Раздел начинается так: «И пошел Моше, и говорил эти слова всему Израилю. И сказал им: я сегодня сын ...
Раздел начинается так: «И пошел Моше, и говорил эти слова всему Израилю. И сказал им: я сегодня сын ста двадцати лет (мне сегодня 120), не могу больше выходить и входить, и Б-г сказал мне, не перейдешь этот Иордан» (Дварим, 31:1,2).
Начинается словом «пошел», וילך, а говорит Моше, что больше не может ходить и Авая сказал ему, что не перейдет он в желанную землю. Прекратилось его движение на этой земле – остается только умереть.
Поразительно, но в Торе до Авраама не было никого, кто бы активно шел. Слова с корнем לך сказаны сначала о Ханохе (וַיִּתְהַלֵּךְ – Берешит, 5:22), потом о Ноахе (הִתְהַלֶּךְ – 6:9). Но это возратная форма глаголов, и пассивность тут обнаруживается, например, в том, что оба праведника «ходили с Б-гом», эт аэло-им – а не самостоятельно.
И лишь Аврааму Б-г говорит лех леха, что в свете этого наблюдения, мне кажется, можно перевести как «иди сам по себе» – будь активным, а не только следуй за Мной. И важно отметить, что Имя Б-га тут – Авая (Бытие и Милосердие), а не Эло-им (Господин и Судья), с которым ходили Ханох и Ноах. Возможно, на эту пассивность намекают и их имена, ведь נח значит «покой».
А учат в связи с Яковом, что праведника посылают в этом мир не для покоя и отдыха, он не имеет на это права. И эта несравненная активность отличает Авраама и весь еврейский народ до сего дня, активность, которая должна быть направлена на реализацию Его замысла в творении. Не случайно гематрия имени Авраам – «копье», у него это постоянное стремление делать людям добро.
Интересно, что сочетание этих букв לך мы встречаем и раньше, но значат они не глагол, а притяжательное метоимение «тебе». И в первый раз оно звучит в словах Б-га, обращенных к Адаму после греха (Берешит, 3:11): «Кто сказал тебе, что ты голый»? Притяжательность – замкнутость, а Авраам выходит за границы себя и для себя, чтобы самоотверженно давать людям изо всех сил, из всего, что получает от Б-га.
Итак, в первый раз глагол ваелех встречается тут: И пошел Авраам, как сказал ему Авая (12:4), как сказано и у нас: ваелех Моше. Началось с Авраама, а закончилось с Моше, этот потомок продолжил его движение и проложил путь народу его потомков, народу Б-га.
Кстати и гематрия слов меа веэсрим, 120, как мы желаем в дни рождения ¬– кетер бен, «корона сына» или «сын короны», а гематрия ваелех – бен Давид, то есть Машиах.
...
и детский плач во сне и ...
Говорят, сгула на Рош ашана внимательно читать Адон олам. Этот пиют составлен 2400 лет назад мужами ...
Говорят, сгула на Рош ашана внимательно читать Адон олам. Этот пиют составлен 2400 лет назад мужами Великого Собрания, среди которых были пророки, а теперь его читают в начале утренней молитвы. И вот, читая его в этот день, я обратил внимание на несколько моментов.
Хотя говорится о Творце мира, но нет самых распространенных Имен Б-га Авая и Эло-им, только один раз имя Э-ли, мой Б-г, поэтому приходит мысль о намеренном сокрытии Имен. И это побуждает их искать.
Вот начало второй фразы: «И по завершении всего Он один будет царствовать Грозный». «Он один» передано словом לבדו, гематрия которого 42, מב – это одно из известных Имен, преобразований Авая. То же слово в распространенном символе веры «Нет никого кроме Него», которое нередко в Израиле можно увидеть даже на автомобилях. Гугл переводит с русского на иврит так: אף אחד חוץ ממנו, но в оригинале иначе: עוד מלבדו אין.
Фраза продолжается: «И Он был, и Он есть, и Он будет в красоте и гармонии». Известно, что из Имени Авая можно образовать все три времени глагола «быть», и вечность – суть этого Имени, так что «Он был, Он есть и Он будет» – намек на Авая.
В этой фразе еще кажутся лишними повторы «и Он», как будто достаточно «И Он был, есть и будет». Но гематрия «и Он», והוא = 18, חי – живой, тогда получается «Он был живой, Он есть живой, Он будет живой». Это не только звучит знакомо, но слово «חי – живой» встречается в следующей фразе Адом Олам, вехай гоали ¬– и жив мой спаситель.
И наконец «в красоте и гармонии» – בתפארה. Это слово дважды встречается в Танахе у пророков Ишайи и Ирмии. По-моему еще одно возможное понимание, что такое «гармония» дает его гематрия 686. 86 – гематрия Имени Эло-им, а 600 (тысяч) – численность еврейского народа у Синая. Если так, фраза дает намек на оба Имени – Авая Эло-им, и гармония и великолеие происходит, когда Они уравновешены и в единстве с народом.