политические и правовые аспекты. - Кишинев. 2006. - С..426.
20. Цит. по: Степанюк В. Государственность молдавского народа: исторические, политические и правовые аспекты. - Кишинев. 2006. - С..441.
21. Бэсеску Т. На месте фашиста Антонеску в 1941 я бы тоже приказал перейти Прут. - www.regnum.ru/news/1418425.html.
22. Румынские унионисты отметят годовщину нападения на СССР. - http://pan.md/news/Ruminskie-unioni...i-na-SSSR/22244.
Игорь Сергеевич Шишкин - заместитель директора Института стран СНГ (Москва)
Новости по теме «Исторические и экономические претензии Бессарабии к России»:
Все новости в сюжете «Исторические и экономические претензии Бессарабии к России»: http://www.regnum.ru/dossier/1717.html (277 новостей)
Новости по теме «Кириллица или латиница: дискуссия о молдавской идентичности»:
Все новости в сюжете «Кириллица или латиница: дискуссия о молдавской идентичности»: http://www.regnum.ru/dossier/1446.html (649 новостей)
Новости по теме «Молдавско-румынские отношения»:
Все новости в сюжете «Молдавско-румынские отношения»: http://www.regnum.ru/dossier/1210.html (2121 новость)
Новости по теме «Приднестровское урегулирование»:
Все новости в сюжете «Приднестровское урегулирование»: http://www.regnum.ru/dossier/531.html (5774 новости)
Новости по теме «Русофобия и ксенофобия в Молдавии»:
Все новости в сюжете «Русофобия и ксенофобия в Молдавии»: http://www.regnum.ru/dossier/1200.html (603 новости)
Новости по теме «Национализм, ксенофобия, религиозный экстремизм и борьба с ними»:
Все новости в сюжете «Национализм, ксенофобия, религиозный экстремизм и борьба с ними»: http://www.regnum.ru/dossier/28.html (9997 новостей)
... празднуем день
единого Отечества? ... стала государственной.
СССР как пространства ...
stoletie.ru/vzglyad/12_ijun...ta_370.htm
Э.В.:12 июня для Дня России,однозначно, - неудачный выбор...Именно после принятия «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» началась цепная реакция в союзных республиках(не считая трех стран Прибалтики) по принятию аналогичных Деклараций....Именно после 12 июня 1990 года начался РЕАЛЬНЫЙ РАСПАД СССР.
Праздник прошел, а дискуссия о дне празднования продолжается
День России – один из главных государственных праздников нашей страны. Однако многие люди воспринимают его просто как дополнительный выходной. Почему же возникло такое отношение?
12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР». С 1992 года этот день стал праздничным как «День принятия декларации о государственном суверенитете России». Такое решение принял Верховный совет РСФСР. 12 июня 1998 года Борис Ельцин предложил переименовать праздник в День России. Формально эта инициатива была реализована с принятием Трудового кодекса России 1 февраля 2002 года.
Итак, получается, что 12 июня был учрежден день независимости Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Считать это государственное образование исторической Россией довольно трудно. Для многих независимость РСФСР стала трагедией. Не потому, что люди ностальгировали по советскому строю и СССР как таковому, но потому, что «парад суверенитетов», в котором приняла участие РСФСР, стал стартом к развалу исторического государства, которое и было Россией.
Значит, 12 июня мы отмечаем день урезанной в границах страны. А ведь Украина и Белоруссия воспринимались многими как часть исторической России. Больше того, до революции считалось, что русский народ состоит из трех ветвей – великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов.
За пределами РСФСР оказались миллионы русских, что произошло впервые за многие века. Даже исконно русский город Севастополь оказался на чужой территории. То есть 12 июня – мы празднуем день распада единого Отечества?
В 1990 году стоял вопрос – понимать ли Россию как государство в границах СССР или все же как РСФСР – «Маленькую Россию». В итоге было решено, что новое государство станет независимым без Украины, без Белоруссии. Следовательно, волюнтаристски проведенная коммунистическим режимом граница России стала государственной. Распад СССР как пространства исторической России был завершен.
Так что раздражение, испытываемое многими нашими согражданами против Дня России, неудивительно. Но есть и еще одно обстоятельство. Именно в этот день, 12 июня 1991 года, Ельцин был избран на первый президентский срок. В результате День России превратился в праздник Бориса Ельцина, его личного торжества над политическими противниками.
Естественно, праздновать приход Бориса Ельцина к почти неограниченной власти находится не много охотников. Даже сторонники его правления, считавшие период «ельцинизма» большой исторической удачей России, и те замолкли. Ибо такой катастрофы, которая случилась со страной в 90-е годы, не было со времен революции. Причем правление Ельцина по своим последствиям оказалось одновременно и революцией, и Смутой. Последняя во многом продолжается до сей поры.
Есть и еще одно обстоятельство, благодаря которому празднование Дня России именно 12 июня вызывает скептицизм.
Именно 12 июня в 1924 году родился президент США Джордж Буш-старший. Именно он был хозяином Белого дома в 1990 году, когда принималась Декларация о государственном суверенитете России. Случайность ли это?..
Другое совпадение из того же ряда – 12 июня 1915 года появился на свет видный американский бизнесмен Дэвид Рокфеллер. Он является одним из лидеров западного делового сообщества и олицетворением идеологии глобализма. Рокфеллер – основатель знаменитой Трехсторонней комиссии, общественной организации, в рамках которой ведущие представители элит Америки, Европы и Азии обсуждают международные проблемы. На протяжении 15 лет, с 1970 по 1985 год, Рокфеллер возглавлял совет директоров Совета по международным отношениям, неправительственной организации, оказывающей существенное влияние на международную политику США. Кроме того, он является одним из активных участников и идеологических лидеров Бильдербергского клуба – влиятельной закрытой организации, куда входят ведущие политики и бизнесмены западного мира. Многие называют Рокфеллера одним из наиболее влиятельных бизнесменов и теневых политиков США, противником национального суверенитета, сторонником создания так называемого «мирового правительства».
Дипломаты знают, сколь важны в мировой политике символические даты, празднества и иные подобные мероприятия.
Конечно, бывшие британские доминионы, а ныне независимые государства, в которых царствует британская королева Елизавета II, отмечают ее день рождения. Но ведь британская королева является «по совместительству» еще и королевой Канады, Австралии, Новой Зеландии и т.п. Так что тут все в порядке. Мы же, получается, празднуем дни рождения чужих лидеров?
Поэтому многих неуважение «дорогих россиян» к Дню России неудивительно. Праздновать будто бы полученную в 1990 году независимость России, страны с тысячелетней историей, со времен монгольского ига не являющейся ничьей колонией – смешно.
Каков же выход из данной ситуации? Очевидно, что день России должен был перенесен на другую дату.
В каждой стране обычно есть один крупный осенний, один зимний, один весенний и один летний праздник. Зимой, понятное дело, мы празднуем Новый год и Рождество Христово. Осенью, 4 ноября, Россия отмечает День национального единства и согласия. В этот день из Москвы были изгнаны поляки. Праздник осмысленный – день национального освобождения. Однако содержанием до сих пор не наполненный – власти не проводят 4 ноября никаких серьезных мероприятий.
Весной главным государственным праздником заслуженно является День Победы – 9 мая.
Но 12 июня в качестве Дня России – неудачная дата. Быть может, имеет смысл передвинуть День России. По календарю с Днем России соседствует День русского языка, который был установлен указом президента Д.А. Медведева в честь дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Быть может, имеет смысл объявить Днем России 6 июня, день рождения нашего самого великого национального поэта? Фигура Пушкина бесспорна, его огромный вклад в мировую и отечественную культуру общепризнан. В каком-то смысле именно он является отцом-основателем современной России, поскольку без него не возникла бы та великая русская литература, которую мы все хорошо знаем и которая оказала неоценимое влияние на весь мир.
Аналогичные прецеденты есть и в других странах.
Так, Португалия празднует 10 июня, день смерти национального поэта Луиса Камоэнса как День Португалии. Вместе с гражданами страны его отмечают все португалоязычные жители мира (а их насчитывается около 200 млн. человек).
Если сделать 6 июня праздничным днем, любому человеку будет предельно понятно, что мы празднуем – день великой культуры, день литературы, наконец, День России безо всяких кавычек. Ведь недаром многие современные исследователи говорят, что национальные государства создаются усилиями писателей, композиторов, художников – тех людей, без которых невозможно возникновение национальной идентичности.
Критики могут усомниться, прилично ли праздновать день рождения Пушкина в качестве национального праздника? Считаю, что не менее прилично, чем приход к власти Бориса Ельцина или день рождения Буша-старшего, не говоря уже о Рокфеллере.
Несколько дней назад автор этих строк побывал на радиостанции «Русская служба новостей» и, в частности, предложил объявить 6 июня Днем России. В ходе состоявшегося голосования 91% радиослушателей поддержал это предложение. Основания для национального консенсуса по данному вопросу имеются.
Прозвучало лишь одно возражение – дескать, день рождения Пушкина уже объявлен Днем русского языка. Но решение об этом было принято всего лишь год назад. Объявление дня рождения Пушкина общенациональным праздником не принижает русский язык, а поднимает его статус, поскольку Пушкин – великий национальный поэт и основатель современного русского языка.
Конечно, могут быть и другие точки зрения. Но когда автор этих строк просматривал список летних праздников и памятных дат, ничего более достойного, чем день рождения Пушкина не находилось. Конечно, День крещения Руси (28 июля) имеет огромную историческую ценность, но как крупный праздник не отмечается даже Церковью, для которой гораздо важнее Пасха и Рождество Христово. День победы под Полтавой (9 августа) также не может считаться общенациональным праздником, несмотря на его важность в истории России, так как эта победа, хоть и переломила ход Северной войны, не означала ее завершения (боевые действия продолжались еще 10 лет).
Иначе говоря, перенос Дня России на 6 июня был бы грамотным шагом как с точки зрения достижения общенационального консенсуса, так и мирового опыта.
День России должен иметь смысл и объединять народ. Пушкин является центром нашей культуры и нашей цивилизации на протяжении последних 200 лет. Он – основатель современной русской культуры и фигура, вокруг которой могут объединиться люди, исповедующие самые разные политические взгляды. Для Дня России, на мой взгляд, его день рождения подходит оптимально.
Павел Святенков
15.06.2012 | 15:28
Специально для Столетия
... с тезисом, что
СССР - это хорошо ...