В нашей недельной главе упоминаются дополнительные указания коэнам относительно того, как им следует обращаться с передаваемыми им жертвами. Они начинаются с законов, приложимых к тому периоду времени, когда Святилище отдается исключительно коэнам и закрыто для всех остальных: к ночным часам.
Ночь — לילה, время, когда вещи «перемешаны», когда и человек возвращается к зависимости от физических сил, приближает языческое сознание к его богам. По ночам язычник верит, что ощущает власть богов, которые держат его, вместе с другими творениями, в рабстве. И, напротив, он ощущает יום (день), время «прямостояния», когда человек начинает осознавать себя и возобновляет борьбу за подчинение физического мира, как время, когда человек должен возобновить борьбу против богов.
Благодаря Б-жественному Слову, позиция иудаизма — прямая антитеза этим представлениям. Еврею не нужно ждать ночи, чтобы почувствовать власть своего Б-га. Он близок к своему Б-гу, особенно когда его дух ясен и когда он занят своими усилиями по подчинению мира. Он считает ясность разума, энергию свободной воли и результаты своих творческих усилий, т.е. всю свою свободную личность, которая достигает своего наивысшего потенциала во время дневной деятельности, даром Создателя, Единого Б-га. Вдыхая в него крошечную искру от бесконечной полноты Своего собственного духа, наполняющего мир Его мыслями, от Его собственной священной, незакрепощенной воли, от Его собственной творческой энергии, которая свободно правит миром, который Он Сам свободно создал, Б-г возвысил человека до Себя, преодолев путы физического мира. Б-г, таким образом, поднял человека, созданного по образу Б-жьему, чтобы тот стал свободной личностью, свободно управляющей миром на службе Б-гу и Б-жественным целям. Именно употребляя эту силу в своей повседневной личной жизни, исполняет человек волю своего Б-га; лишь таким образом, поднятый и одобренный Самим Б-гом, может человек служить Б-гу в этом мире. автор текста: Рав Шимшон Рафаэль Гирш
«Человек из вас, когда принесёт жертвоприношение…» (Ваикра, 1:2)
Поистине достойно сожаления, что слово קרבן не имеет адекватного перевода на западные языки. Слова «предложение, подношение», которыми часто переводят קרבן, не передают смысла этого слова, так как предполагают, что адресат «подарка» желает получить подношение или нуждается в нем. Понятие, стоящее за словом קרבן, ни при каких обстоятельствах не имеет такой коннотации. Писание никогда не употребляет термин קרבן для обозначения «презента» или «дара». Писание использует его исключительно для описания отношений человека с Б-гом, и понять его можно, лишь учитывая значение, присущее его корню קרב. Ибо קרב означает «подходить», «приближаться» или «(находиться) рядом». Таким образом, оно означает установление «тесной» связи с другим. И тогда становится ясно: акт הקרבה (приближения) означает получение места в более высокой сфере жизни.
Слово «жертва», означающая, что тот, кто ее приносит, отказывается от своего, причиняя себе ущерб, также не соответствует ивритскому слову קרבן; сама концепция קרבן отрицает понятие «жертвы» как акта разрушения или самоотречения. Более того, она указывает, что קרבן предназначен не для удовлетворения желания того, к кому «приближаются», но для удовлетворения потребности «приближающегося», того, кто совершает קרבן, кто желает, чтобы связанное с ним «нечто» смогло установить более тесные отношения с Б-гом. Это и есть его קרבן, а тот акт, посредством которого человеку предстоит достичь этих более тесных отношений с Б-гом, называется הקרבה (приближение). Цель קרבן — искать Б-жественной близости: «Они наслаждаются близостью Б-га» (Йешая 58:2). Именно эту близость к Б-гу еврей считает высшим и, быть может, единственным достижимым благом: «Близость к Б-гу — благо для меня» (Теилим 73:28). Без близости к Б-гу он чувствует себя «подобным животному» (там же, стих 22), лишённым всех тех качеств, которые возвышают его до человека, и чьи достоинства он считает единственным стандартом, с которым он соизмеряет свой собственный взгляд на жизнь и собственное представление о человеческом счастье – понятия, которые становятся ясны ему, когда он входит в залы Б-жественного Святилища: («Пока я не вошел в Святилище Б-га (лишь тогда) понял их конец» (там же, стих 17)
Из комментариев Рава Шимшона Рефаэля Гирша.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" автор текста: Рав Рувен Куклин
«Говори, прошу тебя, во всеуслышание народа: пусть попросит каждый у своего ближнего и каждая у своей ближней вещи серебряные и вещи золотые». (Шмот 11:2)
Слово נא (прошу тебя) всегда предполагает некоторое нежелание со стороны человека, к которому обращена просьба. (Ср. Берейшит 12:13, там, где Авраам просит Сару назваться перед египтянами его сестрой.)
Сыны Израиля только что представили самое убедительное доказательства своего подлинного морального совершенства. В течение трех дней их притеснители, ослепленные тьмой и пригвожденные ею к определенному месту, полностью были в их власти.В течение этого времени все имущество египтян оставалось без надзора в их домах. Но ни один еврей не воспользовался этой возможностью, чтобы отомстить им; ни один еврей не тронул ни египтянина, ни его добра. Именно в тот момент, когда зрение вернулось к египтянам, и они обнаружили свое имущество в полной сохранности там, где они его оставили, они вынуждены были признать величие еврейского народа. Сознание этого в конце концов победило ту антипатию, которую египтяне испытывали к евреям: моральное величие его народа придало Моше в глазах египтян больше значимости, чем все совершенные им чудеса.золот
Моше и народ Израиля, по-видимому, совсем не хотели компрометировать эту моральную победу теми просьбами к египтянам, которых требовал от них Б-г. Однако воля Б-га состояла в том, что Его народ не должен покинуть страну с пустыми руками. Предыдущие поколения детей Израиля, проведя жизнь в рабстве, не смогли скопить даже самого скромного имущества; более того, им полагалась зарплата за незаконное порабощение. По этой причине Б-г нынче желал, чтобы Его народ заложил основу своего будующего благосостояния, которое должно быть собрано и освящено им как результат того, что прежние притеснители Израиля ныне признали его моральное превосходство. Отсюда и использование слова נא (в требовании Б-га к Моше и сынам Израиля).
Более того, время истекало. До полудня оставалось только двенадцать часов. Отсюда «Говори, прошу тебя, во всеуслышание народа»: убеждай их, настаивай на том, чтобы они совершили этот шаг. Таким образом, когда Моше еще стоял перед фараоном и фараон угрожал ему смертью, его народ уже готовился к Исходу; и вместе, вождь и его народ, они одержали величайшую моральную победу над прежними поработителями и притеснителями, состоявшую в том, что последние, признавая величие Израиля, ныне ощущали потребность быть великодушными, чтобы хоть отчасти искупить свою вину перед ним. Это поведение египтян подтверждает особенное значение обещания Б-га (Аврааму): «…а после они выйдут с большим имуществом» (Берейшит 15:15).
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
5 вещей в иудаизме, которые Вас удивятИерусалимский Талмуд говорит, что Творец «спросит с нас» за разрешенные удовольствия этого мира, которые мы не позволяли себе намеренно (Кидушин, 4:12). Всевышний не создавал наслаждения этого мира для того, чтобы просто искушать нас. Наслаждайтесь прекрасным деликатесом, но делайте это внимательно, словно знаток, получая удовольствие от каждого кусочка. Именно в таком случае Вы сможете контролировать свое физическое тело, а не оно контролирует Вас.
рав самсон гиршВ конце своей жизни Рав Шимшон Рафаэль Гирш, величайший раввин Германии 19-го века, попросил своих учеников составить ему компанию в путешествии по Швейцарским Альпам. Он хотел быть уверенным, что в тот момент, когда ему предстоит предстать перед Творцом, на вопрос: «Шимшон, видел ли ты великолепие моих Альпийских гор?» — он ответит утвердительно.
Отречение от материального не соответствует еврейскому идеалу. В действительности, полная святость достигается именно благодаря правильному использованию материального мира. Задумайтесь о словах на иврите, имеющих отношение к слову КДУША (святость): КИДУШИН – брак мужчины и женщины, объединяющий их, КИДУШ на вино, ШАББАТ КОДЕШ, святой день Шаббат, в который заповедано есть прекрасные блюда и даже поспать немного подольше. Все эти заповеди сосредоточены вокруг физический действий. В соответствии с мировоззрением иудаизма, святость достигается именно с «возвышением» физического, а не отрицанием его. В Иудаизме есть Рай и Ад
Но, вероятно, не так, как вы себе это представляете.
рай и адГрядущий мир — это выражение отношений с Творцом и духовный мир, которые мы создали и развили в этом, физическом мире. То, как каждый из нас предстанет в Будущем мире, во многом зависит от того, как мы к этому готовились. Каждое решение, сделанное в этом мире, трансформирует нас и создает связь с грядущим миром, либо разрушает ее.
Представьте, что двое людей слушают концерт. Один из них изучал музыку, читал о композиторе и знаком с тем, как была написана эта симфония. Для него этот концерт невероятно содержателен и несет новую глубину восприятия и понимания. Другой человек попал случайно. Он ненавидит классическую музыку. Для него концерт скучен, и даже неприятен.
Один и тот же концерт, и такое разное понимание и впечатление.
концертНаша сущность не подвергается тотальной трансформации после того, как мы покинули этот мир. Как раз наоборот. Наша суть наиболее полно выразится и реализуется в грядущем мире. Боль от разрыва с грядущим миром, глубокое осознание того, кем мы могли бы стать, если бы сделали другой выбор, вот в чем особенность еврейского видение Ада. Не обязательно быть евреем, чтобы попасть в Рай. Кавчег, Глава Ноах Ковчег
В противоположность мнению антисемитов и просто незнающих людей, по Торе, не еврей может стать высокодуховной личностью, и так же заслужить место в грядущем мире.
Но обязанность соблюдать все заповеди Торы возложена только на евреев. Не евреям Тора предписывает соблюдение лишь 7 заповедей. Маймонид утверждает, что «Каждый из народов мира, соблюдающий 7 заповедей в служении Творцу, становится праведником, обретая свой удел в грядущем мире». Основа иудаизма – практичность и здравый смысл
Первая заповедь из 10 заповедей – ЗНАТЬ, ЧТО ЕСТЬ ТВОРЕЦ.
5 вещей в иудаизме, которые Вас удивятНекоторые религии требуют слепой веры, подтверждая свои убеждения лишь эмоциональными аргументами в правдивости своей веры. Тора учит нас выстраивать рациональный фундамент для веры. Верить в Бога потому, что Вы имеете достаточное количество исчерпывающих аргументов в подтверждение того, Творец реально существует. Используйте разум, а не сердце.
Вы можете иметь вопросы и сомнения или никогда не достигнуть 100% знания, но заповедь «ЗНАТЬ, ЧТО ЕСТЬ ТВОРЕЦ» учит нас тому, чтобы мы не довольствовались лишь верой. Ищите ответы на свои вопросы, вносите ясность, укрепляйте фундамент Вашей веры новыми знаниями и фактами. ЗНАЙТЕ, что Творец есть, а не слепо следуйте этому высказыванию. Следить за здоровьем заповедано нам Творцом
Чтобы жить полноценной духовной жизнью, нам требуется и полноценная физическая жизнь. Маймонид, великий философ и врач, писал в Мишне Тора: «В связи с тем, что поддержание здоровья в нашем теле заповедано Творцом, постижение и понимание Творца в состоянии болезни neневозможно. Обязанность человека избегать всего, что приносит вред телу, культивируя и развивая привычки, укрепляющие здоровье и жизненную энергию человека.»
Он также был активным сторонником спортивных упражнений. «Когда человек тренируется, нагружает свое тело и не переедает, то он не будет страдать от болезней и будет сильным… Однако, если не упражнять тело и не тренироваться, то даже здоровая пища не поможет… боль и страдания будут преследовать во все дни жизни его, а сила будет угасать.»
Так что не стоит доедать остатки ужина. Отправляйтесь лучше на пробежку. Ваше тело скажет вам спасибо. И точно также поступит Ваша душа.
Перевод с английского языка на русский сделан Аркадием Кодрянским и посвящается моим горячо любимым родителям: Татьяне и Александру Кодрянским; а также моим детям: Анне Каролине и Леону Кодрянским.