Яков услышал, что навстречу ему идет Эсав и с ним 400 человек. «И очень испугался Яков, и стал молиться… Ты же мне сказал: вернись на землю, в ПОЧЕМУ ЯКОВ БОЯЛСЯ? Яков услышал, что навстречу ему идет Эсав и с ним 400 человек. «И очень испугался Яков, и стал молиться… Ты же мне сказал: вернись на землю, в которой рожден, и Я сделаю тебе хорошо. Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне… Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава! Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми. Ты однажды сказал: у тебя будет все хорошо, и Я сделаю твоих потомков как песчинки морские, которые не счесть» (32:8-13). Спрашивают, чего Яков боялся, если Б-г ему обещал, что все будет хорошо? Неужели был маловером? Вопрос, что такое «хорошо», что имел в виду Б-г – ведь «все к лучшему». Один известный ответ следует за словами Якова: «Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава»! Он боялся убить Эсава, как сказала Ривка: «Зачем мне терять обоих в один день?» И вообще причнить ему вред, ведь это его брат, к тому же он перед ним виноват. Другой известный ответ: праведники смиренны и всегда трепещут, не веря в свои заслуги перед Б-гом и боясь, что их потеряют. Как Авраам после победы над четырьмя царями считал, что у него после этого чуда больше не осталось заслуг перед Б-гом, как говорит здесь Яков: «Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне». И я думаю, что Яков дает и третий ответ: «Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми». Яков боится не за себя: кроме обещания Творца, он еще ночью боролся с ангелом-покровителем Эсава и победил его, и тот обещал ему великое будущее. Но ни в Бейт Эле, ни потом, ему не было обещано, что его потомство будет именно от этих жен и детей, а он их любил, поэтому боялся за них. И действительно – его любимая Рахель погибает. Дину насилуют и похищают… И даже за себя у него были основания бояться. Он победил, но ночная схватка закончилась тем, что он стал хромать. Он не был неприкосновенным и неуязвимым, и инвалидность могла помешать заботиться о несовершеннолетних детях. А дети, создание зерна народа из 70 человек было для Якова главной целью. Ведь даже гематрия имени יעקב, Яков равна двум основным именам Б-га – Авая Эло-им – плюс 70. которой рожден, и Я сделаю тебе хорошо. Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне… Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава! Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми. Ты однажды сказал: у тебя будет все хорошо, и Я сделаю твоих потомков как песчинки морские, которые не счесть» (32:8-13). Спрашивают, чего Яков боялся, если Б-г ему обещал, что все будет хорошо? Неужели был маловером? Вопрос, что такое «хорошо», что имел в виду Б-г, ведь «все к лучшему». Один известный ответ следует за словами Якова: «Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава»! Он боялся убить Эсава, как сказала Ривка: «Зачем мне терять обоих в один день?» И вообще причнить ему вред, ведь это его брат, к тому же он перед ним виноват. Еще один известный ответо: праведники смиренны и всегда трепещут, не веря в свои заслуги перед Б-гом и боясь, что их потеряют. Как Авраам после победы над четырьмя царями считал, что у него после этого чуда больше не осталось заслуг перед Б-гом, как говорит здесь Яков: «Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне». Второе объяснение: «Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми». Яков боится не за себя: ночью он боролся с ангелом-покровителем Эсава и победил его, и тот обещал ему великое будущее. Но ни в Бейт Эле, ни потом, ему не было обещано, что его потомство будет именно от этих жен и детей, а он их любил, поэтому боялся за них. И действительно – его любимая Рахель погибает. Дину насилуют и похищают. И даже за себя у него были основания бояться. Он победил, но ночная схватка закончилась тем, что он стал хромать. Он не был неприкосновенным и неуязвимым, и инвалидность могла помешать заботиться о несовершеннолетних детях. А дети, создание зерна народа из 70 человек было для Якова главной целью. Ведь даже гематрия имени יעקב, Яков равна двум основным именам Б-га – Авая Эло-им – плюс 70.
2016-12-15 14:17:39
Когда женщина нарекает своего ребенка, как учат, есть в этом проявление руах акодеш, поэтому ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Когда женщина нарекает своего ребенка, как учат, есть в этом проявление руах акодеш, поэтому неудобно говорить ей, как называть. С другой стороны, принято называть в память об ушедших родственниках. Но если она не хочет, что делать? Так было и у меня: покинули этот мир любимые родители, а дети не давали их имена. Да и можно их понять: имена вроде были не очень походящие, и росли они вдали от бабушки с дедушкой, которые остались по разным причинам в Москве. И вот, Творец послал мне чудесный дар. Родились у меня девочки-близнецы (моложе моих внуков), одной дали второе или первое имя моей мамы Эстер (а так она была известна как Александра-Шура), а другой Батья – в честь бабушки их матери. Но оставался мой папа. С ним вообще была такая история. Когда в первый раз в Москве меня вызвали к Торе, старики спросили, как отца зовут: я говорю Валерий. Они говорят: нет, не годится. Значит, так: Валерий – это Велвл, а Велвл – это Зеев (волк). И вызвали: Гедалия бен Зеев. Прошло больше двадцати лет, и потом, после ухода мамы, я вдруг осознал, что неправильно это. Я ведь Гедалия бен Валерий. И стали меня вызывать так. Но сказать детям, чтобы назвали сына Валерием, римским именем, я, конечно, не стал бы. Где же выход? Спросил одного знакомого кабалиста. Он говорит: есть два пути. Или подобрать имя по созвучию (как делали старики в Москве). Или подбрать имя по качествам – чтобы походил на человека, чье имя получит. Стали думать о созвучии, и предложил он Исраэль. Вроде и качествами подходит, отец был сильный человек, борец, и буквы эр и эль есть – только детям не нравится. А тут у одного из сыновей сын должен был родиться, я и говорю ему, что хочу папу вспомнить. Он говорит: ну, вот, жена думает об одном имени, и то, что ты рассказываешь о папе, подходит, и назовем в его честь. Я обрадовался. Внук, слава Б-гу, родился, но общих букв нет. Рассказываю это другому сыну, Симхе, который стихи пишет и музыку, поет и играет, а он говорит, так есть же уже у тебя такой внук, у которого все буквы те же. Я говорю: как так? Он отвечает: предыдущего твоего внука от Элияу зовут Ориэль (אוריאל), а папу Валерий (ולרי) – в имени Ориэль есть все буквы имени дедушки. Ну, я очень обрадовался, значит, сын с невесткой дважды исполнили желание моего сердца, в первый раз даже сами того не подозревая,. А потом дочка родила и назвала сына Уриэль, опять не думая об имени дедушки, и снова в этом имени все буквы имени моего папы.
2016-12-14 10:49:23
среди параллельных миров шел по оси в птичьем гаме шуме машин что проносились во всех ...
+ развернуть текстсохранённая копия
среди параллельных миров шел по оси в птичьем гаме шуме машин что проносились во всех направленьях волны навылет пронзали голову тело и душа молилась и плакала пела
2016-12-13 13:55:27
Тора рассказывает, как Яков шел навстречу Эсаву: «И поставил служанок и их детей впереди, Лею с ее ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Тора рассказывает, как Яков шел навстречу Эсаву: «И поставил служанок и их детей впереди, Лею с ее сыновьями позади них, а Рахель и Йосефа последними» (33:2). Упомянуты сыновья, а Дина нет. А сразу после встречи с Эсавом Тора рассказывает о похищении и изнасиловании Дины. И мидраш, связывая это, поясняет ее отсутствие тем, что Яков спрятал ее, чтобы ее не взял в жены Эсав вместо Леи (которая была ему предназаначена). И есть два мнения. Одни говорят, что ее судьба указывает на ошибку Якова – ему следовало отдать Дину Эсаву. Влияние жены на мужа велико, и праведница могла его исправить. Другие возражают: как можно отдать дочь за злодея? Яков поступил правильно. После не значит поэтому – и то, что с ней произошло, вовсе не результат его ошибки. Что же произошло бы, если бы все-таки Яков отдал Дину Эсаву – есть ли хоть какие-то основания для предположения об этом? Мне кажется, Тора дает на это намек. Но прежде выскажу общие соображения. Яков лишил первородства и благословения первенца Эсава, а вместе с тем жены Леи. Потом он посылает ему скот, как часть благословения Б-га, которое обрел от Лавана в Харане. Не правильно ли было дать Эсаву шанс, хорошую жену, и дочь Леи – вместо матери? В конце, концов, если бы не получилось, она могла бы уйти… А теперь сложим имена Эсава и Леи: עשו + לאה = בית, дом – так записывается буквами это число. Прочный союз. И чье влияние стало бы определяющим? Мудрецы говорят: «Жена – это байт, дом». И Храм называйтеся байт, и дом называется малым Храмом. Тогда, с помощью Б-га, мог осуществиться союз Якова и Эсава, на который изначально надеялся Ицхак. Эсав взял бы как Звулун на себя материальную часть, а Яков занимался служением Творцу, что предполагало первородство, от которого прежде оказался Эсав/Эдом.