2013-05-25 20:09:21
ОАО «УМЗ» предлагает зарубежным заказчикам новые совершенные системы и комплексы ПВО < ...
+ развернуть текстсохранённая копия
ОАО «УМЗ» предлагает зарубежным заказчикам новые совершенные системы и комплексы ПВО
ЗСУ «Тунгуска-М1».
Ульяновский механический завод (УМЗ), входящий в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей», один из ведущих мировых производителей средств ПВО Сухопутных войск ближней и средней дальности, а также радиолокационных систем. Уже пятое десятилетие продукция предприятия поставляется в десятки зарубежных стран.
Зенитная самоходная установка «ТУНГУСКА–М1»
Зенитная самоходная установка (ЗСУ) комплекса «Тунгуска-М1» предназначена для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых подразделений во всех видах боевых действий. В ЗСУ совмещаются два вида вооружения – ракетное и пушечное 30-мм калибра – с единым радиолокационно-приборным комплексом.
В ЗСУ «Тунгуска-М1» используется новая ракета с импульсным оптическим ответчиком. Аппаратура управления ракетой существенно повышает помехозащищенность и увеличивает вероятность поражения целей, действующих под прикрытием оптических помех. Оснащение ракеты радиолокационным неконтактным взрывателем с радиусом срабатывания до 5 м значительно повысило эффективность ЗСУ в борьбе с малоразмерными целями. Увеличение времени работы элементов ракеты позволило увеличить дальность поражения целей с 8000 до 10000 м.
Введение аппаратуры автоматизированного приема и обработки данных внешнего целеуказания от командного пункта типа ППРУ и выдача на КП информации о состоянии и действиях ЗСУ по каналу телекодовой связи значительно повышает эффективность боевого применения батареи ЗСУ при массированном налете целей.
Цифровая вычислительная система ЗСУ на базе нового вычислителя расширяет функциональные возможности ЦВС при решении боевых и контрольных задач, повышает точность их решения. А модернизация прицельного оптического оборудования дает возможность значительно упростить процесс сопровождения цели наводчиком. Введение тепловизионного канала с автоматом сопровождения обеспечивает всесуточность применения ракетного вооружения ЗСУ.
Модернизированная зенитная самоходная установка «ШИЛКА»
С целью повышения боевых возможностей по борьбе со средствами воздушного нападения и осуществления задач ПВО в современных условиях специалистами ОАО «УМЗ» были проведены работы по модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка». Для этого была разработана и реализована более совершенная система управления огнем, в которой введена аппаратура приема и передачи данных для обмена информацией ЗСУ с вышестоящим командным пунктом, изменен метод обработки вторичной информации – с аналогового на цифровой, установлена РЛС нового поколения. Вся аппаратура переведена на твердотельную элементную базу (более 50% номенклатуры заимствовано от ЗСУ «Тунгуска»). Система помехозащиты и дальномер переведены на цифровой метод обработки информации. Вместо аналогового счетно-решающего прибора, орудийного и визирного преобразователей координат применена быстродействующая ЦВС с памятью большой емкости, выполненная на современной серийно выпускаемой цифровой вычислительной машине. Встроенный режим тренажера обеспечивает возможность эффективного обучения операторов РЛС.
Введение в состав ЗСУ комплекта аппаратуры, обеспечивающей стрельбу ЗУР типа «Игла», позволило увеличить дальность поражения целей до 5 км.
Обеспечивая боевую работу с места и в движении, ЗСУ «Шилка» и ЗПРК «Тунгуска-М1» по эффективности защиты прикрываемых ими войсковых подразделений и стационарных объектов от средств воздушного нападения, совершающих налет на малых высотах, не имеют аналогов в мире.
Зенитный ракетный комплекс БУК-М2Э
ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова» (г. Жуковский) разработало ЗРК «Бук-М2» и его экспортный вариант ЗРК «Бук-М2Э», головным изготовителем которого является ОАО «Ульяновский механический завод». ЗРК «Бук-М2Э» идеально может работать как в составе группировки ПВО, так и автономно в качестве самостоятельной боевой единицы. Быстрая смена позиций обеспечивается повышенной проходимостью и высокой скоростью передвижения (до 65 км/ч) машин комплекса. При этом время развертывания с марша составляет не более 5 мин. Боевые средства комплекса ЗРК «Бук-М2Э» изготавливаются как на гусеничном, так и на колесном шасси.
При обнаружении цели запуск ЗУР производится в течение 10-12 сек. Обеспечивается одновременное поражение 24 целей: самолетов и вертолетов с вероятностью 90-95 % на высотах от 15 м до 25 км и на дальностях до 45 км. ЗРК «Бук-М2Э» может контролировать воздушное пространство над территорией площадью более чем 11000 кв. км.
С целью противодействия средствам РЭБ и самонаводящимся на РЛС ракетам ЗРК «Бук-М2Э» имеет в своем составе радиолокатор подсвета и наведения (РПН), антенна и приемо-передающая система которого поднимаются на высоту 21 м на выдвижной стреле, и самоходную огневую установку (СОУ) с оптико-электронной системой наведения, которая работает как в оптическом, так и инфракрасном диапазонах на дальностях до 45 км. Это позволяет не только эффективно выполнять основную задачу – осуществлять противовоздушную оборону войсковой группировки, но и адаптироваться для нанесения высокоточных ударов по наземным и надводным целям, что важно в условиях локальных военных конфликтов.
ЗРК «Бук-М2Э» обладает высочайшей надежностью и имеет отличные эксплуатационные характеристики. Он может применяться в различных климатических условиях при температурах от -50 до +50°С и влажности до 98%. Хранение ракет без техобслуживания обеспечивается в течение 10 лет.
ЗРК «Бук-М2Э» на сегодняшний день является опережающим по заложенным в него принципам средством ПВО среднего радиуса действия и является идеальным решением для обеспечения ПВО в своем классе.
Петербургское конструкторское бюро «Рубин» и миасский Государственный ракетный центр имени Макеева завершили создание баллистической ракеты «Скиф», способной длительное время находиться в режиме ожидания на морском или океанском дне и по команде поражать наземные и морские цели. Испытания ракеты намечены на конец июня 2013 года, и если они окажутся успешными, носитель передадут на госиспытания Министерству обороны. Однако последующее принятие ракеты на вооружение может осложнить политические взаимоотношения России с другими странами, поскольку действующий договор с США не предусматривает размещения стратегического вооружения вне подводных лодок под толщей воды.
Заводские испытания перспективной баллистической ракеты должны состояться на дне Белого моря. Как пишет газета «Известия», для установки носителя будет использоваться опытовая дизель-электрическая подводная лодка Б-90 «Саров» проекта 20120, уже модифицированная для выполнения такой задачи. Корабль оснащен торпедным аппаратом диаметром около метра и дополнительными цистернами балласта, которые должны сохранить устойчивость и положение подлодки под водой после сброса ракеты. В ходе испытаний будет проверена ракета и система ее погрузки в море с корабля на подводную лодку. В ГРЦ имени Макеева разработку «Скифа» подтвердили, однако подробности проекта раскрывать не стали.
Впервые о возможности создания баллистических ракет донного базирования военные заговорили еще в первой половине 1960-х годов, однако конкретных шагов для реализации масштабных проектов предпринято не было. Размещение стратегического оружия на морском дне сулило практически полную секретность позиций ракет, недоступность для подводных кораблей противника и, соответственно, небольшое преимущество в гонке ядерных вооружений. Кроме того, подводное размещение носителей ядерного оружия позволило бы несколько сэкономить на военных расходах, поскольку места базирования таких ракет не нуждались бы в усиленной охране и защите от поражения.
В 1970-х годах США от идеи размещения ракет на дне отказались, сделав ставку на строительство подземных ракетных шахт с высокой степенью защиты, в том числе и от ядерного удара. СССР же во второй половине 1980-х приступил к разработке облика перспективных донных ракет и задания на их создание, а в начале 1990-х Министерство обороны заказало у ГРЦ имени Макеева разработку такого оружия. Проект ракеты засекречен. Известно только, что предположительно в 2005 году началось производство первых опытных образцов ракет донного базирования, а в 2008-м были проведены первые испытания перспективного вооружения. В 2009 году опытный образец отправили на доработку.
Любопытно, что по классификации НАТО обозначение «Скиф» (SS-N-23 Skiff) имеют жидкостные трехступенчатые баллистические ракеты подводных лодок серии Р-29РМ, поступившие на вооружение в 1986 году. В настоящее время на вооружении России стоят ракеты Р-29РМУ2 «Синева», а с февраля 2012 года в ВМФ поступают модернизированные носители Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Эти ракеты являются основным вооружением стратегических атомных подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин». Носители ядерных боеголовок разработаны ГРЦ имени Макеева. Имеют ли «Скиф» и ракеты «Синева» и «Лайнер» общие черты, неизвестно.
Какие именно технические решения используются в новой ракете, также пока неизвестно. Вероятнее всего речь идет даже не о самом носителе ядерных боеголовок (поскольку для экономии средств и времени в проекте можно использовать ту же «Синеву» с минимальными доработками, а то и вовсе без них, или новую Р-30 «Булава-30»), а о специальном контейнере для хранения ракеты на глубине и ее запуска. Такой контейнер должен длительное время оберегать ракету от чрезмерного давления, коррозионного воздействия окружающей среды и обеспечивать связь и обмен информацией с командным пунктом. Перед запуском такой контейнер может всплывать и, достигнув допустимой для пуска глубины (около 50 метров для баллистических ракет подводных лодок), давать старт носителю.
Вероятнее всего, для еще большего упрощения конструкции в контейнере могут использоваться балластные цистерны с системой продувки сжатым воздухом. Это позволит переводить контейнер из горизонтального в вертикальное положение и обеспечивать всплытие. Такое решение значительно упрощает установку ракеты под водой ─ для этого подводной лодке необходимо будет лишь сбросить контейнер, убедиться в работоспособности его систем и надежности связи с ним, а затем вернуться на базу. За все остальные действия будет отвечать уже сама донная пусковая установка. Неясным остается только одно: каким образом планируется организовать связь командного пункта с ракетой, находящейся под водой?
Между тем оперативной необходимости размещения баллистических ракет на донных пусковых установках у России в настоящее время нет. Государственной программой вооружений развитие морского компонента ядерной триады России предусмотрено, однако речь идет лишь о модернизации имеющихся подводных лодок проекта «Дельфин» и их переоснащении ракетами «Лайнер», а также о закупке восьми новых подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей», вооруженных «Булавой». Развитию морского компонента триады уделяется большое внимание, поскольку именно подлодки способны вести скрытное (до пуска баллистических ракет) боевое патрулирование и постоянную смену местоположения носителей ядерных боеголовок.
Кроме того, в отличие от подводных лодок, которые могут свободно перемещаться практически по всему Мировому океану, использование донного стратегического оружия значительно ограничено международными соглашениями. В 1972 году вступил в силу договор «О запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения», или, если короче, «Договор по морскому дну». Этот документ к настоящему времени подписали 94 страны мира (из стран «ядерного клуба» договор не подписали Франция, Пакистан и Северная Корея). Документ запрещает размещение ядерного оружия на морском или океанском дне за пределами 12-мильной прибрежной зоны.
Таким образом, в случае принятия на вооружение Россия сможет разместить новые донные ракеты проекта «Скиф» только во внутренних водоемах, а также в своих территориальных водах Тихого и Северного Ледовитого океанов. При этом наибольшая скрытность размещения может быть обеспечена только при установке донных ракет во внутренних водоемах с большими глубинами, например, в Ладожском озере (максимальная глубина ─ 230 метров, средняя ─ 51 метр), Каспийском море (наибольшая глубина ─ 1025 метров, средняя ─ 208 метров) или Саяно-Шушенском водохранилище (наибольшая глубина ─ 220 метров у плотины Саяно-Шушенской ГЭС, наименьшая глубина ─ 30 метров).
Наконец, постановка ракет «Скиф» на вооружение может осложнить политические взаимоотношения России с другими странами, в первую очередь с США. Подписанный Москвой и Вашингтоном в 2010 году и вступивший в силу в 2011 году договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) не предусматривает создания и размещения носителей ядерного оружия донного базирования. Это означает, что при принятии ракет на вооружение Москве придется договариваться с Вашингтоном о внесении в действующий документ поправок. Американцы, вероятнее всего, на такие поправки не согласятся или, в обмен на согласие, будут настаивать на смягчении позиции России по вопросу развития ЕвроПРО.
Разработку донного ракетного комплекса «Скиф» российское Министерство обороны пока официально не подтвердило. О том, что такие комплексы включены в госпрограмму вооружений России до 2020 года, ранее не сообщалось, хотя, скажем, официально известно, что программа включает в себя разработку новой баллистической ракеты большого радиуса, которая должна будет заменить устаревшие Р-36М2 «Воевода». Какие-либо однозначные выводы о «Скифе» делать пока рано. Не исключено, что проект, стартовавший еще при СССР, так и останется проектом, а полученные наработки будут использованы в других военных областях.
Рассказ о непростых трудовых буднях Дальней авиации России. О возрождении Дальней авиации после непростых 90-х годов. Выполнение поставленных задач на ракетоносцах ТУ-160, ТУ-95. Ветераны АДД и молодые командиры. Перелёт с Кольского полуострова на стратегическом ракетоносце ТУ-160 через Атлантику в Венесуэлу и возвращение в Энгельс. Это был полёт без запасных аэродромов и наземных средств РСП, лишь с одним радиоприводом в район аэродрома и посадкой на полосу вдвое уже, чем необходимо для посадки ТУ-160.
Ту-160. "Белый лебедь" стратегического назначения
Ту-160 "Белый лебедь" - самый мощный стратегический ракетоносец конца XX века. В конструкции этого самолёта воплотились самые передовые технологии советской промышленности. Ныне самолёты этого типа переживают второе рождение - настала пора их модернизации. Фильм "Ту-160. "Белый лебедь" стратегического назначения" рассказывает об истории создания, особенностях конструкции, а также о строевой эксплуатации Ту-160 лётчиками с авиабазы Энгельс.
ЦАМТО, 21 мая. На аэродроме в подмосковном Жуковском завершились летно-конструкторские испытания модернизированного самолета Ил-76МД-90А, сообщила пресс-служба ЗАО «Авиастар-СП».
Экипаж под командованием заслуженного летчика испытателя РФ, героя России Николая Куимова совершил 19 из 22 запланированных испытательных полетов, проверив функционирование всех систем воздушного судна досрочно.
В настоящее время техническими специалистами летно-испытательной и доводочной базы ОАО «Ил» осуществляется доработка систем самолета с целью подготовки его к передаче для проведения дальнейших испытаний Министерству обороны Российской Федерации. По завершении совместных государственных испытаний Ил-76МД-90А будет присвоена литера «О», которая дает право выпускать самолет серийно.
Транспортный самолет Ил-76МД-90А – глубоко модернизированная версия Ил-76МД, ранее производимого на Ташкентском авиационно-производственном объединении имени Чкалова, разработан «АК им. С.В. Ильюшина», завод-изготовитель – ЗАО «Авиастар-СП».
Первый демонстрационный полет состоялся 4 октября 2012 года в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина. В тот же день был подписан контракт на поставку партии самолетов для Министерства обороны РФ.
Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси существенно расширяют эксплуатационные возможности воздушного судна.
«С этим самолетом мы реально смотрим с большой перспективой в будущее», – отметил генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев.
Открытки с изображением Ансамбля Кижского погоста долгое время наравне с Московским Кремлем и Зимним дворцом оставались самыми многотиражными. Кижский погост является символом российского Севера, той самой «русской старины», которая привлекала и продолжает привлекать исследователей и путешественников. Чудом две деревянные церкви и колокольня XVIII века дошли до нас в первозданном виде. 12 декабря 1990 года Кижский погост одновременно с Московским Кремлем и историческим центром Санкт-Петербурга был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что необходимо сделать в Кижах:
Сходить на экскурсию «Традиционная культура русских Заонежья». За три часа вас познакомят с шедеврами Кижского ансамбля, древнейшей деревянной церковью Воскрешения Лазаря XIV века, перевезенной в Кижи из Муромского монастыря.
Побывать на экскурсии «Потаенные Кижи». Совершите прогулку к часовне Спаса в самой высокой части острова, где открывается захватывающий дух вид на Кижский ансамбль и берега Онежского озера.
Посетить экскурсию «Деревни о. Кижи», которая проходит в жилых деревнях Ямка и Васильево, на ней можно узнать о легендах и истории старинных поселений. Поднимитесь на Нарьину Гору, к красивейшей часовне Спаса Нерукотворного.
Посмотреть выступление фольклорно-этнографического театра. Актеры — сотрудники музея — покажут старинные обряды, споют свадебные песни и даже «жестокие» городские романсы.
Короткое слово «Кижи» известно не только в нашей стране. К одному из 1650 островов Онежского озера каждое лето причаливают сотни теплоходов с туристами со всех концов света, чтобы увидеть единственную в мире двадцатидвухглавую деревянную Преображенскую церковь, ее архитектурное эхо — Покровскую церковь — и объединяющую два храма в слаженный ансамбль колокольню.
Название острова созвучно карельскому слову «кижат», что означает «игрища». Археологи считают, что в далекой древности люди собирались на острове для проведения языческих обрядов. Позже на пологом удобном острове возникло поселение. В XVI веке остров Кижи стал центром Спасского погоста. В наше время погостом называют кладбище, а давным-давно на Русском Севере этим словом обозначали сельский округ, в главном селе которого строили церковь. Так в Кижах появились две церкви: Преображенская и Покровская. Когда молния ударила в здание старой Преображенской церкви, сельский сход постановил выстроить новую, какой еще люди не видывали. Двадцать два купола Преображенской церкви вознеслись в северное небо в 1714 году. Десять лет работали простые русские плотники в Кижах. Легенда называет имя только одного из мастеров — Нестора, который закончил работу и закинул топор в Онежское озеро со словами: «Не было такой никогда и не будет более!»
Преображенская церковь состоит из трех восьмигранных срубов — «восьмериков», поставленных ярусами друг на друга и уменьшающихся кверху в пропорции 18 м — 6 м— 3 м. К нижнему ярусу по сторонам света добавлены четыре «прируба» — четырехстенные пристройки. Такая композиция придает церкви пирамидальную устремленность ввысь. В XVIII веке она была одним из самых высоких зданий в России — 37 метров. Главное украшение церкви — двадцать два купола разного размера, установленные на «бочках», — кровле, повторяющей силуэты куполов. Плотники соединили систему защиты от воды и архитектурные элементы в одно целое, обеспечив зданию сохранность в суровом климате северного острова.
Сложнейшая конструкция Преображенской церкви выполнялась только топорами. Острый срез от удара топора не рвет дерево, как пила, не позволяет деревянным бревнам впитывать воду.
Считается, что при строительстве Преображенской церкви не применялись гвозди. Действительно, гвоздями (сначала деревянными нагелями, а позднее коваными) прикреплены только чешуйки лемеха, покрывающего главки. Северные зодчие понимали красоту дерева. Лемех для покрытия куполов делали из осины — этот сорт древесины со временем принимает зеркальные свойства. Расположенные под разными углами чешуйки то отливают серебром в белые ночи, то вспыхивают ярким огнем на восходе, то становятся голубыми, как северное небо.
Внутреннее убранство Преображенской церкви строго, даже сурово. Северяне не любили ни ярких фресок, ни нарядной резьбы. Главными украшениями храма были иконостас и «небо» — расписной потолок. Четырехъярусный иконостас из 102 икон составлялся постепенно, почти 100 лет, и его золоченая резьба XVIII века очень красива, но не соответствует общему настроению церкви. Огромная Преображенская церковь была «летней», неотапливаемой. Для богослужений зимой через полвека рядом возвели «зимнюю» Покровскую церковь. Девять глав храма, образующих ажурную корону, повторяют силуэт Преображенской церкви. Можно найти ракурс, при котором ажурная корона глав Покровской церкви красиво совмещается с хороводом куполов Преображенской. Украшена Покровская церковь скромно, зубчатым поясом вокруг фронтона. Это не только декоративный элемент, но и хитроумная система защиты от влаги. За каждым зубчиком вырезан желобок, где собирается дождевая вода, а на нижних зубцах устроены водометы, чтобы отбрасывать воду от стен. Внутри церкви, взамен утраченного, при реставрации в 1950 году установлен иконостас из икон XVII–XVIII веков.
Колокольня — третье и самое молодое здание Кижского погоста — построена в 1862 году. Жители Кижей наняли десятерых плотников для перестройки обветшалой колокольни и помогали мастерам всем селом. Заметно, что колокольне хотели придать «современный», городской вид. Ее стены обшиты досками, словно прячут простые бревенчатые стены. Древние мастера никогда бы не стали делать фальшивые входы только ради украшения. С высоты 30 метров звон колоколов разносился по воде на многие километры. Рубленая ограда на фундаменте из мощных валунов очерчивает ансамбль драгоценных зданий. Она восстановлена в 1950 году артелью мастера Мышева по старинным рисункам.
Кижский погост стал основой для создания первого в нашей стране музея под открытым небом — Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». Территория музея занимает 10 000 гектаров и бережно хранит 76 старинных деревянных построек, в том числе древнейшую в России церковь Воскрешения Лазаря, более 30 000 предметов крестьянского быта и около 500 прекрасных икон. В этом необычном музее можно не только любоваться экспонатами и слушать рассказ увлеченного экскурсовода. Музей населен мастерами и мастерицами, которые на ваших глазах расскажут и покажут секреты народных ремесел. Особенно повезет тем гостям Кижей, кто попадет на красочные и веселые народные праздники, фестиваль колокольных звонов и Кижскую регату.
Интересные факты
Для изготовления лемехов мастера тщательно выбирают осину. Ни молодая, ни старая древесина не годится. Самый опытный плотник в день может сделать тридцать лемехов, так что для одной церкви потребуется около двух лет. А для двадцати двух куполов? В 2014 году закончится колоссальная реставрация Преображенской церкви. Замены требуют 20–30% бревен. Поднимают огромную постройку древнейшим способом, при помощи рычагов — ваг, как и 400 лет назад.
Иконостасы северных храмов логически переходят в роспись потолка, который называется «небо». Лучшая в России коллекция «небес» из Кижского музея недавно выставлялась в Италии. Это первая выставка из фондов музея, отправленная в Европу. Зимой на остров Кижи можно прилететь на вертолете, доехать на снегоходах, санях и даже собачьих упряжках.
Почтовая открытка с изображением ансамбля в Кижах, начало ХХ в.
Ансамбль в Кижах всегда был знаменитой достопримечательностью России. Его изображения печатались на почтовых и памятных открытках, предназначенных не только для россиян, но и для зарубежных гостей.
Россия. Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи
Часы работы: Лето (1.06–31.08) — с 8.00 до 20.00, Осень (1.09–15.10) — с 9.00 до 16.00; Зима (16.10–14.05) — с 10.00 до 15.00; Весна (15.05–30.05) — с 9.00 до 16.00. Без выходных