... и благородства. У
Антигона — ... спектакля «Антигона
» Гернота ...
Антигона, греч. — дочь Эдипа и его супруги и матери Иокасты, один из высочайших образов в греческой мифологии и мировой драматической литературе.
Прославил ее Софокл; его «Антигона» вместе с «Царем Эдипом» относятся к вершинам греческой классической драмы и к подлинно живому наследию античной культуры.
Первоначально Антигона была одной из эпизодических фигур древних фиванских мифов об Эдипе и о войне «семерых против Фив»; со временем она выросла в героиню классического величия и благородства. У Софокла Антигона — носительница конфликта между «изменчивыми законами» правителей, нарушение которых ведет к наказанию от монархов, и «вечными законами» морали и религии, преступление которых влечет за собой позор и наказание от богов.
Антигона — не только носительница, но и трагическая жертва этого конфликта.
Антигона добровольно разделила судьбу слепого изгнанника Эдипа, чтобы оберегать его. Когда сын Полиник разыскал его, чтобы получить благословение на войну с братом, Этеоклом, Эдип проклял обоих сыновей и предрек им взаимную гибель.
Так оно и случилось: братья убили друг друга в поединке под стенами Фив. Единоличным правителем Фив стал Креонт. После победы над аргейцами фиванцы устроили Этеоклу торжественное погребение, а тело Полиника по приказу Креонта осталось лежать непогребенным под стенами Фив — как наказание за то, что он привел к родному городу вражеское войско.
Кадры из фильма «Антигона» (Греция, 1962 год), в роли Антигоны – крупнейшая греческая актриса, певица Ирен Папас (род. в 1926 г.). Большой список фильмов, в которых присутствует персонаж Антигоны можно увидеть на этой странице: imdb.com.
Конечно, Полиник, поднявший оружие на родные Фивы, совершил тяжкое преступление. Но разве Этеокл не был отчасти повинен в происшедшем? И разве можно было Креонту по одному лишь праву победителя обрекать Полиника на такой позор и на вечные муки? Ведь его тело было отдано на растерзание коршунам и диким псам, а без погребения его душа не могла снизойти в царство мертвых и там найти покой.
Возможно, решение Креонта было и верным с государственной точки зрения, но оно шло вразрез с высшим законом, повелевающим совершить над покойником обряд погребения. А главное, оно противоречит самым святым законам о взаимном долге родных по крови.
Поэтому Антигона решилась оказать павшему брату последнюю почесть, хотя нарушителю приказа Креонта грозила смерть. Антигона пыталась привлечь к погребению сестру Йемену, но та не сумела преодолеть свой страх.
Неподалеку от места гибели Полиника Креонт поставил стража, который должен был схватить и доставить во дворец любого, осмелившегося на погребение изменника. Однако боги были благосклонны к намерениям Антигоны: они наслали бурю и окутали поле под крепостными стенами тучей пыли, поэтому страж заметил Антигону лишь тогда, когда она уже совершила символический обряд погребения, посыпав тело брата глиной. Когда страж привел Антигону во дворец, Креонт осыпал Антигону бранью и потребовал, чтобы она признала свою вину.
Антигона ответила: «Я нарушила закон правителя, но выполнила свой долг перед братом согласно неписаным законам и воле богов. Не преступление я совершила, а благочестивый поступок, и если по мирским законам благочестие наказуется, то смерть не страшна мне и скорее мила».
Слова Антигоны привели Креонта в ярость. Он решил, что за этот поступок заплатят жизнью и Антигона, и Йемена, так как был уверен, что она помогала своей сестре.
Боязливая Йемена нашла в себе мужество разделить судьбу Антигоны, но та не согласилась. Фиванцы, собравшиеся перед дворцом Креонта, из страха безмолвствовали, хотя и понимали, что Антигона была права в своем послушании высшим законам. Лишь Гемон, сын Креонта, обрученный с Антигоной, осмелился выступить против жестокого решения.
Сначала он просил отца смилостивиться над Антигоной, затем убеждал его, что Антигона поступила правильно и что народ тоже согласен с ее поступком, и, наконец, он обвинил отца в нарушении закона богов и предупредил его, что исполнение его приказа приведет к еще одной смерти.
Но Креонт был настолько разъярен, что не задумался над предупреждением сына. Вместо ответа он велел немедленно казнить Антигону прямо перед дворцом, на глазах у Гемона.
Несмотря на свой страх перед Креонтом, фиванцы на этот раз единодушно воспротивились, и Креонту пришлось отступить. Тогда он повелел замуровать Антигону в царской гробнице: если уж ее нельзя отправить к мертвым, то пусть она не остается среди живых.
Едва стража увела Антигону, как перед Креонтом появился прорицатель Тиресий, чтобы сообщить ему о зловещих знамениях. Боги дают знать, что они разгневаны безбожным обращением с трупом Полиника и наказанием Антигоны, они требуют, чтобы Креонт одумался, пока не поздно.
Креонт было прикрикнул на Тиресия, но затем решил изменить свое решение, опасаясь мести богов. Он распорядился похоронить Полиника. а по окончании обрядов направился к царской гробнице, чтобы освободить Антигону, но уже не застал ее в живых: она повесилась на поясе своего одеяния.
Расставшись с жизнью, Антигона все же одержала победу.
Царю пришлось подчиниться высшим законам, а его судьба стала предостерегающим примером для всех, кто считает, что стоит выше законов. Его сын Гемон при виде погибшей невесты пронзил себя мечом, жена Креонта тоже покончила с собой, не вынеся потери сына. Покинутый всеми, Креонт молил богов лишь об одном — лишить его жизни и этим избавить от страданий.
Софокл написал «Антигону» примерно в 442 г. до н. э.; трагедию «Эдип в Колоне», действие которой предваряет происходящее в «Антигону», он создал лет тридцать пять спустя, перед самой смертью (406 г. до н. э.).
Не много найдется произведений, которые оказали бы такое влияние на европейское драматическое творчество (и на культуру в целом), Гегель назвал «Антигону» «абсолютным образцом трагедии». Она стала не только образцом, но и исходным материалом для многочисленных переработок и подражаний, однако ни одной из них не было дано превзойти «Антигону» Софокла.
Их перечень был бы слишком велик, поэтому ограничимся лишь несколькими наиболее известными примерами последнего времени: в 1922 г. «Антигону» написал Ж. Кокто, в 1926-м — Л. Стоянов, в 1939-м — А. Малишевский и Р. Вёрнер, в 1943-м — Ж. Ануй, в 1948-м — Б. Брехт (модель «Антигоны») и К. Бервинская, в 1949-м — Д. Смоул, в 1956-м — Ф. Лютцкендорф («Кипрская Антигона»), в 1962-м — Ц. Губалек («Час Антигоны»).
Оперу «Антигона» написал в 1774 г. Й. Мысливечек, затем ряд малоизвестных композиторов, в 1927 г. — А. Онеггер, в 1949-м — К. Орф, в 1963-м — Л. Пипков.
Музыку к постановке «Антигоны» Софокла писал Ф. Мендельсон-Бартольди (1841) и ряд других композиторов.
В изобразительном искусстве как старого, так и нового времени история Антигона не оставила заметного следа.
На фото: сцена из известного спектакля «Антигона Софокла» Гернота Грюневальда для молодежного театра Геттингене. В роли Антигоны — актриса Хенрике Рихтерс, Йемена – Анне Дюэ. Спектакль адаптирован для совместного франко-немецкого фильма в 1992 году.
На фотографиях: сцены из спектакля и балета «Антигона» в исполнении разных театров и коллективов.
источник
... великого реформатора театра
известно всё-таки ...
Читаю плутарховы "Жизнеописания" и удивляюсь. Древний мир – я имею в виду античность, от коей плясать пошла европейская цивилизация – тяготела к фиксации собственной истории; различные жизнеописания, повествования о знаменитых людях и их делах были весьма в ходу. К тому же в поздней греческой и римской литературах царил своеобразный реализм; во всяком случае, у того же Петрония Арбитра, или в "Дафнисе и Хлое", "Херее и Каллирое", несмотря на их искусственность ситуации, полным-полно бытовых моментов, позволяющих понять, как люди тогда жили в повседневной жизни. Про римскую комедию я не говорю – в ней предостаточно таких моментов. (конечно, о реализме я говорю с известной долей условности, которую надо понимать – никуда из античных авторов не вычистить ни их любовь к предсказаниям и гаданиям, ни мелкую мистику).
С другой стороны посмотреть – во всех этих романах и жизнеописаниях множество интересных моментов. Заговоры, сражения, военные хитрости, политика, предательства, побеги и изгнания, примеры воинской доблести и гражданского мужества... Хватает всего, и воспринимается это до сих пор с интересом.
И – повторюсь – тем более удивительно, что при таком избытке подробного и увлекательного материала очень мало книг и фильмов из античной жизни. Я много лет являюсь усердным читателем исторических романов, но почему-то практически нет таких произведений, скажем, о Перикле или Демосфене, Сократе или Овидии. Какие-то мне попадались – скажем, один роман о Нероне (до невозможности предвзятый), или книги, где исторические личности были второстепенными персонами; но всё равно очень мало.
Конечно, я не знакома с современной американской исторической литературой. Но то из неё, что мне попадалось, скорее отпугивает, чем заставляет искать, ибо эти романы историческими можно назвать с тем же успехом, что и любое другое популярное чтиво. Впрочем, может быть, в этом и есть проблема? – для того, чтобы написать роман о жизни того же Перикла, необходимо как-никак, а изучить эпоху, а на это нет ни времени, ни желания? Скажем, о жизни великого реформатора театра Софокла известно всё-таки немного; неизбежно что-то надо додумывать, сочинять – без специальных знаний этого не сделаешь.
В кино ситуация несколько другая. Да, есть и "Александр", и "Триста спартанцев", и "Гладиатор" – но это ведь только издевательство над историей на самом-то деле. За пышной картинкой ничего не стоит, кроме пафоса и вбуханных денег... А ведь сколько интересных биографических фильмов с большой познавательной ценностью можно было бы снять по античному материалу! И при этом все они могли бы быть вполне себе увлекательнымии и с чисто зрительной точки зрения. Скажем, Саламинская битва – красочные войска, персы, греки, корабли на кипящих волнах, заговоры, подсылы... Сюжет можно было бы завернуть ещё так, не отходя при этом слишком сильно от реальности!
Вот не знаю, почему весь этот пласт истории остаётся в стороне. Хотя... если вспомнить как раз тех же "Гладиатора" или "Трою", может и стоит порадоваться этому?..
Настроение сейчас - раздумывательскоеВ колонках играет - отдалённое и лёгкое сопение