... «правильного
неправильному», счастьицу ... деянием добыть
.
– это ...
«Чёрные силы мятутся, ветер нам дует в лицо
За счастье народное бьются отряды рабочих бойцов».
Павел Арманд «Тучи над городом встали».
В своё время мне довелось прочесть популярную в 1950-х годах сатирическую пьесу «Не называя фамилий» автора Василя Минко. Вещь типичнейшая для той эпохи – капризная дочка высокопоставленного чиновника не желает работать на периферии, тогда как её жених Максим – правильный советский юноша – как раз-таки активно рвётся в бой, чтобы на окраине цивилизации возводить новый город с романтическим названием Ясные Зори. Узнали риторику и стилистику времени? Так вот, в этой пьесе постоянно звучит тема счастья. В своём патетичном монологе Максим говорит о том, что настоящие люди сами творят своё счастье.
«А ты хочешь, чтобы тебе построили его другие. Ты ищешь во мне не друга жизни, а творца твоего маленького счастьица, такого же, какое создал твоей матери твой отец». Таким образом, красной нитью повествования проходит антитеза «правильного счастья» – «счастью неправильному», счастьицу. Что же такое счастье по-советски? Так ли глупы и наивны были все эти лозунги про «всеобщее народное счастье»? Нынче нас, конечно же, стараются убедить, что мы были довольны и радостны … исключительно по незнанию. Мол, мы кричали
«Ур-р-ра-а!» на демонстрациях только потому, что не сознавали своей коллективной ущербности, а когда вдруг проснулись и уразумели, то сразу же повернулись в сторону буржуазных ценностей. В общем, перестали повторять свою заученную мантру о «самом счастливом и самом могучем народе в мире». И всё – пошла стрельба и распродажа 90-х.
Но, что самое интересное,
поддержание в обществе социального оптимизма, столь популярное в СССР, нынче высоко ценится и западными творцами так называемой «позитивной психологии» - воспроизведение радостных аффирмаций преподносится, как едва ли не единственный путь к удаче и к победительной успешности. Создавать вокруг себя светящуюся «ауру счастья», считывать исключительно хорошие новости и произносить лишь только добрые слова – этому учат психологи популярнейшего в Америке направления. Думай позитивно! Впускай хорошее! Фильтруй всяку-бяку и – будешь вечно молод, радостен и бодр. И, как водится – богат. Куда же без этого? А в Советском Союзе нам всем подавалась исключительно
оптимистичная информация о нашем мире – в новостных передачах говорилось о повышении и улучшении, о созидании и покорении, тогда как современные СМИ гораздо больше любят негативные или скандальные сообщения. Думаете потому, что сейчас настолько всё плохо и ужасно? Нет. Просто жареное и даже - палёное продаётся, точнее - хавается быстрее и смачнее. Просто с активным хрустом хавается.
Пример. О неудачах с «Протоном» звонили, кричали все борзописцы, перебивая популярных блогеров и смакуя это едва ли не как личную неудачу Путина. А вот извещение о том, что
«…Российская ракета-носитель "Протон-М" успешно доставила на целевую орбиту американский спутник Sirius FM-6» сухо сообщил «Интерфакс» и в блогах – гробовая тишина по этому поводу. Потому что радость и оптимизм не привлекают жующего мещанина, как выяснилось. Но от этого человек – пусть он хоть трижды тупой обыватель - не становится радостнее. Напротив, у него развиваются страхи и патологическая неуверенность. И вот тогда к нему на помощь приходят вкрадчивые психологини – они выдают рецепт персонального счастья. Позитивная аффирмация и личная (оплаченная) защита от потока информационных помоев. Так вот, советские СМИ нам не рассказывали о маньяках, которые, безусловно, водились, и не терзали подробностями обрушения мостов (что тоже случалось), а приподнято вещали о знатных свекловодах и оперных певицах.
Нас изначально ограждали от негатива и тщательно отфильтровывали информацию. Было ли это на сто процентов правильно? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос. Но факт оставался фактом –
человек жил в позитивно-солнечном инфо-пространстве. Кого-то это раздражало, вестимо. Но это просто лирическое отступление.
…Итак, что же такое «счастье по-советски»? Во-первых,
оно может быть только всеобщим, общенародным, а лучше - планетарным. Борьба за мир во всём мире – из той же «оперы». Когда либералы кричат, что коммунизм и нацизм – это близнецы-братья, они забывают о главном. Большевики хотели счастья, свободы и хлеба для всех и для каждого, тогда как нацисты мечтали о рае для избранных, для расовой элиты с правильными черепами и такими же безупречными извилинами. Разумеется, то была утопия – сделать всех счастливыми, но, безусловно, утопия прекрасная. Нам говорилось, что
личное, персональное счастье – это и не счастье вовсе. Счастье –
с-часть-е. Я с некоей частью. Я – часть чего-то большого? А личное маленькое счастьице – это так, мещанство, радость жирного куркуля, который натаскал в свою норку разных вкусностей и безделушек. Прямо-таки Мальчиш-Плохиш какой-то! В сатирическом кино и в злободневной литературе постоянно возникал образ отщепенца, который хочет построить свою хатку с краю, дабы зажить там со всеми положенными ему удобствами.
«Нет, дорогой!», - отвечали ему сограждане и принимались тут же яростно его перевоспитывать.
«Много в доме добра, а где же ваше счастье?» - такой вопрос можно услышать в финале кинокартины «Чужая родня». Мещанская сытость и угрюмо-кулацкое довольство тут противопоставляются молодому горению и радостному коллективизму. Нам показывают – человек не может быть счастлив в одиночку, а уж материальные ценности и вовсе не добавляют веселья. Не в деньгах счастье, одним словом.
Далее,
счастье по-советски не может быть «лёгким», как не могут быть лёгкими деньги. Счастье нужно добыть, завоевать, заслужить. В принципе, это никак не противоречит христианскому мировоззрению, да и, собственно, – общечеловеческим ценностям.
«Через тернии – к звёздам!» и никак иначе. В этой связи вспоминается детский фантастический фильм «Отроки во Вселенной». Пионеры-космонавты прибывают на далёкую планету, где миром правят человекоподобные роботы, поэтому вторжение землян они рассматривают, как угрозу своей супер-цивилизации. Чтобы нейтрализовать подростков, роботы - «вершители» решают их…насильно осчастливить. Этот процесс похож, скорее всего, на зомбирование или иную сходную процедуру. Лишить души и разума, дабы принудить всегда быть довольными и при этом – равнодушными. Разумеется, советские дети активно сопротивляются этому самому процессу, ибо равнодушие в советской системе ценностей считалось величайшим из грехов.
По большому счёту, в сходную ситуацию попадает и былинный персонаж Садко в киноверсии 1952 года. По сюжету новгородцы ищут по свету подлинное счастье и вот, наконец, судьба забрасывает их в восточную страну, где зловеще-прекрасная Птица Феникс поёт им сладкие песни. Точнее, погружает героев в медитативное состояние. Вот буквально её слова:
«Страна блаженного покоя… Горе тем, кто хочет деянием добыть счастье. Счастье – это покой». И, понятное дело, что такое ущербное счастьице не подходит былинному гусляру и его товарищам – экзотическую птице-диву грубо заталкивают в мешок и вся недолга. У Аркадия Гайдара есть сказка-притча под названием «Горячий камень». По сюжету юный Ивашка находит глыбу, разбив которую можно вернуть себе молодость. Тогда мальчик решает рассказать о камне немощному старику, чья беспокойная молодость прошла в борьбе за Советскую Власть. Но, как вы помните, он отказывается от этого заманчивого с виду предложения:
«…Робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, - могучей и великой. Это ли не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!» Или вот – сатирическая комедия «Лёгкая жизнь». Само название говорит о том, что это – высшая степень падения. Жизнь не может быть лёгкой, это оксюморон. И точно – некий талантливый химик Бочкин, вместо того, чтобы созидать и творить, пристроился в …химчистку. Причём, он и там не работает, а устраивает себе тёпленький «бизнес». Разумеется, денег у бывшего химика навалом, а счастья – увы, не наблюдается, тогда как его радостные товарищи вкалывают в некоем Дальногорске (разновидность уже упомянутых Ясных Зорь). Вот это жизнь! – говорят нам создатели картины. Понятное дело, что бизнесмен Бочкин перевоспитывается и, как водится, обретает искомую полноту бытия. В СССР даже бытовала устойчивая формулировка -
«любовь к трудностям». Разумеется, агитпроп, что называется, перегибал палку и если за дело брался бездарный режиссёр или шаблонно-картонный автор, то результат был даже не плачевным, а – дурацким. Над этой патетичной, но не подкрепляемой делами, «любовью к трудностям» издевались фельетонисты, карикатуристы и КВНщики. Мне вспоминается карикатура середины 1960-х, на которой был изображён пресыщенно-тучный, обряженный в какой-то обломовский халат, писатель. Примостившись в уютном «мещанском» кресле, под модным торшером, он пишет многотомный роман с названием …«Любовь к трудностям». В сопроводительном фельетоне говорилось, что некоторые наши авторы, жуя те самые хрестоматийные ананасы с рябчиками, тем не менее, делают себе имена посредством создания стандартных, лозунгово-примитивных книг о пафосном горении на производстве.
Именно поэтому словосочетание
«счастье – в труде» приобретало, в конечном итоге, иронический, стёбный оттенок. Хотя, всё те же западные психологи учат, что именно нелюбимая, непроизводительная или пустая работа – кратчайший путь к депрессии. Отсюда – стрессы, нервозность, желание изменить жизнь и при этом – барахтанье в паутине. Поэтому сегодня и в России, и на Западе столь популярен дауншифтинг, то есть уход с ненавистной, даже высокооплачиваемой работы и выбор в пользу какого-нибудь симпатичного творчества, пусть и не приносящего больших доходов. Понятное дело, что вязать коврики приятнее и достойнее, чем бездарно просиживать в опен-спейсе и ждать вожделенной «пятницы-развратницы».
Вопрос счастья остро обсуждается и в знаковом кинофильме конца 1960-х - «Доживём до понедельника». Если вы помните, по сюжету старшеклассники пишут сочинение на тему «Что такое счастье?». В чём проблема? Те, кто использовали отштампованную формулу про любовь к трудностям, оказались …правы. Те, кто писали от души, как Надя Огарышева, мечтающая о патриархальной многодетности, те сделались объектом учительского раздражения. Не по форме. Главный же герой – местный поэт Генка Шестопал и вовсе произнёс только одну фразу:
«Счастье – это когда тебя понимают». По большому счёту, этот фильм, как и дата его создания – 1968 год – была неким водоразделом, точкой невозврата. То ли советский человек устал от поисков коллективного, трудного и прекрасного Счастья. То ли это интеллигенция, собственно, задающая тон в обществе, расхотела строить социализм, потому что ей как Остапу Бендеру, сделалось «скучно его строить». Но уже в следующем десятилетии и вплоть до Перестройки нам показывали всё больше личное, персональное счастье. Точнее – его мучительное отсутствие. Появились всевозможные «Осенние марафоны» с «Зимними вишнями» и прочие «Полёты во сне и наяву» - про тоску, уныние и, как водится, адюльтеры без отрыва от производства. Беспросветно-серые краски и дорога в пустоту.
Именно в эти годы возникла песенка «Птица счастья». Вроде бы обыкновенная эстрадная композиция, которую тогда – по привычке - поругивали за безыдейность, но при этом – регулярно крутили по радио. Никто особо и не прислушивался к тексту – бодрая музыка перекрывала суть. А ведь содержание-то занятное, не сказать, жутковатое. Начало вроде бы оптимистично:
«Птица счастья завтрашнего дня/ Прилетела, крыльями звеня.../Выбери меня, выбери меня,/Птица счастья завтрашнего дня». В следующем куплете нам чётко сообщают:
«Завтра будет лучше, чем вчера». А где же, собственно, то «сегодня», в котором живёт поющий? А вот «сегодня» в этой песне и нет вовсе. Есть некое вчера, которое априори хуже, чем сияющее завтра. Но при всём при этом:
«Будет утро завтрашнего дня. / Кто-то станет первым, а не я.../ Кто-то, а не я, кто-то, а не я / Сложит песню завтрашнего дня». То есть лирический герой говорит нам о том, что и Прекрасное Далёко будет принадлежать кому-то другому, но не ему.
«А птица удачи опять улетит...». В конце 1980-х годов поиски счастья завели многих в окончательный тупик – квинтэссенцией этой тупиковой ситуации можно назвать книжку Владимира Кунина «Интердевочка» и снятый по этой повести фильм. Нам показали выпотрошенную, а точнее пустую душу Таньки Зайцевой, которая свято уверовала в то, что за границей, где есть 120 программ ТВ и столько же сортов сыра, ей будет лучше и слаще. Слаще ей, возможно, и стало, а вот лучше – увы. Что имеем в итоге?
…Разумеется, сейчас можно цинично посмеяться над неудавшимися попытками построить всеобщее и тотальное счастье с яблонями на Марсе и прочими красивыми грёзами. А можно просто погрустить, что этого по нашей вине так и не случилось.
Галина Иванкина
Читай ещё:
Советская культура.
Аристократия или быдло?
Монарх в России.
После бала...
ertata
... ожиданий окружающих. Наше
находится в наших ...
Каждый человек в своей жизни сталкивается с выбором профессии. Часто раз выбранная профессия остается «
кормилицей» на всю жизнь. Однако нередко бывает то, что человек выбирает себе ту профессию, которая не соответствует его темпераменту, его природным задаткам. Крупнейший специалист в области инновации и креативности Кен Робинсон, считает, что в нашу эпоху наступило время кризиса человеческих ресурсов. Он настаивает, что люди страдают не от того что многое о себе мнят, а наоборот, не представляют себе того на что они способны. Он утверждает, что человек может быть счастливым и довольным собой, только если будет заниматься тем делом, которое приносит ему удовольствие.
AdMe.ru опубликовала статью, переведенную с английского языка, чтобы каждый желающий мог разделить точку зрения Кена Робинсона о том, насколько необходимо заниматься любимым делом. -
Много лет назад я с женой был на Ванкуверском саммите мира. Это замечательное мероприятие смогло привлечь внимание многих ученых, представителей культуры и духовных лиц. Ванкуверский саммит был созван благодаря активности центра Далай-ламы. Среди участников этого мероприятия было множество интересных гостей, среди них французский ученый биолог Мэтью Рикар, который уже более тридцати лет находиться тибетском монастыре.
Он родился в семье философа. Часто их дом посещали известные писатели и публицисты, знаменитые на тот период в своих взглядах на современную жизнь. Среди них Альбер Камю и Самуэль Бэккет. Они приходили на ужин и делились результатами своей деятельности. Маленькому Мэтью часто разрешали присутствовать при их разговорах. Однако он не испытывал того духовного удовлетворения, которое должен испытывать человек, чтобы быть счастливым. Однажды он увидел новостной репортаж о том, что в Париж приехали тибетские монахи. Ему показалось, что они излучают радость всем окружающим, а сами они невероятно счастливые люди. То, что они были наполнены радостью, свидетельствовали их приятные лица и необыкновенная одежда.
Гости семьи Рикар были образованными и просвещенными, они говорили множество правил хорошей жизни, но маленького Мэтью это не удовлетворяло. Он чувствовал пустоту во всех этих философских дискуссиях. К тому же подобные ужины сопровождались большим количеством выпитого спиртного и выкуренного табака. В итоге светлейшие умы Парижа хоть и говорили о возвышенной жизни, однако сами были поражены сомнениями и неуверенностью. Приезд тибетских монахов настолько сильно повлиял на Мэтью Рикара, что он присоединился к ним и отправился в Тибет. Здесь он прожил более 30 лет и стал одни из приближенных к Далай-ламе. За это время он изучил процесс медитации с научной точки зрения. Его труды стали очень важными для современной науки.
Сегодня Мэтью Рикар признан самым счастливым человеком, не смотря на то, что много лет назад он оставил свою семью, в корне изменил свой образ жизни. Кажется, что это огромная ответственность, обладать таким невероятным статусом, ведь постоянно нужно быть радостным, каждому доказывая, что у тебя все в порядке.
Возвращаясь к теме статьи нужно понять, что человек будет чувствовать себя счастливым только тогда, когда будет заниматься тем, что ему нравиться. Ведь Мэтью Рикар вступил в тибетский монастырь, только потому, что ему с монахами нравилось находиться рядом. Так каждый человек должен найти свою нишу. Не обязательно это должен быть монастырь, это может быть и любимая профессия и любимое хобби, лишь бы человек сам считал себя радостным, занимаясь своим делом. Не стоит стесняться того, что своим поступком мы можем не оправдать ожиданий окружающих. Наше счастье находится в наших руках, и не стоит жертвовать своим счастливым будущим, удовлетворяя общественное мнение.
Прошло уже несколько дней после роддома, и счастливая мама вместе с чередой новых радостных забот ...
От самого президента Венесуэлы Николаса Мадуро поступило распоряжение о том, чтобы создать …
У тебя большие проблемы? Ты больше не хочешь такой жизни? Ты чувствуешь, что родился для чего-то ...