Итак, вот оно счастье - новый блокнот, альбом или пачка красивой плотной бумаги для акварели. И манит и пугает одновременно. Покупая новый красивый блокнот я частенько ловлю себя на мысли, что этот блок листочков более совершенен чем я. Он такой красивый, аккуратный - чистый! А я сейчас возьму и все испорчу. Чистый блокнот или белый лист это уже само по себе - несовершенство. Это пустота, которую нужно наполнить, которая просит вашего самовыражения. Ему, блокноту, неважно как вы рисуете, умеете ли вообще. Но если вы заполните его полностью, до последней белой жаждущей странички - он будет счастлив. Даже если это каракули. Даже если это ежедневник-дневник или сборник рецептов. Вы нужны блокноту, а не блокнот вам.
Но все равно страшно, нереально в этом разубедить. Я считаю, что первая страница блокнота как обложка - сразу понятно, чего ждать дальше. Это как визитная карточка, которая обязана быть красивой и совершенной. Такой, чтобы захотелось листать дальше. Что делать в таком случае? Я пока вообще не хочу затрагивать разные словоблудия по сабжу, их полно в сети - возвышенных и неконкретных. Что-то про свободу самовыражения, отбрасывание рамок и прочую полезную, но на деле бессмысленную психологическую чушь. Вы спросили как побороть страх чистого листа? Отвечаю четко и конкретно.
● Боитесь первой страницы? Откройте пятую, восьмую, вообще последнюю. И нарисуйте там. Все просто, не правда ли? Я постоянно пользуюсь этим приемом в дорогих блокнотах. Открываю второй лист и рисую там. Иногда третий, когда совсем-совсем боюсь. И да - выходит почти всегда что-то не очень хорошее, но - первый лист не испорчен и даже я как-то...разогрелась что ли? Размялась как перед тренировкой и готова приступить к заглавному рисунку блокнота. И он выходит достойно.
● Не рисуйте на первой странице. Тоже очень логичный выход из ситуации. Первый разворот я часто пропускаю тк там особая склейка страниц - не хочется их мять или разламывать. И уже это частенько облегчает рисование. Но тогда вторая страница как бы первая...? Какой бы по счету не была страница - все равно не рисуйте. Напишите там что-то. Например, кому принадлежит блокнот и кому вернуть в случае потери. Напишите какие-то красивые строки из стихотворения, которые станут эдаким эпиграфом. Текст это тоже стильно, это тоже визуальный образ. Можно написать интересным шрифтом заглавную букву к этому эпиграфу или весь текст. Не знаете как сделать букву и шрифт? Напишите слово в фотошопе и покрутите шрифты и скопируйте в меру своих способностей.
● Еще вариант - вклейте что-то. Это может быть фотография, вырезка или чужой рисунок. В идеале это что-то должно напоминать вам о смысле рисования в блокноте. Эдакое напоминание, подсказка-карта, которая дает понять, зачем, собсна, тут все и собрались.
● Попросите кого-то нарисовать для вас первый рисунок. По возможности - набросок, чтобы он выглядел незавершенным процессом, а не очередным совершенством, которого вам не достичь. Чтобы было видно, что рисовал человек, живой и по большей части как и вы.
● Что касается отдельных листов. Если страшно дотронуться - возьмите формат в два три раза меньше. Чем меньше лист, тем больше уверенность, что вы с ним справитесь. Ватман до сих пор вгоняет меня в ужас, хотя последний раз я рисовала стенгазету в школе. Для меня самым комфортным до сих пор остается А5 (половинка А4), но вот А6, которые я когда-то очень любила - мне уже "малы". И все чаще меня тянет взяться за А4 тк и его половинки уже как-то маловато.
● Рисуйте то, что по вашему мнению у вас получается лучше всего. То, что вы приступили к новому блокноту или новому формату, не значит, что надо выпендриваться и мудрить. Достаточно уже и того, что вы осмелились. Уже несите орден. Так что можно в стопицотый раз рисовать цветочки и узорчики, сердечки, бабочек или что там у вас лучше всего получается? Не знаете что? Рисование чего доставляет вам наибольшее удовольствие - вот ответ. Каким бы кривым не был итог, огромное удовольствие от полученного процесса сделает первую страницу совершенной. Вам будет хорошо, вы не станете к себе придираться и не дадите этого сделать кому-то со стороны.
Серия сообщений "Про рисование":записи основаны на личном опыте самообучения
Часть 1 - Рисовать может каждый
Часть 2 - Хочешь рисовать? Иди рисуй!
Часть 3 - Нужно ли получать образование
Часть 4 - Как побороть страх чистого листа
Часть 5 - Когда хочешь порисовать, но не знаешь что
Веселые рожицы карандашом на обоях, квадратики и овалы ручкой на поверхности стола, тонны бумаги с закорючками и первыми человечками во всех углах дома – кому из родителей это не знакомо? Ругать? Так ведь детское творчество не знает границ, и рисовать везде, где красиво для ребенка и...
Хотите прочитать всю статью? Блог "Мир глазами мамы" ждет вас.
Приятного времяпрепровождения!
С ув. Татьяна Охотник
Я против того, чтобы поступать в институт на художника или дизайнера, если вы хотите рисовать. Хотя безусловно мои знание о программе обучения в художественных институтах поверхностны и основаны на нескольких подругах, которые учились там каждая в свое время и по своей специальности. Все же мое мнение категорично и очень предвзято. Его легко можно оспорить и затоптать. Уверена, меня легко можно переубедить. Если вы хотите работать в сфере рисования - поступайте. Но сейчас я настаиваю на озвучивании иной позиции, мы поговорим о самообразовании и некой нерешительности желаний.
Когда я захотела рисовать и озвучила свое желание в семье, матушка тут же принялась прогнозировать мою будущую жизнь. Она сразу дала понять, что в нашем городе образовательных учреждений такого профиля нет, что это дорого и долго, что профессия "художник" - не востребована (это было около 12 лет назад) и несолидна, ей не заработаешь и я в лучшем случае потрачу годы жизни и умру с голоду от безработицы. Вообще-то, я даже не думала куда-то поступать учиться, но вот так вот с руки мамы я заложила первый кирпичик в стену, разделяющую меня и академ. Дальше было еще проще. Мои подруги в отличие от меня все же пошли учиться на художников - мне было завидно и я еще больше восстала против такого подхода к рисованию. Получив высшее экономическое образование я пришла в недоумение от факта, что второго высшего бесплатно не получить, а стоимость обучения в хороших институтах такого профиля составляет около 120 тыс в год. Таких денег и времени (тогда я еще работала в офисе) у меня не было и я совершенно не собиралась тратить их на 6 лет у мольберта за пятерку в зачетке. Я злилась. В том числе и на себя за то, что еще в юношестве не набралась смелости и не пошла по этому пути. Самообучение было невыносимо трудным и порой переходило в долгие годы застоя. Мне казалось, отучись я в каком-нибудь московском вузе, не бы не столько могла рисовать лучше, а главное - мне было бы проще облекать свои мысли и желания в материальную форму.
Какую бы причину не поступать в университет вы не выбрали\придумали для себя - я ее поддерживаю. Из чувства солидарности и упрямой веры в то, что есть и другие пути. По тем крохам информации, впечатлениям подруг от полученного диплома и выбранной профессии я могу для себя (подчеркиваю это!) сделать следующие выводы. Вы можете их разделять или быть против. Но уверена, многим они станут утешением и обнадеживанием.
Я считаю, что научить кого-то рисовать невозможно в принципе. Учитель рисования? Что за мифический персонаж? Как можно научить видеть? Как можно теоретически разбить красоту на палитры и цветовые схемы? Как можно вывести творческий стихийный процесс в логическую цепочку причин и следствий, в порядок действий и некий план с зачетами и критериями оценки? Есть рисование. А есть черчение.
Я считаю, что передача науки рисования от одного человека к другому убивает индивидуальность, вдохновение, творчество в принципе. Во-первых потому что кот-то навязывает вам свое мнение и свое видение, свои приемы и способы сделать то что вы хотите сделать. Во-вторых потому что основы, без которых ваш кувшн якобы кривой, а портрет якобы косой (хотя это безусловно правда) - это относительно. Рисовать правильно - скучно. Рисовать так, как надо - скучно. Это пытка, которая легко убивает желание рисовать что-то вообще. И никакие аргументы, что без этого никуда - вас не утешат.
Помню в далеком детстве я записалась в изостудию в нашем городском Доме Пионеров. Я хотела рисовать и я пришла учиться - вроде бы все логично. Никто не проявил ко мне внимания, отношение было как к очередной - никакое. Мне дали лист бумаги, положили передо мной гипсовое ухо и велели рисовать его, чтобы узнать "мой уровень". Ухо меня никак не впечатлило. Оно было гипсовое, белое и ужасно скучное. Я нарисовала его как умела - из-под палки потому что надо, а не потому что хочу. Я бы лучше нарисовала цветы в вазе и мой уровень тогда показался бы учителю более высоким тк мне нравится рисовать красивое. Наверное я прошла какой-то зачет и мне разрешили заниматься. Ну, думаю, ура! Меня усадили за самый настоящий мольберт перед некой кучкой из тряпочки, чайника и восковых фруктов. И велели опять же рисовать. Никто не сказал как. Не показал, что делать. Соседи рисовали другие штуки - гипсовые головы, другие изделия посудной лавки. Там была чья-то большая гипсовая голова на подставке, кило так под 80. Я еще подумала, что наверное это для самого главного выпускного экзамена. В какой-то день я пришла в очередной раз, села за страдальческий натюрморт в синих гуашах. И гляжу...в одной из композиций ткань для драпировки разрисована. Сейчас я знаю, что это был батик. А тогда мне было интересно. Эту композицию никто не рисовал, я подошла посмотреть поближе - как это нарисовано? - посчупать, взялась за край. Тут же прилетела "учительница" и устроила мне разнос с поучительной речью, что трогать ничего нельзя. Я разозлилась и больше никогда туда не возвращалась.
Я считаю визуально непривлекательным процесс рисования вот такого. Мне не хочется рисовать такое, как бы "надо" оно ни было.






Поверьте, это не самые худшие работы. Это очень даже способные и талантливые люди рисовали. Сядь я, самоучка, за такой кусок гипса, у меня получился бы такой кошмар, такой плачевный результат, от которого бы навсегда зареклась что-то пытаться! Мало того, что мне приходится рисовать что-то, что я не хочу, чтобы научиться рисовать то, что хочу. Так еще и такой ужас будет в самом начале.
Безусловно есть красивые академические работы. Они появляются курсу к третьему если не позднее.


или та же гипсовая расчлененка



Вы можете посмотреть примеры академического рисунка тут или вот тут. Да и вообще в группе в контакте Академический рисунок. Не знаю как вам, а мне кажется это или безумно сложно, так, как я никогда не смогу сделать сама. Или не менее безумно скучно и не воодушевляюще. Исключения есть, но их мало в общей массе.
Я считаю, что после рисования гипсовых голов у многих учащихся в стиле рисования видна такая ... знаете ли... агрессивная пластика конструктора. Когда в женском лице видно влияние гипсового носа с головы Сократа. Мне кажется, что многие не рисуют лицо, а строят из блоков тк им показали что над чем, куда бровь, куда от нее тень и где всякие взаимосвязи в пропорциях. В кривом портрете самоучки зачастую больше мягкости и жизни, чем у того, кто учился рисовать лица правильно. С точки зрения построения портрет образованного человека правильнее, объемнее. С точки зрения визуального восприятия - груб и не очень-то и красив...
Если вы пойдете учиться рисовать в университет - вы будете не раз вздыхать из-за полученных заданий. Будьте готовы к тому, что не раз придется смирять свое творческое начало для того, чтобы сделать как надо, вместо того, чтобы заняться чем хочется. И так - шесть лет. Шесть долгих лет бесконечных заданий. Какой-то год будет интереснее, какой-то вообще нет. Но общая схема обучения художника выглядит именно так. Меня такая перспектива честно сказать - пугает. Боюсь, пойди я сразу учиться в такое заведение, то после 6 лет изучения приемов и техник мне пришлось бы еще 6 искать свой стиль и научиться применять их к моей личной индивидуальности.
Самообучение мне ближе, хотя "изобретение велосипеда" кто-то может счесть той же пустой тратой времени. Но мне приятнее дойти самой, чем насиловать себя. Безусловно, знания, полученные в институте бесценны. Но они должны быть своевременны. Порисуйте для себя, освойте материалы, достигните некоторого уровня, когда не стыдно сказать вслух - я рисую. И только тогда академ-наука пойдет впрок. Изучение этих техник и приемов будет в радость тк это будет зерно брошенное в плодотворную почву, а не на голые камни. Это будет как подсказка, как "ах вот оно в чем дело-то!" а не вбиваемая палкой зазубренная фигня, от которой хочется убежать.
Серия сообщений "Про рисование":записи основаны на личном опыте самообучения
Часть 1 - Рисовать может каждый
Часть 2 - Хочешь рисовать? Иди рисуй!
Часть 3 - Нужно ли получать образование