Статья пятая. Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни"
Жизнь испытывает человека постоянно! Нередко он оказывается перед трудностями, с трудом борясь со стрессами и нервным напряжением. Психика любого нормального и здорового человека снабжена всеми необходимыми механизмами противостояния стрессам и может выдержать большую нервную нагрузку. Однако до определённого предела.
Жизнь среднего человека, как правило, ставит его перед испытаниями, которые не переходят границ того, что он может перенести. Говорят наши Мудрецы, что Всевышний не предъявляет своим созданиям чрезмерных требований и ожидает от них только посильного. Однако Он оставляет человеку выбор между добром и злом, соблюдением заповедей и нарушением их, заботой о своём здоровье и расточительным отношением к нему. И рано или поздно, человек неизбежно испытывает на себе последствия своего выбора. Это же касается и отношения человека к своему психическому здоровью.
Есть люди, которые вдобавок к обычной нервной нагрузке, связанной с рядовой повседневной жизнью, наполняют сознание различной дополнительной информацией, вызывающей напряжение и стресс. К этому относится фанатичное увлечение новостями, тяга к острым ощущениям, интерес к экстремальным зрелищам, фильмам ужасов… Все эти факторы значительно ослабляют способность психики противостоять стрессам. Хуже того, такой человек создает в своем сознании ошибочное представление, что мир страшен и изобилует бедами в гораздо большей степени, чем это есть на самом деле. А ведь он сам наполнил своё сознание картинами мира, переполненного насилием и трагедиями, страхом и ужасами. И если жизнь уготовила ему сильный эмоциональный стресс, вызванный действительно серьезной причиной, то все те страшные картины, которыми начинены его память и сознание, заполонят всё его существо и сформируются в его воображении в одну ужасную угрозу. Как результат, его психика может не выдержать даже небольшой нагрузки и ломается, не будучи в состоянии противостоять ей.
Приведём слова из книги Сефер hа-хинух:
«Не следует человеку сосредотачивать мысль на идеях и мнениях, противоположных мировоззрению Торы, поскольку они приводят к ереси. И если его всё же влекут эти суждения, и он склонен к размышлению о них, ему следует обуздать своё влечение и переключить внимание на истинные и добрые пути Торы.
Запрет на интерес к чуждым ценностям включает также предписание человеку быть разборчивым и не гнаться бездумно за всем тем, что видят его глаза, ибо последствия будут скверны и позорны. Об этом сказали Мудрецы: «И не следуйте за вашими сердцами» (это ересь), «не идите за вашими глазами» (это блуд). Сказано: «И говорил Шимшон своему отцу: «Возьми её мне, ибо она хороша в моих глазах».
Смысл этой заповеди очевиден, ведь, соблюдая её, человек уберегается от греха все дни своей жизни. Поэтому она является основой Еврейского законоучения. Ведь нечистые мысли порождают скверные поступки, и предупреждение дурных мыслей – первое условие праведной и достойной жизни. Полезно помнить и постоянно повторять себе высказывание наших Мудрецов:
«Грех рождает грех, а заповедь рождает заповедь».
Поддавшись дурной страсти один раз, ты сделаешь её допустимой, а затем – привычной. Если же ты пересилишь свое пагубное влечение и победишь дурные страсти, отвернёшься от зла в свой первый раз, ты сможешь это сделать и впоследствии. Тело поддаётся вожделению, подобно тому, как пьяница тянется к вину. Если человек приучит себя к потаканию всякой вспыхнувшей страсти, он превратит удовлетворение всякой потребности в свой постоянный образ жизни, его дурное начало станет перекормленным, но ненасытным. Но если он сделает правилом жизни стремление к скромным потребностям, если научится правильному выбору во всём — он будет радоваться своей доле постоянно и поймёт, что «сделал Всевышний человека прямым, а люди пустились во многие расчеты, не выиграв при этом ничего…»
Итак, этот принцип звучит в заповеди Торы:
«И не влекитесь за вашими сердцами и за вашими глазами, за которыми вы идёте».
Приведённый стих подтверждает слабую природу человека, который тянется за тем, что видят его глаза и чего желает его сердце. Лишь специальные усилия и напряжённая внутренняя работа создадут необходимую преграду и остановят вредные влечения. Естественное любопытство человека, свойственное его природе, увлекает его глаза и соблазняет его сердце. Инстинкты человека побуждают его к немедленному достижению того, что запало ему в душу, о чём мечтает его сердце. Страсти и желания ослепляют его, и он не находит в себе сил противостоять греху, начало которого – похоть, а конец – неизбежные страдания.
Тора предписывает человеку стремление к скромности и святости, однако человеческой природе свойственны влечения, порождённые зрелищами и размышлениями сердца. Не сумев остановить себя, человек подвергает свою душу порче. Есть вещи, один вид которых вредит человеческому сознанию. При этом понижается порог чувствительности к качеству различных удовольствий, а потребности в них неограниченно растут. Желание не пропустить возможные развлечения не остановит человека ни перед чем, и явно негативное содержание книг и фильмов уже не будет достаточной причиной, чтобы лишить себя удовольствия «пощекотать нервы» и проверить крепость своей психики.
Т.е., его душа знакомится с такой реальностью как жестокость, подлость, низость и многое подобное. Её способность противостоять стрессам изнашивается, и тогда сколько-нибудь серьёзное испытание кончается для него надломленной психикой, потерей самоконтроля, а возможно и тяжёлой душевной болезнью. Иногда это необратимо.
Предыдущая статья: Возможные причины страданий. Часть вторая.
И когда будешь садиться снаружи, копай ею (лопаткой) и закрой испражнение твое. [Тора, "Дварим", "Ки Тецэ", 23:14] Вопрос: Почему надо закрывать свои испражнения? Ответ: Все отходы человека, включая его усопшее тело, должны быть преданы земле, чтобы пройти полный кругооборот. В итоге жизни человека все должно подняться наверх, а отходы тела и само тело, из которого […]
И место пусть будет у тебя вне стана, и будешь туда выходить. И пусть будет у тебя лопатка на перевязи твоей, и когда будешь садиться снаружи, копай ею и закрой испражнение твое. [Тора, "Дварим", "Ки Тецэ", 23:13-23:14] Речь идет о чистой экологии, причем еще в те давние времена. Ведь если вспомнить средневековую Францию или Германию, […]
Сказано в Торе: "Когда выйдешь ты на войну". Человек выходит на войну со своими желаниями, и, просматривая их в себе, сканирует все 613 желаний. Это значит "Моше обращается к народу". Моше – точка в сердце, единственное, что есть у нас от духовного уровня. Ее тоже надо исправлять, ведь Моше развивается в доме Фараона (в эгоизме). […]
В статье «Каждый может учить Тору» мы привели слова из Талмуда, трактат Йома, о Ѓилеле, Йосефе и рабби Элазаре бен Харсом, которые своими поступками доказали, что у человека есть возможность изучать Тору в любой ситуации, с какими бы трудностями это ни было сопряжено и с какими бы проблемами он ни сталкивался. В той статье мы рассказали о Ѓилеле. В этой статье приведем рассказ Талмуда о рабби Элазаре бен Харсом и о Йосефе. «Рабби Элазар бен Харсом обязывает богатых»
Талмуд рассказывает, что великий знаток Торы, который жил в эпоху Второго Храма (и даже удостоился некоторое исполнять обязанности первосвященника в Храме), рабби Элазар бен Харсом получил в наследство от отца несметные богатства. Талмуд говорит, что он владел сотнями поселений и сотни кораблей перевозили его товары.
Раби Элазар понимал, что такое несметное богатство заберет все его усилия и время, а он любил Тору и не хотел отвлекаться от нее ни на минуту. Тогда он нанял управляющих и смотрителей, которые вели его дела, а сам, с кувшином муки и бутылкой воды, ходил из города в город и искал знатоков Торы, которые обучали его своим хидушим – тем нюансам Законов, которые они удостоились открыть. Предание говорит, что, когда он однажды вернулся домой, его работники схватили его, решив, что он вор (поскольку рабби Элазар постоянно изучал Торы, многие из его работников не знали его в лицо). Раби Элазар понимал, что установление его личности займет много времени, поэтому он просто откупился от слуг, и те его отпустили.
Несомненно, Тора не обязывает богатого еврея оставить свои дела и полностью погрузиться в изучение Торы, как рабби Элазар бен Харсом, но Талмуд приводит рассказ о нем, чтобы научить нас, что несметное богатство не освобождает от изучения Торы и всегда можно выделить время, отложив дела в сторону, для учебы. автор текста: рав Реувен Куклин