Посмотрела вчера необычный фильм под названием "Habemus Papam" – в переводе с латыни это означает "У нас есть Папа". Это восклицание выкрикивается определённым чином Ватикана, когда в результате конклава кардиналы-таки приходят к единодушию и называют кого-то из своей среды следующим Папой Римским.
Так вот фильм о том, как конклав заседал-заседал, выбрал нового кандидата, только вышли объявлять – и вдруг у нового Папы случается истерика. Он испугался ответственности, тяжести, ложащейся на его плечи, – и бедняга впадает в депрессию. Не смог выйти к народу, заперся, заболел – а потом сбежал! Несколько дней ходил по Риму, пробовал разобраться в себе, вспомнил, то в юности мечтал стать театральным актёром... А когда его наконец-то вернули, – честно сказал народу, что не чувствует себя готовым к папству. Фильм заканчивается немой сценой, – замолчавшая площадь, опустевший балкон, развеваемые холодным ветром алые занавески... Открытый финал.
Что примечательно – Ватикан со своими жителями в этом фильме показан изнутри очень по-человечески. Не в плане "человечности" (хотя и это тоже есть), а именно по-человечески: это живые люди, со слабостями и недостатками, в чём-то трогательные. Кардиналы списывают друг у друга, сплетничают, играют в волейбол, соревнуются между собой по регионам, сбегают в кондитерскую, чтобы поесть пончиков... Очень тонко изображена та многовековая ложь, без которой Ватикан жить не может – к примеру, когда Папа ударился в бега, государственный секретарь Ватикана обманывает всех (в том числе и кардиналов!), уверяя, что Папа всё ещё у себя, и даже нанимает швейцарского гвардейца, чтобы тот изображал силуэт Папы в его апартаментах. Про самого Папу даже не говорю – французский актёр Мишель Пикколи играет его очень хорошо, очень душевно, даром что дедуле 83 года было на момент съёмок!
Но вот ведь что примечательно: у нас такой фильм в принципе невозможен. Вы можете представить себе, чтобы такая история появилась применительно к высшему руководству РПЦ? Какую-нибудь историю из внутренней жизни православного руководства, показ их изнутри, как живых людей? О нет, у нас нет цензуры, у нас свободное общество – но священники в нашем кинематографе появляются исключительно как благороднейшие существа без недостатков в принципе. Батюшки на экране способны только вразумлять премудрым словом, стопроцентно помогать в труднейших жизненных ситуациях и толпами обращать неверных в православие. От живых людей они бесконечно далеки.
Тем более в нашем кино (и наверняка в РПЦ) немыслима такая сцена, как в "Habemus Papam": к депрессирующему Папе приглашают психолога, а тот спокойно сообщает, что он атеист. И после этого нет ни задушевных разговоров, ни раскаяния безбожника, ни обращения... более того, психолог устраивает между кардиналами волейбольный турнир. Можете представить себе такое на нашей почве?
Ох, прав был А.Н. Толстой, постоянно называвший Россию Византией! Вся она в этом слове – заковаться в самодовольную неподвижность, завеситься кованым золотом, надуться в сознании махрового центропупизма, и сделать вид, что весь мир тебя не касается! И никого, никого не пускать слишком близко – сохранять соборность, недоступность и неприступность. Такая ментальность...
Спецэффекты в "Игре престолов". А потом смотришь – и кажется, что все эти древние башни и невероятные просторы существуют на самом деле... Впрочем, в этом сериале, как и во многих историко-фэнтезийных фильмах, порой подводит чувство меры. Иной раз горы такие высокие, пропасти такие глубокие, а перспективы та-а-акие огромные что ощущаешь перебор. Ну что поделать... большинству зрителей надо пощекотать нервы размахом и масштабом.
2012-11-01 13:17:48
Всегда ли за видимым счастьем живет настоящее чувство, или двойная жизнь может быть незаметной ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Всегда ли за видимым счастьем живет настоящее чувство, или двойная жизнь может быть незаметной долгие годы? Неважны обстоятельства, неважен город, страна или другие факторы – важны только отношения между людьми, только как отличить иллюзию от настоящего положения дел? Два человека … Continue reading →
2012-11-01 13:17:48
Всегда ли за видимым счастьем живет настоящее чувство, или двойная жизнь может быть незаметной ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Всегда ли за видимым счастьем живет настоящее чувство, или двойная жизнь может быть незаметной долгие годы? Неважны обстоятельства, неважен город, страна или другие факторы – важны только отношения между людьми, только как отличить иллюзию от настоящего положения дел? Два человека … Continue reading →
Нашёлся вот интересный пример анализа кинопроизведения. Люблю такое...
-------------
Райан Бритт, "Tor.com" (США)
Ни в одном эпизоде "Звездных войн" ни один из персонажей ни разу не взял в руки книгу, газету, журнал или брошюру, написанную честолюбивым поэтом из племени джав. Если какой-либо персонаж "Звездный войн" что-то и читает, то это, несомненно, остается за кадром и делается определенно не ради развлечения. Еще в 1990-х годах, когда появились книги и комиксы "Звездные войны", мы познакомились с древними "текстами" джедаев, которые носили название "голокроны" и, по сути, представляли собой говорящие голографические видеозаписи. Как долго вселенная "Звездных войн" зависела от причудливых технологий, а не от письменного слова в вопросе передачи информации? Правда ли то, что большинство людей в "Звездных войнах" совершенно неграмотны?
Справедливости ради стоит сказать, что найти научно-фантастический роман или выдуманную вселенную с богатой и самобытной культурой – в частности, со своей собственной литературой – достаточно трудно. Как однажды сказал Лев Гроссман, "в Нарнии книг не читают". Даже у Гарри Поттера нет любимого писателя, а большая часть того, что читает Гэндальф Толкиена – это свитки и пророчества, а вовсе не развлекательная литература. Очевидно, выдуманные персонажи не так часто читают книги ради удовольствия, но, как правило, у нас складывается впечатление, что они все-таки умеют читать.
Весьма популярные научно-фантастические франчайзы добились значительно больших результатов в этом смысле, поскольку герои "Звездного пути" и "Звездного крейсера "Галактика" довольно серьезно интересуются романами и поэзией. Примечательно то, что в обеих этих галактиках существуют своего рода средства массовой информации (так же как и в "Гарри Поттере"). Что касается "Звездных войн", то именно отсутствие в этой галактике средств массовой информации приводит к повсеместному распространению неграмотности.
Кадр из фильма "Звездные войны: Эпизод 1 - Скрытая угроза"
Если внимательно посмотреть все эпизоды "Звездных войн", становится очевидным то, что там полностью отсутствуют СМИ. Несмотря на то, что мы видим, как камеры передвигаются вокруг Королевы/Сенатора Амидалы в Сенате, на самом деле они никуда не передают полученную информацию. Возможно, это были камеры системы безопасности, подобные тем камерам, которые записали, как Энакин убивал крохотных детей джедаев? Эта теория начинает казаться более правдоподобной, если принять во внимание, что диалог в сцене в Сенате из эпизода "Призрачная угроза" разворачивался вокруг того, что королева Амидала не могла доказать неизбежность грядущего вторжения. У нее не было фотографий и, что еще более странно, ни один авторитетный источник информации никогда не писал о блокаде Набу. Даже если предположить, что камеры в "Звездных войнах" служили исключительно целям обеспечения безопасности, а вовсе не распространения новостей, все равно остается неясным, почему в фильме нет журналистов. Возможным ответом может стать то, что большинство людей не умеют читать, а это значит, что в течение долгого времени большинство людей, живущих в этой вселенной, никогда не учились читать.
"Постойте! - скажете вы. - Я помню, что видел на экране короткие фразы, которые Арту отправлял Люку. Кроме того, на пульте управления проекторов притягивающих лучей тоже были надписи, а люди в космических кораблях нажимают на кнопки, на которых изображены буквы!" Хотелось бы заметить, что даже в случае с Люком Скайуокером эти буквы и фразы имеют прямое отношение к заданиям. Вероятно, пилоты кораблей Империи грамотны, потому что они проходят определенную подготовку в академии. Тем не менее, на мой взгляд, визуальные доказательства свидетельствуют о том, что эта культура в гораздо большей степени зависит от технологий и дроидов, чем нам кажется.
Дяде Оуэну требуется дроид, который умеет разговаривать на языке бочче, и он что-то говорит о двоичном языке погрузчиков. Таким образом, дяде Оуэну нужен переводчик и кто-то, кто мог бы делать вместо него математические подсчеты. Вряд ли в данном случае можно говорить о каком-либо приемлемом уровне образования. Полагаю, что Люк мог время от времени что-то читать, но в фильме мы не видим никаких книг и никаких свидетельств того, что он умеет читать бегло. Создается впечатление, что все, чему учатся персонажи "Звездных войн", это то, как нужно нажимать на кнопки, чтобы заставить машины выполнять их распоряжения, а все остальное – это уже задача дроидов.
В нашей собственной культуре пиктограммы очень быстро вытеснили слова на дорожных знаках, в уборных и так далее. На кнопках, которые нажимают сотрудники приборного отсека "Звезды смерти", возможно, даже нет букв. Возможно, на них изображены пиктограммы, символизирующие те или иные функции – такие функции как "бластерный заряд" или "прессовка мусора". Кроме того, как эти ребята могли читать, если у них на головах были такие шлемы?
В "Атаке клонов" Оби-Ван Кеноби идет в Библиотеку джедаев, однако этот исследовательский центр выглядит не столько местом хранения книг, сколько местом скопления ярких цветов, интерактивных голографических карт и так далее. Даже такой персонаж как Оби-Ван читает очень мало. Я предполагаю, что джедаи, вероятно, умели читать и обучались чтению, подобно таким богатым персонажам как принцесса Лея, Падме-Амидала и Джимми Смит. Тем не менее, в "Звездных войнах" общение сводится к видеочатам посредством голограмм и устному общению через приемопередатчики. Никто не обменивается текстовыми сообщениями!
Очевидно, это общество превратилось в общество высоко функциональной неграмотности. Разумеется, для того чтобы эти культуры прогрессировали и превратились в структуры, способные совершать космические полеты, на определенном этапе им был необходим письменный язык. Но теперь необходимость учиться писать и читать постепенно исчезает. Те, кто умеет создавать и ремонтировать дроидов и компьютеры, вероятно, получают лучшую работу, чем те, кто не умеет. Именно поэтому в "Звездных войнах" столько нищих – все из-за неграмотности.
Идея о том, что образование отживает свой век вследствие культурных перемен, неоднократно появлялась в научной фантастике. В первом эпизоде "Звездного пути" под названием "Клетка" Вина рассказывает о культуре, которая "забывает, как нужно чинить машины, оставленные ей ее предками". Я считаю, что то же самое произошло с грамотностью в галактике "Звездных войн". Люди перестали пользоваться письменным словом, потому что в этом не было необходимости, поэтому чтение перестало быть широко распространенным навыком.
Уличные актеры, одетые в костюмы персонажей "Звездных войн"
Еще одним свидетельством неграмотности вселенной "Звездных войн" является то, что даже древние записи джедаев существуют в форме голограмм. Я бы сказал, что в галактике "Звездных войн" переход от письменной коммуникации к аудиовизуальной происходил на протяжении длительного промежутка времени. Кроме того, вполне вероятно, воображение людей в "Звездных войнах" было не настолько развитым, как наше. Возможно, люди и пришельцы, населяющие эту галактику – абсолютно скучные существа, которые пользовались письменным словом, чтобы сдвинуть свою культуру с мертвой точки – не ради удовольствия или размышлений, а исключительно ради торговли.
Последним аргументом, доказывающим широко распространенную неграмотность, является скорость, с которой истории джедаев превращаются из фактов повседневной жизни в легенды – практически мгновенно. Так происходит, потому что рядовые обитатели галактики "Звездных войн" черпают информацию из устных источников – из историй, рассказанных пилотами в барах, мальчиками с бесплодных планет, сиротами из страдающих от преступности городов. В условиях отсутствия письменных документов эти рассказы легко и быстро искажаются. Именно благодаря этому Палпатину удалось встать во главе империи в "Мести ситхов". Он просто заявил "Джедай пытался меня убить", и все ему поверили.
Голова Чубакки из культовой эпической саги "Звездные войны" Джорджа Лукаса
Падме утверждает, что свобода умирает "под гром аплодисментов", но на самом деле их свобода умирает, потому что большинство из них не умеют читать, потому что они бессильны и лишены гражданских прав. И действительно, большинство из выживших в конце приквелов персонажей - это отрицательные персонажи, которые, вероятно, умеют читать. Может показаться, что джедаи являются самыми образованными персонажами в приквелах, однако все меняется, когда их убивают. Все выглядит так, будто реальная империя наступает, сжигая все школы и колледжи и убивая учителей на своем пути. Академия и хранители грамотности уходят в небытие. И как только это происходит, тирания с легкостью одерживает победу, захватывая контроль над информацией. Возможно, Падме стоило сказать "так умирает грамотность…"
Печально то, что обитатели "Звездных войн" (за исключением главных героев) кажутся настолько расслабленными и им настолько не хватает воображения, что подобные вещи рано или поздно должны были с ними случиться. В реальной жизни, если целая культура опирается исключительно на небольшую группу, такую как джедаи, не только в вопросах защиты правды и справедливости, но и в вопросах образования, поскольку они являются единственными грамотными и образованными людьми, эта культура подвергается серьезной опасности. В свою очередь эти люди полностью полагаются на своих дроидов, которые выполняют всю работу за них.
Возможно, Оби-Ван вложил световой меч в руки Люка, но на самом деле ему и Квай-Гону еще задолго до этого следовало бы заниматься обучением людей на бедных планетах чтению. В конце концов, фальшивые религии и древнее оружие - ничто по сравнению с хорошей книгой у вас в руках.
Оригинал публикации: Most Citizens of the Star Wars Galaxy are Probably Totally Illiterate
Источник.
--------------------
От себя добавлю: это далеко не единственный случай в подобных циклах произведений, или как их сейчас принято называть, "сагах". В том же мире Гарри Поттера грамотность-то как факт есть, – книги они читают, книги упоминаются постоянно, – но уровень этой грамотности вызывает сомнения. У учеников Хогвартса нет ни единого занятия по правописанию, нет занятий английским языком, английской литературой, нет учебников по этому направлению. Создаётся впечатление, что малолетние (да и взрослые) волшебники не получают образования в области родных языка и литературы сверх того, что успевают узнать в обычных человеческих школах до 11 лет. К тому же создаётся впечатление, что язык магов, оторванный от общего развития, лишённый новых слов, выражений и реалий, которые есть в языке людей, должен был законсервироваться на стиле конца 17 века – то есть на том моменте, когда маги окончательно "ушли в подполье". Так что Северус Снейп и иже с ним должны были бы говорить что-то в стиле "паки-паки, иже херувимы". Только по-английски, конечно.
Кроме того, в мире Гарри Поттера отсутствует искусство (кроме живописи, пожалуй). У них много учебников, есть биографические книжки, мемуары (всё, что пишет самый плодовитый писатель – Гилдерой Локхарт – это автобиографические рассказы, пусть и подложные), но нет художественной литературы. Нигде не упоминается театр. Есть радио с развлекательной музыкой, но нет радиопостановок. Нигде не упоминается, чтобы герои-маги читали стихи и поэмы, написанные своими магическими сородичами.
Так что я тоже могу такую статью написать, если раскочегарюсь на более подробное исследование, с цитатами. ;-)