...  домом с его 
 библиотекой и ризницей ... ...
										К началу XX столетия при Св. Синоде существовали следующие, подчиненные ему учреждения: 1) Синодальные Конторы Московская и Грузино-Имеретинская. Первая управляла ставропигиальными монастырями, за исключением Соловецкого, Успенским собором в Москве и московским синодальным домом с его церковною библиотекой и ризницей; она […] ↓ Читать далее...
Запись Церковное управление до восстановления патриаршества. Монастыри. Подвижники. впервые появилась Твой выбор.
										 
										
										
										 ...  Православные храмы. Иконопись. 
 пение впервые появилась ... 
										
										
										В XIX веке столицы украсились величественными храмами.  Впервые Исаакиевский собор был заложен в 1768 г. Петром I и постройка его начата была по плану архитектора итальянца Ринальди. Работы прервались с кончиной в 1796 г. имп. Екатерины II Великой. Перемены в […] ↓ Читать далее...
Запись Православные храмы. Иконопись. Церковное пение впервые появилась Твой выбор.
										 
										
										
										 ...  Православные храмы. Иконопись. 
 пение впервые появилась ... 
										
										
										В XIX веке столицы украсились величественными храмами.  Впервые Исаакиевский собор был заложен в 1768 г. Петром I и постройка его начата была по плану архитектора итальянца Ринальди. Работы прервались с кончиной в 1796 г. имп. Екатерины II Великой. Перемены в […] ↓ Читать далее...
Запись Православные храмы. Иконопись. Церковное пение впервые появилась Твой выбор.
										 
										
										
										 ...  Православные храмы. Иконопись. 
 пение впервые появилась ... 
										
										
										В XIX веке столицы украсились величественными храмами.  Впервые Исаакиевский собор был заложен в 1768 г. Петром I и постройка его начата была по плану архитектора итальянца Ринальди. Работы прервались с кончиной в 1796 г. имп. Екатерины II Великой. Перемены в […] ↓ Читать далее...
Запись Православные храмы. Иконопись. Церковное пение впервые появилась Твой выбор.
										 
										
										
										 ... p>Русская 
 архитектура начинается ...  древнерусских преданий 
 зодчества,  создали ... 
										
										
										Русская церковная архитектура начинается вместе с утверждением в  России христианства (988). Приняв от греков веру, священнослужителей и  все нужное для богослужения, мы одновременно позаимствовали от них и  форму храмов. Наши предки приняли крещение в тот век, когда в Греции  господствовал византийский стиль; поэтому наши древние храмы построены в  этом стиле. Эти храмы были построены в главнейших русских городах: в  Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире и в Москве.
  Киевские и новгородские храмы напоминают собой по плану византийские —  прямоугольник с тремя алтарными полукружиями. Внутри обычные четыре  столба, те же арки и купола. Но при большом сходстве между  древнерусскими храмами и современными им греческими между ними заметно и  некоторое различие в куполах, окнах и украшениях. В многокупольных  греческих храмах купола ставились на особых столбах и на различной  высоте по сравнению с главным куполом, — в русских храмах все купола  ставились на одной высоте. Окна в византийских храмах были большие и  частые, а в русских — маленькие и редкие. Вырезки для дверей в  византийских храмах были горизонтальными, в русских — полукруглыми.
  В греческих больших храмах иногда устраивалось по два притвора —  внутренний, предназначенный для оглашенных и кающихся, и наружный (или  крыльцо), обставленный колоннами. В русских храмах, даже больших,  устраивались одни внутренние паперти небольших размеров. В греческих  храмах колонны составляли необходимую принадлежность как во внутренних,  так и во внешних частях; в русских храмах, вследствие отсутствия мрамора  и камня, колонн не было. Благодаря этим различиям, некоторыми  специалистами русский стиль называется не просто византийским  (греческим), а смешанным — русско-греческим.
  В некоторых храмах в Новгороде стены заканчиваются вверху  остроконечным «щипцом», подобным щипцу на крыше деревенской избы.  Каменные храмы в России были немногочисленны. Деревянных церквей,  вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях  России), было гораздо больше и в постройке этих церквей русскими  мастерами было проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем в  постройке каменных. Форма и план старинных деревянных церквей  представляли или квадрат, или продолговатый четырехугольник. Купола были  или круглые, или башнеобразные, иногда в большом количестве и  разнообразной величины.
  Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов  греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая  главка, напоминавшая луковицу. Московские храмы до XV в. обыкновенно  строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали храмы  киево-новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Но эти храмы не  сохранились: они или окончательно погибли от времени, пожаров и  татарских разрушений, или перестроились по новому виду. Сохранились  другие храмы, построенные после XV в. после освобождения от татарского  ига и усиления Московского государства. Начиная с царствования великого  князя Иоанна III (1462-1505), в Россию приезжали и вызывались  иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских  мастеров и по руководству древнерусских преданий церковного зодчества,  создали несколько исторических храмов. Главнейшими из них являются  Успенский собор Кремля, где совершалась священная коронация русских  государей (строитель итальянец Аристотель Фиораванти) и Архангельский  собор — усыпальница русских князей (строитель итальянец Алоизий).
  С течением времени русские строители вырабатывают собственный  национальный архитектурный стиль. Первый вид русского стиля носит  название «шатрового» или столбового. Он представляет собой вид  соединенных в одну церковь нескольких отдельных церквей, из которых  каждая имеет вид словно столба или шатра, увенчанного куполом и главкой.  Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и большого количества  главок в виде луковиц, особенностями «шатрового» храма являются  пестрота и разнообразие красок наружных и внутренних его частей.  Образцом таких храмов являются церковь в селе Дьякове и церковь Василия  Блаженного в Москве.
  Время распространения «шатрового» вида в России оканчивается в XVII  веке; позднее замечается нерасположение к этому стилю и даже запрещение  его со стороны духовной власти (может быть, вследствие отличия его от  исторического — византийского стиля). В последние десятилетия XIX в.  пробуждается возрождение этого вида храмов. В этом виде создается  несколько исторических церквей, например, Троицкий храм  С.-Петербургского Общества распространения религиозно-нравственного  просвещения в духе Православной Церкви и храм Воскресения на месте  убиения царя-освободителя — «Спас-на-крови».
  Кроме «шатрового» вида, существуют еще другие формы национального  стиля: удлиненного в вышину четырехугольника (куба), вследствие чего  часто получаются верхние и нижние церкви, двухсоставная форма:  четырехугольника внизу и восьмиугольная вверху; форма, образуемая  наслоением нескольких квадратных срубов, из коих каждый вышележащий уже  нижележащего. В царствование императора Николая I для постройки военных  церквей в С.-Петербурге был выработан архитектором К. Тоном однообразный  стиль, получивший название «тоновского» стиля, примером которого может  служить церковь Благовещения в конно-гвардейском полку.
  Из западноевропейских стилей (романский, готический и стиль  возрождения) при постройке русских церквей нашел применение только стиль  возрождения. Черты этого стиля усматриваются в двух главных соборах  С.-Петербурга — Казанском и Исаакиевском. Прочие же стили употреблены  при постройке иноверческих церквей. Иногда в истории архитектуры  замечается смешение стилей — базиличного и византийского, или романского  и готического.
  В XVIII и XIX столетиях большое распространение получают «домовые»  церкви, устраиваемые во дворцах и домах богатых людей, при учебных и  правительственных учреждениях и при богадельнях. Такие церкви могут быть  сближены с древнехристианскими «икосами» и многие из них, будучи богато  и художественно расписаны, являются хранилищем русского искусства.
Источник: http://vsemolitva.ru

 comments