Арсений Яценюк во вторник обратился к юго-востоку Украины
на русском языке. «К глубокому сожалению, Крым не единственный регион единой и неделимой Украины, где внешние силы пытаются дестабилизировать ситуацию, разжечь искусственные конфликты, организовать беспорядки и спровоцировать вооруженную агрессию извне под предлогом якобы защиты прав русскоязычных», – обращается Арсений Яценюк к жителям юго-востока.
«Режиссуру не очень многочисленных, но довольно агрессивных митингов в Харькове, Донецке и Луганске, других городах осуществляют внешние силы. Правоохранительными органами собраны убедительные доказательства причастности российских спецслужб к организации беспорядков на востоке нашей страны. Есть и задержанные диверсанты, – предостерег Яценюк. – Этим поджигателям войны не место на украинской земле».
Оставим на совести Яценюка не соответствующие действительности заявления о малочисленности митингов на юго-востоке. Тем более что любой имеющий доступ к интернету может в этом убедиться и без нашей помощи.
Перейдем к разбору «убедительных доказательств». Да, Служба безопасности Украины чуть ли не ежедневно сообщает о задержанных российских шпионах. Если верить сайту СБУ, они пересекают украинскую границу с оружием в руках, едва не в открытую размахивая удостоверениями разведчиков.
Правда, сам Арсений Петрович благоразумно поостерегся ссылаться на столь топорно сработанные «доказательства», ограничившись обтекаемыми формулировками и пообещав впредь затронуть каждый из волнующих юго-восток вопросов.
«Петух клюет в критические дни»
Начал господин Яценюк с русского языка, сообщив, что принято решение оставить в силе прежний языковой закон. «Этот закон по-прежнему работает, – уверяет украинский премьер. – Русский язык, согласно этому закону, во всех областях, где преобладают русскоязычные, имеет статус де-юре регионального, а фактически официального языка с такими же возможностями и правами, как и у украинского».#{ussr}
Похоже, Арсений Петрович плохо знаком с предметом, о котором говорит с такой категоричностью. Начнем с того, что ни русский язык, ни русскоязычные в этом законе вообще не упоминаются. Речь идет о национальных меньшинствах, язык которых получает региональный статус, если, согласно данным переписи населения, его признают родным более 10% населения той или иной административно-территориальной единицы. В то же время далеко не все украинские эксперты склонны поверить в искренность заявлений о равноправии русского языка на Украине.
«Это привычная тактика украинских националистов любых поколений, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. – Когда петух клюет, они тут же «вдруг» вспоминают русский язык (посмотрите, как Яценюк заговорил на нем!), обещают его защищать и не ущемлять права русского населения. Но как только «критические дни» минуют, как только националисты укрепляются во власти, все эти обещания моментально забываются. Так было и в 1991 году, так было в 2004 году, так происходит и сейчас».
Корнилов обращает внимание на один «забавный» момент: Яценюк в своем обращении к юго-востоку как «доказательство» защищенности русского языка приводит тот факт, что «и. о. президента» Турчинов якобы по его, Яценюка, инициативе не подписал закон о фактической отмене регионального статуса русского языка.
«Но спрашивается: а зачем же Рада так спешно кинулась отменять этот закон? И самое главное: зачем же за эту отмену проголосовал лично сам Яценюк? Какое-то у них раздвоение личности происходит. Яценюк голосует за ущемление прав русскоязычных и тут же призывает Турчинова не подписывать данное решение; Турчинов как «спикер парламента» подписывает данный закон, а затем Турчинов же как «и. о. президента» накладывает на него вето», – отметил Корнилов.
Понятно, что этот дискриминационный закон отложили из-за протестов в Крыму и на юго-востоке, заметил политолог. «И можете не сомневаться: как только протесты подавят – добро пожаловать в новую реальность, юго-восток. В реальность, где языковые законы будут определять убежденные бандеровцы и русофобы вроде Фарион», – сказал собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Странно, что глава правительства не вспомнил вчерашнее заявление своего же МИДа, в котором русские граждане Украины вообще названы пришлыми и не имеющими, в отличие от украинцев и крымских татар, статуса коренного народа.
На шпагате евроассоциации
Как мы помним, киевский Майдан (тогда еще с приставкой «евро») начинался в ноябре как гневная реакция на решение Януковича отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Но теперь фактически о том же самом, используя те же самые доводы, заговорила и новая власть – устами Арсения Яценюка.
«21 марта в Брюсселе планируется подписание политической части соглашения об ассоциации с ЕС. Мы отложили пока подписание экономического раздела этого документа, принимая во внимание переживания и опасения, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов, а это в первую очередь восток, – заявил вдруг Яценюк. – По этому вопросу мы проведем дополнительные консультации».
А ведь все это время тогдашняя оппозиция, при активной поддержке правых радикалов добивавшаяся свержения Януковича, утверждала, что ни капли не сомневалась в выгодности для Украины подписания именно экономического раздела соглашения об ассоциации. Получается, что теперь господин Яценюк признал правоту Януковича и Азарова?
«Собственно, тут две составляющие, – поделился своим мнением с газетой ВЗГЛЯД украинский эксперт, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин. – Во-первых, заявление Яценюка в основном соотносится с уже опубликованной украинской платформой на переговорах с РФ относительно урегулирования внутриполитической ситуации в Украине». При этом российские предложения отвергаются, отметил Стоякин, а ведь это должно теперь служить полноценным заменителем.
«Во-вторых, это сигнал юго-востоку, чтобы успокоить, а вернее, усыпить бдительность народных масс. Слишком велика опасность, что в ближайшие месяцы территория Украины сократится еще на несколько областей. При этом инициативы Киева выдаются за уступки, хотя речь идет о минимальном учете интересов юго-востока», – сказал политолог.
Что касается экономического блока соглашения об ассоциации с ЕС, то вопрос остается на повестке дня. «Кстати, в ЕС обсуждалась возможность введения ЗСТ с Украиной в одностороннем порядке, то есть снятия торговых ограничений для украинских экспортеров. Это был бы выгодный для Украины шаг, если, конечно, Киев не предпримет соответствующие встречные зеркальные действия в соответствии с подготовленным при Януковиче соглашением», – предположил эксперт. Но вероятность именно такого развития событий, по его мнению, крайне мала.
«Скорее ЕС попытается протащить ЗСТ без формального подписания и ратификации, рассчитывая на то, что нынешняя киевская власть полностью подконтрольна ЕС и США», – предсказал эксперт.
Мнение как преступление
Еще один важный пункт обращения – расширение полномочий регионов. В принципе, все прекрасно понимают, что дело отнюдь не только в языковой проблеме. Сегодня на митингах в Донецке и Луганске, Одессе и Харькове все отчетливей звучат требования автономного статуса для своих регионов. Но лишь за мнение о федеративном устройстве на тебя запросто могут навесить ярлык сепаратиста, ты можешь отправиться за решетку.
Показательный пример – уголовное преследование экс-губернатора Харьковской области Михаила Добкина, никогда, кстати, и не призывавшего к отделению от Украины. Это подтверждает и заявление Генеральной прокуратуры Украины, обосновывающее возбуждение уголовного дела за якобы посягательство на территориальную целостность Украины.
«Речь идет о призывах бывшего губернатора Харьковщины Михаила Добкина, касающихся совершения действий, направленных на децентрализацию власти на Украине путем федерализации и создания Новороссийского союза», – объявила прокуратура. Хотя, если говорить откровенно, на юго-востоке сейчас все чаще начинают звучать заявления, которые действительно можно расценивать как сепаратистские.
«Мои знакомые явственно разделились на два лагеря, – пишет по этому поводу известный донецкий журналист Игорь Фарамазян. – Одни терпеть не могут нациков и, как они говорят, нынешнюю «киевскую хунту» и готовы бороться с ней за Донецк в меру сил, но в рамках закона, мирно – до тех пор, пока это будет возможно. За Донецк в составе Украины, но с широкими, широчайшими правами в смысле самоуправления, чтобы сюда не совались со своими «нацистскими идеями» тягнибоки с ярошами, чтобы «хунта» не навязывала новое олигархическое правление, чтобы люди могли более-менее действенно влиять на свою власть и т. д.».
Вторые, по словам Фарамазяна, выступают или за отделение, или за отделение и вхождение региона в состав России: «Они уже, кажется, с нетерпением ждут российских танков. И вот что интересно: вторая группа становится все больше. За счет первой группы».
Текст: Владимир Богун, Киев