На уровне простого понимания Торы (так называемый «пшат») этот стих намеревается сказать, что оливковое масло – это одно из пожертвований для Храма, которое ожидалось от евреев. Его предназначение заключалось в освещении Скинии Завета (Мишкана). Оливковое масло зажигалось каждый день в Меноре, располагающейся на южной стороне Скинии.
Однако на уровне «ремез» («намёк») этот стих говорит об истинном предназначении мудрости, ведь оливковое масло намекает на мудрость, как приводится в Святых Книгах. Из стиха выходит, что роль мудрости – озарить светом расстилающийся перед человеком мир, показать связь между его различными деталями и дать понять, в чём их цель и предназначение. И так сказал царь Шломо (Коэлет 2:14):«У мудрого глаза в голове, а глупец идёт в темноте». Несмотря на то, что, даже находясь в темноте, обычно есть возможность распознать различные предметы, однако нет возможности увидеть всю картину, понять совокупность вещей и, следовательно, понять их сущность и предназначение, что, возможно, является наибольшим недостатком тьмы. Рамхаль в предисловии к книге «Путь Творца» уподобляет знание вещей в совокупности их частей созерцанию сада, великолепного своими клумбами и украшенного дорожками и рядами насаждений, в то время как познание вещей без осознания совокупности его частей подобно, по его словам, созерцанию зарослей кустов и дикорастущей лесной чащи.
Тот, кто понимает сущность мира, предстающего перед ним, его цель и предназначение, знает, какую жизненную дорогу выбрать для того, чтобы достичь цели. И так сказал Шломо (Коэлет 10:15): «Труд глупцов изнурит их, ибо не знают, как дойти до города». Комментирует Рамхаль (Даат Твунот, 2-ая часть): изнуряющий труд заключается в отсутствии познания путей, ведущих к цели. Глупец, бродя по разнообразным дорогам, занимается изнуряющим трудом, который не даёт ему ни малейшей отрады, ведь этот труд нисколько не приближает его к цели. Того же, кто знает стези мудрости, не пугает длина дороги, ведь он знает, что, продвигаясь по истинному пути, каждый шаг приближает его к конечной цели, что даёт мудрому чувство большого удовлетворения.
В книге Мишлей (6:23) сказано: «Поскольку Тора – свет». Тора называется светом, потому что она озаряет окружающий мир, даёт возможность понять его сущность и предназначение и обучает дороге, с помощью которой человек сможет достичь конечной цели.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"
2017-02-27 00:10:48
«И пусть сделают ковчег из дерева шитим… И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И пусть сделают ковчег из дерева шитим… И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его». (Шмот 26:10-11)
Ковчег служил местом для Скрижалей Завета. Из того, что ковчег было недостаточно покрыть золотом только снаружи, учит Талмуд (Йома 72б), что мудрец Торы должен быть неразрывно связан с истиной, а не показывать себя чем-то одним, в то время как внутри он совершенно иной человек.
Обязанность отдаляться ото лжи и всеми силами стремиться к истине касается не только мудреца Торы, но и каждого человека. Наши мудрецы во многих местах порицают ложь и восхваляют искренность. Так, к примеру, сказали мудрецы (Санедрин 92б), что тот, кто обманывает, приравнивается в чём-то к идолопоклоннику. Лжецы, утверждает Талмуд (Санедрин 103а),принадлежат к одной из четырёх групп людей, которые наиболее отдалены от Творца (не удостоятся узреть Его лик), как сказано (Теилим 101:7): «Врун не будет стоять пред Твоими очами». Рабейну Йона в своей знаменитой книге «Шаарей Тшува» (3-я часть) пишет, что всего есть 9 видов лжи, каждый из которых по-своему тяжёл. Один из этих видов: «гневат а-даат», что буквально переводится как «кража знания». Тот, кто делает какие-либо действия с целью ввести ближнего в заблуждение, создать видимость того, что он сделал ему добро, принадлежит к этой группе. Такие действия называются «кражей знания», поскольку посредством их человек как бы ворует хорошее расположение товарища по отношению к нему. Рабейну Йона пишет, что в определённом аспекте «гневат а-даат» хуже, нежели обычная кража, поскольку лукавство уст – большая провинность, а мы обязаны действовать в рамках истины, так как она — основа для чистоты человеческой души.
Поскольку не многим известно об этом виде лжи и его рамках, попробуем вкратце разобрать его. Разбор этого вида лжи поможет нам также понять, насколько далеко следует отстраняться ото лжи и всего подобного ей.
В Талмуде (трактат Хулин 94а) мы находим несколько примеров «гневат а-даат». Так, например, приводится в Талмуде, что если у еврея есть какое-то некошерное мясо и ему нечего с ним делать, запрещено дать его нееврею, делая вид, что дал ему кошерное мясо, поскольку тем самым он вводит нееврея в заблуждение, будто дал ему мясо, пригодное для употребления ему самому. Также запрещено еврею уговаривать товарища отведать у него что-либо, если он заранее знает, что товарищ откажется кушать. Однако, пишет Сма (Хошен Мишпат 228:9), именно уговаривать запрещено, однако предложить ему пищу один или два раза нет запрета (потому что иначе это будет неуважение к товарищу в глазах окружающих, ведь не все знают истинную причину отказа от такого предложения).
В Талмуде объясняется, что запрет «гневат а-даат» действителен только тогда, когда еврей делает какие-либо действия, цель которых — ввести товарища в заблуждение; если же товарищ ошибается сам, в этом нет запрета. К примеру, если еврей, идя в определённое место, встретил по дороге товарища, который ошибочно считает, что тот вышел ему на встречу, в этом случае нет необходимости сообщить товарищу о его заблуждении, ведь, идя по дороге, он совершенно не намеревался ввести кого-либо в заблуждение.
2017-01-29 00:05:27
... урожая для трумы. Подробней о труме и ее ... статье «Трума». Кроме трумы, необходимо отделять ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Тора обязала каждого еврея отделять от урожая, который вырос на территории земли Израиля, труму и маасер.
Трума – это часть урожая, которую отделяют для коѓена. Тора не устанавливает размер трумы, однако мудрецы установили определённый размер отделяемого урожая для трумы. Подробней о труме и ее законах читайте в статье «Трума». Кроме трумы, необходимо отделять две десятины – «маасер ришон» и «маасер шени» или «маасер ани» (ани – бедный), левит обязан отделить от «маасер ришон», который он получает, еще один маасер, который называется «трумат маасер» и дать его коѓену. «Маасер ришон» дают левитам, «маасер шени» еврей обязан взять в Иерусалим и есть там, а «маасер ани» дают бедному еврею. «Маасер ани» отделяют в третий и шестой год семилетнего цикла шмиты, а «Маасер шени» – во все остальные годы (за исключение самой шмиты, в которую не отделяют трумот и маасерот вообще). Каждому из этих маасерот посвящена отдельная статья. От каких плодов отделяют
Тора обязала отделять трумот и маасерот только от урожая из 5 видов злаков (Пшеница, ячмень, гречиха, рожь, овес), маслин (включая оливковое масло) и винограда (включая вино и виноградный сок). Однако наши мудрецы обязали отделять от любого урожая, который служит пищей для человека.
Только от урожая, который вырос на территории Святой Земли, необходимо отделять трумот и маасерот.
Порядок отделения Отделять трумот и маасерот необходимо по порядку: вначале трума, потом, маасер ришон, а потом маасер шени (или маасер ани).
Как отделяют О том, каким образом с практической точки зрения следует отделять трумот и маасерот, читайте в статье «Как самостоятельно отделять трумот и маасерот?»
Неотделенный урожай Неотделенный урожай называется «тевель» и его запрещено употреблять и получать от него любые виды выгоды. На нашем сайте есть отдельная статья, посвященная тевелю.
В наше время Мнение большинства ришоним, что обязанность отделять трумот и маасрот в наше время из слов мудрецов (а не из Торы), поскольку Тора обязала отделять трумот и маасрот только от урожая, который вырос на Святой Земле в то время, когда все евреи находятся в ней. источник: www.imrey.org
И возложи покрытие на ковчег сверху, а в ковчег помести свидетельство союза, которое Я дам тебе.
И Я буду являться тебе там, и буду говорить с тобою из пространства над крышкой, меж двух керувим, которые на ковчеге свидетельства союза все, так Я буду передавать через тебя все повеления сынам Исраэля.
Почему Господь повелел построить Мишкан (Скинию)?
Мишкан (Скиния завета) была особенным местом, где пребывало Божье присутствие. Каждая часть скинии была дана Моше на горе во время получения откровения –скрижалей с высеченными на них заповедями.
В Мишкане было особенное помещение, называемое «Кодэш Кодашим» – «Святое святых» - место встречи с Господом. В нем находился «Арон акодеш» – «Ковчег завета», в который были помещены скрижали завета. В «Кодэш Кодашим» разрешалось заходить только первосвященнику и только один раз в году на праздник Йом Киппур, там Господь открывался первосвященнику и беседовал с ним.
Господь желает открываться Своему народу, но известным и узнанным Он станет для тех, кто совершает установленный Им путь к обусловленному месту встречи. Для всех, желающих общаться с Господом Израиля, очень важно осознавать, при каких условиях это общение было бы возможным.
Итак, скиния приучала народ к Божьему служению и вела к познанию Всевышнего и живому общению с Ним. Через осознание каждой детали в Мишкане народ приобщался к заповедям Царства и готовился к встрече с Мессией – живой Торой, Которая обращена к каждому, ищущему Божьей правды.
Жить – значит священнодействовать.
Писание называет нас царством священников. Иешуа отделил нас для особенной жизни и служения в Божьем Царстве. Коганим отличались от обычных людей тем, что Господь освобождал их от служения идолам и вводил их в Божье священнодействие на основании жертвы, даровавшей милость, и заповедей, на основании которых происходило живое общение с Господом. Коганим были призваны служить всем людям, вдохновляя их служить Господу Израиля. Еще раз вспомним о своем основном предназначении, читая вдохновенные слова Йоханана:
5. И от Мессии Йешуа, верного свидетеля, первенца из мёртвых и правителя земных царей. Ему, любящему нас, освободившему нас от наших грехов ценою своей крови, 6. сделавшему нас царством, то есть коганим для Бога, своего Отца - ему да будет слава и владычество вовеки веков. Амен. (Откр.1:5-6)
Через Мишкан в народе Израиля обнаруживались коганим, желавшие не просто жить, а священнодействовать. Поэтому важно задать себе вопрос:
При каких условиях Всевышний открывался первосвященнику?
Вспомним некоторые из условий.
Во-первых, необходимо было находиться в среде избранного Господом народа. Рав. Шауль говорил: “Ибо им (иудеям) вверено слово Божье”. Невозможно приобщаться к Божьему откровению, если не любить народ Израиля и не желать пребывать среди него. Все, не желавшие быть среди Израиля, получали «откровения» от идолов в капищах, высотах и тенистых рощах, среди посвященных деревьев.
Во-вторых, это жертва Мессии. Служить Всевышнему было возможно только через совершение жертвы за грех священника и народа. Без принесения жертвы невозможно было задержаться во внешнем дворе, а тем более войти в Мишкан. Машиях говорил: «Без Меня не можете делать ничего». Без принятия жертвы за грех, совершенной через Мессию Иешуа, невозможно даже начать служить Всевышнему. В начале священнодействия перед Всевышним и людьми священник должен был совершить принесения жертвы за грех. Иудаизм без жертвы за грех – это иудаизм без живого общения с Богом Израиля.
В-третьих, заповеди завета, приходя к которым человек становился доступным для богопознания. Иешуа говорил:
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матф.11:27-30)
Слова иго и бремя были понятны каждому еврею, стремившемуся исполнить заповеди под руководством учителей Торы. Иешуа говорил о бремени книжников и фарисееев следующее:
Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. (Матф.23:4)
Иешуа показывает ученикам, как Он исполнил Тору, и предлагает им научиться у Него. Он утверждает, что Его подход к исполнению Торы будет благим и необременительным. Также стоит помнить, что Машиях – это живая Тора.
Господь давал узнать Себя через живое общение с живой Торой – Иешуа в контексте заповедей. Пришло время и Слово (Тора) стала плотью и была доступна каждому. Будем приходить к Торе путем новым и живым, который открыл Машиях Иешуа.
При каких условиях Господь открылся тебе?
У каждого верующего есть интересная история того, как Господь дал ему узнать Себя. Несмотря на различный уникальный опыт, с каждым человеком, приходящим к Всевышнему, происходит ряд обязательных событий. Первосвященники могли сменять друг друга, у каждого из них был свой опыт общения с Господом, но путь к месту Божьей милости у всех был один и тот же:
Я не прав – значит Он Господь.
В Писании это называется: «Приготовьте путь Господу». Осознание своей неправоты и желание избавиться от нее ведет нас к воротам внешнего двора скинии. Мы понимаем, что нам нужен Господь. Мы уже не убегаем от Господа, а стремимся к Нему, соглашаясь с Его условиями. Но чем оправдаться? Все, что у тебя есть – это твой грех, который невозможно загладить своими добрыми делами, все наши добрые дела – это запачканная одежда. Господь подарил нам великую милость через жертву Мессии. Он понес на Себе наше наказание. Глядя на жертву Мессии, начинаешь осознавать страшную цену своего бунта и беззакония. Кровь Мессии дает доступ в Мишкан к особенному месту - ковчегу завета, где можно познавать и слышать живого Господа.
Часть пути.
Чаще всего мы слышим учение о жертве Мессии и Божьей милости, но это только часть пути к общению с Господом. Жертва давала возможность получить милость, чтобы далее Всевышний открывался верующему через заповеди. Исследуя заповеди, первосвященники получали познание о Боге и делились им с народом. Будем помнить, что все части скинии служили проверке человеческого сердца, чтобы ввести его в Божий завет, утвержденный через заповеди. Поэтому в псалме говорится:
14 Тайна (близкое общение, тёплая беседа, совет, умысел, тайна) Господня - боящимся (благоговеющий) Его, и завет Свой Он открывает им. (Пс.24:14).
Близкое общение с Господом строится на основании заповедей завета. Вот почему именно к ковчегу завета стремилось сердце каждого первосвященника, поскольку там открывался Господь, и происходило живое общение с Ним.
Это дает возможность осознать смысл слов Мессии:
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан.8:31-36)
Мессия показывает, что через Него исполняется заветная мечта каждого иудея – иметь живое общение со Всевышним, чтобы быть свободным для служения Богу Израиля. Иешуа обращается к уверовавшим иудеям. Мало поверить в Мессию. Необходимо познать истину, которую Он утверждает, а для этого необходимо живое общение с Господом Израиля, Который делает нас способными исполнить Его правду.
И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде.
В точности, как Я показываю тебе образец скинии и образец всех ее принадлежностей; и так делайте (в будущем).
Откровение для жизни.
Современное общество воспитано под влиянием определенной модели мышления, вдохновляющей бороться за выживание своей души всеми возможными способами. Общество Израиля, путешествуя по пустыне, каждый день сталкивалось с новыми испытаниями и вызовами. Подумать только, почти двум миллионам человек необходимо было выживать в суровых условиях пустыни. Кроме шестиста тысяч мужчин, способных держать оружие, среди вышедших из Египта также были: грудные дети, старики, беременные женщины. Как можно было в пустыне, без полей, домов, водоемов, ежедневно восполнять элементарные нужды человеческого организма? Несмотря на напряженную ситуацию, связанную с выживанием в условиях пустыни, Мошэ объявляет народу о необходимости сделать приношение Господу для строительства скинии. Каждый человек по расположению сердца мог принести необходимые материалы для строительства шатра, в котором будет храниться Божье откровение. Вместо беспокойств за жизнь, народу предлагается участвовать в созидании шатра откровения. Это в свою очередь помогало людям достигать, осознавать и хранить Божье откровение. В нашем народе часто говорят: Не евреи сохранили шаббат, а шаббат сохранил евреев. Участие в строительстве скинии переключало внимание людей на реальность Божьего призвания. Народ Израиля начинал осознавать, что Всевышний созидает их как народ, живущий откровением Божьим. Какое же откровение было положено в ковчег завета? Да! Заповеди были откровением, позволявшим взыскать Всевышнего и созидать с Ним взаимоотношения. Строительство скинии позволяло каждому на практике познавать Всевышнего и приближаться к откровению. То, что делал Израиль во времена Мошэ, было сродни призыву Мессии к иудеям Своего времени:
31 Итак, не беспокойтесь, спрашивая: Что мы будем есть?, Что мы будем пить, или Во что мы будем одеваться?.
32 Ведь это язычники ищут всего этого. Ваш небесный Отец знает, в чём вы нуждаетесь.
33 Ищите прежде всего Царство и его праведность, а всё необходимое также будет дано вам. (Н.З. Д.Штерн Матф.6:31-33)
Беспокойство и откровение.
Беспокойство — это признак отсутствия откровения свыше. Как Израиль мог спокойно, не переживая, остановиться в пустыне на месяцы, жертвовать различные драгоценные материалы, строя мишкан (скинию)? Ответ кроется в откровении от Всевышнего. Народ выходил из Египта не по своей прихоти, а по Божьему повелению. Они выходили не для поиска лучшего для себя, а потому что Всевышний призвал их на служение Себе. Мессия указывает на два разных подхода к жизни, два разных образа мыслей. Один подход — это мышление язычников, т. е. людей, не имеющих завета с Всевышним, живущих по своей мудрости, пониманиям, идеям и желаниям. Другой подход основан на завете с Всевышним, где Он определяет направление жизни, ценности, куда идти, к чему стремиться, а от чего убегать. Каждый день в пустыне мог бы превратиться в абсолютный кошмар, если бы народ не стремился жить Божьим откровением, вовлекаясь в созидание Божьего Царства. Поэтому жизнь в контексте Божьего откровения — это основа для сохранения разума от развращения, а жизни - от потери здравого смысла. Пророк Иеремия предупреждал сынов Израиля о большой ошибке, которую они совершали, когда сверяли направление жизни не по откровению Божьему, а в контексте выгоды человеческой.
4 И ты чрез себя (из-за себя) лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки.
5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
6 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. (Иер.17:4-6)
Плодом решений вне Божьего откровения было разорение земли, переселение народа в Вавилон и разрушение храма. Надежда на человеческие силы и способности — это зыбкое основание, приводящее к иллюзиям и отнимающие настоящую жизнь. Ведь Господь есть жизнь и ее истинный источник.
Потеря откровения свыше.
Самый эффективный способ сохранять откровение и возрастать в нем — это практически жить тем, что открыл Всевышний. Авраам вышел из земли своей, изменил свой образ жизни на Божий, чтобы увидеть землю, приготовленную Всевышним. Ной получив слово от Господа, продолжительное время строил ковчег, возрастая и утверждаясь в Божьем откровении. Господь делится с нами откровениями о Его праздниках, заповедях не только для того, чтобы порадовать нас интересной информацией. Он дает нам ключи, чтобы в наших жизнях все было поставлено на Божье место, дабы Всевышний наполнял скинию наших тел Своим присутствием. Мы не знаем себя по-настоящему. Он сотворил нас, и потому открыл заповеди для нашего преобразования по воле Божьей.
Вера в свои желания.
Потеря Божьего откровения происходит из-за страха, лени, а, в основном, из-за недоверия Всевышнему. Считая Божьей верой достижение своих задумок, многие люди могут думать, что они верят, но фактически они еще не встречались с Божьим откровением.
Вспомним царя Саула, который из-за страха перед людьми пренебрег Божьим призванием. Стремление угодить желаниям людей Саул начал называть служением Всевышнему. Из-за такой веры Бог Израиля отверг Саула.
Божье откровение о предназначении нашей жизни дает возможность жить не ради видимых земных преимуществ, а для исполнения воли Всевышнего. Божье откровение дает возможность жить перед лицом невидимого Господа, сохраняя уверенность в Его любви, а также понимать, что Его воля — это благо и бремя Его легко. Поэтому наша жизнь - жертва Господу для познания Его воли и пребывания в ней.
Откровение и жертва.
Имеющий откровение о своем призвании обязательно должен иметь откровение о жертве. Без жертвы нет возможности устоять в призвании. Важно понимать, что если мы страдаем из-за того, что остаемся верными Божьему призванию, то Всевышний любит нас подобно тому, как любил Мессию Иешуа.
35 Кто отделит нас от любви Мессии? Беда? Трудности? Гонения? Голод? Нищета? Опасность? Война?
36 Как говорит Танах: Ради Тебя убивают нас весь день, считают нас овцами для заклания.
37 Нет, среди всего этого мы более чем победители с помощью Того, Кто возлюбил нас.
38 Ибо я убеждён, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни другие небесные правители, ни уже существующее, ни то, что будет существовать,
39 ни власти наверху, ни власти внизу, ни какое-либо другое творение не сможёт отделить нас от любви Божьей, приходящей к нам через Мессию Йешуа, нашего Господа.
(Н.З. Д.Штерн Рим.8:35-39)
Мессия пришел, чтобы разрушить дела дьявола, утверждая Божье Царство в сердцах верных Ему людей. Основной призыв Мессии гласил: Совершите Тшуву (покайтесь) ибо Царство Божье приблизилось. Тшува состояла в возвращении души на Божьи основания заповедей. Мессия пришел, чтобы исполнить заповеди, показывая каждому верующему правильное исполнение заповедей. Подобно Мошэ, Иешуа показывал, как созидать в наших душах место для постоянного откровенного разговора с Отцом Небесным. Послушный заповеди начинает обретать Божье откровение и призвание. В послушных верующих поселяется Дух Святой, производя в душах глобальный ремонт, устанавливая все на правильные места. Подобным образом Мошэ устраивал скинию, в точности исполняя показанное на горе. Сегодня через Духа Святого и заповеди в наших телесных, временных палатках постепенно все наши мысли и желания обретают правильное основание. Это внутреннее преобразование помогает нам принести достойную жертву любви Всевышнему через жертву Мессии.