Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «революц»
Диагноз. России не хватает адекватного лидера – противника Путина Почему в РФ не произошла цветная революция, и что делать оппозиции в новых условия 2012-05-01 03:30:43
... варианте, знаменитой революции роз. Тогда ... помогло состояться цветным революциям на постсоветском ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Вадим Мемов в рамках дискуссии на сайте NR2.ru о состоянии и перспективах российской политической оппозиции. РИА «Новый Регион» публикует его авторский материал, который поступил в редакцию по электронной почте: Почему в России не произошла цветная революция, и что делать оппозиции в новых условиях? Цель статьи – найти ответ на вопросы, почему в ряде стран, таких как Украина, Грузия, Сербии, цветные революции произошли, а в России – нет. Что нужно делать оппозиции теперь, когда на каждый митинг приходит всё меньше людей? Чтобы справиться с поставленной задачей, мы изучили хронику успешных переворотов, статистику Всемирного банка, а также познакомились с мнением посла США в РФ. Украина, корни революции, 2000-2001 годы В Киеве ставят палатки, проходят уличные демонстрации. Лидер социалистической партии Александр Мороз объявил аудиозапись с разговорами главы государства и его ближайшего окружения по поводу исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе. Несмотря на то, что выступление «Украина без Кучмы» была разгромлена 9 марта 2001 года, тем не менее, даже тогда оппозиция пыталась объявить импичмент президенту. В России же ситуация совсем иная: на президентских выборах 2000-го года Владимир Путин получает 52% голосов избирателей, Геннадий Зюганов – 29%, Григорий Явлинский – 6%. Иными словами, если мы переместимся на 12 лет назад, то увидим, что градус общественного недовольства на Украине был выше, чем в нашей стране. Украина, в ожидании революции, сентябрь 2004 года, месяц до выборов На Украине жёстко боролись между собой два движения, каждое из которых имело все шансы на победу: согласно социологическому опросу «Фонда демократические инициативы» и Центра «Социус», в сентябре 2004 года рейтинги главных соперников Ющенко и Януковича различались менее чем в пять процентов. Затем разрыв стал меньше: в конце сентября – 4%, а ближе к выборам – менее 1%. Опрос провёл Киевский международный институт социологии и Центр социальных и политических исследований с погрешностью в выборке около 0,95%. В России, наоборот, политическая жизнь фокусировалась всего на одном кандидате. Например, на президентских выборах 2004 года Владимир Путин набрал 71%, Николай Харитонов из КПРФ – 14% и Сергей Глазьев – всего 4%. Такой огромный разрыв может говорить о многом. Возможно, дело в полном контроле властной команды над федеральными каналами. Возможно, в склонности населения к одному сильному лидеру или в апатии простых людей после бурных и тяжёлых 90-ых годов прошлого века. Быть может, дело в структуре российской экономике. Так или иначе, это дискуссионный вопрос, а вот то, что по сравнению с бурной Украиной наша страна ввалилась в политическую спячку – очевидный факт. Украина, первый и второй туры выборов В первом туре президентских выборов Виктор Ющенко набрал 39,90%, а Виктор Янукович – 39,26%. Комментируя такие цифры, на тот момент действующий президент Кучма заявил, что на Украине удалось построить демократию. Интересно, что по сравнению с Путиным, который с учётом будущего срока будет руководить нашей страной 18 лет, Кучма не пытался цепляться за власть, а сразу заявил, что готов её отдать. Если в России Путин отказался от дебатов со своими «карманными» соперниками, то в Украине такие дебаты были – их посмотрело более 22 млн человек, то есть приблизительно половина населения страны. Важен и градус политической борьбы. До парламентских выборов на улицы России выходили горстки оппозиции. Часто журналистов было намного больше, чем самих участников. Чего нельзя сказать о нашем западном соседе. За неделю до выборов на улицах Киева собирается по разным оценкам от 13 до 70 тысяч человек. Демонстранты уже тогда заявляли о недопустимости фальсификации выборов. Для сравнения в городе проживало 2,7 млн человек, то есть вышло от 0,4% до 2,6% населения. Подчерку, до каких-либо фальсификаций. В России ситуация кардинально другая. В Москве, после масштабного обмана на парламентских выборах, на самый массовый митинг с 1993 года собралось от 0,3% до 1% городских жителей (Болотная площадь). Уже на основании данных фактов можно сделать вывод, что для оранжевой революции в нашей стране не хватило как числа активных сторонников смены власти, так и сильного оппозиционного лидера, чей рейтинг был бы близок к рейтингу Путина. Даже в Москве, пронизанной интернетом, ни Навальный, ни Немцов, ни кто-либо ещё не обладал такой популярностью. Если продолжить сравнивать опыт двух стран-соседей, то подобные различия становятся лишь ещё заметнее. Например, во втором туре украинских выборов Янукович по предварительным итогам набрал 49,42% а Ющенко – 46,69% голосов избирателей. Но, что не менее важно, страна разделилась на две части: западная была преимущественно на стороне Ющенко, восточная – Януковича. Скажем, в некоторых западных областях Ющенко набрал 93% голосов, а Янукович в некоторых восточных – 96%. Ничего подобного в России не было. На Болотной площади никто не говорил об активистах из других регионов. Скорее наоборот, на массовые принудительные митинги в поддержку Путина свозили людей из соседних регионов. Украина, революция, ноябрь 2004 года Подобная разница позволила украинской оппозиции действовать гораздо решительнее российских коллег. Так, сразу после оглашения результатов второго тура сторонники Ющенко предлагали не работать, не учиться, а заблокировать аэропорты, железные дороги и разбить 1500 палаток на Крещатике. Сравните такие жёсткие высказывания с мягкими-немного напуганными нотками Немцова и других ярких российских лидеров о недопустимости какого-либо нарушения закона. Ещё одним важным факторов, добавившим напора украинским оппозиционерам, стали результаты независимых наблюдателей. Согласно данным Национального экзит-пола Ющенко победил на выборах во втором туре с результатами в 54%. Экзит-пол «Выбор набора» тоже дал ему первое место с показателем в 49,7%. Разгневанные жители развернули в центре Киева палаточный город. Были опасения, что ночью его снесут, но милиция не решилась применить силу. На следующий день все увидели, что палатки на месте. Сравните эту историю с действиями российских коллег. Например, Навальный и Удальцов попытались было робко поставить одну палатку в фонтане, но её моментально убрали. В России вся сила оставалась за властью. Скажем, оппозиционеры вовсе не хотели идти на Болотную площадь, но, так как их заявку не согласовали, то послушно пошли на новое место. На Украине протестующие двинулись к Верховной раде. Людей никто не трогал. Наоборот, складывалось ощущение, что именно они диктуют правила игры. Например, Путин так и не захотел встречаться с лидерами протестного движения, хотя, наверное, они бы примчались по первому зову. На территории нашего западного соседа ситуация зеркальная ситуация: действующий президент Леонид Кучма призывает сесть за стол переговоров, а Виктор Ющенко после короткого «конечно, готов» вскоре заявляет, что согласен обсуждать лишь вопрос передачи власти. Разумеется, вскоре после демонстрации политических мускулов стороны обо всё договорились, но, думаю, нашим читателям уже понятно, что революция в Украине случилась, а в России нет, потому что соотношение сил между властью и оппозицией было совсем другим. В заключение лишь добавлю, что сразу после второго тура на Майдан вышло по некоторым оценкам около 500 тысяч человек, что, с учётом численности киевского населения, составляет огромную массу. Мы упомянули несколько о некоторых различиях между двумя странами, но теперь настала пора поговорить о сходстве. В России существует точка зрения, что одна из причин пассивности нашего населения, которое спустя рукава в течение многих лет смотрела на постепенную демократизацию государственной системы, – высокие цены на нефть. Дескать, в ситуации, когда в экономике вращается столько нефтедолларов, власть получает в свои руки решить любые бюджетные проблемы: повысить пенсии, зарплаты военным, учителям, полиции. В таких условиях бюджетники, да и все остальные будут выходить на улицы с гораздо меньшим запалом, чем во время тяжёлых и продолжительных кризисов. Поэтому для успешной цветной революции нужно подождать, когда цены на нефть снова упадут. Однако если внимательно посмотреть на украинский опыт, то будет понятно, что всё не совсем так. Экономика нашего соседа также завязана на сырье. Только вместо нефти наблюдается зависимость от каменноугольных и железорудных пластов Донбасса и Криворожья. По мнению доктора экономических наук Сергея Кораблина до недавнего кризиса доля сырьевой продукции в структуре промышленности составляла 70%. Цены же на сырьё долго время росли. Отсюда и рост экономик двух славянских стран, что видно из графиков: Спад в 1998 году, затем подъём до 2008. Короткий спад и снова рынок вверх. Графики настолько похожи, что возникает впечатление, будто мы говорим об одной и той же стране или регионе. Однако украинским оппозиционерам такой факт не помешал провести оранжевую революцию. Следовательно, нет ничего невозможного в подобном сценарии и в России, даже на пике нефтегазовой зависимости и насыщенности экономики сырьевыми долларами. Грузия, революция роз, 2003 год Мы рассказали об украинском сценарии цветной революции, но на постсоветском пространстве были и другие успешные попытки сбросить авторитарные или полу-авторитарные режимы с помощью уличных акций протеста. В первую речь можно сказать о грузинском варианте, знаменитой революции роз. Тогда действующему президенту Эдуарду Шеварднадзе пришлось оставить свой пост и уйти в отставку, хотя делать ему это очень не хотелось. Например, после активных действий оппозиции он даже объявил чрезвычайное положение и комендантский час. Но что делали грузинские активисты того, что не делали российские? Почему первым удалось захватить власть, а вторым нет? Если снова взглянуть на хронику событий, то бросается в глаза несколько факторов: первый, по некоторым данным экзит-поллов победу одержали оппозиционные силы. В России даже на нечестных парламентских выборах по всем данным выигрывала «Единая Россия», пусть и не с таким большим отрывом. Второе, на улицы Тбилиси 23 ноября 2003 года вышло 50 тысяч человек. Конечно, цифра кажется не такой большой, но с учётом того, что в городе проживает почти 1,5 млн человек, процент сказавших нет фальсификациям составил около 3,3%, что намного больше российского варианта (от 0,3 до 1%). Четвёртое, демонстранты захватили власть за месяц. Они действовали решительно: ворвались на первое заседание нового парламента, стали кричать президенту «Уйди в отставку», потом взяли правительственные здания. Российские оппозиционеры вели себя гораздо мягче и, после того, как на Болотной площади по некоторым оценкам вышло 100 тысяч человек, взяли отпуск на несколько месяцев. Пятое, регионы поддержали грузинскую революцию роз: в Тбилиси с разных городов стали стекаться автоколонны со сторонниками оппозиции, чего также не было в Москве. Наверное, можно привести многие другие причины, но уже приведённых фактов достаточно, чтобы понять, что в Грузии политический котёл был раскалён сильнее, чем у нас. Точка зрения посла США в России Мы в данной статье попытались разобраться, что помешало состояться российской революции роз. Однако наша попытка не первая. Например, в 2005 нынешний посол США в России Майкл Макфол опубликовал статью в «Журнале Демократии». Напомню, Макфол ранее – специальный помощник президента США Барака Обамы, старший директор по делам России и Евразии Совета национальной безопасности США (2009-2011). Американский политолог, профессор кафедры политологии Стэнфордского университета. В своей статье Макфол предпринял попытку понять, что помогло состояться цветным революциям на постсоветском пространстве. Он анализирует грузинский опыт, украинский и сербский и выделяет несколько ключевых факторов. Первый – в стране должен быть не полностью диктаторский режим, как в Северной Корее, а несколько смягчённый аналог. Скажем, даже в жёсткой системе Слободана Милошевича существовала критически настроенная радиостанция B-52. У нас похожие ресурсы есть. Второй – непопулярный лидер. К примеру, в Сербии рейтинг Слободана Милошевича в 2000 году опустился ниже 30%. Сейчас в России рейтинг Путина всё ещё высок, например, по данным Лиги избирателей за него проголосовало более 50%, но через 6 или 12 лет население может устать от бессменного лидера, как, например, было с Брежневым. Третий – единая оппозиция. Тут говорить не о чём, потому что на Болотной площади вместе стояли националисты, коммунисты, либералы и даже карманный Жириновский что-то кричал о нечестных выборах, пусть и в другом районе Москвы. Четвёртый – независимые организации, которые самостоятельно проводят подсчёт голосов и сообщают о нарушениях. Например, с помощью экзит-поллов. Такие структуры в России есть. Та же ассоциация «Голос», Лига избирателей и другие. Пятый – небольшое количество независимых СМИ. Шестой – способность оппозиции собрать большое количество людей на уличные акции. На Болотной площади было от 36 до 120 тысяч человек. Однако с учётом того, что в Москве проживает 11 млн человек, такая цифра, возможно, не достаточна для смены власти. Например, в Украине по самым консервативным оценкам на улицы вышло от 3,7% населения Киева (конечно, среди демонстрантов было много жителей других городов). 3,7% от численности Москвы – приблизительно 400 тысяч. Сможет ли российская оппозиция собрать такую массу? Сейчас, наверное, нет, но через 6 лет всё может измениться. Напомню, что 4 февраля 1990 года по официальным данным число участников составило 200 тысяч, а по неофициальным – полмиллиона. Иными словами, в России существуют все факторы для организации цветной революции. Ей мешает лишь высокий рейтинг Путина и неспособность вывести на улицы большее количество человек (вот над этими факторами и надо работать оппозиционному движению). Но, возможно, через 6 лет всё поменяется. Однако на данный момент провал оппозиционного уличного движения – необратимая реальность из-за сложившегося баланса сил. _____________________________________________________________________________ Учитывая широкий резонанс событий в Астрахани, редакция РИА «Новый Регион» объявляет о начале дискуссии на сайте NR2.ru и предлагает политическим силам определить прокремлевскую «бутафорскую оппозицию», и высказать свое отношение к ней. Следует ли вообще допускать её представителей к реальному протесту, насколько такая «оппозиция» жизнеспособна и насколько её хватит и тд. и тп. Не исключено, что найдутся мнения о том, что вояжи «московского десанта» во главе с Ксенией Собчак являются новым словом в российской политике, и у этого движения есть большие перспективы. Одновременно своим читателям редакция РИА «Новый Регион» предлагает проголосовать и определить, кто из представителей оппозиции в большей степени является «бутафорией» и действует в интересах Кремля. По итогам голосования будет составлен рейтинг «бутафорской оппозиции». Проголосовать можно здесь >>> Ссылки по теме: Александр Белов: Политическая оппозиция в России находится в состоянии хаоса /// Но есть люди, готовые бороться до победного конца >>> Сергей Обухов: Кремль провел спецоперацию по внедрению Собчак и Кудрина в оппозицию /// Но власти не уйти от повторения «Болотной» >>> Яшин: Люди начинают понимать, что Путин их перехитрил /// Оппозиция всем миром будет собирать деньги на большие штрафы за участие в митингах >>> Сергей Марков: Гламурная политтусовка сверхцинична /// Ее отличает фальшь и желание на всем заработать >>> Олег Смолин: Оппозиция меняется /// «Гламур» никогда не придет к власти в России >>> Анатолий Вассерман: «Бутафорская оппозиция» России – это парламентские партии /// ... а «гламурщики» понижают значимость реального народного протеста >>> Эдуард Лимонов: В России ещё не было столь откровенно дебильной оппозиционной политики ///Писателя «добила» новость о явлении Ксении Собчак в Астрахань >>> Лимонов: Явление Собчак окрасило голодовку Шеина в «несерьезные шоу-бизнес тона» ///Московской труппе важно «выглядеть как оппозиция, а не быть ею» >>> Дарья Митина: «Гламурный десант» превращает протест за честные выборы в фарс /// Кремль даже может приплачивать за это светской львице Ксении Собчак, – считает политик >>> © 2012, «Новый Регион – Москва» Версия для печати. Оригинал статьи http://www.nr2.ru/moskow/384200.html
Тэги: анатолий, бедствие, в.путин, в.путина, вассерман, грузия, демократия,свобода,права, лимоно, любознательный, оппозиция, политика(видео, политология, посол, причина, происшествие, революция, рейтинг, роза, россии, россия, россия,ссср,русский, ссылка, сша, тексты), украина, цветной, эдуард, язык
Что случилось с «арабской весной» 2012-04-19 20:55:38
... Йемене разразилась Арабская Революция, США и их ... , в отличие от революции, без последующих изменений ...
+ развернуть текст сохранённая копия
на переднем крае наступления на Сирию. Точно так же, как и в случае с Ливией, существуют свидетельства приготовлений к войне в Сирии, активно планировавшейся задолго до фактического начала вооружённого мятежа, называемого теперь прецедентом "арабской весны" [2]. Доктор Кристоф Лемман, проницательный обозреватель геополитических событий на Ближнем Востоке, придумал термин "постмодернистские coup d’état" для описания последних НАТОвско-сионистских программ по смене режимов в регионе. Термин относится к разработке сложной комбинации тайных операций, открытых военных вмешательств и тактик применения "мягкой силы" а-ля Джин Шарп: "За открытой дестабилизацией, выбранных в качестве целей суверенных наций, стоят: сеть аналитических центров, фонды пожертвований и благотворительные институты. Их рассуждения об общественных интересах для общества навязчивы и вводят в заблуждение. Зачастую они специально выбирают и кооптируют. В результате, практически без исключений происходит постмодернистский coup d’état. В зависимости от выбранной гибридизации, гибкости правительства, социальных структур и осознания необходимости реформ населением, результат может быть в большей или меньшей степени насильственный. Тактические приёмы могут настолько утонченно вовлекать правозащитные организации ООН ,что их трудно постигнуть. Но как бы утончённы они ни были, послание нацеливаемому правительству всегда неизменно: "уходи, или тебя уйдут"."[3]. Не секрет, что конечной целью политики смены режимов на Ближнем Востоке является замена Иранского правительства "клиентским режимом", аналогичным большинству режимов региона. Преуспеет ли эта стратегия в свержении сирийского правительства и нанесении военного удара по Ирану, - покажет будущее. Но одно ясно, - зловещие последствия военной авантюры против Ирана непредсказуемы. Она может привести к региональной ( и даже, очень вероятно, глобальной) войне. 2. Внедрение "арабской весны" (в Египет, Тунис и Йемен)
Когда в Египте, Тунисе и Йемене разразилась Арабская Революция, США и их союзники первоначально попытались удержать своих уполномоченных правителей Хосни Мубарака, Бена Али и Абдуллу Салеха у власти насколько возможно долго. После того как массовые и продолжительные восстания сделали продолжение правления этих режимов несостоятельным, США и их союзники изменили тактику: с неохотой дав уйти Мубараку Али и Салеху, но в то же время попытавшись сохранить социально-экономические структуры и военные режимы, которые они взращивали в течение длительного периода времени диктаторского правления.
Таким образом, потеряв трёх ручных диктаторов, США и их союзники преуспели (пока только) в сохранении трёх соответствующих государств-сателлитов. Если не считать большого числа формальных выборов, призванных кооптировать во власть оппозиционные группировки (такие как "Братья Мусульмане" в Египте) и придать законности военным правителям, мало что изменилось в этих странах. В Египте, например, поддерживаемая НАТО/Израилем военная хунта эры Мубарака, правящая сейчас совместно с Братьями Мусульманами, стала ещё более репрессивной по отношению к движению реформ, породившему "арабскую весну", чем это было при Мубараке.
Экономические, военные и геополитические линии этих новых режимов сработаны точно в той же степени, при консультации с США и их союзниками, как и при предыдущих автократических режимах, вынужденных уйти с политической арены. Новые режимы также сотрудничают с США и их союзниками в привнесении "смены режимов" в Сирии и Иране, точно также, как они содействовали свержению режима Каддафи в Ливии.
3.Пресечение зарождающихся "арабских вёсен" в самом начале
Третьей тактикой сдерживания "арабской весны" стало иссушающее подавление мирных демократических движений в странах, возглавляемых уполномоченными США режимами в Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании и прочих королевствах района Персидского Залива, прежде чем они не "отбились от рук", как это произошло в Египте, Тунисе и Йемене. Так, при сотрудничестве со своими западными покровителями, Саудовская Аравия в течение последнего года пресекала мирные протесты не только внутри своих границ, но и в соседнем Бахрейне. Возглавив военное вторжение государств Персидского Залива в Бахрейн прошлой весной, вооружённые силы Саудовской Аравии, при поддержке западных держав, продолжили там бесчеловечное обращение с мирными протестантами.
В то время, как Саудовская Аравия, Катар и другие режимы Персидского Залива играли авангардную роль в агрессии оси США-Израиль против "недружественных" режимов, силы НАТО, возглавляемые Пентагоном, были заняты на заднем плане тренировкой их сил "безопасности", посредничеством в продаже оружия этим репрессивным режимам и строительством ещё большего количества военных баз на их территориях.
"Пока государственные силы безопасности по всему региону расправлялись с демократическим инакомыслием, Пентагон неоднократно посылал американские войска с обучающими миссиями союзникам. За время более чем сорока таких операций, с такими названиями как "Нетерпеливый Лев" и "Дружба Два", длившимися иногда недели и месяцы, они обучили ближневосточные силы безопасности тонкостям подавления внутренних беспорядков, тактике мелких подразделений, сбору разведывательной информации, информационным операциям – ключевым для подавления народных восстаний навыкам… Эти периодические совместные боевые учения, редко освещавшиеся в СМИ и не часто упоминавшиеся вне вооружённых сил, составляют ядро давней сложной системы, связывающей Пентагон с военными силами репрессивных режимов по всему Ближнему Востоку" [4].
Эта поистине империалистическая стратегия и практика лишний раз демонстрирует, что заявления США и их союзников о том, что их лицемерные авантюры "смены режимов" на Ближнем Востоке задуманы якобы для защиты прав человека и способствования демократии, просто смехотворны.
4. Применение тактики Разделяй и Властвуй : Сунниты против Шиитов
Одной из тактик сокрушения мирных демократических движений в арабо-мусульманских странах, управляемых режимами-сателлитами США, является изображение эти движений "сектантскими" шиитскими мятежами. Эта, древняя как мир, тактика "разделяй и властвуй" наиболее энергично применяется в Бахрейне, где разрушение шиитских мечетей справедливо рассматривается как часть циничной политики режима "унижения шиитов", чтобы заставить их отомстить суннитам, надеясь таким образом доказать, что восстание является сектантским.[5].
Цитируя Набила Раджаба, представляющегося светской персоной с как суннитскими, так и шиитскими корнями, репортр Финиан Каннингем пишет: "Правительство пытается спровоцировать вызывающую внутри-религиозный раскол напряжённость, чтобы запугать суннитов и убедить их не поддерживать демократическое движение, так как оно представлено шиитским движением".
Далее Каннингем пишет: "Перенацеливание на шиитов - это тактика режима по представлению демократического национального движения в ложном свете в качестве сектантского. Это заодно и способ подрыва международной поддержки демократического движения, в попытке представить его как внутреннюю проблему государства, имеющего дело с "беспокойными шиитами". Таким образом создаётся представление, что восстание в Бахрейне отличается от демократических восстаний, охвативших регион" [5].
Резюмируя вышеизложенное, великолепная "арабская весна", начавшаяся в Египте и Тунисе в начале 2011 года, была жёстко пущена под откос, искажена и подавлена всеобщим контрнаступлением, организованным западными державами и их союзниками на Большом Ближнем Востоке, главным образом Израилем, Турцией и Лигой арабских государств. Сколько времени это подавление демократических и национально-освободительных устремлений арабских/мусульманских масс продолжится, не может сказать никто. Но ясно одно: успех Арабской (или любой другой) Весны в недоразвитом, полуколониальном мире целиком и полностью переплетён с успехом так называемых (99 %) военных доходов в более развитом, империалистическом мире в достижении целей нанесения поражения политике аскетизма, чем (1 %) перераспределению существенных долей колоссальных военных расходов в пользу социальных нужд и получению достойного человека уровня жизни.
В своих ловких и окольных путях империалистические войны и заграничные военные авантюры являются отражением внутренней борьбы за перераспределение национальных ресурсов: только, изобретая новых (нескончаемых) врагов и вовлекая их в постоянные заграничные войны, влиятельные бенефициарии войны и милитаризма могут не брать в расчёт “мирные дивиденды” и наслаждаться солидными “военными дивидендами”.
В борьбе за мир и экономическую справедливость, глобальные 99 %, возможно, могут воспользоваться примером глобальных 1 %: так же, как правящие 1 % координируют свою политику военной агрессии и экономического аскетизма на международном уровне, так и международные 99 % могут (и должны) координировать свой ответ на эту бесчеловечную политику на международном уровне. Только через скоординированную международную борьбу за мир и экономическое равноправие рабочие и другие общественные слои могут привести международное производство товаров и предоставление услуг к высшей точке и изменить статус кво для лучшего мира – мира, в котором продукты человеческого труда и дары природы приносили бы счастье всем.
Измаил Хуссейн-Заде – почётный профессор экономики Университета Дрейка, Де-Мойн Айова. Он также автор "Политэкономии Американского Милитаризма" и "Советское некапиталистическое развитие: Вариант Насеровского Египта"
Использованные материалы:
[1] Майкл Чосудовски, “When War Games Go Live.”
[2] Доктор Кристов Лемман, “The Manufacturing of the War on Syria.”
[3] Доктор Кристов Лемман, “The National Counsel of Syria and U.S. Unconventional Warfare.”
[4] Ник Тёрс, “Did the Pentagon Help Strangle the Arab Spring?”
[5] Финиан Каннигем, “Bahraini Rulers Play sectarian card in Bid to Trump Pro-democracy Movement.”
Примечание переводчика:
* - coup détat (франц.) - мятеж, государственный переворот (смена правящей группы насильственным путем с нарушением существующего закона, но, в отличие от революции, без последующих изменений общественного строя.
Тэги: "арабская, бахрейн, бедствие, весна", восстание, государственный, демократия,свобода,права, египет, израиль, иордания, иран, йемен, ливан, ливия, любознательный, мировой, народный, переворот, политика(видео, политика,геополитика, политология, происшествие, революция, сирия, ссылка, сша, тексты), тунис, фальшивый
Какими народными традициями был отмечен на Руси праздник Пасхи 2012-04-15 16:57:17
... Пасху москвичи до революции
+ развернуть текст сохранённая копия
Пасху Христос в нищенском рубище странствует по земле и заходит в дома к людям в виде странника или нищего, чтобы испытать людское милосердие. Поэтому праздничные яства на Руси всегда готовили в изобилии, чтобы иметь возможность угостить каждого пришедшего в дом. В прежние времена в пасхальные дни нужно было особенно позаботиться о нищих и больных, а также людях, оказавшихся в заключении. В больницы и тюрьмы посылались в огромном количестве подарки - куличи, пироги, яйца. Сыр и яйца это первая пища, которую верующие вкушают после 40-дневного поста. Пасхальное яичко - символ Воскресения Христова. Окрашенное красной краской яйцо - знак пасхальной радости о победе над смертью. Обычай на Пасху обмениваться яйцами, по преданию, обязан святой Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яичко с приветствием: "Христос воскресе!" Cамый главный праздник Пасха - самый главный праздник христианского года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте. Ученики и последователи Христа восприняли Его смерть как искупление грехов мира, а воскресение - как победу над силой зла и дарование Богом вечной жизни. Иисус Христос, принеся Себя в жертву на кресте, даровал людям избавление от вечной смерти и проклятия - неизбежных последствий человеческого греха. Самый древний праздник Пасха является не только самым главным, но и самым древним из всех христианских праздников. Он был установлен и отмечался уже во времена апостолов. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: первое - о страдании, а второе - о Воскресении Иисуса Христа. Празднованию Пасхи посвящались как дни, предшествующие торжеству Воскресения Христова, так и следующие за ним. В зависимости от характера воспоминания, каждый этап праздника имел свое наименование - Пасха Страданий (иначе, - Пасха Крестная) и Пасха Воскресения. Первый этап праздника отмечался постом и покаянием, а второй - праздничными торжествами. Пасха у первых христиан В первые века христианские общины отмечали Пасху в разное время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали одновременно с Пасхой иудейской - 14 нисана по еврейскому календарю, независимо от того, на какой день недели выпадал праздник. Западная Церковь отмечала Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Первая попытка установить для всех Церквей единое правило празднования Пасхи была предпринята св. Поликарпом, епископом Смирнским, в середине II века. Но окончательное решение о едином праздновании Пасхи было принято только на Первом Вселенском Соборе, проходившем в г. Никее (современный г. Изник, Турция) в 325 г. Собор постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она никогда не совпадала с иудейской Пасхой. Таким образом, Пасха является подвижным праздником, выпадающим каждый год на разные числа в период с 22 марта по 25 апреля. Эти числа определяются по особой таблице, Пасхалии, в которой указаны даты празднования Пасхи на много лет вперед. Пасхальное богослужение Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времен апостолов пасхальное богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова. Богослужение начинается с крестного хода - торжественной процессии вокруг храма с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Божией Матери, с пением канона Пасхи. Верующие приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!", на которые следует ответ: "Воистину воскресе!". В конце богослужения совершается освящение артоса (греч. "хлеб") - большой просфоры с изображением Креста или Воскресения Христова, которая затем устанавливается в храме на аналое вместе с иконой праздника. Артос является напоминанием того, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением стал для христиан истинным Хлебом вечной жизни. В Светлую Субботу артос дробится и раздается всем верующим. Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи). Как праздновали Пасху москвичи до революции Замечательные свидетельства о том, как самый главный православный праздник встречали в первопрестольной столице, оставил в своей книге "Лето Господне" русский писатель Иван Шмелев. Вот как он рассказывает об этом: "Пост уже на исходе, идет весна. Прошумели скворцы над садом, - слыхал их кучер, - а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика. Отпекли на Крестопоклонной маковые "кресты", - и вот уж опять она, огромная лужа на дворе. Бывало, отец увидит, как плаваю я по ней на двери, гоняюсь с палкой за утками, заморщится и крикнет: - Косого сюда позвать!.. Василь-Василич бежит опасливо, стреляя по луже глазом. Я знаю, о чем он думает: "ну, ругайтесь... и в прошлом году ругались, а с ней все равно не справиться!" - Старший прикащик ты - или... что? Опять у тебя она? Барки по ней гонять?! - Сколько разов засыпал-с!.. - оглядывает Василь-Василич лужу, словно впервые видит, - и навозом заваливал, и щебнем сколько транбовал, а ей ничего не делается! Всосет - и еще пуще станет. Из-под себя, что ли, напуща-ет?.. Спокон веку она такая, топлая... Да оно ничего-с, к лету пообсохнет, и уткам природа есть... Отец поглядит на лужу, махнет рукой. Кончили возку льда. Зеленые его глыбы лежали у сараев, сияли на солнце радугой, синели к ночи. Веяло от них морозом. Ссаживая коленки, я взбирался по ним до крыши сгрызать сосульки. Ловкие молодцы, с обернутыми в мешок ногами, - а то сапоги изгадишь - скатили лед с грохотом в погреба, завалили чистым снежком из сада и прихлопнули накрепко творила. - Похоронили ледок, шабаш! До самой весны не встанет. Им поднесли по шкалику, они покрякали: - Хороша-а... Крепше ледок скипится. Прошел квартальный, велел: мостовую к Пасхе сколоть, под пыль! Тукают в лед кирками, долбят ломами - до камушка. А вот уж и первая пролетка. Бережливо пошатываясь на ледяной канавке, сияя лаком, съезжает она на мостовую. Щеголь-извозчик крестится под новинку, поправляет свою поярку и бойко катит по камушкам с первым веселым стуком. В кухне под лестницей сидит гусыня-злюка. Когда я пробегаю, она шипит по-змеиному и изгибает шею - хочет меня уклюнуть. Скоро Пасха! Принесли из амбара "паука", круглую щетку на шестике, - обметать потолки для Пасхи. У Егорова в магазине сняли с окна коробки и поставили карусель с яичками. Я подолгу любуюсь ими: кружатся тихо-тихо, одно за другим, как сон. На золотых колечках, на алых ленточках. Сахарные, атласные... В булочных - белые колпачки на окнах с буковками - X. В. Даже и наш Воронин, у которого "крысы в квашне ночуют", и тот выставил грязную картонку: "принимаются заказы на куличи и пасхи и греческие бабы"! Бабы?.. И почему-то греческие! Василь-Василич принес целое ведро живой рыбы - пескариков, налимов, - сам наловил наметкой. Отец на реке с народом. Как-то пришел, веселый, поднял меня за плечи до соловьиной клетки и покачал. - Ну, брат, прошла Москва-река наша. Плоты погнали!.. И покрутил за щечку. Василь-Василич стоит в кабинете на порожке. На нем сапоги в грязи. Говорит хриплым голосом, глаза заплыли. - Будь-п-койны-с, подчаливаем... к Пасхе под Симоновом будут. Сейчас прямо из... - Из кабака? Вижу. - Никак нет-с, из этого... из-под Звенигорода, пять ден на воде. Тридцать гонок березняку, двадцать сосны и елки, на крылах летят-с!.. И барки с лесом, и... А у Паленова семнадцать гонок вдрызг расколотило, вроссыпь! А при моем глазе... у меня робята природные, жиздринцы! Отец доволен: Пасха будет спокойная. В прошлом году заутреню на реке встречали. - С Кремлем бы не подгадить... Хватит у нас стаканчиков? - Тыщонок десять набрал-с, доберу! Сала на заливку куплено. Лиминацию в три дни облепортуем-с. А как в приходе прикажете-с? Прихожане летось обижались, лиминации не было. На лодках народ спасали под Доргомиловом... не до лиминации!.. - Нонешнюю Пасху за две справим! Говорят про щиты и звезды, про кубастики, шкалики, про плошки... про какие-то "смолянки" и зажигательные нитки. - Истечение народа бу-дет!.. Приман к нашему приходу-с. - Давай с ракетами. Возьмешь от квартального записку на дозволение. Сколько там надо... понимаешь? - Красную ему за глаза... пожару не наделаем! - весело говорит Василь-Василич. - Запущать - так уж запущать-с! - Думаю вот что... Крест на кумполе, кубастиками бы пунцовыми?.. - П-маю-с, зажгем-с. Высоконько только?.. Да для Божьего дела-с... воздаст-с! Как говорится, у Бога всего много. - Щит на крест крепить Ганьку-маляра пошлешь... на кирпичную трубу лазил! Пьяного только не пускай, еще сорвется. - Нипочем не сорвется, пьяный только и берется! Да он, будь-п-койны-с, себя уберегет. В кумполе лючок слуховой, под яблочком... он, стало быть, за яблочко причепится, захлестнется за шейку, подберется, ко кресту вздрочится, за крест зачепится-захлестнется, в петельке сядет - и качай! Новые веревки дам. А с вами-то мы, бывало... на Христе-Спасителе у самых крестов качали, уберег Господь. Прошла "верба". Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале. Страстные дни. Я еще не говею, но болтаться теперь грешно, и меня сажают читать Евангелие. "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду...". Я не могу понять: Авраам же мужского рода! Прочтешь страничку, с "морским жителем" поиграешь, с вербы, в окно засмотришься. Горкин пасочницы как будто делает! Я кричу ему в форточку, он мне машет. На дворе самая веселая работа: сколачивают щиты и звезды, тешут планочки для - X. В. На приступке сарая, на солнышке, сидит в полушубке Горкин, рукава у него съежены гармоньей. Называют его - "филенщик", за чистую работу. Он уже не работает, а так, при доме. Отец любит с ним говорить и всегда при себе сажает. Горкин поправляет пасочницы. Я смотрю, как он режет кривым резачком дощечку. - Домой помирать поеду, кто тебе резать будет? Пока жив, учись. Гляди вот, винограды сейчас пойдут... Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает "священный крест", иродово копье и лесенку - на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки - X. В. Замирая от радости, я смотрю. Старенькие у него руки, в жилках. - Учись святому делу. Это голубок, Дух-Свят. Я тебе, погоди, заветную вырежу пасочку. Будешь Горкина поминать. И ложечку тебе вырежу... Станешь щи хлебать - глядишь, и вспомнишь. Вот и вспомнил. И все-то они ушли... Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу - доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике... - Он теперь никак при хресте не может. Спаси Христос... - крестясь, говорит она и крестит корову свечкой. - Христос с тобой, матушка, не бойся... лежи себе. Корова смотрит задумчиво и жует. Ходит и Горкин с нами. Берет у кухарки свечку и выжигает крестик над изголовьем в своей каморке. Много там крестиков, с прежних еще годов. Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки - пришел Христос. И все - для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни - страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями - и ничего, потому что везде Христос. У Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Толстый Воронин и пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Дают попробовать мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решетке. Золотистые червячки падают на блюдо, - совсем живые! Протирают все, в пять решет: пасох нам надо много. Для нас - самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом - для гостей, парадная, еще "маленькая" пасха, две людям, и еще - бедным родственникам. Для народа, человек на двести, делает Воронин под присмотром Василь-Василича, и плотники помогают делать. Печет Воронин и куличи народу. Василь-Василич и здесь, и там. Ездит на дрожках к церкви, где Ганька-маляр висит - ладит крестовый щит. Пойду к Плащанице и увижу. На дворе заливают стаканчики. Из амбара носят в больших корзинах шкалики, плошки, лампионы, шары, кубастики - всех цветов. У лужи горит костер, варят в котле заливку. Василь-Василич мешает палкой, кладет огарки и комья сала, которого "мышь не ест". Стаканчики стоят на досках, в гнездышках, рядками, и похожи на разноцветных птичек. Шары и лампионы висят на проволоках. Главная заливка идет в Кремле, где отец с народом. А здесь - пустяки, стаканчиков тысячка, не больше. Я тоже помогаю, - огарки ношу из ящика, кладу фитили на плошки. И до чего красиво! На новых досках, рядочками, пунцовые, зеленые, голубые, золотые, белые с молочком... Покачиваясь, звенят друг в дружку большие стеклянные шары, и солнце пускает зайчики, плющится на бочках, на луже. Ударяют печально, к Плащанице. Путается во мне и грусть, и радость: Спаситель сейчас умрет... и веселые стаканчики, и миндаль в кармашке, и яйца красить... и запахи ванили и ветчины, которую нынче запекли, и грустная молитва, которую напевает Горкин, - "Иуда нечести-и-вый... си-риб-ром помрачи-и-ися..." Он в новом казакинчике, помазал сапоги дегтем, идет в церковь. Перед Казанской толпа, на купол смотрят. У креста качается на веревке черненькое, как галка. Это Ганька, отчаянный. Толкнется ногой - и стукнется. Дух захватывает смотреть. Слышу: картуз швырнул! Мушкой летит картуз и шлепает через улицу в аптеку. Василь-Василич кричит: - Эй, не дури... ты! Стаканчики примай!.. -Дава-ай!.. - орет Ганька, выделывая ногами штуки. Даже и квартальный смотрит. Подкатывает отец на дрожках. - Поживей, ребята! В Кремле нехватка... - торопит он и быстро взбирается на кровлю. Лестница составная, зыбкая. Лезет и Василь-Василич. Он тяжелей отца, и лестница прогибается дугою. Поднимают корзины на веревках. Отец бегает по карнизу, указывает, где ставить кресты на крыльях. Ганька бросает конец веревки, кричит - давай! Ему подвязывают кубастики в плетушке, и он подтягивает к кресту. Сидя в петле перед крестом, он уставляет кубастики. Поблескивает стеклом. Теперь самое трудное: прогнать зажигательную нитку. Спорят: не сделать одной рукой, держаться надо! Ганька привязывает себя к кресту. У меня кружится голова, мне тошно... - Готовааа!.. Принимай нитку-у!.. Сверкнул от креста комочек. Говорят - видно нитку по куполу! Ганька скользит из петли, ползет по "яблоку" под крестом, ныряет в дырку на куполе. Покачивается пустая петля. Ганька уже на крыше, отец хлопает его по плечу. Ганька вытирает лицо рубахой и быстро спускается на землю. Его окружают, и он показывает бумажку: - Как трешницы-то охватывают! Глядит на петлю, которая все качается. - Это отсюда страшно, а там - как в креслах! Он очень бледный, идет, пошатываясь. В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть - это только так: все воскреснут. Я сегодня читал в Евангелии, что гробы отверзлись и многие телеса усопших святых воскресли. И мне хочется стать святым, - навертываются даже слезы. Горкин ведет прикладываться. Плащаница увита розами. Под кисеей, с золотыми херувимами, лежит Спаситель, зеленовато-бледный, с пронзенными руками. Пахнет священно розами. С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви. По ограде навешены кресты и звезды, блестят стаканчики. Отец и Василь-Василич укатили на дрожках в Кремль, прихватили с собой и Ганьку. Горкин говорит мне, что там лиминация ответственная, будет глядеть сам генерал-и-губернатор Долгоруков. А Ганьку "на отчаянное дело взяли". У нас пахнет мастикой, пасхой и ветчиной. Полы натерты, но ковров еще не постелили. Мне дают красить яйца. Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро... Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все... и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, - все мы встретимся там. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие пуши, которые я видел в поминаньи. Стоит Плащаница в Церкви, одна, горят лампады. О н теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и Василь-Василич, и все наши ребята, - все для Него это! Барки брошены на реке, на якорях, там только по сторожу осталось. И плоты вчера подошли. Скучно им на темной реке, одним. Но и с ними Христос, везде... Кружатся в окне у Егорова яички. Я вижу жирного червячка с черной головкой с бусинками-глазами, с язычком из алого суконца... дрожит в яичке. Большое сахарное яйцо я вижу - и в нем Христос. Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что ни улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые красные "дорожки". В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней - зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым. Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега, - повезли в церковь можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот: - Ты чего это не спишь, бродишь?.. Это отец. Он только что вернулся. Я не знаю, что мне сказать: нравится мне ходить в тишине по комнатам и смотреть, и слушать, - другое все! - такое необыкновенное, святое. Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки. Это он всегда сам: другие не так умеют. Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: "Воскресение Твое Христе Спасе... Ангели поют на небеси..." И я хожу с ним. На Душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать. Смотрю на него, как становится он на стул, к иконе, и почему-то приходит в мысли: неужели и он умрет!.. Он ставит рядком лампадки на жестяном подносе и зажигает, напевая священное. Их очень много, и все, кроме одной, пунцовые. Малиновые огоньки спят - не шелохнутся. И только одна, из детской, - розовая, с белыми глазками, - ситцевая будто. Ну, до чего красиво! Смотрю на сонные огоньки и думаю: а это святая иллюминация, Боженькина. Я прижимаюсь к отцу, к ноге. Он теребит меня за щеку. От его пальцев пахнет душистым, афонским, маслом. - А шел бы ты, братец, спать? От сдерживаемой ли радости, от усталости этих дней или от подобравшейся с чего-то грусти, - я начинаю плакать, прижимаюсь к нему, что-то хочу сказать, не знаю... Он подымает меня к самому потолку, где сидит в клетке скворушка, смеется зубами из-под усов. - А ну, пойдем-ка, штучку тебе одну... Он несет в кабинет пунцовую лампадку, ставит к иконе Спаса, смотрит, как ровно теплится и как хорошо стало в кабинете. Потом достает из стола... золотое яичко на цепочке! - Возьмешь к заутрени, только не потеряй. А ну, открой-ка... Я с трудом открываю ноготочком. Хруп, - пунцовое там и золотое. В серединке сияет золотой, тяжелый; в боковых кармашках - новенькие серебряные. Чудесный кошелечек! Я целую ласковую руку, пахнущую деревянным маслом. Он берет меня на колени, гладит... - И устал же я, братец... а все дела. Сосни-ка, лучше, поди, и я подремлю немножко. О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами... И теперь еще слышу медленные шаги, с лампадкой, поющий в разду-мьи голос - Ангели поют на не-бе-си-и... Таинственный свет, святой. В зале лампадка только. На большом подносе - на нем я могу улечься - темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят тревожно: "Ради Бога, не опрокиньте как!" Они отвечают успокоительно: "Упаси Бог, поберегемся". Понесли святить в церковь. Идем в молчаньи по тихой улице, в темноте. Звезды, теплая ночь, навозцем пахнет. Слышны шаги в темноте, белеют узелочки. В ограде парусинная палатка, с приступочками. Пасхи и куличи, в цветах, - утыканы изюмом. Редкие свечечки. Пахнет можжевельником священно. Горкин берет меня за руку. - Папашенька наказал с тобой быть, лиминацию показать. А сам с Василичем в Кремле, после и к нам приедет. А здесь командую я с тобой. Он ведет меня в церковь, где еще темновато, прикладывает к малой Плащанице на столике: большую, на Гробе, унесли. Образа в розанах. На мерцающих в полутьме паникадилах висят зажигательные нитки. В ногах возится можжевельник. Священник уносит Плащаницу на голове. Горкин в новой поддевке, на шее у него розовый платочек, под бородкой. Свечка у него красная, обвита золотцем. - Крестный ход сейчас, пойдем распоряжаться. Едва пробираемся в народе. Пасочная палатка - золотая от огоньков, розовое там, снежное. Горкин наказывает нашим: - Жди моего голосу! Как показался ход, скричу - вали! - запущай враз ракетки! Ты, Степа... Аким, Гриша... Нитку я подожгу, давай мне зажигальник! Четвертая - с колокольни. Ми-тя, тама ты?!. - Здесь, Михал Панкратыч, не сумлевайтесь! - Фотогену на бочки налили? - Все, враз засмолим! - Митя! Как в большой ударишь разов пяток, сейчас на красный-согласный переходи, с перезвону на трезвон, без задержки... верти и верти во все! Опосля сам залезу. По-нашему, по-ростовски! Ну, дай Господи... У него дрожит голос. Мы стоим с зажигальником у нитки. С паперти подают - идет! Уже слышно - ...Ангели по-ют на небеси-и..! - В-вали-и!.. - вскрикивает Горкин, - и четыре ракеты враз с шипеньем рванулись в небо и рассыпались щелканьем на семицветные яблочки. Полыхнули "смолянки", и огненный змей запрыгал во всех концах, роняя пылающие хлопья. - Кумпол-то, кумпол-то! - дергает меня Горкин. Огненный змей взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста... и там растаял. В черном небе алым Крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет - X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени - кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди. Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых... - Ну, Христос Воскресе... - нагибается ко мне радостный, милый Горкин. Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником. ...сме-ртию смерть... по-пра-ав..! Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная. И в Кремле удалось на славу. Сам Владимир Андреич Долгоруков благодарил! Василь-Василич рассказывает: - Говорит - удружили. К медалям приставлю, говорит. Такая была... поддевку прожег! Митрополит даже ужасался... до чего было! Весь Кремль горел. А на Москва-реке... чисто днем!.. Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. Встряхивают волосами, вытирают кулаком усы и лобызаются по три раза. "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе"... "Со Светлым Праздничком"... Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся - плотники, народ русый, маляры - посуше, порыжее... плотогоны - широкие крепыши... тяжелые землекопы-меленковцы, ловкачи - каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары... Угощение на дворе. Орудует Василь-Василич, в пылающей рубахе, жилетка нараспашку, - вот-вот запляшет. Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой, мотаются волосы там и там. У меня заболели губы... Трезвоны, перезвоны, красный - согласный звон. Пасха красная. Обедают на воле, под штабелями леса. На свежих досках обедают, под трезвон. Розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки - всюду, и в луже святятся. Пасха красная! Красен и день, и звон. Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него - все волшебное. Вот - с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное... И вот, фарфоровое - отца. Чудесная панорамка в нем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое... - Б о г?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне".
Тэги: атеизм,религия,церковь, биология,психология,социология, богослужение, главный, древний, любознательный, москве, народный, пасха, пасхальный, первый, праздник, революция, россия,ссср,русский, руси, ссылка, традиция, христианин, человек,его, язык
Свободу узникам совести! 2012-04-14 18:28:00
+ развернуть текст сохранённая копия
14 апреля в Новосибирске состоялся пикет солидарности с политзаключенными и незаконно осужденными, а также в защиту Конституции РФ, прав на свободу слова, собраний и совести. На пикете присутствовали активисты новосибирских отделений "Другой России", "Солидарности" и движения "Матери незаконно осужденных". Всего собралось около 30 человек. На пикете присутствовало около сорока сотрудников полиции, включая начальника центра Э и начальника первого отдела полиции, а также многочисленное начальство из городского УВД. У нацболов на входе в первомайский сквер пытались досматривать плакаты на предмет экстремизма. Акции протеста данных движений всегда собирают наибольшее количество сотрудников силовых структур, что символизирует их опасность для власти. Провокаторы прокремлевских движений на пикете не присутствовали, что в очередной раз показало их трусость. Угрожать и нападать на одинокого Артема Лоскутова на пикете в прошлую субботу они горазды. Столкнуться же с организованными нацболами и прочими активистами они просто боятся. Акции в защиту политзаключенных будут продолжаться. Дальше »
Тэги: другой, митинг, осипова, путина, революция, россия, таисия
России осенью грозит социальный взрыв 2012-04-14 17:31:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Волна социальных протестов грозит накрыть Россию уже этой осенью. Такое опасение высказывают экономисты и политологи. Причина - предстоящий рост тарифов, появление платных услуг и общее недовольство властями. В России революционные настроения просыпаются, по традиции, в осенюю пору. Вот и предстоящая осень грозит стать серьезным испытанием для российских властей. Политологи, экономисты и социологи, знакомые с настроениями населения не только в крупных городах, но и на периферии, отмечают растущую активность протестного движения. Усиливающееся в обществе недовольство неизбежно выльется в социальный взрыв, как только появится детонатор. Эксперты предупреждают, что таким детонатором может стать намеченное повышение цен и появление платных услуг. Дальше »
Тэги: кризис, митинг, оппозиция, протест, революция, системный
Главная / Главные темы / Тэг «революц»
|
|