2017-01-05 10:44:08
Вдоль глубокой старинной долины речной Ни реки ни во мраке огней Лишь невидимый тянется ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вдоль глубокой старинной долины речной Ни реки ни во мраке огней Лишь невидимый тянется млечный путь Хрипло думал и пел заикался о ней Хотя глохло и голос не мой не ной И вообще не звучал только будь только боль
2017-01-04 21:41:54
«И назвал фараон имя Йосефа Цафнат Панеах צפנת פענח» (41:45). Спрашивают: это имя Йосефа – на ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И назвал фараон имя Йосефа Цафнат Панеах צפנת פענח» (41:45). Спрашивают: это имя Йосефа – на египетском или святом языке? Но раз Тора – Учение для евреев, значит, должна быть возможность что-то понять. Давайте попробуем. Гематрия Цафнат 620 записывается буквами כתר – корона. А Панеах – 208, как Ицхак, «он будет смеяться». Цафнат Панеах – корона Ицхака. Его имя, возможно, предвещает корону будущей радости, но связано ли с Ицхаком? Мне кажется, да. Оба они были принесены отцами в жертву. По замыслу Б-га – как говорит Йосеф своим братьям. И оба приняли покорно свою судьбу. Ицхак наставлял Йосефа до его продажи в рабство, и он, как учат, залог возвращения народа на свою землю. Так и Йосеф спасает семью материально и духовно и предрекает ее возвращение, и его тело тоже возращается для погребения в страну Израиля. И это триумф миссии Ицхака и награда Йосефа, возвращающегося на уровень деда, подобному тому, как его дети подняты на уровень предыдущего поколения, получая надел вместе со своими дядями. Это видно и в числовых значениях их имен: Ицхак = 26х8, Яков = 26х7, и Йосеф = 26х6. И еще это оправдание Ривки и Якова, когда он получил браху первенца, и справедливости того, что Ицхак передал благословение Авраама Якову. автор текста: р. Gedalia Spinadel
2017-01-02 03:35:33
На просторах всемирной сети и в жизни вижу и слышу непримиримые баталии о гематриях и кодах. И в дни ...
+ развернуть текстсохранённая копия
На просторах всемирной сети и в жизни вижу и слышу непримиримые баталии о гематриях и кодах. И в дни Хануки, гражданской еврейской войны, хочу воззвать к миру. Начну со снов, о которых рассказывает этот раздел Торы Микец. А потом перейду к гематриям, потому что снами и гематриями я занимался, и гематрии известны давно – а о кодах в Торе стали говорить недавно. Что общего между снами, гематриями и кодами? Написано в гемаре Брахот (5), что среди снов есть много чепухи. То же можно сказать о гематриях и кодах. И они требуют хорошего толкователя, а это редкость, как говорил еще фараон. В сновидениях важно и кто видит сон, насколько точно он помнит события сна. Так, мидраш говорит, что фараон, например, забыл концовку – разгадку сна. Другой человек может не обратить внимания на детали, принципиальные для интерпретации. А в гематрии детали текста, как опущенная и измененная буква и написание, могут подсказать слово или несколько слов, взывающих к толкованию – подобно тому как и в кодах важны слова вокруг, о которых можно не подумать.
СНЫ
Кроме того, важно намерение интерпретатора. Яков отзывается о втором сне Йосефа, где ему кланяются одиннадцать звезда, солнце и луна, как о чепухе – мол, неужели все братья и я с твоей матерью тебе будем кланяться? Но он запоминает сон (видя в нем нечто важное). Почему Яков так отзывается? Есть разные мнения. Одни считают, что он не понял, что речь идет не о Рахели, а о Билге, которая растила Йосефа. Другие полагают, что он сказал так нарочно, чтобы снять напряжение братьев по отношению к Йосефу. А одна женщина недавно предположила, что такой пренебрежительный ответ о его сыне мог послужить спусковым крючком для решения братьев убить Йосефа. Ведь они хотели увидеть, что станется с его снами, которые воспринимали как злые мечты. Еще учат, что реальные последующие события зависят от толкования снов, и их надо толковать к лучшему. Но можно ли обвинить Йосефа в том, что предсказал повешение булочника, и предположить, что этого или голода могло не произойти при ином толковании? Значит, важно понимать, что именно зависит от толкования, а что нет. Да знать бы еще, что такое хорошо? Как Йосеф говорит братьям, что они замышляли плохое, но Б-г все направил к лучшему – здесь Б-г как толкователь реальности. И то, что виночерпий забыл о просьбе Йосефа, несомненно, было к лучшему. Йосеф, по юности и наивности праведника, надеялся на виночерпия и фараона, на их стремление к справедливости и благожелательность. Но ясно, что фараон тогда не стал бы заботиться о спасении молодого еврейского раба, и сны его слуг не заинтересовали бы его. А, когда был загнан в угол, воспоминанье его слуги, стало для него важным, и открыло путь спасения для Йосефа и всей семьи Якова. Можно еще много говорить о снах, но, кому это интересно, может почитать информативную и интересную книгу рава Йоэля Шварца «Сны говорят».
ГЕМАТРИИ
Много о них, как и о других классических методах толкования, говорится в книге «Огненные буквы» рава М. Глазерсона. Хотя может быть очень много истолкований снов и гематрий каждого слова, и отделить зерна от плевел очень непросто, не стоит увлекаться тотальным отрицанием этих методов, выплескивая ребенка вместе с грязной водой. В большинстве случаев у нас нет возможности открыть тайну, узнать истинный замысел автора текста, но если гематрия содержит полезное и уместное этическое поучение – уже хорошо, а таких поучений может быть много, и они могут не противоречить одна другой. Здесь хотелось бы поделиться одним личным критерием значимости гематрий. Когда пришло в голову проверить гематрию непонятного, редкого слова, названия, есть множество вариантов слов или выражений с тем же числовым значением. Что же представляет наибольший интерес кроме смысловой связки с открытым текстом (метод, применяемый и в кодах Торы)? На мой взгляд, минимальность сообщения (подобно минимальному шагу в кодах Торы), то есть простейшая буквенная запись данного числа. Например: מנורה = אש, Менора = Огонь, эш. Свет меноры проявляет горение огня, Свет Творца.
КОДЫ Если с гематриями многим кажется недостоверным или неинтересным выбор чего-то из множества, хотя именно так вымывают золотые крупинки из простого песка, то еще хуже дело обстоит с кодами. Гематрии все-таки нельзя отрицать в целом – о них говорили многие великие мудрецы прошлого. Но нет пророков в своем отечестве, и с кодами проявлять фанатичную веру в то, что их в принципе нет, и не может быть – модно, это демонстрирует как бы здравомыслие и интеллигентность, особенно при ссылках на великую литературу, как-то «Война и мир» и «Моби Дик». Но, не будучи математиком и не занимаясь кодами, я хотел бы задать несколько вопросов безапелляционным ниспровергателям. Сколько времени они вложили в изучение этих феноменов и в сравнение результатов, о которых они только слышали, и обладают ли они достаточной компетенцией для выисления статистической вероятности подобных находок и таких суждений? Одно, если не главное из обвинений Рипсу и его друзьям, заключается в подгонке результатов. Тогда я спрошу, жертвовал ли данный ниспровергатель жизнью, стремясь к истине и справедливости, как поступил Рипс, когда поджег себя перед зданием рижского КГБ в знак протеста против вторжения в Чехословакию? А если нет, как у него поворачивается язык бросать подобные обвинения такому Человеку? И если вы склонны думать, как карательная советская медицина, что он не в себе, то в психушке, в которую его забрали после этого, он доказал теорему, которую до него не могли доказать больше ста лет. Профессор Рипс – гениальный математик и блестящий преподаватель в Еврейском университете уже десятки лет, как и его друзья, такие как доктор А. Ротенберг, бескорыстно занимается этими исследованиями. Тогда как опровержения кодов щедро спонсировали. В принципе, как я уже писал, я не считаю, что стоит использовать коды для предсказаний, поскольку свобода всегда остается у Б-га, и она тоже закодирована в Торе. Однако они делают это не для гадания, а ради прославления чуда, чтобы показать, что заранее, именно заранее, в Торе уже скрытно предсказаны будущие события. Вот два случая. В июле этого года Рипс и его друзья опубликовали находку, из которой следовало, что Трамп станет президентом Америки. В июле это противоречило всем опросам и средствам массовой информации. И незадолго до выборов они нашли еще место в Торе, о чем рассказывал в ЮТуб р. Матитьяу Глазерсон на английском языке, этот клип я ставил тогда у себя в ФБ. Еще один случай – встреча в полуночном автобусе с Рипсом незадолго до войны в Персидском заливе. Очень взволнованный, держа в руках противогаз, он сказал мне, что нашел, что Ирак не просто пугает, но будет обстреливать ракетами Израиль. В общем, Тора и жизнь – большие, и наша традиция отличается разнообразием мнений. Давайте не будем фанатиками и будем любить других евреев, допуская, что мы, как и они, можем быть неправы и правы.
2016-12-29 22:43:29
Почему? Самый простой ответ: кто называется сыном? Тот, кто следует за отцом. Биньямин еще мал, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Почему? Самый простой ответ: кто называется сыном? Тот, кто следует за отцом. Биньямин еще мал, а остальные братья продают в рабство любимого сына отца и обманывают его. Кто остается? Йосеф. Но, может, и он – сын строптивый и непослушный? Однако отец посылает его к братьям, которые его ненавидят, и Йосеф отвечает отцу, как Авраам Б-гу–инени, вот я (25:1), когда его посылает принести в жертву Ицхака. И, не возражая и ничего не объясняя, идет выполнять его поручение. Иосеф и Ицхак – добровольные жертвы, один кадош, свят и второй – цадик, праведник.
2016-12-28 22:37:28
В Хануку каждый день читают из Торы, что приносили главы одного из 12 колен в дар в Бейт а-Микдаш и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
В Хануку каждый день читают из Торы, что приносили главы одного из 12 колен в дар в Бейт а-Микдаш и Храм. Приношения у всех были одинаковы, и каждое из них в Торе описывают 6 фраз. 6 – связь, а всего их 72, как в 72-буквенном Имени! (Аналогично, мидраш о 12 камнях нагрудника первосвященника с именами родоначальников колен, говорит, что на каждом были выгравированы 6 букв, по числу дней творения.) Об этих приношениях читают из Торы в утренней молитве раздела Насо и в восемь дней Хануки. И вот, что они приносили – драгоценные сосуды с их содержимым и животных: Серебряную чашу весом 130 шекелей и серебряную кропильницу весом 70 шекелей с мучным приношением с оливковым маслом. И золотую ложку с воскурениями – 10 шекелей. Рассмотрим их символику:
Сосуды – כלים, келим, 100. Серебро в традиции – символ хесед, милосердия. 130 равно אחד, один, 13 х 10 – один развертывается на 10 уровнях. Особенно явно это в слове סיני, Синай, 130, когда Один Б-г раскрылся в даровании 10 заповедей. А все евреи, наученные рабством и спасением, как «один человек с одним сердцем» в смирении, подобно עני, бедняку, 130, приняли на себя «исполнять все сказанное» и стали Твоим народом, עמך, амха, 130. 70, ע – раскрытие числа 7, земли и цели, на 10 уровнях. Об этом числе мы упоминали, заметим только что гематрия этой буквы айн, עין – тоже 130. Мучное приношение с маслом – выражение милости, хесед. И омер, сноп первой жатвы пшеницы приносили в дар Творцу на пятидесятый день после Песаха в праздник Шавуот, когда Он даровал Тору. 130 – слава и благодарность за откровение Б-га на Синае, за союз, который сделал евреев Его вечным народом. И 70 – слава и благодарность за спасение от рабства семьи Якова, пришедшей в Египет числом семьдесят душ, избранных, чтобы привести к Творцу 70 народов. Золото – символ суда. А воскурения служат для умиротворения суда Владыки, который дал 10 заповедей и требует их выполнения. На это указывает гематрия слова «благовония», кторет, קטרת (609+4 – по числу букв в слове) = 613 заповедей Торы, вытекающих из 10 заповедей. Действие воскурений можно увидеть, например, в эпизоде, когда народ погибал от мора после связи с мидьянитянками и поклоениня их идолам. Моше сказал Аарону взять курильницу, и там, где он пробегал с ней, мор прекращался. Символ понятен: гнев Творца разгорелся за нарушение одной или нескольких заповедей, но их 613, и воскурение коэна показывает, что народ верен заключенному союзу и своему слову соблюдать все заповеди Торы, а грех – лишь эпизод, проступок, нехарактерное отклонение от нормы. О чем говорит сумма этих чисел 130+70+10 = 210? Яков с семьей רדו, спустились в Египет, «по слову», указу, גזר Творца, потому что Он בחר, избрал наших праотцев. А потом по милости Своей, через 210 лет (вместо 400), вывел их потомков из עמק, эмек, долины смертной тени, из «дома рабства», чтобы привести на эту гору, ההר – Хорев, חרב, где даровал Тору и заключил с народом вечный союз.
Жертвенные животные: 1 бык, 1 баран и 1 годовалый ягненок – для ола всесожжения, единственной жертвы, которые приносили 3 наших праотца. 1 козел – для приношения за грех. 2 быка, 5 баранов, 5 козлов и 5 годовалых барашков для шломим, мирных жертв = 17 – טב, тов, благо, хорошо. Всего животных: 21, אהיה – это Имя Я буду, открытое Моше и сообщенное народу перед выходом из изгнания. По-моему, числа приношений глав колен выявляют основные цели изгнания – обретение единства, смирения и умения ждать и надеяться. 210 лет ожидания в рабстве – предпосылка раскрытия Б-га как будущего, 21, Я буду на 10 уровнях. Мы обязаны «каждый день вспоминать об Исходе», когда Б-г наших праотцев навсегда стал нашим Г-сподом. И искреннее сосредоточенное чтение и слушание перечня этих жертв дает нам возможность вновь и вновь переживать события Исхода, осознавать причины нашего спуска в Египет и цели нашего освобождения, нашей жизни. автор текста: Gedalia Spinadel