Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА : Советские автобусы
2017-03-18 10:35:06
Даже самый заядлый автомобилист хоть раз, да все-таки ездил на автобусе. Ну а люди более взрослого ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Даже самый заядлый автомобилист хоть раз, да все-таки ездил на автобусе. Ну а люди более взрослого поколения так или иначе вышли из советских ЛИАЗов, ЛАЗов и ПАЗов. На территории бывшего СССР автобусы делали и собирали более 120 (!) заводов. Но мы вспомним лишь полтора десятка машин: от серийных, массовых до необычных и редких.
ЗИС-8А — продукция ленинградского завода АТУЛ на удлиненном шасси ЗИС-8. Машины вместимостью 48 человек (32 пассажира ехали сидя) делали с третьим неведущим так называемым подкатным мостом и 73-сильным двигателем ЗИС-5 с 1936 по 1941 гг. После войны выпускали аналогичные автобусы, но уже с вагонным кузовом .
ЯА-2 неофициально называли Гигант. В 1932-м авторемонтные мастерские автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) построили на ярославском шасси трехосный автобус длиной аж 11,5 м, рассчитанный на 80 пассажиров (мест для сидения — 50!). На машине стоял 6-цилиндровый 7-литровый американский двигатель Hercules в 103 л.с. (подходящего отечественного просто не было) и четырехступенчатая коробка передач с понижающей передачей. Тормоза были механические, на колесах задней тележки — с вакуумным усилителем. Сделали только одну сложную, дорогую и неповоротливую машину.
ЗИС-154 — удивительная большая городская машина появилась сразу после войны, в 1946-м. Автобус вагонной компоновки оснастили американским дизелем GM — двухтактным 4-цилиндровым, мощностью 110 л.с. Затем стали ставить советскую копию — ЯАЗ-204. Трансмиссия — электрическая автоматическая. Городская машина расходовала до 65 л топлива на 100 км, была очень дымной и сложной в производстве. До 1950-го сделали только 1165 ЗИС-154, его сменил более простой ЗИС-155 с бензиновым двигателем спереди.
ГЗА-651, он же ПАЗ-561, он же КаВЗ, РАФ, КАГ и т.д. Знаменитые теперь машины для коротких загородных маршрутов или служебных нужд начиная с 1950-го в течение четверти века производили полтора десятка заводов во всех концах огромной страны. Шасси, «лицо» и 70-сильный 6-цилиндровый двигатель — газовские, кузова довольно долго делали на деревянном каркасе, обшивая его стальным листом.
ПАЗ-652 — первый автобус вагонной компоновки павловского завода. Опытный образец, по наработкам горьковского завода, собрали в 1955-м. Кузов имел силовой каркас — рамы в прямом понимании у машины не было. Автобусы на узлах ГАЗ с 90-сильным двигателем объемом 3,5 л начали производить в 1958-м, в 1963-м модель модернизировали, а с 1967-го делали ПАЗ-672 уже со 115-сильным мотором V8. «Пазиков» модели 652 выпустили более 62 000.
ЛАЗ-695 — один из самых массовых городских автобусов Советского Союза. Прототип, разработанный под руководством В.В. Осепчугова, появился в 1956-м. Первую промышленную партию сделали в 1957-м. Автобус вместимостью 55 человек (22 места для сидения) сделали под огромным влиянием лучших немецких образцов. Кузов — с несущим основанием, выполняющим роль рамы, подвески — на продольных рессорах с корректирующими пружинами, которые обеспечивали отменную плавность хода. Двигатель ЗИЛ, установленный сзади, рабочим объемом 5,6 л развивал 109 л.с. С 1961 г. на ЛАЗ-695 и все последующие версии устанавливали зиловский V8. Модернизируя, ЛАЗ-695 делали до 2003 года, и изготовили более 268 тысяч машин.
Двухэтажные автобусы в мире — не диковина. Но в советском НАМИ-0159 водитель сидел на втором этаже! Машину колесной формулой 6х2 с двигателем V8 и автоматической коробкой передач не планировали к серийному производству, а сделали для проверки смелых инженерных идей. Вместимость салона увеличилась почти на 30%. Каково там наверху было водителю, история умалчивает.
Открытые курортные автобусы на шасси ЗИС-5 для здравниц Крыма и Кавказа производили несколько небольших заводов на импортных и отечественных шасси АМО и ЗИС. В частности, их делало тбилисское предприятие под мудреным именем Закавтопромторг. После войны аналогичные машины строили на горьковских шасси, причем открытые автобусы делали вплоть до второй половины 1960-х.
Первый советский сочлененный автобус ЛиАЗ-5Э676 сделали в 1962-м. Машину длиной 15,5 м построили на базе массового ЛиАЗ-158. Серийный двигатель в 150 л.с. был для столь большого автобуса слишком слабым. В том числе и поэтому сочлененный ЛиАЗ так и остался прототипом. А позднее в СССР работали аналогичные по конструкции Икарусы.
ЛАЗ-699 — самый большой и комфортабельный серийный туристический автобус СССР. Первую версию длиной 10 565 мм под именем Карпаты производили с 1964 по 1966 г. Мотор ЗИЛ-375 V8, рабочим объемом 7 л, развивал 180 л.с. Тяжелую машину поставили на мосты МАЗ с рессорно-пневматической подвеской. В салоне было 41 комфортабельное кресло. В различных вариантах туристические ЛАЗы производили до 2004-го. Сделали около 36 000 машин. На фото — ЛАЗ-699Н (1972-1978 гг.)
ПАЗ-Турист, 1969 г. — опытный образец сделали для международного конкурса автобусов в Ницце, где павловскую машину оценили очень высоко. Конструкцию создавали под руководством С.И. Жбанникова, дизайн — М.В. Демидовцева, который позднее работал на ВАЗе. Машина была заднемоторной, со 150-сильным двигателем ЗИЛ-130, имела гнутые боковые стекла, гардероб и вместительный багажник. В серию планировали чуть измененный вариант, сделали и упрощенную версию. Но начать серийное производство завод не смог.
Полноприводный ПАЗ-3201 — довольно редкое явление в мире автобусов. Машина, прототип которой сделали в 1966-м, основана на узлах ГАЗ-66. Восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ объемом 4,25 л развивал 115 л.с., коробка передач — четырехступенчатая с двухступенчатой раздаткой. Серийное производство начали в 1972-м. До 1988 года, когда в производство пошла следующая модель ПАЗ-3206, изготовили 13 873 полноприводных ПАЗ-3201. В СССР полноприводные «пазики», используемые, в основном, в качестве ведомственных, были большим дефицитом.
Самый маленький советский автобус РАФ-2203 — потомок модели 977. Для производства машины с необычным для конца 1960-х оригинальным кузовом построили новый завод в Елгаве. Двенадцатиместный автомобиль базировался на явно слабых для него узлах Волги. Двигатель развивал 95 л.с., коробка передач — четырехступенчатая, тормоза — барабанные с двумя гидровакуумными усилителями. С 1982-го делали модернизированный РАФ-22038-02. Окончательно производство рафиков прекратили в 1997-ом.
ЛиАЗ-677 и 677м — самые массовые большие городские автобусы СССР. Разработка НАМИ была прогрессивной: подвески на пневмобаллонах, двухступенчатая автоматическая коробка передач — с блокировкой гидротрансформатора. Впервые водитель городской машины получил возможность не орудовать целый день рычагом коробки. Но двигатель на ЛиАЗе стоял все тот же — прожорливый бензиновый зиловский V8 мощностью 180 л.с. Сидений было всего 25, заявленная вместимость автобуса — 80, а потом и 110 человек. Да кто их в час пик считал? Водители-остряки называли вечно переполненные ЛиАЗы скотовозами. В Ликино 677-й делали до 1996 года, на нескольких заводах из подмосковных машинокомплектов — до конца 1990-х. Всего изготовили более 194 тысяч машин.
Дитя перестройки — автобус подмосковной марки Альтерна, который был создан предприятием, организованным на основе НТЦ ЛиАЗа. Машину проектировали как максимально дешевую, которую можно комплектовать серийными двигателями ЗИЛ или КАМАЗ. Помимо Альтерны-4216 создали сочлененный, междугородный и аэродромный варианты. В Подмосковье производство вели с 1993 по 1995 гг. Альтерны выпускали также в Перми и Орске.
Сергей Канунников
http://mywebs.su/blog/cccp/34162/
Тэги:
#история,
#ссср,
#фото,
историю,
страна,
ушедшая
Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА : Жизнь в СССР: 1976 год
2017-03-17 10:19:09
+ развернуть текст сохранённая копия
1976 год — золотое время нашего детства, ранний «Застой». Съезды, тосты, речёвки, звонкие песни!
Застой-то, конечно, был, но советские наука, промышленность и торговля изо дня в день рапортовали о новых успехах и достижениях .
В 1976-м в Набережных Челнах запущен завод-автогигант «КамАЗ»:
Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года.
Торжественный момент выхода с конвейера КамАЗа первых грузовиков, 16.02.1976, Евгений Логвинов и Борис Клипиницер, фотохроника ТАСС:
В Риге начали выпускать новый «Рафик» RAF 2203, который продержится на конвейере аж до 1997 года.
Рекламный постер 1976 года с первым образцом:
А это миллионный ЗИЛ на заводе, который российский капитализм потом буквально сотрёт с лица земли. 1976 год:
Тем временем на ВАЗе пытались создать очередной советский электромобиль.
Советский электромобиль ВАЗ-280 1976 год:
В 1976-м в Липецке появилась первая ЭВМ. Она была смонтирована в вычислительном центре облстатуправления. Третье поколение советских компьютеров:
В 1976 г. в том же Липецке произошло открытие первого из рыбных магазинов «Океан», фото из журнала «Советская торговля»:
«Пустыми прилавками» в стране тогда ещё даже и не пахло!
Да, что-то приходилось «доставать» или постоять в очереди, но праздничные столы советских граждан в те годы обычно ломились от всевозможных закусок и «батарей» спиртного.
Что взять с собой с Кавказа. Фото финского туриста, сделанное в Грузии, 1976 год:
В последние десятилетия СССР буквально каждый год приносил россыпь культовых советских фильмов и 1976-й здесь не стал исключением.
1 января 1976 состоялась премьера фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром!», который станет одним из символов эпохи:
Некоторые кадры картины дают зарисовку тогдашней советской жизни:
Из памятных фильмов ещё «12 стульев» с Андреем Мироновым и Любовью Полищук:
А главным хитом семейного просмотра стал музыкальный фильм «Мама» с Гурченко и Боярским:
1-2 января 1976 г. состоялась премьера фильма «Приключения Буратино», который навсегда вошёл в жизнь советских детей:
Но были среди советских премьер 76-го и такие фильмы, на которые детей не пускали и старались убрать подальше от телеэкрана.
Света Тома в сцене купания Рады в фильме Лотяну «Табор уходит в небо» 1976 года:
Музыкальная жизнь в стране тоже била ключом. Группа «Песняры» выпустила хитовый альбом «Вологда», заглавная песня которого стала неофициальным гимном одноименного города:
Однако песней года в 1976 стала незабываемая «Белоруссия» той же ВИА «Песняры»:
Она тоже стала неофициальным гимном, соответственно, Белоруссии:
Молодость моя, Белоруссия,
Песня партизан, сосны да туман.
Песня партизан, алая заря,
Молодость моя, Белоруссия
Невероятно, но я помню, как родители слушали грампластинку с этой песней на даче в 1976 году!
Стиль одежды советских горожан 1976 года на снимке Жака Дюпакье:
Эпоха джинсов ещё далеко и даже женские брюки — редкость. Но яркие расцветки давно в моде.
Типичная зимняя одежда из 76-го:
Тем, кто жил в то время, никогда не забыть эти телефонные аппараты и скромное очарование советских закусочных:
1976 год в СССР невозможно представить без вездесущих автобусов ЛиАЗ-677, которые злые языки почему-то прозвали «скотовозами»:
На их фоне новенькие венгерские «Икарусы» казались чудом современного дизайна, хотя их дизайн был создан в середине 1960-х:
На праздники всегда много красных декораций и портретов членов Политбюро, но вот облака тогда не разгоняли.
На Невском проспекте в 1976 году:
Жаркий в тот год выдался первомай в Питере!
Первомайская демонстрация в Москве 1976 года:
На внешнеполитической арене, как мы помним, год выдался довольно спокойным, ведущие «Международной панорамы» говорили о «разрядке международной напряженности».
СССР был в зените своего могущества, число его друзей и союзников в мире продолжало расти за счёт стран «Третьего мира», выбравших путь социалистической ориентации.
Встреча Брежнева с ещё довольно молодым ливийским лидером Каддафи, 1976:
И Фидель ещё полон сил!
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и премьер-министр Революционного правительства Республики Куба Фидель Кастро. 01.07.1976:
Леонид Ильич, кстати, 7 мая 1976 года дослужился до маршальского звания:
1976-й стал одним из легендарных в истории советского хоккея — взяли золото на Олимпиаде!
Сборная СССР по хоккею на триумфальной Олимпиаде-1976:
Но кто же стал главным советским героем 76-го?
Шаварш Карапетян, спасший 20 человек из затонувшего троллейбуса в Ереване 16 сентября 1976 года:
Наверняка, что-то важное из 1976-го забыто, но обо всё рассказать невозможно.
http://mywebs.su/blog/cccp/33724/#cut
Тэги:
#история,
#ссср,
#фото,
историю,
страна,
ушедшая
Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: Уровень жизни средней советской городской семьи 1985 года и в наше время
2017-03-16 14:25:12
+ развернуть текст сохранённая копия
</div>
Какой доход имела средняя советская семья в 1985 году? Как выглядит тот доход в современных условиях? Давно хотел сделать это сравнение, давайте посмотрим, что у нас
примерно получится.
1985 год мы берем потому, что это последний год классической советской системы, позднее горбачевское руководство взяло курс на возрождение капиталистических отношений, появился частный бизнес, возможность обналичивать безнал, проводить финансовые махинации, частным организациям разрешили внешнюю торговлю и т.п. Сравнивать мы будем городские семьи.
Средний размер советской городской семьи в 1985 году – 3,5 чел., в РСФСР – 3,2 чел.(1) Совокупный семейный доход в том же году в среднем по СССР составлял по 143 руб. на душу рублей в месяц[УПС, глаз попутал - данные за 1987 год, в 1985 г. - 135 руб. Во все мои расчеты следует внести поправку в 1%, в принципе то же самое))], а значит общий месячный доход нашей семьи из 3.5 чел. был равен 500,5 руб.(2) Справка: Среднемесячная зарплата рабочих и служащих СССР в 1985 г. составляла 190,1 руб. (3) Семейный доход 500,5 руб. складывался из 396,4 руб. заработной платы, 47,5 руб. пенсий, стипендий, пособий и дотаций, 16,5 руб. дохода от личного подсобного хозяйства, а также 39,5 руб. прочих доходов (ИМХО сюда включены теневые). Кроме того, в 1985 году было построено бесплатного жилья, включая колхозное, 88,9 млн.кв.м. общей (полезной)площади, что на душу населения составляет 0,32 кв.м., а на нашу семью – 1,12 кв.м. Такой темп предполагал, что ребенок, родившийся в нашей семье, должен был получить свою персональную комнату аккурат к возрасту полового созревания.
Для проведения сравнения нам необходимо взять структуру денежных расходов советской семьи в 1985 г. и перевести ее в современные цены. Структура была следующей:
На питание – 33,7%
Ткани, одежда и обувь – 18,1%
Автомобили, мотоциклы, велосипеды – 1,6%
Прочие непродовольственные товары – 11,3%
Алкоголь – 3%
Оплата квартир, коммунальных услуг и содержание собственных домов – 3%
Прочие культурно-бытовые услуги – 7%
Налоги, сборы, платежи – 9,4%
Прочие расходы – 5,1%
Накопления семьи – 7,8%
Выведем
приблизительно коэффициент перевода советского рубля 1985 г., потраченного на питание, в современные рубли. Вопрос не так прост, как может показаться. Ведь современные продукты сильно уступают по качеству продуктам того времени. Принципиально отличаются системы цен. Например, мясо покупалось и по госценам и по рыночным, а сегодня – только по рыночным. Очень сильно отличается упаковка. Сегодня больше обвесов при торговле. Поэтому, я возьму коэффициент по натуральному разливному молоку. В 1985 г. – 28 коп. за литр ЕМНИП, неделю назад я купил полуторалитровую бутылку такого молока за 75 руб., т.е. литр – 50 руб. К=179. Чтобы сильно не спорить, напоминаю, что сюда же относятся цены на питание в столовых, а там советский обед за 80 копеек из четырех блюд будет равен сегодня не менее 350 руб. К=438. А тогда питались в столовых на работе постоянно.
Используем этот коэффициент по молоку. 33,7% от 500,5 руб. – это 169 руб., потраченных советской семьей на питание. Сегодня – это 30 251 руб.
Коэффициент по тканям, одежде и обуви. Тут вопрос касается моей специальности. Выведем по мужской сорочке. 1985 г. – 10 руб., современный аналог – 2500 руб. К=250. Многие будут спорить, т.к. обывателям кажется, что сегодня одежда стоит дешевле. На самом деле просто сегодня очень много продается крайне плохой одежды и обуви, которую в советское время просто не выпускали на рынок. А вот товары аналогичного советскому качества стоят дорого. Соответственно современные дешевые обувь и одежду и менять приходится чаще.
В 1985 г. советская семья тратила на ткани, одежду, обувь 18,1% или 90,6 руб. Сегодня при К=250 это 22 650 руб.
К "автомобилей, велосипедов, мотоциклов". В 1985 г. ВАЗ-2106, лучшее авто среднего класса, стоил 7260 руб. Сегодня новое авто среднего класса столь же надежной сборки будет стоить около миллиона. К=138. Соответственно 1,6% или 8 руб, потраченные в 1985 г., превращаются в современные 1104 руб. UPD. В комментариях насчет этого пункта разгорелись горячие споры, я должен заметить, что вопрос идет относительно расходов всего лишь 1,6% семейного бюджета 1985 года, т.е. эти расходы малозначимы.
К прочих непродовольственных товаров выведем по бытовой технике, все-таки это самая дорогостоящая покупка. Возьмем новый, самый крутой телевизор. 1985 г. – примерно 800 руб. Новинка от того же «Горизонта» - 38 000 руб. К=47,5. Не будем мелочится, указывая, что К по школьным тетрадям зашкаливает за 200, используем К телевизора. Соответственно 11,3% или 56,6 руб. 1985 г. превращаются в 2689 руб. сегодняшние.
К алкоголя. Недавно покупал водку на встречу выпускников – 450 руб. за поллитра. В 1985 г. – 5,3 руб. К=84,9. В 1985 году – 3% семейного бюджета или 15 руб, что сегодня равно 1274 руб.
К по коммуналке. В 1985 г. это 3% семейного бюджета или 15 руб. Сегодня возьмем примерно, в среднем с учетом сезонности цен, и скорее заниженно 8 000 руб. К=533. Давайте еще занизим, округлив до 500. Тогда советские 15 руб. 1985 г. превращаются сегодня в 7500 руб.
К по культурно-бытовым услугам. Услуги подорожали также сильно. 40 коп. – простая мужская стрижка в 1985 г., сегодня я последний раз стригся «под расческу» и отдал 450 руб. и 50 руб. чаевых. Думаю, можно поискать и постричься за 250 руб. Тогда К=625. Билет в кино вечером – 50 коп против 400 руб. К=800. По детским садикам также лучше не выводить)) По транспортным услугам тоже)) Давайте, чтобы не сильно спорить, я использую заниженный коэффициент, равный 500. Тогда 7% или 35 советских рублей превращаются в современные 17 500 руб.
Налоги и всякие страховые поборы сегодня выросли сильно, но мне непонятно, как тут выводить коэффициент. Предлагаю сравнивать бюджеты за вычетом таких расходов.
Прочие расходы. Здесь, в частности расходы на здоровье, на образование. То, что в 1985 г. было бесплатным или крайне дешевым, стало наносить серьезные удары по семейному бюджету. Я выведу К по банальному гриппу. Вы сегодня заболели гриппом и легко потратили на лечение 1000 руб. В 1985 потратили бы грубо рубль. Вот вам и коэффициент «прочих» расходов, на котором сказывается распространение платных услуг в здравоохранении и образовании. Тогда 5,1% или 25,5 руб. 1985 г. сегодня превращаются в 25 500 руб.
Нам еще необходимо приплюсовать то, что в 1985 г. советская семья получила бесплатно. Символом этого бесплатного бонуса сделаем квадратный метр бесплатно полученной жилплощади. 1,12 кв.м. в год, а в месяц – 0,1. В качестве средней современной цены квадратного метра жилья, возьмем цену в моем Саратове – 36 000 руб., если я не ошибаюсь. В месяц это 3000 руб. Их и приплюсуем.
Подведем итог.
В 1985 г. средняя советская семья из условных 3,5 человек при средней зарплате своих работников 190 руб. за вычетом 47 рублей на налоги и сборы, за вычетом отложенных 39 руб., тратила на жизнь 414,5 руб.
Чтобы сегодня иметь подобный уровень жизни современная российская семья должна потратить в месяц 111 468 руб. Разумеется, средняя российская семья столько не тратит, поэтому она вынуждена покупать пищевые суррогаты, дешевую одежду и обувь, экономить на лечении и отдыхе.
Таким образом, мы можем вычислить курс советского рубля относительно семейных расходов. Один рубль 1985 года – это 269 рублей 2016 г.
Мы можем также понять, что такое 190 рублей советской зарплаты 1985 г. Сегодня это зарплата 51 110 руб. Молодежи только еще следует объяснить, что в 1985 г. работу за 190 руб. можно было найти крайне легко, также как работу, скажем рублей за 250. А вот сегодня работу за 51 тысячу рублей… кхм.
UPD. В связи с дискуссией хотел бы обратить внимание на принципиальный момент: советская зарплата на месте никогда не стояла. За прошедшие с 1985 года 30 лет она бы в любом случае сильно выросла. Если денежные доходы большинства российских семей не дотягивают даже до уровня 1985 года, то что говорить об уровне потенциальной советской зарплаты 2016?
http://historian30h.livejournal.com/483983.html
Тэги:
#история,
#ссср,
историю,
страна,
ушедшая
Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА : "Учит "Зарница"...."
2017-03-16 11:40:29
+ развернуть текст сохранённая копия
«Зарни́ца» — военно-спортивная игра для пионеров СССР. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР, была имитацией боевых действий и походила на военные учения.
Игра была организована в 1967 году. В ней принимали участие подроски в возрасте от 10 до 17 лет. Основные цели «Зарницы»: воспитание у детей и подростков гражданской сознательности и патриотизма; обучение прикладным (практическим) навыкам военного и походного дела; воспитание командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества; подготовка к предстоящей службе в армии.
Только за первые пять лет проведения игры в ней приняли участие более 20 млн. детей. Структура “Зарницы”. В игре соревнуются две и более команд. Результаты каждого участника на отдельном этапе идут в зачет его команде. В игре побеждает команда, имеющая большее количество побед на этапах. Каждая команда подбирает или придумывает себе название, девиз, изготавливает атрибутику – знамя, знаки отличия.
Конкретные этапы и конкурсы могут варьироваться в разных играх, ниже приведены основные варианты. Общие нормативы.
Участники соревнуются в беге, подтягивании на перекладине, отжимании, прыжках и иных физических дисциплинах. По некоторым оценкам, слабые, поверхностно организованные ВПИ – те, в которых этот “физкультурный” этап преобладает и является основным видом деятельности. Технический. Сборка-разборка автомата и снаряжение магазина на время.
Огневой. Стрельба из пневматической винтовки либо пистолета. Если игра проходит на специальном полигоне, то стрельба может проводиться из огнестрельного оружия. Метание учебной гранаты на точность и дальность.
Походный. Установка палатки на скорость. Разведение костра в различных погодных условиях. Санитарные нормы лагеря. Знание местной флоры и фауны. Прохождение заданного маршрута по карте на время.
Медицинский. Перевязка раненого, изготовление носилок, переноска раненого и другие действия по оказанию первой помощи. Чрезвычайная ситуация. Действия при катастрофах и стихийных бедствиях; поведение при общей панике, в случае терактов; оказание помощи пострадавшим.
Полоса препятствий. Преодоление естественной или искусственной полосы препятствий на скорость. Тактический. Марш-бросок и выход на заданную позицию в указанное время.
Химзащита. Знание основных видов отравляющих веществ. Надевание костюма химзащиты и противогаза на скорость. Игровой.
В основном, это формы игры в захват флага команды противника. Основная цель – захватить флаг соперников и продержать его какое-то время на своей территории, не потеряв при этом свой. Каждый игрок имеет повязку (или погоны) цветов своей команды. Если эту повязку с него срывают – игрок считается “убитым”. В каждой команде есть также доктор, который может “оживить” некоторое количество игроков своей команды. Применять физическую силу категорически запрещено – наблюдатели тут же дисквалифицируют не соблюдающих правила игроков. Викторины по теории.
Проверяется знание истории России, Вооруженных Сил, знание действующего законодательства. Конкурс боевых листков. Освещение хода соревнования каждой командой, выявление и награждение полевых корреспондентов. «Зарницы» можно разделить на “домашние” и “полевые”. В домашнем варианте игра проводится один день, для ее проведения вполне подойдет школьный двор или спортзал.
В программу входят этапы, не требующие полевых условий – огневой, сдача нормативов, викторины и конкурсы.Полевой вариант “Зарницы” может занимать несколько дней и он намного разнообразнее. Игра проводится за городом — в лесу или на специальном полигоне. Участники получают форму армейского образца, питаются пищей, приготовленной на походной армейской кухне, спят в палатках и проводят игру в гораздо более интенсивно-обучающих условиях. Сегодня игра возрождается в виде военно-патриотических игр.
http://back-in-ussr.info/2013/04/zarnica/
Тэги:
#история,
#ссср,
#фото,
историю,
страна,
ушедшая
Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА : Добыча чёрной икры в Астрахани в 1960-м году
2017-03-14 19:59:05
В 1960-м году американский фотограф из журнала Life Карл Миданс (Carl Mydans) посетил Астраханский ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В 1960-м году американский фотограф из журнала Life Карл Миданс (Carl Mydans) посетил Астраханский рыбоконсервно-холодильный комбинат, где смог понаблюдать за процессом добычи икры осётра, начиная выловом рыбы, и заканчивая консервацией готового продукта. В тот год на долю СССР пришлось 93% всей произведённой в мире икры осётра и белуги.
Рыболов с осётром.
Рыболовы с сетью в дельте Волги. В СССР промысел осетровых был разрешен только два месяца в году.
Отличительной особенностью осётра является ряд костных щитков на спине.
Многие рыболовы, занимавшиеся промыслом осётра, приезжали из Казахстана, который в те времена входил в состав СССР. Фотограф Карл Миданс делился в своём дневнике наблюдениями, что русские и казахские рыбаки работали слаженными бригадами.
Рыболов в лодке, которая принадлежит рыбозаводу имени Кирова.
Работники рыбзавода глушат рыбу дубинками, стоя в воде, после чего она отправляется на переработку. Икру извлекают из ещё живой рыбы.
Работник рыбзавода подвешивает белугу. После извлечения икры тушу рыбы отправят в цех копчения, заморозки или консервации.
Выпотрошенная рыба, из которой вынули икру-сырец, ждёт дальнейшей переработки: заморозки, консервации либо копчения.
Работница рыбзавода вспарывает брюхо осётра и извлекает икру-сырец. Рыба без икры сразу отправляется в цех копчения, заморозки или консервации, в зависимости от текущих потребностей рынка.
Работники рыбзавода разделывают свежевыловленного осётра.
Перед консервацией работники рыбзавода просеивают икру через специальное сито.
Работницы фасуют икру в стеклянные банки на экспорт.
Цех консервации икры.
Цех консервации икры.
Чёрная икра на столе. Москва.
http://vsegda-tvoj.livejournal.com/22960156.html"
источник
Тэги:
#астраханская,
#астрахань,
#история,
#ссср,
#фото,
историю,
область,
страна,
ушедшая