LYA: Новая линия женской одежды, модная и при этом скромная. Основана бывшей «Мисс Мира» в партнерстве с дочерью Рами Леви LYA – это новая линия женской одежды, стремительно ворвавшаяся на рынок моды. Название LYA расшифровывается так: L – Linor (Линор), Y – Yafit (Яфит), A – Abergel (Абергель) и Attias (Аттиас). Во время показа новой линии в Тель-Авиве репортерам поведали воодушевляющие истории, а также раздали по книге Теилим (Псалмов).
Линор Абергель, бывшая «Мисс Мира» и профессиональная модель, выросла в традиционной семье в городе Нетания. Укрепившись в вере и соблюдении обрядов иудаизма, она оставила все это в прошлом. Ее близнецам Нетанель и Одель почти 5 лет, младшей Авигайль – 3 года.
Яфит Аттиас, происходящая из нерелигиозной семьи в Иерусалиме, тоже укрепилась в соблюдении обрядов, она – вице-президент по маркетингу в империи супермаркетов ее отца Рами Леви. У нее четверо детей: 9-летний сын Адар-Рахамим, 8-летняя дочь Ади, 6-летний сын Мейри и 2-летняя дочь Шира.
Сесь лет назад Яфит пришла к решению носить скромную одежду и полностью покрывать голову. Ее мать была шокирована этим и заявила: «О нет! Может быть, подождешь с этим несколько лет? Платок сделает тебя похожим на старуху!» Яфит рассказывает: «Но я не чувствую, чтобы платок на голове как-то меня старил. Я больше беспокоилась о том, как бы найти скромную одежду, которая при этом будет выглядеть симпатичной».
Аттиас рассказывает о двух израильских телезвездах, друзьях ее мужа. «В прошлом году Статик и Бен-Эль стали частью нашей семьи. Они стали время от времени приходить к трапезе в Шаббат. Они не выступают в Шаббат, не обязательно из-за моего мужа, скорее потому, что пришли к выводу – без Шаббата у них за всю неделю не будет ни минуты покоя. Работа высасывает из человека все силы, и нужен хоть один день, чтобы вздохнуть».
Также Яфит рассказала о том, как они с мужем вместе укреплялись в вере. «10 лет назад мы начали свое укрепление в знак благодарности за то, что нашли друг друга. Первым Шаббатом, который мы соблюли, стал Шаббат Хатан (первый Шаббат после свадьбы), и с каждой беременностью и рождением ребенка мы укрепляемся в вере все больше и больше».
«Я также слежу за тем, чтобы не прикасаться к мужчинам, – добавляет Яфит. – Большинство мужчин, приходящих на деловые встречи, уже знают меня. Если у кого-то иногда вырвется непристойное слово, они поворачиваются ко мне и извиняются. Они знают, что рядом со мной надо следить за своей речью. Мужчина, протягивающий руку для рукопожатия, увидит, что я поднимаю свою руку в приветственном жесте. Когда мы с Линор обсуждали разработку нашей линии одежды, мы взялись за руки, возложили их на могилу рабби Нахмана и попросили в молитве к Б-гу: «Дай нам свое благословение. Мы хотим быть скромными и женственными». Молитву об этом мы вознесли из самого чистого места (в наших сердцах)».
Идея в целом обрела форму во время случайной беседы, когда обе они летели самолетом в Умань, чтобы посетить могилу рабби Нахмана. Разговорившись, Линор и Яфит обнаружили, что у них много общего, и вместе решили выпустить линию одежды, которая будет модной и при этом скромной.
В первой коллекции представлены 36 костюмов и плащей. «Наш размер Small – это на самом деле Small-Medium; покрой очень подчеркивает достоинства фигуры, и особенно подходит для рожавших женщин», – повествует о достоинствах этой линии Яфит. Она не только занимается коммерческой стороной дела, но и бывает в швейных мастерских.
«Первый этап будет включать в себя международный сайт, предлагающий доставку на дом. Но будут и «магазины одного дня» для тех, кто предпочитает примерять одежду при покупке. Также у нас будет специальная линия одежды на заказ. Например, женщина сможет заказать костюм на высокий рост в случае, когда стандартная юбка была бы ей коротка». Пошив всей одежды выполняется в Израиле.
«Существует множество способов восславлять имя Б-га, и мы делаем это по-своему, – добавляет Линор. – По мнению большинства нерелигиозных людей в Израиле, религиозные ходят в черном и бросаются камнями по автобусам в Шаббат. Поэтому я беру на себя смелость сказать, что наша одежда сближает сердца евреев и объединяет их». автор текста: Naamah Green
2017-03-02 10:02:37
... неразрывной связи между скромностью и изучением Торы ... который с предельной скромностью следует везде и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И пусть сделают ковчег из дерева шитим, два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота» (Шмот, 25:10).
Если обратим внимание, увидим, что все параметры величины ковчега были не целыми (высота и ширина – полтора локтя, длина – два с половиной локтя). При этом Ковчег был единственным предметом в Мишкане, все размеры которого не были целыми. Бааль а-Турим объясняет, что тем самым Тора намекает нам, что изучающий ее должен быть крайне скромным человеком, чувствовать себя неполноценным и далеким от совершенства. Наши мудрецы в нескольких местах говорят о неразрывной связи между скромностью и изучением Торы. И так пишет Рамбам (Законы Изучения Торы, 3:9), основываясь на словах Талмуда: «Слова Торы сравниваются с водой, как сказано: “Эй, все, кто жаждет, идите к воде” (Йешаяу, 55:1), чтобы ты понял: так же, как вода не останавливается на склоне горы, а стекает с него и скапливается на равнине, так и слова Торы не услышишь среди гордецов и не найдешь их в сердце тех, кто высокого о себе мнения; а только у такого человека, который с предельной скромностью следует везде и во всем за мудрецами…».
По какой же причине гордый человек не может преуспеть в изучении Торы?
Познание мудрости требует душевной утонченности, как пишет Хазон Иш: «Отсутствие благородства и душевной утонченности, красивых и правильных качеств, порождает также и неудачу в приобретении мудрости [Торы], ибо посевы чувств прекрасных и благородных – в самой основе ее». Подобной утонченностью может обладать только воистину скромный человек.
Дополнительная причина заключается в том, что познать истину может только человек, который способен прислушаться к мнению оппонента, принять его, если оно покажется в его глазах ближе к истине, и признать свою ошибку, а не настаивать на своем мнении в любом случае.
Во многих местах в Талмуде приводятся многочисленные споры между учениками Илеля и Шамая по различным вопросам. В трактате Эрувин (13б) сказано, что алаха была постановлена в соответствии с мнением учеников Илеля, и это – несмотря на то, что ученики Шамая проявляли большие способности (Евамот, 14а). Талмуд говорит, что причина этого заключается в том, что ученики Илеля были необычайно скромны и, когда упоминали диспуты между ними и учениками Шамая, излагали вначале мнение своих противников. Маараль объясняет («Беэр а-Гола», 1:6), что по причине великой скромности учеников Илеля и их способности прислушаться к мнению других с большим почетом, они были ближе к истине, и на основании этого алаха была постановлена в соответствии с их мнением.
Кедр и колючка В книге Млахим II, (2, 14) рассказывается о том, как Амация, царь Иудеи, вызвал Йоаша, царя Израиля, на войну. В то время израильское государство было гораздо сильнее и могущественнее иудейского, поэтому вызов на войну в немалой мере удивил Йоаша, и он ответил притчей:
«Как-то колючка обратилась к кедру с предложением: отдай дочь свою сыну моему в жены». Но тут прошел полевой зверь и растоптал эту колючку.
Этим Йоаш желал намекнуть, что Амации нечего и думать, что у него есть хоть какие-то шансы победить в этой войне, ведь силы совершенно неравны. «Зачем тебе дразнить беду, чтоб пал ты и Йеѓуда с тобою?» – спросил Йоаш.
Однако Амация не прислушался к словам Йеоаша, и, как и следовало ожидать, иудеи были разбиты в войне с израильтянами. «Сила не вечна» ИзмененияВ продолжении стихи повествуют нам о последних днях этих двух царей: сказано уникальное для Танаха предложение: «И жил Амацияѓу, сын Йоаша, царь Иудеи, после смерти Йеѓоаша, сына Йеѓоахаза, царя Израиля, пятнадцать лет».
Почему стих считает необходимым упомянуть тут, сколько лет жил Амация после смерти Йеѓоаша?
Возможно, это связано с тем, что Йоаш проявил невероятную гордыню, когда сравнил себя с кедром, а Амацию с колючкой. В этом сравнении он допустил фатальную ошибку: он должен был помнить, что никто и ничто не вечно. Несмотря на то что в данный момент он обладает большой силой, эта сила не вечна. Кто знает, кто проживет дольше?! И, действительно, Амация прожил дольше Йоаша на 15 лет. На протяжении всех этих лет Амация мог прийти на его могилу, встать на нее, потоптать ее и сказать: «Ну, так кто тут колючка? Кого уже давно не стало?»
Обама, ау! Подобную ошибку допустил и Обама.
Известно, что, когда Нетаньяѓу встретился с ним первый раз, он объяснил ему политическое положение на Ближнем Востоке. Обаме не понравилось, что Нетаньяѓу считает себя равным и разговаривает с ним на равных. «Я глава государства, в котором живет более 300 миллионов человек, а ты глава государства, в котором живет только 8 миллионов человек», – сказал он.
Он не задумался над тем, что его политическая сила не вечна. Он должен был подумать: быть может, придет время, и я уже не буду президентом, а Нетаньяѓу все еще будет главой правительства. Как мы видим, так и произошло – Нетаньяѓу и сейчас глава государства, а политическая жизнь Обамы закончилась. Если, к примеру, сейчас Обама обратится к Нетаньяѓу с просьбой встретиться с ним в Израиле, тот не только не будет обязан встретиться с ним, но даже и каким-либо образом отреагировать на обращение.
Нет ничего вечного И эту важную истину каждый из нас должен помнить всегда: нет ничего вечного, все меняется: сегодня ты на высоте, а твой приятель внизу, а завтра все может перемениться. И эти мысли помогут человеку верно видеть суть вещей и отдалиться от гордыни даже в тот час, когда он находится на высоте.
В Талмуде (Санедрин, 7 б) мы читаем, что так поступал великий мудрец Рав: когда евреи собирались для изучения Торы, они брали его на плечи и переносили из одного места в другое. Чтобы не возгордиться и не почувствовать себя выше других, он постоянно шептал себе стих из книги Мишлей (27, 24): «не навеки мощь». источник: www.imrey.org
2017-01-09 17:52:21
... тем сильное понятие: скромность, в иудаизме &mdash ... ;Я думаю, сила скромности может быть больше ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Как СМИ разрушают наше представление о самих себе – и что мы можем этому противопоставить.
Недавно Дженнифер побывала на дне рождения в стиле «дива-вечеринка». Кроме того, что ей и ее подружкам вручили подарочные пакеты с модными резинками для волос, их еще и научили, как самим сделать блеск для губ и гель для тела с блестками. Дженнифер всего пять лет!!
С тех самых пор, как Адам и Ева поменяли духовный на материальный мир, наше общество одержимо телесностью. Эта одержимость окружает нас повсюду – на рекламных щитах, в телерекламе, объявлениях в Интернете, в популярных журналах; и, судя по всему, даже на детских праздниках для дошкольников. Она в самом воздухе, которым мы дышим. И она отравляет нам жизнь – особенно женщинам. В гораздо большей степени, чем мужчины, женщины склонны к оцениванию себя по внешней привлекательности, а не по внутренним качествам. Девушки все более юного возраста начинают обращаться не только к косметологам, но и к пластическим хирургам.
Точно так же для того, чтобы быть довольными собой, женщины выставляют напоказ все больше и больше. По мере того как тело становится доминирующим фактором в нашем представлении о себе, для многих молодых женщин его совершенствование превращается из потребности в смысл жизни.
Религиозный еврейский мир не обладает иммунитетом против этой печальной тенденции. Даже при том, что еврейские девушки и женщины, соблюдающие религиозные предписания, демонстрируют меньше наготы, чем прочие, тело все равно занимает их мысли все больше и больше – а цниют (скромность) все меньше и меньше. Многие из них оказываются втянуты в борьбу с переменным успехом между еврейскими ценностями, предписывающими не заострять внимание на своем теле, и светскими идеалами, требующими выставлять его на обозрение.
Виноваты в этом, в значительной мере, СМИ. ХУДОБА, КОТОРУЮ НАВЯЗЫВАЮТ НАМ СМИ
СМИ – это сила, влияние которой повсюду в мире наиболее ощутимо. Только в США на рекламу тратится более 250 миллиардов долларов в год. Реклама стала культурой нашего общества – и она подпитывает в нас одержимость телесностью.
«Идеальная» женщина в современной рекламе выглядит (а иногда и является) анорексичной. Еще в первом десятилетии XXI века рост типичной манекенщицы стал на семь дюймов больше, чем у средней женщины, а весили они при этом на 23% меньше. Идеал стал недостижимым.
Однако это – стандарт, по которому девушки и женщины оценивают свое тело. Опрос журнала Glamour продемонстрировал, что лишний вес есть только у одной четверти женщин в возрасте 18 до 35 лет, при этом уверены, что он у них есть, три четверти. Что еще более поразительно, примерно половина всех женщин с недостаточным весом считают себя толстыми. Похудеть на 10 — 15 фунтов для них важнее, чем успехи в отношениях или на работе.
Большинство женщин страдают от крайне извращенного представления о себе, которое вызывает беспричинное недовольство своей внешностью. И чем больше они подвергаются воздействию со стороны СМИ, тем хуже им становится.
Пожалуй, сильнее всего искажают наше самовосприятие женские журналы. Из числа школьниц, принявших участие в вышеупомянутом исследовании, читательницы модных журналов были гораздо более подвержены влиянию навязанных СМИ эталонов веса и более склонны сидеть на диетах. Точно так же девушки студенческого возраста, смотревшие рекламу с чрезмерно худыми моделями, страдали от сниженного чувства собственного достоинства, более негативных настроений, более сильных депрессий, чем их ровесницы – особенно в тех случаях, когда зрительницы уже недовольны своим телом, а для большинства современных женщин ситуация именно такова.
Не менее коварно телевидение. Наиболее наглядный пример – то, что произошло на островах Фиджи. Долгое время фиджийцы полагали, что чем больше человек, тем он красивее. Полные женщины считались привлекательными, никто не помышлял о диетах, а фраза «Ты поправилась» расценивалась как комплимент. Однако в 1995 году до Фиджи добралось телевидение. Спустя всего лишь три года просмотра американских вечерних телепрограмм и рекламных объявлений 29% девочек-подростков оказались в группе высокого риска развития расстройств пищевого поведения, 15% хотя бы раз вызывали у себя рвоту. К 2007 году о рвоте в течение последнего месяца сообщали 45%. На сегодняшний день расстройства пищевого поведения на Фиджи цветут буйным цветом. ПРОДВИЖЕНИЕ ОДЕРЖИМОСТИ ВНЕШНОСТЬЮ
Реклама служит не только для продажи товаров. Она продает представления и идеи, чувства и желания, мечты и ценности. Она продает нам понятия любви, успешности, нормальности. Короче говоря, она продает нам всю нашу личность целиком и полностью – такую личность, которой нужно то, что нам рекламируют.
Эта личность программируется извне. Наносные образы стройных красавиц, получающих в награду сказочную жизнь, становятся частью нашей души. Мы принимаем и усваиваем посыл, который гласит: «Я – это мое тело, совершенствовать и демонстрировать его – ключ к счастью». А в силу того, что внутри эта личность пуста, мы более склонны покупать товары из рекламы, чтобы себя заполнить.
Мы недостаточно худые, у нас недостаточно плоские животы, у нас недостаточно полные губы, у нас недостаточно блестящие волосы.
Однако это еще не все. Далее создатели рекламы начинают «продвигать несовершенство»: мы недостаточно худы, у нас недостаточно плоские животы, недостаточно «точеные» фигуры (так, словно женщина – это статуэтка!), недостаточно полные губы, недостаточно блестящие волосы, недостаточно длинные ресницы – иными словами, нам чего-то недостает. Хотя мужчины тоже уязвимы для мантр, которые нашептывают им СМИ (недостаточно твердый пресс, недостаточно рельефные бицепсы, и так далее), женщины к этому особенно восприимчивы. Половое созревание выплескивает в мозг девушки гормоны, программирующие ее на одержимость своей внешностью, и хотя эта фиксация со временем пройдет, внешний вид все же останется главной ее заботой. Помимо этого, женщины очень чувствительны к посылам общественного мнения. Поэтому рекламщики консультируются с психологами, социологами, антропологами, учеными, изучающими проблемы поведения, и другими специалистами, выясняя, как поддерживать в женщинах тревожность. И они вполне в этом преуспевают. Более двух десятилетий назад большинство женщин уже были недовольны своей внешностью, считавшиеся «хорошенькими» страдали от этого не меньше, чем те, кого относили к «простушкам». Женская неуверенность в себе живет и процветает.
Как только в нас посеяно зерно недовольства своей исключительно важной внешностью, рекламщики внушают нам «главнейшее убеждение американской культуры»: все части нашего тела без исключения можно и нужно улучшать и совершенствовать, и даже переделывать. (И в самом деле, женщины, которые рекламируют эту продукцию, сами «переделаны» до такой степени, что их фотографии очень отдаленно напоминают их в реальности). И именно этому послужит их продукция. Косметическая индустрия убеждает нас, что истинная красота «исходит изнутри: из бутылочек, баночек, пудрениц и тюбиков».
Индустрии красоты необходимо, чтобы нам всегда «чего-то не хватало». Поэтому так быстро меняется мода – стоит подумать, что идеал достигнут, как тут же выясняется, что до него далеко, и нужно снова идти за покупками. Идея проста: если ты продолжаешь гнаться за идеалом, ты продолжаешь покупать.
На мужчин все это обрушивается не в меньшей степени. Им меньше говорят о том, какими им нужно быть, зато весьма убедительно объясняют, чего – в отношении женщин – им следует хотеть. Многие мужчины убеждены, что способны отличать создаваемые рекламой образы от реальных женщин, однако от ассоциаций никуда не деться. Привыкнув считать привлекательными только безупречных, ненастоящих женщин, мужчина вряд ли потянется к настоящей, несовершенной.
Являются ли волоски на ногах у женщин объективно непривлекательными? «Жилетт» уверяет, что да. Индустрия красоты довела искусство «создания истин» до совершенства. Рассмотрим «факт», который практически никем не ставится под сомнение: волоски на ногах у женщины – это непривлекательно. Одна моя знакомая поведала мне, откуда исходит это убеждение. «Давным-давно, в 1915 году, бритвы покупали только мужчины, — пояснила она. В фирме «Жилетт» [занимающейся производством бритв] решили, что если бы им удалось убедить вторую половину населения тоже что-нибудь брить, это помогло бы фирме существенно увеличить свои доходы. И вот они начали рекламировать американским женщинам новую, выполненную в женственном стиле, бритву под названием «Миледи Декольте», с участием манекенщиц, демонстрирующих гладкие бритые ножки – и идея стала модной». А «Жилетт» удвоила продажи. Сегодня это, разумеется, коснулось не только американок, и не только волос на ногах. Женщины во всем мире бреют, эпилируют воском и лазером все больше и больше участков тела. И все больше мужчин делают то же самое. Удаление волос, переходящее в фобию, требует расходов и создает неудобства, а мой дерматолог, обеспокоенный вопросами возникновения рака кожи, утверждает, что это вредно для здоровья, не мы не можем представить себе, как этого можно не делать. Нам продали эту идею – благодаря «Жилетт».
Неудивительно, что у американских девушек, живущих под давлением внушаемого отовсюду стремления иметь идеальное тело, самооценка с приходом полового созревания стремительно падает. В качестве компенсации сейчас возникло понятие «девичьей силы». Однако, как указывают критики СМИ, «как только возникла эта фраза, ее подхватили рекламщики, и все стали пытаться что-нибудь [девушкам] продать. Эта фраза продает образ обретения внутренней силы. Как только девушки попадаются на эту удочку и начинают стремиться к достижению такого образа, им рассказывают, что для достижения этой силы им нужны макияж, наряды и бойфренды».
Индустрия красоты побуждает нас вставлять напоказ свое тело, чтобы мы были им озабочены и тратили на него деньги. Большому бизнесу нужно, чтобы мы непрестанно что-то покупали. Поэтому необходимо спросить себя: «А кем я хочу быть? Кем мне нужно быть?» ПРОТИВОЯДИЕ
К счастью, против СМИ и рекламы есть противоядие, о котором говорят практически все, кто стремится противостоять их влиянию. Режиссеры, отражающие в своих картинах объективацию женщин в рекламе, феминистки, устраивающие демонстрации в местах проведения конкурсов на звание «Мисс Америка», матери, убеждающие дочерей-подростков, что те выглядят гораздо красивее без макияжа, психотерапевты, помогающие потерявшимся девушкам найти свою настоящую сущность – все они пропагандируют простое и вместе с тем сильное понятие: скромность, в иудаизме — цниют.
Женщине, которая знает и любит себя, нет нужды выставлять себя на всеобщее обозрение, чтобы чувствовать свою значимость. Даруя людям уверенность и силы для возвращения самоуважения, цниют может стать искрой, порождающей в душе настоящую личностную революцию. Как мудро отметил кто-то из подростков: «Я думаю, сила скромности может быть больше, чем считает большинство ребят – я думаю, она способна изменить всю жизнь человека».
Истинная, долговечная красота сочетает в себе и внешнее, и внутреннее.
Иудаизм поощряет женщин в стремлении быть привлекательными. Однако истинная, долговечная красота сочетает в себе и внешнее, и внутреннее. Для всякого, кто способен видеть не только то, что на поверхности, но и то, что скрыто глубже, цниют открывает удивительно притягательную красоту.
Однажды летом, здесь, в Иерусалиме, я говорил о цниют с группой девушек студенческого возраста, не соблюдающих религиозные предписания. После беседы одна из студенток подняла руку.
«На днях всех девушек из нашей программы пригласили на религиозную свадьбу, — сказала она. – Нас попросили одеться скромно, мы так и сделали. Я сфотографировала всех нас там. И знаете что? Самое странное – мы все выглядели настолько красивее, чем обычно».
Мужчины ценят внешность, которая отражает то, что внутри – по крайней мере тогда, когда они ищут настоящих отношений. После того как одна моя знакомая молодая женщина стала одеваться скромно, ее бывший бойфренд сказал ей, что она теперь выглядит красивее, чем когда-либо прежде.
Однако для настоящей красоты нужно кое-что большее, чем просто одежда, закрывающая тело. Используя высказывание двоих исследователей, чтобы быть поистине привлекательной, необходимо «быть настоящей для себя и для других».
Я знаком с одной молодой женщиной, которая со смехом описывает свою фигуру как «популярную несколько веков назад». Она никогда не станет красоткой с журнальной обложки, однако ее уверенность в себе, живость, теплота и глубокое самоощущение делают ее очень привлекательной. И наоборот, многие женщины могут быть красивыми внешне, но при этом их «внутренняя суть» окажется погребенной под слишком большими слоями макияжа, отчаянного сидения на диетах, других тщетных попыток соответствовать искусственному стандарту, обусловленных неуверенностью. Гонясь за поверхностной красотой, они отказываются от настоящей.
Цниют дарует нам нашу истинную личность и возможность настоящего счастья. Она помогает защититься от поверхностности и тоски. Однажды познав ее, отказаться будет очень трудно. Но она также существенно снижает возможность на нас заработать – поэтому СМИ делают все возможное, чтобы ее уничтожить. Цниют – заклятый враг для СМИ и рекламы.
В глубине души все мы хотим избежать поверхностности. Мы хотим настоящего. Кто-то написал такие слова: «Чтобы узнать, где же настоящее, нужно вспомнить, что на нас надеты очки, и что их надо снять. Самые прекрасные моменты в жизни – это те, когда мы вообще-то осознаем, что на нас очки». Сьюзен Бойл заставила нас понять, что на нас очки – а если их снять, мир становится гораздо красивее. Точно так же, как у любого человека может быть прекрасный голос, у любого может быть прекрасная душа.
Цниют помогает нам отключить посылы от СМИ и настроиться на настоящее. источник: www.imrey.org
2016-12-15 21:42:40
««И сказал Яаков:… Мал я (т.е. недостоин) против всех милостей и всей истины, что ...
+ развернуть текстсохранённая копия
««И сказал Яаков:… Мал я (т.е. недостоин) против всех милостей и всей истины, что содеял Ты с рабом Твоим (т.е. со мной), ибо с моим посохом перешел я этот Ярден, а ныне стал я двумя станами». (Берейшит 32:10, 11)
Талмуд в трактате Хулин (89:1) говорит, что различие между праведником и грешником особенно заметно в час, когда Всевышний посылает величие. Праведники в это время «умаляют» себя, и так было, когда Всевышний даровал величие Аврааму. Авраам сказал: «…я прах и пепел» (Берейшит 18:27). Когда Всевышний даровал величие Моше и Аарону, они сказали: «…а мы что?» (Шмот 16:7). Даровал величие Давиду, а Давид сказал: «Но я — червь, а не человек…» (Теилим 22:7).
Грешники же, когда Всевышний возвышает их, исполняются гордости. Фараон сказал: «Кто Г-сподь, чтоб я послушал голоса Его?..» (Шмот 5:2). Санхерив сказал: «Кто из богов всех этих стран спас страну свою от руки моей, чтобы спас и Г-сподь Йерушалаим от руки моей?» (Млахим II, 18:35). А Невухаднецар сказал: «Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему» (Йешаягу 14:14).
Это различие связано с тем, что праведники рассматривают всё происходящее с ними как милость Всевышнего. И чем больше милость, тем «меньше» кажутся они себе, и, соответственно, менее достойными этой милости, — поэтому и «умаляют» себя. И таков же текст благословения, которое произносит тот, кто удостоился спасения от опасности: «Благословен Ты, Всевышний, Царь Вселенной, Воздающий добром — недостойным этого, Который послал мне все блага». Грешники же рассматривают любое благо, которое посылает Б-г, как положенное им по праву, поэтому и возвышают себя.
Яаков видел, что причиной всех его успехов были не его мудрость и незаурядные способности, а бесконечная милость Творца. И чем большую милость Творца Яаков ощущал по отношению к себе, тем «меньше» был Яаков в своих глазах, более недостойным этой милости. Поэтому в своей молитве «мал я против всех милостей и всей истины, что содеял Ты с рабом Твоим» Яаков употребляет слово «ктонти», что обозначает в буквальном переводе: «Я уменьшился».
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».