Описание процесса реанимации седла ХВЗ.
Описание процесса реанимации седла ХВЗ.
В составе первого моего чемпиона досталось мне седло. Ну даже по фото можно видеть его состояние, я умолчу про тактильные и обонятельные ощущения. Но зато покрышка без клубоких трещин и порезов...
Итак имеем вот такое седло.
...На самом деле на ХТ есть огромная тема просвещенная восстановлению седел, здесь я описываю - как делал я...
Седло было разобрано, очищено и вымыто в теплой (не горячей ) воде с моющим средством для посуды.Потом замочил его на двое суток в тазике с водой, периодически помешивая и переворачивая - из него вышло много всякой гадости )
Вытаскиваем, одеваем на какой нибудь каркас, для того чтобы оно выпрямилось - главная задача убрать прогиб верхней части. Сушим пару дней в прохладном и темном месте.
Снимаем с каркаса, аккуратно не повреждая кожу срезаем(высверливаем) заклепки. Берем наждачную бумагу и шкурим... долго муторно, пыльно(можно добавлять воды). Зернистость бумаги от крупной до мелкой - убираем старую краску и минимизируем визуальные дефекты. После "зачистки" замачиваем в желотине в течении 2-х суток(пищевой желатин разводится в теплой воде). Вытаскиваем и закрепляям на каком нибудь основании, плотно примотав
широкой!!! лентой, создавая первоначальную форму, но с ровной верхней частью. Сушим 3 суток в прохладном помещении.
После того как высохло - проходимся мелкой наждачкой. Берем войлок и тщательно попируем до блеска. Далее краска для гладкой кожи - с краской лучше не экономить и брать либо специальную, либо не самую дешевую, т.к. возникнут вопросы при эксплуатации(штаны будут краситься). Сушим. Полируем. Пропитываем прозрачным кремом для кожи на основе воска. Полируем. Обрабатываем внутреннюю поверхность водоотталкивающим спреем (пропиткой), но можно также смазать кремом или воском для кожи.
Одеваем на каркас при помощи подходящих по размеру заклепок (я использовал ременные болты - они многоразовые). Берем крем и финально полируем.
В итоге получаем:
Речь пойдет о велосипеде выпускаемым Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в ...
Речь пойдет о велосипеде выпускаемым Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в городе Шяуляе, Литовской ССР.
Результат
Небольшое отступление.
...Это не просто велосипед, это настоящая легенда, сопоставимая с вкладышами из жевачек или автоматами с газированной водой. Сотни тысяч детей из СССР связали свое детство с этим велосипедом, который был расчитан на детей 7-14 лет.
Орленок выпускался Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в городе Шяуляе, Литовской ССР.
Всего было 2 модели:
- «Эрелюкас» (лит. Ereliukas, русск. Орлёнок) для мальчиков (с верхней трубой)
- «Крегждуте» (лит. Kregždutė, русск. Ласточка) для девочек (женская рама).
«Орлёнок» был своеобразным переходным типом от двухколёсного велосипеда для детей младшего школьного возраста «Ветерок» к дорожным велосипедам для взрослых. Так, рама поздней модификации «Орлёнка» является почти точно уменьшенной рамой модели В-110 ( напр. «Украина»), в то время как рамы предыдущих выпусков имели характерную верхнюю трубу рамы, переходящую в верхние части перьев задней вилки. Отчасти поэтому он был широко распространён среди детей среднего школьного возраста, как символ начала приобщения к «взрослым» велосипедам (по сравнению например со складными велосипедами «Кама» и т.п.). Будучи того же класса, что и «Школьник», «Орлёнок» тем не менее стоял на более высоком уровне, в отличии от своих конкурентов.
информация с сайта - http://www.cyclepedia.ru/
После того как я стал отцом второй дочери, понял что женского велосипеда в моем гараже избежать не удасться. Просматривая объявления - наткнулся "велосипед" с женской рамой. Как уже давным давно повелось - мне очень "везет" и все приходится покупать удаленно. Этот экземпляр я нашел в г.Краснодаре - 350 км. от меня. Ехать самостоятельно было нецелесообразно, попутных дел не было и я уговорил девушку-продавца отправить велосипед транспортной компанией...
После разборки и деффектовки, имеем:
- рама с оторванным мостиком для крепления крыла, нарушенной геометрией вилки и небольшим "пропеллером" ,
- убитые и кривые колеса,
- заржавевшие и убитые втулки на обоих колесах,
- седло превратилось в труху,
- ну и остальное по мелочи.
Концепцию продумана и необходимые детали заказаны - приступаем к работам по раме
Правим геометрию по учебникам из СССР(с первого раза отстроить не получилось).
Пескоструйная очистка и покраска...
После очиски коррозии и краски было установлено, что рама 1977 года выпуска.
Каретку было решено сделать под квадрат - современнее, надежнее, больший выбор запасных частей(в частности систем). Были запресованы промышленные подшипники и при помощи токарных работ вал "для насыпи" был переделан в вал "под промы".
Колеса было решено сделать 26-дюймовыми - больше комфорта, больше выбора комплектующих, интереснее внешний вид. В качестве передней втулки была использована ХВЗ тоненькая. А вот заднюю я сделал 3-х скоростной планетарной с ножным тормозом.
Сборка, настройка и тест-драйв.
В результате имеем вот такую модернизированную Ласточку.
Что касается аксессуаров (фара, корзинка, багажник) - данный вопрос оставить для решения будущей наезднице. :-)
Давно у меня есть пристрастия к велосипедам ХВЗ. Был и фикс когда то и полноценный шоссер. Нравятся ...
Давно у меня есть пристрастия к велосипедам ХВЗ. Был и фикс когда то и полноценный шоссер. Нравятся мне повадки велосипедов со стальными рамами и давлением в колесах от 5 атмосфер...
Итак...
Из кучи металлолома В шоссейный велосипед На одном из аукционов я выиграл "кучу металлолома", в которой
узнавалась рама велосипеда ХВЗ В-551 ...
Съездил я за всем этим добров Славянск-на-Кубани - 400 км в один конец.
Для справки:
ХВЗ Чемпион В-551 года выпуска 1957 - 1963, эта рама оказалась 1961 года выпуска. "Спортивно – шоссейный велосипед В 551 предназначался для соревнований и тренировочной езды по просёлочным и шоссейным дорогам. От ранее выпускавшихся велосипедов подобного типа велосипед В 551 отличался рамой изменённой геометрии, обеспечивающей её большую жёсткость. На передней вилке увеличили радиус изгиба перьев, что повысило её упругость. Втулка заднего колеса была бестормозной с пятиступенчатой трещоткой. Переключатель передач на тот момент был новой конструкции, параллелограмного типа. Колёса фиксировались быстродействующим эксцентриковым зажимом. Седло с покрышкой новой, улучшеной формы. На В 551 в целях устранения перетяжки спиц увеличили посадочный размер втулки заднего колеса. Стоит отметить оригинальное расположение манеток – на торцах руля.
В 1958 году на Всесоюзной промышленной выставке в Москве спортивно – шоссейный велосипед “Чемпион” В 551 был награждён дипломом за новые конструктивные решения."" в 1960-й год верх совершенства - выходит модель В- 551 из импортных труб. Впоследствии людская молва четко разделила спортивные шоссейные велосипеды (каковыми считались рассчитанные на однотрубки) на две категории: для народа- "стартон", каковой плавно деградировал с неизвестного момента своего рождения к концу своего производства, и недоступное воплощение всех мечтаний, верхнюю позицию ХВЗ, отсутствовавший в свободной продаже некий велосипед, со словом "чемпион" в названии, каковой мог в серийном воплощении идти на велоклубы, а в индпошиве- под конкретных гонщиков, не ниже кандидата в мастера спорта."Вилка. Вилка на фото не родная. На специализированных форумах вилка первоначально идентифицировалась как "что то старое импортное", но дальнейшее расследование показало, что вилка стоит от шоссейно-трекового велосипеда ХВЗ "Харьков" (рама В-53, годы производства 1950 - 1953).Втулки. Так же привлекли внимание втулки. Информации по ним крайне мало - характеризованы как "старые и качественные, не то что сейчас все Китай". Взяв первый раз в руку переднее колесо - оно крутилось от малейшего толчка очень долго. Передняя втулка неклейменая и без опознавательных знаков(предположительно тоже Renak).Задняя втулка в плачевном состоянии, заполненая землей.Результат я хочел получить в ключе Чемпиона, т.е. с сохранением характера и повадков велосипеда - крокодилить решил минимально.После пескоструйной очистки все выглядело примерно так: Реставрировал седло с клеймом УК(о седлах сделаю напишу в отдельном посте)Втулки после отмывки, прочистки, доукомплектования и регулировки/сборки/смазки.
Колеса в сборе, обода 14-мм истинно шоссейные под 25-ю резину
Далее были покраска и сборка всего в кучу, в результате получилось это(фото кликабельны):