Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «традици»
Варна, 24 мая 2016. День славянской письменности и болгарской культуры 2016-05-27 22:15:11
Варна, 24 мая 2016. День славянской письменности и болгарской культуры. Приветствую вас, дорогие ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Варна, 24 мая 2016. День славянской письменности и болгарской культуры. Приветствую вас, дорогие читатели! Думаю, что во всех странах, использующих кириллицу, 24 мая был праздник славянской письменности и культуры. Где-то это был рабочий день, а где-то, как например в Болгарии, был официальный выходной. Я уже вам рассказывала, что в Болгарии День славянской письменности и болгарской культуры […]
Тэги: болгарии, традиции
Грех на откуп 2016-05-22 13:54:54
+ развернуть текст сохранённая копия
Давно это было. Жили в одном еврейском местечке в Польше два друга. Как и многие евреи, жили они торговлей – покупали оптом, а продавали в розницу. И вот как-то прослышали они, что одной богатой панночке после смерти дядюшки досталось в числе прочего наследства несколько тысяч аршин превосходного сукна, и та очень хочет от этой части наследства избавиться, так что готова продать его почти за полцены. Решили друзья скинуться, поехать в имение панночки и выкупить всю партию сукна, чтобы затем продать ее с большой выгодой. Сказано – сделано: явились наши евреи к управляющему пани, сообщили о своем желании купить сукно, и тот пообещал передать госпоже их просьбу. А надо заметить, что эта полячка евреев до того в глаза не видела, но была много о них наслышана. – Вот еще! – сказала она управляющему. – Буду я иметь дело с врагами Христовыми! Говорят, все они – дети сатаны, выглядят, как черти, а на голове у них растут рога. – Нет у них никаких рогов! – попробовал успокоить панночку управляющий. – Я сам не раз имел дело с евреями. Конечно, среди них, как и среди любого народа, попадаются негодяи, но большинство из них ведет дела очень честно. А среди этих двоих один так вообще писаный красавец. Панночка была заинтригована и велела управляющему привести тех евреев к ней в усадьбу. А как увидела одного из торговцев, того что помоложе, так и влюбилась в него сразу и без памяти. Не торгуясь согласилась она на предложенную цену, и крайне довольные сделкой евреи отправились на постоялый двор, куда вскоре им и доставили весь товар. Тут и выяснилось: сукна столько, что на одной подводе его не увезти – нужно как минимум две. – Ладно, – сказал один из торговцев, – я отправлюсь в соседнюю деревню, найму еще телегу, а утром, с Б-жьей помощью, тронемся в путь. В тот же вечер панночка, сгорая от страсти, как бы невзначай спросила управляющего, уехали ли уже те евреи? – Еще нет, – ответил он. – Один остался ночевать на постоялом дворе, спит прямо в телеге – стережет товар, а другой поехал в деревню за второй телегой. – И какой же поехал? – поинтересовалась прекрасная полячка. – Тот, симпатичный? – Нет, красавчик как раз остался, а его товарищ заночует в деревне… Услышав это, взяла панночка посреди ночи кошель с золотом, полученным за сукно, и направилась на постоялый двор – к приглянувшемуся ей еврею. – Вот, – сказала она, разбудив красавца, – бери назад свои деньги, только побудь со мной эту ночь! Стал молодой купец отказываться, объяснять, что еврейский закон запрещает ему так себя вести, да к тому же он женат, но полячка не отступала, соблазняла его своими прелестями, а человек, как известно, не из железа. Жаркая была ночь, а когда проснулся еврей, видит – лежит он в не самом пристойном виде на груде сукна, а рядом с ним – кошель с золотом. Тут и товарищ его подоспел с подводой, погрузили они весь товар и поехали. Едут, едут, только вот один из них весел и всю дорогу песни насвистывает, а другой и слова не проронит, сидит как в воду опущенный. – Да что это с тобой?! – не выдержал весельчак. – Такую удачную сделку провернули! По отличной цене сукно купили, продадим – большие деньги выручим! Чего хмуришься-то?! Тут вытащил молодой кошель с монетами и рассказал товарищу о том, какой грех совершил. – Тоже мне грех – с красавицей потешился! – отвечает весельчак. – И удовольствие получил, да еще и деньги в придачу. Пожертвуй часть денег на благотворительность – и весь грех долой! – Разве можно от греха откупиться? – удивленно спросил молодой красавец? – Если хочешь, я у тебя этот грех возьму за половину того золота, что лежит в кошеле. – Да бери все! – ответил ему товарищ. – Только ты это серьезно – насчет того, что готов мой грех купить и взять его на себя?! – Конечно, серьезно! – отвечает тот. – Покупаю твой грех, если ты и впрямь не шутишь. Отдал красавец товарищу кошелек, и сразу как-то легче стало у него на душе. Вернулись они домой, поделили товар, каждый продал свою долю с большой прибылью, но с тех пор как-то так получилось, что прежней дружбы между ними уже не было: не компаньонствовали они вместе, торговали врозь, и каждый шел по жизни своей дорогой. Даже повидаться друг с другом им не хотелось. Прошло еще несколько лет, и один из них умер. Явился он на Небесный суд, и там ему припомнили много всяких грехов, в том числе и блуд с польской панночкой. – Стоп, стоп, стоп! – вскричал тот еврей. – От своих грехов я не отрекаюсь, но вот чужие брать на себя не хочу. Тут какая-то ошибка вышла, никогда ни с какой панночкой я не спал! – Как же?! – отвечают ему из-за Завесы. – А помнишь, как ты с товарищем сукно покупал? Ты ж тогда еще и его грех прикупил! – Но ведь я сам греха не совершал! Это мой приятель тогда получил удовольствие, с какой же стати мне за него теперь расплачиваться?! Он согрешил – пусть и отвечает. А купил я тогда его грех в шутку, просто чтобы его утешить. – Но ты ведь деньги взял! – Да, деньги взял, но наказывать меня за чужой грех – это всё равно несправедливо. Пусть он сам явится в суд – и мы об этом поспорим! Тогда на Небесном суде, в виде исключения, разрешили тому еврею вызвать своего товарища для окончательного разбирательства. С тех пор стал он каждую ночь являться молодому красавцу во сне – напоминал про полячку и вызывал на Высший суд. Тот и молился, и щедро жертвовал бедным, но ничего не помогало – сон продолжал повторяться из ночи в ночь. Прошло еще несколько месяцев – и он тяжело заболел, день ото дня чувствовал себя все хуже и понял, что надо готовиться к смерти. Тем более что и покойник во сне был доволен – уверял, что дни его сочтены и скоро они встретятся в Небесном суде. Однако умирать в расцвете сил, не завершив земные дела, нашему еврею совсем не хотелось. А потому, собравшись с последними силами, направился он к раввину своего местечка и рассказал ему всю свою историю как есть, от начала и до конца. – Не бойся! – сказал раввин. – Ты не умрешь. Иди сейчас домой, ложись спать, а когда к тебе снова явится покойник, скажи ему во сне: «Тора дана не на Небе, а на земле! Если хочешь судиться, то не меня зови на Небо, а сам явись в наш суд, земной – и пусть он нас рассудит!» А утром возвращайся ко мне и расскажи, что он на это ответит. Если он откажется явиться в наш земной раввинский суд, то я наложу на него херем, отлучение, и ты сразу же излечишься. Передал во сне живой покойному слова раввина, и тот явно не ожидал такого поворота событий, смутился, а затем попросил дать ему время для размышления. А спустя несколько дней вновь явился покойник во сне приятелю и сказал, что ровно через месяц он готов будет предстать перед раввинским судом, но если товарищ откажется, то тогда уж точно должен будет явиться в Небесный суд. В назначенный день в синагоге собралось чуть ли не все местечко. Шутка ли – в суд обещал явиться покойник! Раввин велел поставить неподалеку от шкафа со свитками Торы ширму и занавесить ее белыми скатертями. Сам же вместе с еще двумя судьями уселся по другую сторону от шкафа, а затем отправил служку на кладбище, велел подойти к соответствующей могиле и вызвать покойника в раввинский суд. – Пусть сначала предстанет перед судом живущий, объяснит суть дела и выскажет покойному свою позицию, – повелел раввин. – Что тут сказать?! – начал еврей. – Я действительно согрешил, но он купил мой грех, и я считал, что с ним покончено. А если бы он не купил, то я бы старался искупить его молитвой, раскаянием и щедрыми пожертвованиями, и тем самым совершил бы исправление моей души. Но так как я считал, что сделка – это сделка, то ничего этого я не сделал. – Здесь ли покойный? Явился ли он на суд? – спросил раввин. – Здесь! – послышался голос из-за ширмы, и все собравшиеся, ахнув, узнали в нем голос покойного жителя местечка. – Что ты можешь ответить на слова своего товарища? – Я не согласен! – последовал ответ из-за ширмы. – Когда я сказал, что готов купить его грех, то у меня были самые добрые намерения: я просто хотел, чтобы товарищ перестал печалиться. Деньги я и в самом деле взял, но всегда думал о том, как их ему вернуть, и сожалею, что так и не успел сделать это при жизни. Таким образом, мой грех заключается в том, что я остался должен ему деньги, но никак не в блуде с панночкой. Голос покойника умолк, а затем разразился рыданиями. – Страшно представать перед Высшим судом! – сказал он. – Горе человеку, который в земной жизни не думает об этом суде! И тут раввин поднялся, чтобы огласить приговор. – Суд считает, что живущий более прав, чем покойный! – сказал он. – Купив у живущего его грех, покойный помешал его раскаянию и искуплению греха, но при этом сам не чувствовал никаких угрызений совести. Он не только не боялся при жизни собственных грехов, но и готов был присоединить к ним чужие. Так пусть же он за это отвечает и оставит живущего в покое: прекратит являться ему во сне и требовать его смерти на Небесном суде! И снова синагога огласилась рыданиями из-за ширмы. – Я принимаю приговор суда и больше не появлюсь в этом мире, – послышался голос покойного. – Но разве это справедливо, что он остается жив и может загладить свой грех, а я уже умер и ничего не могу для этого сделать?! – В твоих словах тоже есть правда! – ответил раввин. – И потому я буду молиться за спасение твоей души, и твой товарищ должен будет год молиться о том же, и раздавать милостыню в память о тебе, и учить Тору, чтобы Небесный суд смягчил вынесенный тебе приговор. Снова, теперь уже в последний раз, послышались рыдания из-за ширмы, а затем поднялся над ней легкий дымок и растаял в воздухе.
Тэги: актуалия, истории, иудаизма, люкимсон, майсы, петр, традиция
Традиция почитания Никольской горы у коренных народов Среднего Поволжья 2016-05-20 22:04:06
+ развернуть текст сохранённая копия
Никольская гора — холм, расположенный в поселке Сурское (бывшее Промзино-Городище Алатырского уезда Симбирской губернии, ныне Ульяновская обл) параллельно левому берегу реки Сура. Никольская гора в комплексе с часовней, со святыми родниками и купальнями почитается в народе как святое место, сакральный центр Ульяновского Присурья. Сюда на Николу Зимнего (19 декабря) и особенно на Николу Вешнего (22 мая) стекается огромное количество народа. Гора считается святой, потому что на ней произошло чудесное событие, значимое для всего Сурского края. Рассказывают, что когда-то на Промзино-Городище напали враги — иноверцы («нехристи», «неправославные»). Местные жители в силу своей малочисленности не могли с ними справиться, и тогда в критический момент явился святой Николай и остановил вражеское войско. Способ, при помощи которого Николай защитил Промзино от захватчиков, осмысляется в народе по-разному. Враги ушли, испугавшись чудесного (неожиданного, устрашающего) появления святого. По другой версии, Николай Чудотворец ослепил вражеское войско. С неба спустился огненный конь, а на нем — Николай Угодник. Враги слепнут, натыкаются друг на дружку и умоляют его: «Дай нам зрение — и мы уйдем!» Тогда он вернул им зрение, и они ушли. По другой версии, святой Николай не озарил, а, наоборот, погрузил все во тьму («затмение сделал»), чем преградил путь неприятелям. Иногда причина ослепления врагов объясняется иначе: святой Николай явился врагам во сне и приказал покинуть Промзино. Но враги не исполнили приказ, и он их ослепил. Иное развитие событий характерно для рассказов, в которых является не святой, а икона с его ликом. В этом случае сочетаются два мотива: явление иконы делает это место святым, и в то же время она отгоняет врага. Икона является в роднике, в часовне на вершине горы, на дереве (березе, дубе, осине). Однако этими версиями данный сюжет не исчерпывается. Врагов мог остановить другой сакральный или просто природный объект, явившийся чудесным образом: например, неожиданно возникший храм, гора из камня, которые также ослепляют их своим сиянием. В других вариантах врагов останавливает белая лошадь. Есть и более традиционные сакральные действия горожан, останавливающие врагов, например крестный ход. Существует версия, что жители Промзино вышли крестным ходом с иконой святого Николая и отслужили молебен, только после этого враги ушли. Некоторые полагают, что врагов остановил не святой Николай, а подвижник, бесстрашно сражавшийся с захватчиками. По другим представлениям, факт сакрализации горы не связан с чудесным избавлением от врагов. Но несмотря на это, событие, повлекшее почитание горы, как правило, всегда воспринимается как чудо. Например, на горе явился не Николай, а священник. Якобы он приехал из Казани и как только взошел на гору, то весь сделался золотым. Потом священник исчез, а на дереве остались иконы «Матушка Владычица» и «Николай Угодник». Важным и часто встречающимся в данном сюжете является мотив образования родников. Так как Никольская гора достаточно высока и имеет необычную форму — «у ней верхушка как срезана», то получило распространение мнение, что гора раньше была выше, но в советское время (во времена борьбы с религией) ее пытались срыть, хотя по свидетельствам краеведов XIX века гора имела такую необычную форму еще до революции. Существует множество рассказов о попытках срыть гору, в которых человек, делающий это (чаще всего тракторист), жестоко наказывается: он падает с горы и разбивается насмерть или тонет в реке; его давит машина и т. д. По другим версиям человек пытается выполнить приказ начальства, но является сам Николай Чудотворец и запрещает это делать. В 1959 году паломничество на Никольскую гору было официально запрещено. Но несмотря на это, народ все равно шел на святое место. Паломники шли тайно, окольными тропинками. Молитвы и неканоническое богослужение совершали не на горе, а в лесу у горы, тайно, часто ночью. Посещение Никольской горы сопровождалось различными ритуальными практиками, которые проходили в течение нескольких дней как на самой горе, пока это еще было не запрещено и после того, как запрет сняли, и в лесу у ее подножия, на святых родниках и в купальнях. Служба начиналась за несколько дней до Николы Вешнего. Раньше важную роль в обряде играла явленная икона Николы Промзинского, которую выносили из церкви и несли крестным ходом на гору в часовню, где совершалась служба. В 30-е годы XX века икона была утеряна. Отсутствие явленной иконы породило традиционное объяснение, что Николай Угодник не захотел жить в селе Промзино и переселился в другое место. На Николу Вешнего к Промзино-Сурскому стекаются паломники со всех сторон. Люди собираются целыми улицами, всем селом. Идущих молиться называли суватёйками. Это могут быть паломники и местные жители: русские, мордва, чуваши. Различны и цели посещения: кто-то приходит потому, что дал обет, кто-то приезжает на автобусах в составе паломнической группы. Среди посетителей можно встретить как глубоко верующих и воцерковленных людей, постоянно посещающих эту гору, так и прибывших впервые, только осваивающих традиционный набор ритуальных действий, совершающихся на ней. Очень много богомолок, собирающих деньги на строительство или восстановление храма. Иногда можно увидеть народных проповедников, обличающих мир и людей в грехах, кликуш, которых отчитывают у святых родников, нищих, просящих подаяние. Существовало поверье, что к Николе надо идти обязательно пешком, поскольку «Бог труды любит». Считалось, что Николай Угодник облегчает дорогу верующим, посылая помощников или прекращая боль. Многие странники шли с иконами, при этом тяжелые иконы чудесным образом оказывались легкими и снимали усталость странников. Встречающие старались приложиться к иконам. Начиная с 90-х годов XX века паломничество на Никольскую гору вновь приобретает официальную поддержку. Помимо народных обрядов (ночная служба в лесу, купание в купальнях, обряды, происходящие у родников, на горе) в часовне на вершине горы совершается церковная служба. Иногда взбирающиеся на гору паломники стараются усложнить себе задачу, как и в XIX веке: берут с собой камни. Их собирают на горе или под ней, кладут в подол. Существует поверье, что на камушках можно увидеть лик святого, но это дается не каждому. Такие камушки считаются «как иконки», поэтому их принято хранить дома на божнице; они используются для лечения. Люди верят, что камушки со святой горы помогают от разных болезней, в том числе от заболеваний глаз, от головных болей, от бессонницы. Применяют их и при сглазе. Существует несколько способов лечения камушками с Никольской горы. Во-первых, камушком обводят больное место. Во-вторых, лечатся святой водой с камушков. В-третьих, для исцеления от болезни (как правило, зубной) камушки нужно грызть (жевать). По поверьям, камешки с Никольской горы обладают и обережной силой. Поэтому некоторые люди носят их постоянно с собой (как оберег). Их могут положить в машину, чтобы они оберегали от аварии. Считается, что вода из святых источников под Никольской горой обладает целебной силой. Ее набирают в бутылки, ею обливаются, купаются в специально оборудованных купальнях. Особенно стараются это сделать больные. Однако купаться в святых источниках могут не все. Например, запрещено купаться женщине, недавно родившей ребенка, но еще не взявшей молитву из церкви. Воду из источников с Николиной горы, как и вообще святую воду, употребляют для лечения различных заболеваний и избавления от сглаза. Небольшое количество святой воды добавляют при замешивании теста, при мытье в бане и т. д. Целебным считается любой предмет, приобретенный на территории сакрального места. В часовнях у родников ставят свечи. Существует обычай брать с собой воск от свечей. На горе собирают травы. Особой целебной силой обладает «полынок», «богородская травка» (чабрец). Траву с Никольской горы используют по-разному: отвар пьют как чай, в нем парят ноги, траву дают скотине, оставляют в доме в качестве оберега. Хранят травку с Никольской горы, так же как и камушки, у икон на божнице. Помимо травки, на Никольской горе собирают кору с деревьев. Считается, что кора тоже помогает при разных заболеваниях. Чтобы не болели зубы, эту кору жуют. Ее могут заваривать как чай при желудочных заболеваниях. На вершине горы растут два дерева. Сложился обычай привязывать тряпочки к ветвям и корням этих деревьев. В народе распространены различные мнения о том, почему именно к этим деревьям привязывают платочки. Существует поверье, что к одному из этих деревьев Николай Чудотворец привязывал своего коня. По другой версии, это дерево единственное, которое уцелело, когда срывали гору. Именно оно спасло от верной гибели тракториста, дерзнувшего срыть гору. В память об этом чуде вешают тряпочки. Но многие негативно относятся к данному обычаю. Рассказывают, что это нововведение, поскольку раньше тряпочки к ветвям деревьев не привязывали. Другие, наоборот, полагают, что обычай привязывать тряпочки — очень древний. По-разному объясняют и то, для чего вешают тряпочки на ветви деревьев. Некоторые полагают, что тряпочки — это своего рода милостыня. Другие считают, что тряпочки — это знак уважения к святому и свидетельство того, что человек был на горе. Считается, что за каждую привязанную тряпочку Бог списывает грехи. Тряпочки вешают и те, у кого в роду есть самоубийца (удавленник). В других случаях вешают, чтобы избавиться от болезни. Прежде чем повесить тряпочку, на нее наговаривают желание. Утверждают, что на Никольской горе постоянно совершаются чудеса: лики святых являются на дереве, в воде, на небе, на камушках. Но так же как не каждый может найти камешек с ликом, так и не каждый удостаивается видеть чудесный лик. Читай ещё: ХРАМЫ УЛЬЯНОВСКА И ОБЛАСТИ. Святые источники Ульяновской области Птичий остров. Ульяновск. Провинциальная столица. ertata
Тэги: вера, гора, история, история., культура, никольская, обл, области, паломничество, православие, регион, религия., россии., россия, симбирск-ульяновск., соборы, традиции, ульяновская, ульяновской, храмы, церкви, церковь, церковь.
Пасхальный сюрприз для Марии Федоровны. Яйца Фаберже. 2016-04-30 19:47:28
... /> Семейная традиция вместе с престолом ... Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки ...
+ развернуть текст сохранённая копия
«Дорого яичко ко Христову дню». Пословица обретает особый смысл, когда речь идет о яйцах Фаберже. Не простая писанка или яйцо, выкрашенное луковой шелухой, а золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь и тонкая работа... 10 фактов о вершинах ювелирного мастерства работы Фаберже. Воспоминание — в подарок Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог — работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции. Свобода творчества и три условия придворному ювелиру Принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать самоповторов. Император в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно». Сюрприз внутри каждого яйца Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 — императорские. И каждый сюрприз — чудо в миниатюре. Самый знаменитый — точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные — маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью. Семейная традиция вместе с престолом После смерти Александра III его преемник Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки работы Фаберже получали две венценосные дамы — супруга и мать императора. Лишь один подарок — «георгиевское» яйцо — Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию. Фаберже и компания Карл Фаберже — ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров — самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год — как раз до новой Пасхи. В духе времени В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное». А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы. Криминальный интерес Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним — излюбленная тема для кинематографистов. Советские — «Следствие ведут знатоки» и западные — одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов. По мотивам Фаберже Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции. Первая — Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже — произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден. Клеймо Фаберже Знак двуглавого орла — клеймо Фаберже — придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок. Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран — России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии. Увидеть своими глазами После продажи большевиками царского наследия лишь часть изделий Фаберже вернулась на родину. Самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже. Вторая по размерам — в Оружейной палате. Еще по одному — в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея. Где находятся еще восемь императорских яиц — до сих пор неизвестно. Культура. РФ
ertata
Тэги: архитектура., империя, интересное., искусство, история, история., культура, культурное, музеи., наследие, непознанное., памятники., пасха, промыслы, промыслы., разное., ремесла, россии, россии., российская, россия, сделано, традиции, фаберже, ювелирное, яйца
Филигранное искусство. 2016-04-30 18:52:17
+ развернуть текст сохранённая копия
Филигрань — символ изящества и мастерства. Затейливо переплетенные нити из драгоценных металлов обретают форму в руках мастера. На Руси это искусство называют сканью — со старославянского «скручено, свито вместе». Главный секрет этого ремесла — тонкая металлическая нить и замысловатое плетение, а мягкие благородные металлы — золото и серебро — лучше всего подходят для работы. Проволока вытягивается щипцами через отверстие в стальной пластине. При правильном подходе из одного грамма золота можно вытянуть 2500 метров. Попали на Русскую землю проволочные кружева торговыми путями с Востока. А придумали эту тонкую работу в Египте. Жители Средиземноморья — греки, финикийцы и даже индийцы — не преминули перенять опыт Страны фараонов. Так начиная с VI–IV веков до нашей эры филигрань и стала основой ювелирного мастерства. В IX веке техника скани прижилась в Киевской Руси. Мастера к ремеслу подошли творчески. Помимо маленьких шариков, «вплетали» в металлические узоры дерево, драгоценные камни и эмаль. В то время скань была мало кому по карману, и ювелиры работали по заказу знати и церкви. Один из ярких примеров ювелирного мастерства — Шапка Мономаха., сплошь увитая скаными узорами. Искусство скани — одно из немногих, что распространились по городам и областям. Височные кольца, лунницы, бусы и браслеты плетут из золота и серебра в землях Черниговских, Переяславских, Владимиро-Суздальских и Московских. Ювелиры оглядываются на итальянский и венгерский опыт. Правда, и в рисунках, и в расцветке работы полностью самобытны. Самые известные мастера скани, основоположники самобытного русского стиля в XIV–XV веках — Иван Фомин и инок Амвросий. Фомин был мастером Государева двора, Амвросий жил и работал в Троице-Сергиевой лавре. Оба они хорошо знали секреты греческих ювелиров и умело вплели иноземные мотивы в русский орнамент. Работы самых известных мастеров Средневековья сейчас находятся в Троице-Сергиевой лавре. Едва не погубило русскую скань татаро-монгольское нашествие. И дело даже не в том, что захватчики выгребали все самое ценное из княжеских сундуков. Велась настоящая охота за самыми искусными ремесленниками. Мастеров первыми угоняли в Орду — в рабство. Однако не все крупные города были разграблены. Новгородские земли и хозяйство не затронули вторжения благодаря тому, что они выплачивали дань. Удалось сохранить и мастеров, и их уникальные работы. Спустя столетия ювелиры покрывали сканью не только украшения. Пользовались спросом сухарницы, шкатулки и даже дамские сумочки. Но самый ходовой товар — пуговицы ажурного плетения. Делали их ремесленники-ювелиры — пуговичники. Носили такие пуговицы в дореволюционной России повсеместно и дворяне, и даже зажиточные крестьяне. Правда, стоимость тех пуговок в два раза превышала стоимость самой одежды. Во время революции скань оказалась на грани исчезновения. Но уже в 30-е годы ХХ века ювелиры вновь плетут драгоценные узоры. Скань стала визитной карточкой всего русского ювелирного искусства и получила мировое признание. Работы мастеров из России покорили сначала Европу, а потом и Америку. Ювелиры из села Красное Костромской области получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Второе испытание переменами, а точнее, прогрессом скань пережила в 90-х годах прошлого столетия. Как говорят мастера, «искусство легкости» не выносит потрясений, не терпит суеты — только неспешность и вдумчивый подход. Серийное производство литых украшений пытается вытеснить скань. Но настоящая ручная работа может сравниться разве что с неповторимыми морозными узорами на окнах. Самый известный клад со сканью был обнаружен в Старорязанском городище в 1822 году. Как водится, случайно. Местные крестьяне, строившие дорогу, нашли кожаную суму, полную сокровищ. Исследователи сделали вывод, что клад представляет собой предметы мужского и женского убранства великокняжеского достоинства. Скань эта была настолько уникальна, что по императорскому указу стала экспонатом Эрмитажа. Самые древние изделия русских мастеров хранятся в Оружейной палате. Культура РФ ertata
Тэги: интересное., искусство, история, история., культура, непознанное., промыслы, промыслы., разное., ремесла, россии, россии., россия, сделано, скань, традиции, филигрань, ювелирное
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
Главная / Главные темы / Тэг «традици»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|