2014-06-26 16:33:38
... обязательства перед таможней, в результате ... неготовностью российской таможни к обновленному ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Другой взгляд на АСМАП и IRU
На сайте Федеральной Таможенной Службы опубликована статья профессора Мантусова в которой приводятся убедительные доводы против работы системы МДП в России. Более того, АСМАП и IRU позиционируются в этой статье, как организации, которые пытаются сорвать международные автомобильные перевозки в России и на территории ЕврАзЭС. Приводим полностью эту статью и ждем ваших комментариев, уважаемые наши читатели.
Основной целью создания Евразийского союза, членство в котором подтвердили Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия, является «свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики».
Если добавить к этому согласие участников проводить единую валютную политику, то можно предположить появление в скором времени и единой денежной единицы.
Последние события и экономические санкции против России со стороны США и ЕС показали, как геополитические процессы в том или ином регионе быстро превращаются в экономические рычаги давления на наше государство. Введение различных санкций и, как яркий пример, поведение мировых расчетных систем Visa и MasterСard продемонстрировало, что особую актуальность для нашей страны приобретает независимость функционирования инфраструктурных проектов и институтов, к которым относится и обеспечение экспортно-импортных операций в рамках таможенного транзита по территории Таможенного союза.
При среднеквартальном объеме импорта в 2014 году в 2,23 трлн руб. затруднения даже в части автомобильных перевозок могут привести к нарушениям стабильности нашей экономики в целом. Попробуем разобраться, какие риски в сфере международных перевозок грузов могут помешать функционированию Таможенного союза ЕврАзЭС становлению ЕАЭС.
Опосредованно до сентября 2013 года автомобильные международные перевозки грузов по территории России находились под контролем женевской неправительственной некоммерческой организации МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта, IRU) за счет необходимости обязательного использования международными автоперевозчиками системы TIR-Cornet как гаранта доставки груза.
МСАТ не готов выполнять в полном объеме взятые на себя гарантийные обязательства перед таможней
Опыт сотрудничества России в соответствии с этой системой имеет весьма печальную историю. Еще в 2002 году стало понятно, что МСАТ не готов выполнять в полном объеме взятые на себя гарантийные обязательства перед таможней, в результате чего образовалась задолженность по уплате таможенных платежей в бюджет государства со стороны Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) как ее представителя.
Однако монополизм этой организации в части выдачи книжек МДП и понимание того, что без них международные грузоперевозки в России могут быть парализованы, привело к тому, что вместо исполнения своих обязательств нашей стране был предъявлен по сути ультиматум с угрозой приостановки работы всей системы международных автоперевозок путем ограничения действия Международной конвенции МДП. ГТК РФ был вынужден пойти на уступки, заключив трехсторонние соглашения с общественными организациями, и недополучил, по оценке таможенных органов, порядка $200 млн.
Причем Россия была не единственной страной, с кем МСАТ вел себя подобным образом. Аналогичные попытки давления были и на Узбекистан, и на Болгарию. Понятно, что в условиях санкций против России риск подобного поведения МСАТ лишь возрастает. Начиная с середины 2007 года таможенные органы начали создавать условия для снятия с России этого инфраструктурного риска за счет изменения законодательств России и Таможенного союза.
Действия ФТС позволяют надеяться, что в этом году удастся окончательно решить задачу наведения порядка с гарантированием и уплатой таможенных платежей при автоперевозках.
Для этого пришлось внедрить систему, альтернативную книжкам МДП. В основе этого решения лежит объективное финансовое подтверждение претензий к системе, реализуемой МСАТ.
Действия ФТС позволяют надеяться, что в этом году удастся окончательно решить задачу наведения порядка с гарантированием и уплатой таможенных платежей при автоперевозках
На протяжении десятилетий использование ряда особенностей книжек МДП позволяло некоторым участникам ВЭД занижать стоимость товара, ввозимого на территорию России. Этому способствуют и регулы ЕС, носящие только рекомендательный характер, и отказ таможенных служб государств – экспортеров товаров в нашу страну обмениваться информацией о стоимостных характеристиках.
Наличие проблемы подтверждается разницей между данными ФТС по стоимости поступивших к нам товаров и данными ЦБ РФ по осуществленным переводам по международным договорам купли-продажи. Разница колебалась в пределах 35-40%. Это означает недополучение в виде таможенных платежей около 3,5% таможенных сборов в бюджет страны.
Импорту в России предстоит сдать свои позиции
Неудивительно, что, по оценке ФТС, на 1 июня 2013 года задолженность АСМАП, образовавшаяся в связи с недоставкой товаров с использованием книжек МДП, составляла порядка 20 млрд руб. (основной долг в 8,9 млрд руб. плюс пени и штрафы в 11,1 млрд). Понимание необходимости перехода на новую систему гарантий таможенного транзита привело к тому, что начиная с 2007 года многие перевозчики обходятся без книжек МДП, используя другие виды гарантийных обязательств – денежные средства, банковскую гарантию, сертификат, поручительство или залог имущества.
Технологии этих видов обеспечения предоставляются в электронном виде с использованием электронной подписи. Для среднестатистического перевозчика действия ФТС привели к тому, что перевозчик получил экономию до 25% на затратах и право выбора гарантийной системы. У конечного получателя груза появилась возможность прогнозировать и минимизировать самому транспортно-логистические затраты.
К сожалению, внедрение новой гарантийной инфраструктуры, повышающей экономическую безопасность страны, тормозится МСАТ и АСМАП. Налицо попытки информационного воздействия на таможенные органы через средства массовой информации и инициирование ряда судебных разбирательств против ФТС.
Порочится деловая репутация организаций, являющихся альтернативными гарантийной системе МДП. Проведенный анализ показал, что сторонники МДП и АСМАП в своих публикациях умалчивают, что МСАТ и ее представители для повышения своих доходов применяют по факту двойные стандарты для системы страхования по книжкам МДП. Не секрет, что в стоимость бланка книжки МДП помимо зарабатываемой части АСМАП включены платежи и в пользу МСАТ, и иностранному страховщику. Создана система обязательных сборов с участников ВЭД, при которой аккумулируемые в специальный фонд средства используются для погашения задолженности перед ФТС не напрямую, а через зарубежную страховую компанию, которая по факту сама решает признать недоставку груза страховым случаем или нет.
В результате значительная часть средств просто выводилась из российской экономики. Это может оказаться веским поводом для правоохранительных органов разобраться в том, нет ли здесь у кого личного интереса в сохранении не оправдавшей себя системы гарантий таможенного транзита, которая не соответствует интересам России, так как стабильность международных перевозок должна быть обеспечена, несмотря ни на какие санкции.
Практика развития событий в 2014 году после широкого внедрения альтернативной системы гарантии таможенного транзита показала, что приведенные АСМАП аргументы по сохранению книжек МДП, обусловленные якобы неготовностью российской таможни к обновленному механизму гарантийного финансового обеспечения таможенного транзита, возникновению коллапсов на границах, социальные аспекты и т. д. оказались несостоятельными. Однако противодействие продолжается. В чем же причина таких действий АСМАП?
К сожалению, внедрение новой гарантийной инфраструктуры, повышающей экономическую безопасность страны, тормозится МСАТ и АСМАП
Видимо, основная причина не столько в заботе о проблемах грузоперевозчиков и компаниях, занимающихся ВЭД, сколько в стремлении сохранить свои финансовые потоки и контроль за международными автоперевозками, настаивая на сохранении системы книжек МДП.
Текущая ситуация с санкциями, вводимыми в отношении России, доказала, что продолжение использования книжек МДП без наличия альтернативных возможных гарантий уплаты таможенных платежей при таможенном транзите не только повышает риски финансовых потерь для российского бюджета, но и снижает экономическую безопасность как нашей страны, так и государств – участников Таможенного союза в целом.
Следовательно, это может стать препятствием и на пути развития ЕАЭС, так как может ограничить «свободу движения товаров, услуг», если, например, международная общественная организация и ее члены решат перестать выдавать книжки МДП как нелояльному перевозчику, так и целой стране. Не секрет, что документы МСАТ позволяют принимать практически любые решения в части ограничения выдачи книжек МДП.
К сожалению, даже факт применения экономических санкций против России весной 2014 года не останавливает АСМАП и МСАТ от попыток решить свои финансовые вопросы, сохранив неприемлемую для страны монополию МСАТ на контроль системы таможенного транзита.
Причина понятна. Им есть что терять. Например, по материалам прессы, только за 2012 год было выдано порядка 3,158 млн книжек МДП, что в денежном выражении означает получение порядка 6,3 млрд руб. Если добавить к этому косвенное участие АСМАП в сформировавшемся порядке по выдаче разрешений для осуществления международных перевозок и разрешений ЕКМТ, то можно предположить, что во главе действий руководства МСАТ и АСМАП лежит желание и дальше зарабатывать на российских грузоперевозчиках, а не забота о решении их проблем.
Понятно, что в такой ситуации действия МСАТ и АСМАП идут вразрез с интересами страны, так как они мешают построить инфраструктуру, обеспечивающую стопроцентную гарантию уплаты платежей в пользу ФТС, а значит, в бюджет России, при таможенным транзите. Поэтому если мы хотим стабильного функционирования системы грузоперевозок в рамках Евразийского союза, то внедрение системы, альтернативной книжкам МДП, должно быть завершено в этом году.
Владимир Мантусов
руководитель Центра по изучению стран постсоветского пространства Института актуальных международных проблем, профессор
Международные автомобильные перевозки могут опять немного перевести дыхание. АСМАП проинформировал, что 24 июня 2014 г. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым было проведено совещание по вопросам, касающимся исполнения в Российской Федерации Конвенции МДП.
В совещании приняли участие представители Минтранса России, МИД России, Минэкономразвития России и ФТС России. По имеющейся в АСМАП информации, по итогам совещания принято решение о продлении срока действия гарантийного соглашения между ФТС России и АСМАП до 15 ноября 2014 г.
До указанной даты ФТС России поручено провести конкурс по определению национального гарантийного объединения, по итогам которого подписать новое гарантийное соглашение.
Независимая газета на этой неделе обратила особое внимание на экономические отношения между Россией и Украиной. Кто проиграет от торговых ограничений, которые возникнут в случае разворота украинской экономики в сторону Европы определить не сложно, но все же выводы нужно делать Вам, наши дорогие читатели.
Предстоящее подписание Киевом документов об экономической ассоциации с Евросоюзом может привести к радикальным изменениям в российско-украинской внешней торговле. Объем этой торговли до начала украинского кризиса превышал 50 млрд долл., а экспорт из Украины в Россию превышал 23 млрд долл. Теперь объем этой торговли может значительно сократиться, поскольку Россия обещает поднять ввозные пошлины на товары из Украины.
Вчера Россельхознадзор уже приступил к ограничениям: с 30 июня 2014 года он ужесточает требования к документации на ввоз в Россию украинской пищевой продукции животного происхождения.
С 30 июня этого года поставщики украинской продукции в РФ должны будут оформлять отдельное приложение, удостоверяющее, что экспортируемое сырье произведено на предприятии Украины или третьей страны-экспортера согласно законодательству Таможенного союза и России. Это приложение к ветеринарному свидетельству должно быть заверено печатью и подписью региональной ветеринарной службы Украины. Ранее инспекторы Россельхознадзора заявили, что они обнаружили более 100 т контрафактных продуктов из Украины, говорится в сообщении ведомства.
Накануне подписания документов об экономической ассоциации Украины с Евросоюзом наши торговые отношения начинают существенно меняться. В скором времени вся украинская продукция при пересечении российской границы может быть обложена таможенными пошлинами. Об этом в среду на совещании по развитию сельского хозяйства заявил глава государства Владимир Путин. Он напомнил, что, если Украина подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом, российская сторона не сможет сохранить нулевую ставку ввозных таможенных пошлин.
При этом президент надеется на пользу от консультаций с Украиной и Евросоюзом: «Надеюсь, что эти контакты начнутся, и мы сможем предметно показать, в чем заключаются наши озабоченности». Напомним, что о возможных консультациях между Россией, Евросоюзом и Украиной в контексте готовящегося подписания соглашения об ассоциации Путин и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу договорились 13 июня. Владимир Путин подчеркнул, что Россия вправе защищать собственные экономические интересы. «У нас могут возникнуть проблемы экономического характера, и мы точно не сможем сохранить нулевую ставку ввозных таможенных пошлин», – сказал он. Президент подчеркнул, что это касается не только сельского хозяйства, но и практически всех отраслей промышленности. «Нужно к этому подходить системно, и так мы и будем делать», – заявил он.
Кризис во взаимоотношениях между Россией и Украиной усилился после того, как 21 марта в Брюсселе был подписан политический блок соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Еще тогда президент России Владимир Путин выступал с инициативой проведения трехсторонних переговоров в формате ЕС–Украина–Россия для обсуждения деталей и последствий подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Однако европейские партнеры всякий раз отвечали категорическим отказом на эти предложения.
Стоит отметить, что в прошедшем, 2013 году главными покупателями украинских товаров были Россия (15,1 млрд долл.), Турция (3,8 млрд долл.) и Китай (2,7 млрд долл.), а Украина больше всего товаров покупала у России (23,2 млрд долл.), Китая (7,9 млрд долл.) и Германии (6,8 млрд долл.).
Структуру экспорта Украины в Россию до кризиса формировали пять товарных групп, на которые приходилось более 90% всех поставок: машины, оборудование и транспортные средства (39,2%), металлы и изделия из них (21,3%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (11,4%), продукция химической промышленности (10,8%) и минеральные продукты (7,6%).
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС противоречит торговым соглашениям СНГ, поэтому в РФ не согласны с заявлениями ЕС о том, что эти соглашения полностью совместимы, заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. «Соглашение Украины с ЕС может привести к проблемам для отдельных секторов российской экономики вследствие рисков эффекта домино, когда украинские товары будут вытесняться с Украины европейскими и пойдут в Россию. Или когда территория Украины будет использоваться компаниями ЕС для простых операций доработки или сборки своих продуктов и последующего реэкспорта на территорию Таможенного союза. Рисков много», – перечислил Медведков возникающие угрозы для российской экономики. По его словам, проблемы могут возникнуть из-за противоречий в требованиях к сельхозпродукции, сотрудничеству в сфере энергетики, в том числе ядерной, авиации и других областях.
Российские и украинские эксперты согласны в том, что таможенные преференции, которые были у Украины, благоприятно сказывались на ее экономике. А пошлины, вводимые российским правительством, могут сильно ударить по ней. И одновременно с этим заградительные пошлины могут защитить российского производителя. «Значительную долю российского потребительского рынка сельхозтоваров занимают украинские товары, поэтому введение пошлин сильно снизит привлекательность украинской сельхозпродукции и позволит России начать импортозамещение в этой сфере», – сказал НГ аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. В то же время он отмечает, что такая ситуация довольно опасна, есть риск того, что европейские беспошлинные товары попадут на российский рынок, вытеснив отечественных производителей и ударив по экономике. Россия, которая очень заботится об отечественном производителе, пытается защитить свои позиции повышенными пошлинами.
Если говорить о транспортной логистике, то ее ожидает на Украине полный развал. Большинство транспортных предприятий, которые работают на Россию просто не могут конкурировать с европейскими транспортными компаниями и не соответствуют техническим требованиям европейского транспортного транспортного рынка, а значит дорога им в Европу закрыта, а в Россию возить просто будит нечего. Это тысячи рабочих мест в международных транспортных услугах, которые потеряет Украина. Так же ничего хорошего не ожидает и сопутствующие виды деятельности – складская логистика, страхование перевозчиков, таможенные услуги, экспедирование и многие другие.