... началась по всей
. Естественно, очень важную ...
Штирлиц считал, что запоминается всегда последняя фраза. Прав он или нет, но факт, что из всех массовых кампаний против алкоголизма в СССР, мы все больше всего помним последнюю – 1985 года. Однако и до неё власти СССР как могли вели тяжёлые позиционные бои на фронтах алкоголизации и деградации советского населения.
Так, 19 июня 1972 года в СССР был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». А 30 ноября того же года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «о внесении дополнений и изменений в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы РСФСР». Второй указ усиливал ответственность за «доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения» и «управление транспортными средствами в состоянии опьянения». Нет смысла объяснять, что коли уж даже уголовный кодекс отредактировали по этим пунктам, то это была проблема в масштабах всего государства. Также Указ № 639 определял ответственность «за нарушение правил торговли спиртными напитками», «за распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде», за изготовления алкогольной продукции дома и т.д.
И хотя данные указы касались только РСФСР, так или иначе масштабная кампания началась по всей стране. Естественно, очень важную роль в этой борьбе уделялась пропаганде и агитации и, в первую очередь, визуальной пропаганде.
Как известно, важнейшим из искусств для большевиков было кино (роль цирка – дебатируется). Поэтому, естественно, в первую очередь на антиалкогольные указы отреагировал советский кинематограф.
Правда, не художественный, а документальный.
Тут дело, видимо, в том, что производство художественного фильма куда более затратно – и по времени, и по финансам (например, антиалкогольная комедия «Сто грамм для храбрости» вышла только в 1976 году).
Кстати, вы обратили внимание на аннотацию фильма «Ответственность»? «В 12 лет мальчик попал в вытрезвитель». Это не художественный вымысел. Это советский документальный фильм. И мальчик – не обитатель американской ночлежки («американская ночлежка» – хрестоматийный штамп советского агитпропа в рассказах о США), а советские пионер. И фильм этот снят, чтобы показать тенденцию массового детского пьянства в СССР. А то, что это было массовое явление – подтверждает не сам фильм, а Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639.
Поскольку детское и подростковое пьянство к началу 70-х в СССР стало огромной проблемой, кинематографисты привлекли и средства, ориентированное на молодёжь и детей – мультики.
Это были т.н. «мультфильмы для взрослых», но в СССР дети были готовы смотреть любой мультик.
Для создания антиалкогольных фильмов привлекли и режиссёров соцстран. Польский режиссёр Марек Пивовский снял жуткий фильм «Штопор» – это было нечто за гранью, показывавшее, до какого скотства мог допиться человеку. В другое время этот фильм могли бы даже признать антисоветским. Но коли есть Указ, значит это дело правильное.
Ну и конечно обрушился на алкоголиков и пьяниц всесоюзный юмористический журнал «Крокодил».
Тема пьянства вообще была довольно популярной в этом журнале, но после июньского Указа она стала более насыщенной и злой.
Художник постарались изобразить пьяниц настоящими ублюдками. Но, не забудем, что это ведь были советские люди, доведённым до этого состояния самой Системой.
«Крокодил» не ограничивал себя только карикатурами, а для такой темы стал публиковать и фотографии.
Но карикатуры, конечно, превалировали.
Для более молодых, кто не в курсе – 3,62 и 4,12 – это стоимость бутылок водки.
Заодно пнули и импортную алкогольную продукцию. В самом деле – не только же родная отечественная «беленькая» доводила советских людей до алкоголизма. Хотя мне, например, трудно представить, что советские рабочие спивались, налегая на CAMUS или MARTINI.
Всё верно – после смены рабочие бухали. Почти поголовно. А что ещё было делать?
Опять же, тут для молодых и не совсем понимающих нюансы. Иной раз предприятие увольняло таки (с огромным трудом) алкаша, но характеристику ему давало самую лучшую. Ну вот как на карикатуре – это не водка, а томатный сок.
Забавно, но тема тяжёлого понедельника появилась не во времена «офисного планктона».
Там в углу сидит «Кефир», если кто-то не может прочитать надпись. Это безусловно дикое явление в советском кафе – чтобы посетитель не употреблял алкоголь.
Это о ночной подпольной торговле водкой. Кстати, каждый советский человек знал, где ночью купить водку. А вы знаете? Конечно – у таксистов.
А ведь это типовой советский человек. Ну не то чтобы единственный типаж. Но весьма распространённый.
Это – антисоветская пропаганда? Нет – это карикатура в советском журнале «Крокодил» за 1972 год.
Ну и закончим на этом, наверное.
Нечего и говорить, что все этим миллионы рублей, брошенные на борьбу с пьянством и алкоголизмом, не принесли желаемых результатов. И к 1985 году доклад учёных Новосибирского Академгородка – который, собственно, и дал старт новой, и последней, антиалкогольной кампании в истории СССР – констатировал, что алкоголизм и пьянство стало ещё более масштабным явлением, чем в 1972 году, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».
https://newsland.com/user/4297805012/content/sovetskaia-borba-protiv-pianstva-i-alkogolizma-ili-stroiteli-sotsializma/5728184
... граждане "великой
" массово отмывают ... "В
победившего социализма человек ...
Всем желающим оспорить тезис о том, что
СССР был страной тотальной и всеобщей нищеты, я предложу вспомнить такое явление, как приём стеклянной тары из-под продуктов. Пункты приёма бутылок и банок стали широко появляться в 1970-е годы и просуществовали по инерции ещё несколько лет после распада СССР. В принципе, они и сейчас кое-где сохранились, но уже не отыгрывают роль столь массового явления, как в советские годы.
В самом факте использовании упаковки и других ресурсов нет ничего плохого (скорее наоборот), но в СССР это приобрело весьма "спесифисский" местный колорит — сбор и сдача использованной посуды рассматривались в качестве серьезного бизнес-предприятия, способного заметно пополнить семейный бюджет, позволяющего найти дополнительные средства на выпивку и т.д.
Под катом — рассказ и фоточки того, как в СССР сдавали бутылки.
02. Для начала несколько слов о том, откуда же бралась та самая "тара". Молочные продукты (молоко, кефир, сливки и т.д.) стали широко продаваться в стеклянной таре примерно с начала 1960-х годов, до этого в городах поменьше они продавались исключительно на разлив, бутилированное молоко было только в крупных городах. Бутылки для обычного молока, топленого молока, кефира и сливок были типовыми, отличаясь только цветом верхней крышечки из фольги — белая для молока, желтая для топленого, зеленая для кефира и, кажется, фиолетовая для сливок.
На фото — типичный молочный холодильник в советском магазине 1970-80 годов, засталвенный типовыми молочными бутылками. Еще были типовые пивные бутылки (0,5) и бутылки из-под водки и вина (0,5 и 0,7), а также типовые банки — из-под майонеза, из-под сметаны и консервов и большие трехлитровые. Всю эту посуду принимали в пунктах приёма стеклотары — больше всего туда несли пивные и молочные бутылки и майонезные мелкие баночки. Банки покрупнее использовали в хозяйстве, а трехлитровые "баллоны" вообще никто и никогда не сдавал — их использовали для домашнего консервирования, "закаток".
03. Цена всего, что продавалось в СССР в стеклянных ёмкостях, включала в себя залоговую стоимость "стекла", которая была весьма высокой, заметно выше реальной стоимости бутылок. Это делалось якобы для того, чтобы "сознательные граждане" не выбрасывали бутылки, а шли их сдавать, но по сути это была простая ценовая накрутка, реально ничем не обоснованная. Цена бутылки составляла около 10% от стоимости вина, около 5% от стоимости водки и половину от стоимости пива — по-моему, это нереально много.
Пункты приёма стеклотары стали широко появляться примерно в середине 1970-х, чаще всего в одном помещении либо рядом с продуктовыми магазинами. Как правило, это были небольшие темные помещения, наполовину заставленные пластиковыми ящиками с пустой тарой, с непередаваемым запахом пивных дрожжей и перегара внутри.
04. Существовали и особые правила приёма стеклотары, за соблюдением которых строго следили приёмщики — бутылки должны были быть без посторонних запахов (лекарств, керосина и т.д.), без признаков посторонних жидкостей (вроде масла), а также без этикеток. В тёплую погоду возле пунктов приёма стеклотары можно было нередко увидеть вот такую картину — граждане "великой страны" массово отмывают бутылки в лужах:
04. Кто обычно шёл сдавать бутылки? Не будет большим преувеличением сказать, что пустые бутылки в СССР сдавали абсолютно все слои населения — за поллитровую бутылку из-под молока в пункте приёма стеклотары давали 15 копеек, за литровую — 20. Пятьдесят литровых бутылок из-под молока стоили 10 рублей — червонец при "среднесоветской" зарплате в 120-150 рублей и тотальной нищете был вполне заметными деньгами.
Существовали также "профессиональные бутылочники", как правило из местных синяков (чаще) либо совсем бедных одиноких пенсионеров (реже), которые ходили по округе и собирали пустые бутылки в стечатые авоськи, затем несли эти раздутые от бутылок сетки в пункты приёма стеклотары и долго переругивались с приёмщиком из-за сколов на горлышках.
Ещё в некоторых местах можно было получить за несколько пустых бутылок можно было получить не деньги, а одну полную, такая схема была популярна во времена
дефицита.
В брежневсекие времена даже появилось несколько тематических анекдотов, в которых подчеркивалась значимость вырученных от сдачи бутылок сумм, вроде "Много лет пил, а потом взялся за ум, сдал бутылки и купил жигули" или "В стране победившего социализма человек действительно защищён — если нет денег, всегда можно пойти и сдать бутылки".
В общем, всем поклонникам СССР я предложу задать самим себе вопрос — вы готовы сейчас собирать бутылки, высчитывать, какую прибавку в семейный бюджет они вам дадут, а потом носить их в больших сумках в пункты приёма стклотары и сдавать, считая копейки? Сейчас этим занимаются только самые бедные бомжи, а во времена СССР это было стандартной практикой для всех слоёв бедного населения, чья средняя зарплата в пересчете составляла примерно 1000 молочных бутылок.
А вы помните, как в СССР сдавали бутылки? И сдавали ли вы их сами?
http://maxim-nm.livejournal.com/311073.html"