Поставил Ондри единичку в карму(с некоторых пор я в его войну карм не вмешиваюсь, но тут специальный ...
[File Attachment: photo_2017-03-09_16-48-24 ...
Месса. Священник говорит проповедь. - Что же делала Дева Мария, братья и сёстры, когда перед ней ...
Месса. Священник говорит проповедь. - Что же делала Дева Мария, братья и сёстры, когда перед ней предстал архангел Гавриил? Может быть, братья и сёстры, она сидела на лавочке возле дома и сплетничала, как некоторые из вас?! Нет... А быть может, братья и сёстры, она три часа болтала с подружкой по телефону, как некоторые из вас? …
Читать далее »
Получил письмо с вопросом – как я отношусь к тому, что Дмитрий Быков, которого я часто цитирую, верит в Бога?
Не является ли это для меня хотя бы косвенным аргументом?
Прежде всего хочу сказать, что считаю Дмитрия Львовича прекрасным поэтом. Его лирику я ставлю даже выше, чем его прозу и просветительскую деятельность – а поверьте, что я ставлю их очень высоко. Но даже вера Иосифа Бродского ни в чем меня не убедила. Вера – это личное дело каждого человека. Нет такой задачи – сделать всех атеистами или указывать людям, в какие идеалы им верить. Чем более разнообразным будет общество, тем лучше. Ценность каждого человека в его уникальности, а не в похожести на других. По этой причине мне было бы, конечно, приятнее, если бы Дмитрий Львович был бы буддистом. Или пастафарианцем.
Более того, любому начинающему поэту вера в Бога идет на пользу. Потому что основная задача стихотворения (впрочем, как и фотографии) – производить впечатление. А без веры в Бога (или хотя бы ее декларирования) поэт остается без огромного количества «сильных» слов и понятий – вера, Бог, душа, вознесение, Геенна, откровение, волхвы, благодать, Апокалипсис, рок, предназначение, дьявол, Евангелие, предвестие, молитва, ангел, пророчество, Страшный Суд, фатум, Армагеддон, воскресение, святость, боговдохновенный, расплата за грехи, апостол, апокриф, благая весть, Всевышний, ад, елей и т.д. Так, например, у неплохого когда-то поэта Алексея Кортнева в каждой третьей песне было обязательно слово «ангел». Но это слова-пустышки. Слова-колокольчики.
Такими словами легко производить впечатление. Если вы послушаете какого-нибудь Стаса Михайлова или, прости Господи, Елену Ваенгу больше пяти минут, то вас начнет тошнить от слов «душа». Но людям на концертах в Кремле это нравится. И в блатной лирики тоже не продохнуть от слова «душа». Большинству вообще нравится когда, например, художник использует много красной краски, а скульптор – золота. Большинству нравятся тщательно прорисованные вены на руках у старушки с картин Шилова. И лучистые морщинки от добрых и все понимающих глаз.
Конечно, я не сравниваю Дмитрия Быкова со Стасом Михайловым. Повторю еще раз. Дмитрий Львович – прекрасный поэт. Но великим поэтом он станет, когда будет добиваться такого же сильного эффекта самыми простыми словами. По-мандельштамовски превращая их в золото.