וּפַ֨ר חַטָּ֜את תַּֽעֲשֶׂ֤ה לַיּוֹם֙ עַל־הַכִּפֻּרִ֔ים וְחִטֵּאתָ֙ עַל־הַמִּזְבֵּ֔חַ בְּכַפֶּרְךָ֖ ...
וּפַ֨ר חַטָּ֜את תַּֽעֲשֶׂ֤ה לַיּוֹם֙ עַל־הַכִּפֻּרִ֔ים וְחִטֵּאתָ֙ עַל־הַמִּזְבֵּ֔חַ בְּכַפֶּרְךָ֖ עָלָ֑יו וּמָֽשַׁחְתָּ֥ אֹת֖וֹ לְקַדְּשֽׁוֹ:
שִׁבְעַ֣ת יָמִ֗ים תְּכַפֵּר֙ עַל־הַמִּזְבֵּ֔חַ וְקִדַּשְׁתָּ֖ אֹת֑וֹ וְהָיָ֤ה הַמִּזְבֵּ֨חַ֙ קֹ֣דֶשׁ קָֽדָשִׁ֔ים כָּל־הַנֹּגֵ֥עַ בַּמִּזְבֵּ֖חַ יִקְדָּֽשׁ:
И быка приноси в грехоочистительную жертву для искупления; и очисть жертвенник этим искупительным приношением, и помажь его, чтобы освятить.
Семь дней очищай жертвенник и освяти его, и будет жертвенник Святая святых, все коснувшееся жертвенника освятится.
Жертвенника могла коснуться только жертва, приносимая на нем. Ни один человек не имел права касаться жертвенника без жертвы.
Почему людям необходим жертвенник?
Сооружение жертвенника – это древняя традиция, данная Господом для покрытия греха. Каин и Авель, Ной и Араам прекрасно осознавали необходимость приносить жертвы перед лицо Божье. Жертвенник всегда был особенным местом встречи человека с Господом. В языческих культурах назначение жертв и жертвенника извратилось, и, вместо покрытия греха, жертвы часто выполняли роль «взятки» для задабривания божества ради получения определенных благ и восполнения нужд. Порой и сыны Израиля приходили перед Господом с подобныммышлением. В этой связи пророк Исаия говорил:
11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.
(Ис.1:11-18)
Через принесение угодной Господу жертвы грешник освящался, т.е. становился способным угождать Всевышнему и созидать с Ним отношения. Принесение жертвы всегда служило свидетельством веры в Господа, Который способен оправдать грешника. Формальное совершение жертв не приносит какой-либо пользы для человека, а скорее вредит, приучая к лицемерию. Перед принесением жертвы необходимо было осознать свое преступление и стремиться изменить неверный образ жизни. Жертва, приносимая с верными мотивами, была свидетельством внутренних изменений. Порой осознание грехов приходило в процессе подготовки и совершения жертвы, когда невинное животное умирало за грех человека.
Иешуа – Господь и совершенная жертва.
Одной из основных частей служения Мессии было прощение грехов. Без покрытия греха нет возможности получить прощение и принятие от лица Всевышнего. Но покрытие и прощение грехов возможно только в случае, если перед Господом была принесена угодная жертва. Иешуа – Господь, но также и совершенная жертва, и потому Он мог прощать грехи и провозглашать исцеление. Жертва закрывала (покрывала) собой преступление человека, подобно тому, как красивая скатерть может покрыть изъяны стола. Все жертвы, приносимые людьми, были не совершенны, и потому должен был прийти Машиях – совершенная жертва.
5. Поэтому, входя в мир, он говорит: "Жертв и приношений Ты не пожелал, но приготовил мне тело;
6. всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7. Тогда сказал я: вот, в свитке книжном написано обо мне, я пришёл исполнить волю Твою”. (Евреям 10:5-7)
Прочитаем один из случаев, когда Иешуа прощает грех и исцеляет больного.
18. Пришли какие-то люди и принесли на носилках парализованного человека. Они хотели внести его внутрь и положить перед Йешуа,
19. но не могли войти с ним из-за толпы. Тогда они поднялись на крышу и опустили его на подстилке через кровлю в середину собрания, прямо перед Йешуа.
20. Когда Йешуа увидел их веру, он сказал: "Друг, прощены тебе твои грехи".
21. Учителя Торы и прушим стали размышлять: "Кто этот человек, что говорит такие богохульства? Кто кроме Бога может простить грех?"
22. Но Йешуа, зная, о чём они думают, ответил: "Почему вы размышляете так в своих сердцах?
23. Что легче сказать? Твои грехи прощены тебе'? Или: 'Встань и ходи'?
24. Но смотрите! Я докажу вам, что Сын Человеческий имеет на земле полномочия прощать грехи". Затем он сказал парализованному: "Говорю тебе: встань, подними свою подстилку и иди домой!"
25. Тут же на глазах у всех он поднялся, поднял то, на чём лежал, и пошёл домой, восхваляя Бога. (Лук.5:18-25)
Люди, принесшие больного, осознавали, что не могут достигнуть святости Божьей, и потому нуждаются в помощи от Всевышнего. Жертвуя своим временем и комфортом, друзья парализованного принесли его к Мессии, совершив угодную жертву, а Иешуа подарил им чудо.
Почему жертвенник в скинии называется Святое святых?
Оказывается, в скинии было еще одно место, называемое Святое Святых. Речь идет о жертвеннике. Жертвенник – это прообраз Мессии, Который сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
В чем особенность жертвенника? В том, что все, коснувшееся жертвенника, освятится. Даже недействительную жертву, возложенную на него, жертвенник делает святой и пригодной (настолько), что ее не нужно убирать (с жертвенника). Это объясняет, почему все больные и прокаженные, прикасаясь к Мессии, были исцеляемы. Все, кто искали Иешуа и соприкасались с Ним, преображались и не могли жить, как прежде. Также мальчик, принесший к Иешуа пять хлебов и две рыбки, (Иоан.6:9) увидел чудо умножения. Его маленькая жертва, принесенная к Иешуа, достигла совершенства. Жертвенник – Мессия - давал возможность каждому жаждущему и ищущему Божьего ответа увидеть Господа, творящего великое и недоступное.
Как в наше время можно принести жертву, угодную Господу?
Каждый человек приносит жертву. Не все дают себе в этом отчет, но каждый человек создан для служения Господу и принесения угодных жертв. Все люди живут ради кого-либо и ради него приносят жертвы. Самая важная жертва – это твоя жизнь. Многие полагают свои жизни на алтарь науки, искусства, успеха и.т.д. У каждого есть свой жертвенник, к которому он прибегает. Задача каждого человека – убедиться, что его жертвы приносятся на Божий жертвенник. Если жертвенник не посвящен Господу, то служение совершается для идолов, а это уже нарушение завета и восстание против Всевышнего. Принимая Мессию как свою жертву, мы обещаем служить Богу во имя Иешуа. Почему? Поскольку только через Него – жертвенник Мессии - сегодня возможно приносить угодные жертвы. Сегодня нет другого Божьего жертвенника, кроме Мессии Иешуа. В этой связи рав. Кефа говорил:
Сами вы, словно живые камни, созидаемые в духовный дом, чтобы быть коганим, отделёнными для Бога и приносящими духовные жертвы, угодные Ему благодаря Мессии Йешуа. (Н.З. Д.Штерн 1Петра 2:5)
Ни один человек не знает, какой эффект произведет его жертва, совершенная во имя Иешуа. Каждый выбирает, как принести жертву и во имя кого. Все жертвуют, но только жертвы совершающиеся во имя Иешуа, не потеряют награды своей, как не потерял награды Закхей, вернувший деньги, заработанные неверным путем. Его жертва привела к общению с Мессией, восстановлению отношений с Богом Израиля и большой радости для Закхея и всех людей в округе. Жертвующий во имя Иешуа имеет большое преимущество, поскольку перед принесением угодной жертвы Господь изменяет сердце, чтобы его жертва была совершенной. Также когда мы приносим угодные Господу жертвы, мы имеем в себе Божью похвалу. Никто не может отнять нашей награды.
Итак, сегодня невозможно совершить что-либо угодное для Бога Израиля без Мессии Иешуа. У нас есть огромное еврейское счастье - через Мессию Иешуа приносить самые угодные и совершенные жертвы перед лицо Всевышнего!
автор текста: р. Попазов А., мессианская синагога Врата Сиона, г. Одесса, Украина
... " />Недельная глава «
» («Повели ...
Недельная глава «Тецаве» («Повели»)
Глава продолжает изложение указаний об устройстве Мишкана («И ты [Моше] повели сынам Израиля…»), говорит о порядке службы в нем и объясняет, как должны быть одеты коэны (священнослужители) во время служения в Храме и какое посвящение в сан они должны пройти.
Одеяние рядового коэна состоит из четырех предметов, одеяние первосвященника — из восьми («И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для славы и для великолепия»). Нарушение «формы одежды» или ее неопрятность делают службунедействительной
Одна из деталей одежды первосвященника — хошен, нагрудник с двенадцатью (по числу колен Израиля) драгоценными камнями. На камнях были выгравированы имена сыновей Яакова, родоначальников колен. На первом камне, с именем Реувена (отсюда — рубин), дополнительно были написаны имена трех наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова. На двенадцатом камне — яшме — с именем Биньямина были начертаны слова «шивтей Иешурун» — «колена Иешуруна» (одно из имен народа Израиля). Хошен содержал все двадцать две буквы еврейского алфавита.
Первосвященник — если он был достоин такого дара — мог читать на хошене ответы на вопросы, касавшиеся принятия решений, важных для жизни народа. Если коэн гадоль был недостоин такого дара, его смещали.
Хочешь масла? Подставляй бутылку! Раввин Бенцион Зильбер
Всевышний велит Моше: «…говори всем мудрым сердцем, кого Я исполнил духа мудрости: пусть они сделают одеяния Аарона…» (Шмот, 28:3). Как понимать эту двойную конструкцию, которой Тора говорит о мудрости? Если речь идет о том, что дар мудрости дается Всевышним, проще, наверно, было бы сказать: всем, кого Я исполнил духа мудрости. Эта же формулировка объяснила бы и то, что эти люди мудры. Здесь же говорится о том, что дар мудрости получили мудрые сердцем, т.е. люди, уже обладавшие мудростью. Именно им, у кого, выходит, уже и без того было, Всевышний дал. Почему?
Рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, один из крупнейших еврейских мыслителей современности, в ешиве которого я учился, отвечал на этот вопрос: получает тот, кто ищет. И развивал эту тему так.
Нет у евреев человека мудрее, чем царь Шломо. У него можем мы учиться тому, как обрести мудрость. В Танахе есть эпизод, когда Всевышний предлагает царю Шломо: проси у Меня чего хочешь, и Я дам тебе. Любой человек, надо думать, в такой ситуации максимально сосредоточится и назовет что-то самое главное. Список основных ценностей у людей примерно одинаков, верно? Очередность, т.е. иерархия ценностей, конечно, разная, а так-то все мы хотим здоровья, материального благополучия, счастья в доме и т.п. Чего попросил Шломо? Как известно, мудрости. В его структуре ценностей мудрость стояла на первом месте, она была для Шломо важнее всего. Тогда, в Гивоне, Б¬ г сказал Шломо: за то, что ты не просил ни богатства, ни долголетия, а попросил мудрости, понимания вещей, Я дам тебе и то, и другое, и третье. Это и имеет в виду Тора, когда говорит о «мудрых сердцем». Мудрый сердцем — это человек, который желает мудрости и никогда не бываетудовлетворен до кон ца той мудростью, которой обладает. Он готов «охотиться» за каждой ее крупицей.
В Танахе есть еще пример страстной «охоты» за тем, чем человек уже обладает. Пример негативный, но, говорит рав Шмулевич, всегда стоит посмотреть на вещь и с другой стороны. Всем, кто знает историю праздника Пурим и читал Свиток Эстер, известно имя ненавистника евреев Амана, вельможи, самого приближенного к царю Ахашверошу. Не было человека в огромной Персидской империи, куда входили сто двадцать семь стран, который не падал бы ниц при появлении Амана. Не кланялся ему только Мордехай, родственник Эстер. Это мелкое обстоятельство обесценивало в глазах Амана весь почет, которого он достиг. Для него имело смысл лишь «абсолютное» почитание. Так и с мудростью у истинных мудрецов — ее всегда нехватает.
После смерти нашего учителя Моше его преемником, вождем еврейского народа, стал Иеошуа бин-Нун. За что удостоился он такой чести? Почему Всевышний решил, что этот человек «годится» в вожди, да еще в такой исключительной ситуации — при вступлении евреев в Землю Израиля?
Когда Моше-рабейну пошел к горе Синай, чтобы получить у Всевышнего скрижали завета, его сопровождали самые уважаемые люди общины. Моше поднялся на гору, а сопровождающие вернулись в стан. Все, кроме одного. Иеошуа бин-Нун остался. Он поставилу подножия палатку и стал ждать. Чего? Сколько времени? Как он полагал прожить это время? Чем намеревался питаться? Ничем и никак. Он и не думал об этом вовсе. Но вот что он твердо знал — что ни за что не упустит те драгоценные минуты разговора, который сможет вести с Моше на обратном пути. Кстати, откуда нам известно, что Иеошуа не было в стане? Прямо Тора об этом не сообщает. Но когда Моше спустился с горы и спросил у Иеошуа, что это за крики ликования в лагере (евреи изготовили золотого тельца), Иеошуа понятия не имел, что там происходит.
Говорят мудрецы: к Иеошуа, находившемуся у подножия, спускался манн, равно как ко всему народу в стане. Понятно, что они не имеют в виду шестьсот тысяч порций, — что бы Иеошуа стал с ними делать? Консервировать? Б-г бессмысленных подарков не делает. Смысл сказанного мудрецами состоит в том, что Б-г особо — отдельно — совершил для Иеошуа чудо, которое Он совершал для всех евреев вместе. Известно, что человек, находящийся вместе со всем обществом, получает Свыше блага, даруемые обществу, независимо от своих личных заслуг. Иеошуа в этой ситуации отделен от общества. За свои личные заслуги он удостоен чуда, равного по масштабам тому, что было даровано всему еврейскому народу.
Предвидел ли Иеошуа такую «удачу»? Рассчитывал ли на нее? Нет. Им владело одно высокое желание, и оно было сильнее всех других желаний и расчетов.
Именно такую силу стремления имеет в виду утверждение: получает тот, кто ищет.
Примером такого стремления является для нас и поступок Тамар, дальним потомком которой стал царь Давид. Тамар была вдовой одного, а потом другого сына Иеуды, родоначальника колена, из которого происходили еврейские цари. И в обоих браках детей у нее не было. Иеуда обещал ей выдать ее замуж за третьего своего сына, когда он подрастет. Парень повзрослел, а Иеуда с исполнением обещания не торопился. И тогда Тамар оделась как блудница и села на перекрестке дорог, где, как ей было известно, должен был пройти Иеуда. Иеуда действительно прошел, и прошел бы мимо, если бы его не остановил ангел.
На что Тамар рассчитывала? На то, что великий праведник захочет уединиться с блудницей? Нелепость. Она прекрасно знала, что за человек Иеуда. Тамар рассчитывала на появление ангела? Не может быть. Она никак не могла знать, что Б-г именно таким образом вмешается в эту историю. Но самое главное в ее жизни желание: чтобы от нее произошли цари и пророки — побудило ее сделать все, что она может, не зная заранее, достигнет ли она желаемого результата.
Талмуд в трактате «Нида» приводит двенадцать вопросов, которые как-то были заданы раби Иеошуа бен Хананья. Один из них: что должен сделать человек, чтобы стать мудрым? Раби ответил: больше учиться, меньше заниматься торговлей. Спрашивающие возразили: делали — не помогает. Тогда раби сказал: надо еще и просить у Всевышнего, т.е. обратиться к Нему с молитвой. А в трактате «Тмура» Талмуд рассказывает, что представляла собой молитва раби Отниэля бен Кназа. Прося Всевышнего о мудрости, раби говорил: благослови меня в изучении Торы, расширь мои границы учениками, дай мне сохранить приобретенные знания, ибо иначе я умру от горя. Вопрос мудрости был для раби Отниэля бен Кназа вопросом жизни и смерти. Так и просят Б-га.
В Танахе есть известный эпизод, когда пророк Элиша помог женщине, пропадавшей с детьми от бедности, избавиться от долгов. Он велел ей пойти и собрать у соседей всю посуду, какую только они смогут ей уделить. И Всевышний наполнил эту посуду оливковым маслом. И дал этого масла столько, сколько только могла вместить посуда. Кончились бутылки — перестало поступать масло.
Наше стремление получить, сила этого стремления и наша молитва и есть та посуда, в которую Всевышний помещает Свои дары.
источник: http://toldot.ru