2016-12-26 23:42:19
Так советует Йосеф фараону. И тут же тот говорит своим слугам «Где мы еще найдем человека, в котором ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Так советует Йосеф фараону. И тут же тот говорит своим слугам «Где мы еще найдем человека, в котором дух Б-жий?», назначая Йосефа своим заместителем. Почему Йосеф выбирает именно такие эпитеты: נבון וחכם, «понимающего и мудрого» человека (41:33)? Начало второй фразы предыдущего раздела Торы вызывает удивление: «Вот порождения Якова – Йосеф»… Мидраш поясняет, что между ними было очень большое сходство и близость. И среди прочего рассказывает, как Йосефу удалось преодолеть искушение, за которое он единственный из братьев удостоился звания цадик, праведник. Он уже почти согрешил с женой хозяина, Потифара, но вдруг увидел в окне лицо отца (о котором он постоянно думал, как показывают имена, которые он дал своим сыновьям), и это его отрезвило, он вскочил и убежал. Можно предположить, что он увидел свое отражение (себя со стороны) и принял его за лицо отца – так они были похожи. Тора пишет: «А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей, потому что он сын его старости…» (37:3). Что вызывает вопрос, ведь Биньямин был последним сыном Якова? И Раши поясняет странное слово: не старости, זקנים – а мудрости (поскольку это слово имеет два значения). Но почему Тора высказалась именно так? Может быть, потому что гематрия слова זקנים (которое без огласовок можно прочесть как «старцы», и бен зкеним, «сын старцев») – 207. Добавим 1 и получим гематрию имени Ицхак. И действительно мидраш рассказывает, что Йосеф был любимым внуком Ицхака, который его учил до самой смерти – а ученик называется сыном. То есть Йосеф был учеником, сыном своего отца и деда, на которого тоже был похож, набираясь у обоих понимания, бина и мудрости, хохма. А теперь передложим ответ на первый вопрос: נבון וחכם = יעקב, Яков. Фараон увидел, что Йосеф лишен эгоизма, предан Б-гу и отцу. И этого было достаточно, чтобы понять: в его руки он может предать бразды правления всем государством.
2016-12-25 21:17:07
– решился я спросить красивого старика, соседа в автобусе в центре Иерусалима. Он помолчал – так что ...
+ развернуть текстсохранённая копия
– решился я спросить красивого старика, соседа в автобусе в центре Иерусалима. Он помолчал – так что я засомневался, услышал ли меня. Потом поднял на меня печальные мудрые глаза и спросил: «Разве мы знаем, кто такой Яков»?
2016-12-22 16:58:44
Яков достиг примирения с Лаваном, а потом с Эсавом, который ушел в свою страну, оставив Кнаан Якову. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Яков достиг примирения с Лаваном, а потом с Эсавом, который ушел в свою страну, оставив Кнаан Якову. Казалось бы, наконец, начнется спокойная, хорошая жизнь. А вышло наоборот. Почему? Первой жертвой пала Дина, которую похитил, обольстил и насиловал Шхем (34:2). В отместку Шимон и Леви перерезали всех мужчин, разграбили город и увели в плен женщин и детей. Почему это произошло? Говорят, не следовало прятать Дину от Эсава, чтобы мог жениться на ней: не отдал брату – досталась Шхему. Тяжкое наказание, и чем Дина так виновата? Ну, вышла поглядеть на местных девушек. А есть мнение, что не надо было отдавать дочь Эсаву. Тогда почему? Потом умерла Двора, кормилица Ривки. Потом в родах умерла Рахель – вроде, из-за необдуманного проклятия Якова «кто украл (терафим Лавана) – не будет жить». Потом, «когда Яков жил спокойно в местности этой (Мигдаль эдер), вышел Рувен и помешал отойти ко сну Бильге, наложнице отца» («лег» с ней или перевернул, перенес ее ложе). Потом Тора говорит о смерти Ицхака. Но не написано, когда умерла Ривка, хотя есть мнение, что одновременно с ее кормилицей. Только сказано потом, что она похоронена с другими парами в Махпеле. И после этого, видимо, Яков поселился возле отца в Хевроне. И потом похоронил его вместе с Эсавом через двадцать лет после Ривки. Дина, Рахель, Рувен… Можно для каждой трагедии указать свою причину, но не подсказывает ли их обилие в короткий период на то, что есть тут нечто общее, дополнительная причина или причина причин? Вернемся к эпизоду с Диной, что рассказывает Тора до этого? «Когда Яков вышел из Падан Арама и вошел в пределы Кнаана, он благополучно прибыл в окрестности Шхема и поставил стан в виду города. И купил за сто кесит кусок свободной земли у сыновей Хамора, глав Шхема, и поставил там свой шатер. И воздвиг там свой жертвенник, и назвал его Б-г Г-сподь Израиля». Но почему там? Ведь он дал обет в Бейт Эле, когда Б-г явился ему и обещал свое покровительство: «Если будет со мной Б-г, если охранит меня на пути, которым иду, если дасм инее хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться, и возвратит меня с миром в дом отца, тогда я буду полностью предан Б-гу. И пусть камень, который я постаил как столб, станет Храмом Б-гу». Почему же он не вернулся сразу туда? Когда Авраам проходил рядом с Шхемом, он не купил там земли. Его первое приобретение было поле с пещерой для погребения Сары. И возникает вопрос, надо ли было Якову покупать здесь землю у Хамора, что значит «Осла»? Ведь в других местах поселения Якова в Кнаане подобных событий не происходило, и мы помним, чем кончился выбор места поселения у Лота в Сдоме. Ведь если бы Яков не купил там землю, сын Хамора не изнасиловал бы Дину... И дело, конечно, не только в том, что его звали Хамор, и место это было неподходящее. Мне кажется, не должен был Яков нигде останавливаться, пока не исполнит завет матери, пока не вернется к родителям, чтобы порадовать их внуками, чтобы выполнять сыновний долг. Ведь и толкуют потом в разделе Ваешев, что не должен праведник останавливаться и искать покоя в этом мире, иначе обрушиваются на него несчастья. До того, как Яков пошел в Хеврон, он останавливался (строил дом) минимум в трех местах: Суккот, Шхем, Мигдаль Эдер, и в двух последних произошли трагедии. Ведь когда Ривка послала его, сказала: «Беги и спасайся у моего брата Лавана в Харане. Оставайся там, пока гнев твоего брата не стихнет. А когда стихнет гнев твоего брата и забудет, что ты ему сделал, я пошлю к тебе известие и позову тебя домой». Но когда они замирились с Эсавом, и тот пошел своей дорогой, Яков не поспешил сразу к родителям, и мать, умерла, не дождавшись его. И будь они рядом с родителями, Ицхаком и Ривкой, вероятно, Рувен не поступил бы так. И второй элемент его неоправданной задержки. Когда Яков идет в Харан и ему снится лестница, и Б-г обещает ему Свое покровительство, пробудившись, Яков говорит: «Это врата Небес»! И встал Яков рано утром, взял камень, который положил под голову, и постаил его как столб, и возлил масло на его вершину. И назвал это место Бейт Эль (Храм Б-га)». Почему Яков не вернулся сразу к удивительному месту и не вернулся в Хеврон, где живут родители и похоронены предки? И после резни в Шхеме «Б-г сказал Якову: Выйди и поднимись в Бейт Эль. Оставайся там и сделай жертвенник (Мне), Б-гу, который явился тебе, когда ты убегал от своего брата Эсав». То есть Творцу пришлось ему об этом напомнить. Не расплачивался ли Яков за отложенные заповеди? И после этого Яков сказал семье и всем, кто с ним: «Избавьтесь от всех изделий для поклонения идолам. Очиститесь и смените одежды. Мы идем в Бейт Эль, там я сделаю жертвенник Б-гу…». Возникает вопрос, почему же раньше, до слов Б-га, Яков не велел всем избавиться от идолов и очиститься? Ведь Шломо осуждают за то, что его жены связаны с идолопоклонством. И почему, узнав о том, что Рахель взяла терафим отца, не молился за нее? Может, если бы он избавился от идолов раньше и пошел сразу в Бейт Эль и Хеврон, этих трагедий бы не было? 20 и 2 Намек на это – комментарий к разлуке Якова и Йосефа на 22 года, согласно которому это мера за меру, за то, что Яков оставил отца на 22 года. Но виноват ли Яков? Ведь он раньше не мог покинуть Лавана? 14 лет работал за своих жен. 6 – за скот. Может, не надо было оставаться на эти 6 лет. Но если не полагаться на чудо, Якову необходимо было имущество, чтобы прокормить семью. А потом мы видим, что благодаря этому ему удалось подкупить Эсава. Значит все в порядке, за что же упрек? Но мы насчитали 20 лет. А что еще 2? 2 года – блуждания и остановки Якова. И на них, когда он не выражает достаточного почтения родителям и Б-гу в Бейт Эле, приходятся все беды Якова. И весь срок расситывается по последним двум годам, они указывают на общую вину: ожидание Йосефа продлится 22 года. автор текста: Gedalia Spinadel
2016-12-22 00:05:44
в очереди к врачу с одним разностороннее талантливым интеллигентным светским евреем. Среди прочего ...
+ развернуть текстсохранённая копия
в очереди к врачу с одним разностороннее талантливым интеллигентным светским евреем. Среди прочего он сказал: «Не понимаю, почему в Израиле среди русских евреев столько православных»? Я говорю: «Ну, они ищут Б-га и не знают, где синагога». «Хорошо, - сказал он, - но почему православие»? «Во-первых, – ответил я, – они почти ничего не знают о еврейской традиции. А, не имея этой основы, неправильно воспринимают и христианство. Для этого я выпустил сборник «Еврей среди религий», где показаны десятки нестыковок и искажений в их учении. Но есть люди, на которых эти знания не влияют. Потому что они ищут чувства, живут чувствами. И тем хуже для фактов, как сказал их учитель Тертулиан: верую, ибо невероятно». автор текста: Gedalia Spinadel