Как-то тяжело заболел большой праведник. Врачи вынесли вердикт, что счет идет на недели.
Многочисленные друзья и поклонники этого праведника собрались, чтобы найти способ продлить его жизнь. Среди них был и Хафец Хаим.
Один из присутствующих выдвинул предложение: «Наши мудрецы говорят, что Адам “пожертвовал” царю Давид 70 лет из своей жизни. Давайте возьмем пример с Адама! Я предлагаю, чтобы мы также, каждый из нас, пожертвовали некоторый период жизни – кто много, кто мало. Нас тут много, наберется на многие десятки лет».
Предложение понравилось присутствующим, и все по очереди начали говорить, сколько лет жизни они «жертвуют» этому праведнику. Были такие, которые «жертвовали» недели, были такие, которые «жертвовали» месяцы, а самые щедрые «жертвовали» даже по нескольку лет.
Когда очередь дошла до Хафец Хаима, он побагровел, погрузился в раздумья и в конце концов с трудом процедил сквозь зубы: «две с половиной минуты».
Что скажете? Скупой Хафец Хаим?
Нет!
Хафец Хаим не был скупым. Тяжело найти более щедрого человека, чем Хафец Хаим, который постоянно оказывал ближним помощь всем, чем мог. Просто Хафец Хаим знал истинную цену времени. Для него одна минута была дороже, чем несколько лет для других людей. Ведь за одну минуту можно успеть выполнить заповеди Творца и сделать добрые поступки, за которые будет дана вечная награда в Будущем мире!
2017-01-29 22:14:41
Изучая наше побережье обнаружил корабль в нескольких десятках метров от берега, корабль отлично ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Изучая наше побережье обнаружил корабль в нескольких десятках метров от берега, корабль отлично просматривается на небольшой глубине. Поспрашивал людей знающих оказалось что корабль не простой, а с очень интересной историей которую хочу вам пересказать. И так перед вами судно береговой охраны Соединенных Штатов Америки, устаревшее к времени событий которые я опишу ниже. Имело паровые [...]
2016-12-12 17:36:26
... девятнадцатилетний р. Хаим познакомился с Виленским ... Гаона. Р. Хаим формулирует фундаментальные законы ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Из книги "Великие Израиля". Публикуется с любезного разрешения издательства "Швут Ами"
Раби Хаим бар Ицхак из Воложина (р. Хаим Воложинер; 5509-5581 /1749-1821/ гг.) – ближайший ученик Виленского Гаона; основатель Воложинской ешивы, «матери всех ешив».
Детство и юношество
Родился в белорусском городке Воложине седьмого сивана 5509 /1749/ года, на второй день праздника Шавуот.
В тот же день в Вильно принял мученическую смерть на костре праведный гер р. Авраам бен Авраам – граф Потоцкий (Гдолей адорот).
Рассказывают, что в тот час, когда р. Хаиму предстояло появиться на свет, в их доме, богатом книгами, занимался выдающийся законоучитель р. Арье-Лейб Гинзбург (Шаагат арье). И хотя роженица Ривка испытывала нестерпимую боль, из ее уст не вырвалось ни одного стона – она сдерживалась, чтобы не отвлекать мудреца от его размышлений. Узнав о такой самоотверженности, проявленной ради Торы, р. Арье-Лейб благословил роженицу, пожелав, чтобы родившийся сын стал великим знатоком Торы (там же).
В детстве и юности Хаим учился у р. Арье-Лейба Гинзбурга, ставшего главным раввином Воложина и открывшего там ешиву.
Знакомство с Виленским Гаоном
В 5528 /1768/ году девятнадцатилетний р. Хаим познакомился с Виленским Гаоном и стал одним из его первых учеников.
Он перенял от Гаона умение упорно трудиться на пути познания Торы. Однажды он пожаловался Гаону на то, что, углубленно изучив раздел Талмуда Моэд (Праздники) уже двадцать раз, он все-таки не чувствует себя эрудитом в этом разделе. «За двадцать повторений ты бы хотел стать эрудитом?!» – изумился Гаон. «Сколько же раз нужно повторить?» – спросил р. Хаим. «Человек обязан повторить изученное сто один раз, – ответил Гаон, – а затем повторять бесчисленное количество раз, все дни своей жизни» (Сарей амеа 2:2).
Раввин Воложина
В возрасте двадцати пяти лет р. Хаим стал раввином г. Воложина, однако три-четыре раза в году по-прежнему навещал Гаона и каждый раз оставался у него в течение месяца.
Как правило, р. Хаим привозил с собой длинный перечень проблем, с которыми он сталкивался при самостоятельном изучении Торы, – и Гаон помогал ему находить их верное решение (Р. Дов Элиах, Агаон с. 153-154).
После смерти Виленского Гаона, последовавшей в 5558 /1797/ году, р. Хаим стал общепризнанным духовным лидером литовского еврейства.
Ешива в Воложине
Седьмого тишрея 5563 /1802/ года р. Хаим объявил о создании ешивы в Воложине. В этой ешиве он стремился воплотить методы преподавания и изучения Торы, воспринятые им от Гаона.
Первоначально в его ешиве занималось около десятка юношей из самого Воложина, но постепенно число учеников возросло до двухсот – они прибывали со всех концов Белоруссии и Литвы.
Р. Хаим принял на себя все заботы об учениках, предоставив им возможность целиком сосредоточиться на занятиях. На собранные пожертвования было построено особое здание, где учащиеся оставались и на ночь. Р. Хаим отменил обычный порядок, при котором ешиботники столовались у жителей города, и устроил в ешиве специальную комнату для еды (Гдолей адорот).
Р. Хаим построил расписание занятий в ешиве так, что они не прерывались ни на минуту в течение суток.
Ночь он разделил на несколько смен, и когда одна из них уходила спать, другая приступала к занятиям. Так происходило даже в ночи праздников и шабатов, и только на исходе Йом кипура р. Хаим предоставлял возможность всем ученикам отдохнуть – и тогда он оставался в учебном зале один и занимался до глубокой ночи, пока кто-нибудь не сменял его. Объясняя свой подход к режиму занятий, р. Хаим писал: «Если бы, не дай Б-г, случилось так, что весь избранный народ прервал занятия святой Торой хотя бы на одно мгновение, то в тот же миг Вселенная перестала бы существовать и все миры постигла конечная катастрофа. И даже один человек из народа Израиля, бескорыстно занимающийся нашей святой Торой, обладает силой, позволяющей поддерживать существование всех миров и всего Творения» (Нефеш ахаим 4:25).
В 5568 /1808/ году по инициативе р. Хаима в Землю Израиля переселилась группа последователей Виленского Гаона, возглавляемая р. Менахемом-Менделем из Шклова, а спустя год – вторая группа, руководимая р. Сеадьей из Вильно и р. Исраэлем из Шклова.
Группа последователей Виленского Гаона в Земле Израиль
Именно р. Хаим, организовавший материальную поддержку этих переселенцев, побудил их приобрести участки пахотной земли и виноградники, чтобы выполнять заповеди, связанные с сельскохозяйственным трудом на Земле Израиля (Сарей амеа 6:11).
Р. Хаим попросил их придерживаться порядка молитв, принятого сефардами и хасидами, чтобы не вносить раскола в еврейскую общину Святой Земли (там же 2:20).
Р. Хаим Воложинер был одним из самых авторитетных законоучителей поколения – к нему обращались со спорными вопросами из многих общин всего еврейского мира.
Однако большинство его респонсов погибло в большом пожаре, охватившем Воложин в 5575 /1815/ году. Сохранившиеся респонсы и алахические решения собраны в книгу Хут амешулаш (Тройная нить).
Р. Хаим постоянно поддерживал связь с Советом еврейских представителей, созданным в Санкт-Петербурге по «высочайшему повелению» императора Александра I.
Без совета и благословения, полученного от р. Хаима, руководитель этой депутации Зундель Зонненберг не предпринимал никаких серьезных шагов. В 5578 /1818/ году р. Хаим сам приехал в Санкт-Петербург, чтобы через еврейских представителей воспрепятствовать планам правительства по русификации и «христианизации» еврейского населения. Благодаря его энергии и настойчивости, осуществление проекта, связанного с «просвещением» евреев, было отложено на неопределенное время (Сарей амеа 2:25).
Уже став общепризнанным главой поколения, р. Хаим никогда не указывал в своих письмах и респонсах, что он главный раввин и руководитель знаменитой ешивы, – до последних лет жизни он подписывался просто: «Хаим, уроженец Воложина» или «Хаим, меламед из Воложина» (Сарей амеа 2:21).
В годы старости р. Хаим передал преподавание в ешиве своему сыну и ближайшему ученику р. Ицхаку (р. Ицеле из Воложина).
Однако порой он тайком приходил в лекционный зал и, укрывшись за печкой, со сладостным отцовским волнением слушал увлекательные уроки сына (там же 4:1).
Смерть и духовное наследство
Р. Хаим умер в Воложине четырнадцатого сивана 5581 /1821/ года, в возрасте семидесяти двух лет.
Перед смертью он завещал сыну продолжить два главных дела своей жизни: сохранить воложинскую ешиву и опубликовать книгу Нефеш ахаим (Душа жизни), над которой он работал в течение многих лет.
Книга вышла в свет через три года после смерти автора, в 5584 /1824/ году. В этой книге нашла отражение кабалистическая традиция, воспринятая р. Хаимом от Виленского Гаона. Р. Хаим формулирует фундаментальные законы, определяющие взаимозависимость «макромира» и «микромира» – Вселенной и человека. Выполняя волю Всевышнего, отраженную в Его Торе, человек «добавляет Небесам силы» и способствует воплощению Б-жественного плана Творения. Вместе с тем, совершая преступления, человек «ослабляет силу Небес» и провоцирует катастрофические процессы, разрушающие Вселенную. По мысли р. Хаима, «Иерусалимский Храм разрушили, в сущности, не Невухаднецар и Тит», но сами евреи: своими грехами они «осквернили Высший Храм» в духовных мирах – и лишь поэтому чужеземцы получили возможность разрушить «нижний Храм», сложенный из каменных глыб и бревен. «Человек является движущей силой и живой душой и высших, и нижних миров, – утверждал р. Хаим, – ибо все они управляются в соответствии с его поступками, как объяснено выше» (Нефеш ахаим 1:4).
По словам р. Хаима, именно «человек служит основной обителью Шехины на Земле: ведь, если человек освящает себя выполнением всех заповедей, …он сам становится Храмом в буквальном смысле этого слова, и в нем пребывает Б-г» (там же).
Сходный круг идей был отражен и в книге Руах хаим (Дыхание жизни), составленной на основе уроков по трактату Авот (Наставления отцов), данных р. Хаимом в ешиве. Открывая своим слушателям глубочайшие тайны кабалы, р. Хаим в то же время подчеркивал, что между сокровенной и общедоступной частями Торы не существует жесткой границы: «Все секреты и тайны Торы, на самом деле, совершенно открыты и подробно разъяснены в ней, но только наши глаза застланы непроницаемой пеленой – и если человек бескорыстно изучает Тору, Всевышний открывает его глаза и срывает с них слепящую пелену» (Руах хаим 6:1).
Его комментарии, относящиеся к Танаху и притчам Талмуда, были собраны в книгу Биурей рабейну Хаим ми-Воложин (Разъяснения нашего наставника Хаима из Воложина).
Воложинская ешива – любимое детище р. Хаима – стала прообразом для десятков и сотен других ешив, основанных ее выпускниками по всей Белоруссии и Литве, а затем – в далекой Америке и на Земле Израиля.
Сохранилось ошеломляющее предсказание, сообщенное р. Хаимом одному из его ближайших учеников. «Ты должен знать, сынок, что наступит время, когда духовные центры европейского еврейства будут разрушены, а ешивы искоренены. Но затем они будут восстановлены в далекой Америке, которая станет последней остановкой еврейского народа на пути к геуле (конечному избавлению)». «На пути к конечному избавлению, – разъяснял он, – Тора сменит вне Земли Израиля десять центров: Вавилон, Северная Африка, Египет, Италия, Испания, Франция, Германия, Польша, Литва и последний центр – в Америке». В течение полутора веков, из поколения в поколение, это предсказание передавалось лишь как теоретическая возможность – до тех пор, пока не разразилась вторая мировая война (Толдот бейт Воложин). источник: www.imrey.org
Вайхи каашэр шама эвэд авраам эт диврэйэм вайиштаху арца лаадонай
И отвечал Лаван и Бетуэль, и сказали: От Господа произошло дело это, мы же не можем говорить тебе ни худого, ни доброго.
Вот Ривка пред тобою, бери и иди. И будет она женой для сына твоего господина, как говорил Господь.
И было, когда услышал раб Авраама их речи, повергся на землю пред Господом.
В жизни сорокалетнего Исаака наступило важное время. Отец решил, что сыну пора обзавестись семьей. Авраам знает, где и как искать невесту. Жена не должна быть из хананеев, но из семьи, знающей Всевышнего. Мы не знаем реакцию Исаака, но совершенно ясно, что он находится в полном согласии с желанием отца. Ему нужна жена, способная совершать служение, участвуя в Б-ем призвании. Поэтому жену решено искать не по видению очей и предпочтению души, а через непосредственное действие руки Божьей.
Лучший кандидат для поиска невесты.
Удивителен тот факт, что ни Авраам, ин Исаак не собираются идти к родственникам за невестой, хотя они наверняка соскучились по ним. Они посылают раба, управлявшего всем имением Авраама. Сегодня редко кто из детей доверяет родителям поиск невесты, не то что кому-либо из подневольных людей. В данном случае поиск жены Исааку – это не вопрос его предпочтений и желаний. Авраам знает, что Всевышний приготовил для Исаака достойную помощницу для исполнения Божьего призвания. Вспомним, что Адам не мучился поиском жены. Господь создал для него помощницу для исполнения его призвания. Для каждого мужчины есть достойная, приготовленная Господом помощница, а для каждой женщины есть достойный муж, который будет являть любовь и милость Иешуа, исполняя свое Небесное предназначение. Итак, Адам не искал жены, но Господь приготовил для него Еву. Авраам тоже решил не искать жены, а взять ее там, где она должны быть. Он точно знает, где есть невеста для Исаака – в семье, имеющей откровение о Всевышнем. Авраам настолько доверяет Господу в этом вопросе, что исключает свое личное участие в процессе, доверяя поиск невесты рабу. Правильней было бы сказать, что Господь инициировал процесс поиска невесты для Исаака. Ведь Авраам чего-то ждал и не действовал, хотя сын уже перешагнул 40-летний рубеж. Также Исаак в терпении ожидает правильного времени, поскольку Всевышний дает верное разумение и понимание для верных решений в жизни. Рав. Шауль говорил о правильном времени для принятия верных решений, поскольку Господь производит в нас необходимые желания.
12. Итак, мои дорогие друзья, подобно тому, как вы всегда повиновались мне, когда я был с вами, ещё важнее, чтобы вы повиновались сейчас, когда меня с вами нет: продолжайте совершать своё спасение со страхом и трепетом, 13. потому что именно Бог производит среди вас и желание, и действия, угодные Ему.
14. Делайте всё без ропота и споров,
15. чтобы быть безупречными и чистыми детьми Божьими, непорочными среди испорченного и развращённого поколения, в котором вы сияете, словно звёзды на небе (Фил.2:12-15)
Чтобы видеть – совершай спасение.
Итак, чтобы увидеть правильное время от Господа, необходимо совершать свое спасение, сохраняя страх Божий в сердце. В таком случае Сам Господь произведет верные желания. Верующий возрастает к желаниям, производимым Господом.
Когда Авраам посылает слугу, то это не выглядит, как что-то неопределенное и условное. Каждая деталь поиска хорошо выверена и определена. В слове Авраама мы видим твердость Божьего слова, где нет и капли сомнения. Он получил слово Царя, поскольку Господь заинтересован в успехе Исаака, а потому Он сотворил для него достойную помощницу.
4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: "что ты делаешь?"
5 Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав;
6 потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того,
7 что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему? (Еккл.8:4-7)
Когда Лаван и Бетуэль услышали историю о поиске невесты для Исаака, то сказали: «От Господа произошло дело это, мы же не можем говорить тебе ни худого, ни доброго.
Вот Ривка пред тобою, бери и иди. И будет она женой для сына твоего господина, как говорил Господь». Похоже семья Бетуэля тоже готовилась к принятию Божьего ответа о дальнейшей судьбе Ривки. Они хранили ее для человека Божьего. Также Ривка ожидала Божьего времени, и потому, когда пришел ответ, она была готова.
Рука Божья.
Каковы признаки Божьего действия в той или иной ситуации? В данном случае есть ряд важнейших признаков:
- Верное основание исполнения воли Божьей в жизни Авраама и Исаака. Эта семья жила так, что в ее среде каждый человек преображался по воле Божьей. Когда начался конфликт с Лотом и Измаилом, Авраам получил мудрость, как правильно разрешить каждую ситуацию, чтобы не повредить отношения, созидающие всех во имя Божье.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. (Пс.100:4-7)
- Не воинством, не силой, но Духом Господа. Посылая раба, Авраам рассчитывает не на семейное родство или богатство, а на то, что Мессия (Ангел) покажет невесту для Исаака.
- Все испытывайте, хорошего держитесь. Раб испытывает сердце Ривки через простую просьбу: «Дай мне испить немного воды из кувшина твоего». Ривка была воспитана в служении ближним, и напоить верблюдов для нее было обычным делом. Она не считала это чем-то особенным. Раб попросил у Господа экстремальный ответ, но для Ривки это был нормальный ответ. Именно отношение к верблюдам было одним из ключевых свидетельств.
Таким интересным образом Исаак приобрел жену от Господа. Он прекрасно понимал, что жена дается для исполнения Божьего предназначения, а не вместо него. Не жена – твое предназначение и не муж, а Господь. Важно внимательно следить за тем, какие решения ты принимаешь до вступления в завет. Эти решения подготавливают сердце к верным действиям. Поэтому Писание вдохновляет нас:
14 Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа. (Прит.19:14)
Будем помнить о том, что прежде приобретения жены или чего-либо в этой жизни, важно найти Мессию. Без Него мы не можем делать ничего. Он подарил Исааку Ривку, а Ривке - Исаака. Через Иешуа мы не теряем, а приобретаем. Он и только Он дает нам верное основание для жизни, приносящей плод в Царство Божье. Будем жить через Него, ибо только это наполняет нашу жизнь смыслом и предназначением.
Вопросы для размышления:
1. Почему Авраам доверил рабу поиск невесты для Исаака?
2. Как Лаван и Бетуэль поняли, что просьба раба Авраама исходит от Всевышнего?
3. Как вы находите ответы от Господа в важных ситуациях?
Когда Авраам бежал за теленком для гостей, теленок убежал в эту пещеру, и Авраам зашел за ним. Тогда увидел Араам духовное величие пещеры и возжелал, чтобы место его захоронения и захоронения его жены были в этой пещере.
Зоар, Берешит, 127 – 128
Праотцы встают
Три раза в день праотцы, захороненные в Меарат а-Махпела, встают и молятся за своих детей.
Зоар, Берешит, 225 б
Все души усопших
После смерти все души идут прежде в Меарат а-Махпела. Тому, кто достоин того, открывают вход в нее, а того, кто этого не достоин, прогоняют оттуда.
Зоар, Берешит, 71 а-б
Вход в рай
В Меарат а-Махпела есть вход в ган эден (рай).
Зоар, Берешит, 21 а
Никогда не будет захоронен другой человек
В Меарат а-Махпела никогда не будет захоронен никто другой.