2013-06-01 21:17:49
... . Такое общество-церковь стало бы флагманом ... нужна совсем новая церковь, церковь 21-го века ...
+ развернуть текстсохранённая копия
пожаловался на иссякание апологетического таланта – не могу, дескать, больше защищать восстановление на епископских кафедрах развратников)? Или попыткой навязать обществу 21-го века понятия и нравы 19-го?
Всё это, конечно, нехорошо. Но не водка и табак, не мерседесы и нанопыль, не безжалостность к памятникам своего же собственного, церковного искусства и даже не «Закон Божий» в школе – не это главное. В конце концов, каков приход, такой и поп. Где нам взять других – «чтоб не пил, не курил...», не любил серебро и не бегал за девочками (или за кем они там бегают)? Они же не с неба к нам попадают – наши они, плоть от плоти: от наших органов, от наших философских и нефилософских факультетов. В общем, наши люди. Такие же как мы. В чем-то чуть лучше среднего гражданина. А в чем-то – чуть хуже.
Плохо другое. Что функцию свою, задачу свою такая церковь выполняет плохо. И хуже того – не понимает, что плохо. И еще хуже – не хочет этого понимать. И совсем плохо – не может.
Что это за задача? Вести людей к Богу.
Что это значит? Забивать людям головы древними сказками? Требовать от них жить неестественной, искусственной жизнью?
Нет, конечно. Вести человека к Богу – это значит всеми средствами помогать его духовному развитию. Помогать ему становиться умнее, добрее, честнее. Помогать учиться видеть и слышать красоту. Учиться понимать и реализовывать свои таланты (а они у людей очень разные: кто-то – талантливый математик, а кто-то – талантливая мама). И учиться видеть внутри себя то, что мне помогает и что мне мешает двигаться к Богу. И не только видеть – но и работать: и с тем, что помогает, и с тем, что мешает.
Ничего этого церковь не делает, не понимает и не может понять.
Временами ей удается придать импульс духовному развитию того или иного человека. Обычно это люди, находящиеся на самых нижних ступенях духовной лестницы. (Отвлекусь: те, кто хотят узнать, на какой ступени они сами находятся, могут воспользоваться таким «ростомером».) Гораздо реже религиозный импульс к развитию получают довольно высокие люди. Но в обоих случаях последствия этого импульса одинаковы – человек как бы вкатывается на следующую ступеньку лестницы и попадает в ложбинку – надолго отказывается от сознательного духовного развития: от работы мысли, от работы сердца – от всего, что составляет ее суть.
Почему так происходит? Потому что воцерковление создает иллюзию «Я все нашел, я все теперь знаю». И пока человеку удается понять, что это была иллюзия, порой проходят многие годы, а то и десятилетия. Все эти десятилетия человек погружен в сон.
Вот в этом-то и есть самая страшная опасность клерикализации – духовная летаргия, застой в духовной жизни общества.
Если бы церковь была способна организовывать духовную жизнь, способна помогать каждому своему члену в его духовном подъеме, то главенствующую роль ТАКОЙ церкви в жизни общества можно было бы только приветствовать. Такое общество-церковь стало бы флагманом истории. И такие примеры в истории были – и первые христиане, и юные мусульмане, и молодые католики, и даже молодые протестанты.
Но все те церкви были лидерами людей своего времени, с их, определенными их эпохами духовными потребностями и с их, определенными их эпохами возможностями духовного роста. Сегодня и уже давно все эти церкви «буксуют». Сегодня нужна совсем новая церковь, церковь 21-го века, совершенно непохожая на своих предшественниц.
Насколько такая церковь может вырасти из РПЦ? Ничто не указывает на такую возможность.
В беседе принял участие кандидат педагогических наук, член Союза писателей России священник Александр Шумский. Передачу вел заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев.
Отец Александр ответил на обвинения его в т.н. «православном сталинизме», выразил свое отношение к Сталину, репрессиям духовенства, поделился соображениями относительно церковно-государственных отношений в сталинское правление. Напоследок батюшка высказал свое мнение о правлении Президента России Владимира Путина.
ertata
Серия сообщений "СТАЛИН": Часть 1 - Нападая на Сталина, мы разрушаем страну Часть 2 - Проклинаемый, но незабываемый ... Часть 41 - Гровер Ферр. Антисталинская подлость. Часть 42 - Вирус антисталинской лжи Часть 43 - «Неслучайные беседы» с участием священника Александра Шумского …
В Древней Греции желавшие узнать свою судьбу приходили на ночь к знаменитому оракулу. Сон, приснившийся у оракула, считался вещим. Я иногда под настроение хожу спать у самых раскопок. Надеюсь — не приснится ли сон из тех веков, которые изучаем! Вначале издевались, пытались следить. Были уверены, что какая-то русалка тут замешана. Потом на эту мою причуду Далее...
Запись Осадный колодец: Дорога к будущему ведет через прошлое впервые появилась Крым сквозь время.
2013-05-21 23:38:03
... деревянную Преображенскую церковь, ее архитектурное ... . Огромная Преображенская церковь была «летней», ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Открытки с изображением Ансамбля Кижского погоста долгое время наравне с Московским Кремлем и Зимним дворцом оставались самыми многотиражными. Кижский погост является символом российского Севера, той самой «русской старины», которая привлекала и продолжает привлекать исследователей и путешественников. Чудом две деревянные церкви и колокольня XVIII века дошли до нас в первозданном виде. 12 декабря 1990 года Кижский погост одновременно с Московским Кремлем и историческим центром Санкт-Петербурга был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что необходимо сделать в Кижах:
Сходить на экскурсию «Традиционная культура русских Заонежья». За три часа вас познакомят с шедеврами Кижского ансамбля, древнейшей деревянной церковью Воскрешения Лазаря XIV века, перевезенной в Кижи из Муромского монастыря.
Побывать на экскурсии «Потаенные Кижи». Совершите прогулку к часовне Спаса в самой высокой части острова, где открывается захватывающий дух вид на Кижский ансамбль и берега Онежского озера.
Посетить экскурсию «Деревни о. Кижи», которая проходит в жилых деревнях Ямка и Васильево, на ней можно узнать о легендах и истории старинных поселений. Поднимитесь на Нарьину Гору, к красивейшей часовне Спаса Нерукотворного.
Посмотреть выступление фольклорно-этнографического театра. Актеры — сотрудники музея — покажут старинные обряды, споют свадебные песни и даже «жестокие» городские романсы.
Короткое слово «Кижи» известно не только в нашей стране. К одному из 1650 островов Онежского озера каждое лето причаливают сотни теплоходов с туристами со всех концов света, чтобы увидеть единственную в мире двадцатидвухглавую деревянную Преображенскую церковь, ее архитектурное эхо — Покровскую церковь — и объединяющую два храма в слаженный ансамбль колокольню.
Название острова созвучно карельскому слову «кижат», что означает «игрища». Археологи считают, что в далекой древности люди собирались на острове для проведения языческих обрядов. Позже на пологом удобном острове возникло поселение. В XVI веке остров Кижи стал центром Спасского погоста. В наше время погостом называют кладбище, а давным-давно на Русском Севере этим словом обозначали сельский округ, в главном селе которого строили церковь. Так в Кижах появились две церкви: Преображенская и Покровская. Когда молния ударила в здание старой Преображенской церкви, сельский сход постановил выстроить новую, какой еще люди не видывали. Двадцать два купола Преображенской церкви вознеслись в северное небо в 1714 году. Десять лет работали простые русские плотники в Кижах. Легенда называет имя только одного из мастеров — Нестора, который закончил работу и закинул топор в Онежское озеро со словами: «Не было такой никогда и не будет более!»
Преображенская церковь состоит из трех восьмигранных срубов — «восьмериков», поставленных ярусами друг на друга и уменьшающихся кверху в пропорции 18 м — 6 м— 3 м. К нижнему ярусу по сторонам света добавлены четыре «прируба» — четырехстенные пристройки. Такая композиция придает церкви пирамидальную устремленность ввысь. В XVIII веке она была одним из самых высоких зданий в России — 37 метров. Главное украшение церкви — двадцать два купола разного размера, установленные на «бочках», — кровле, повторяющей силуэты куполов. Плотники соединили систему защиты от воды и архитектурные элементы в одно целое, обеспечив зданию сохранность в суровом климате северного острова.
Сложнейшая конструкция Преображенской церкви выполнялась только топорами. Острый срез от удара топора не рвет дерево, как пила, не позволяет деревянным бревнам впитывать воду.
Считается, что при строительстве Преображенской церкви не применялись гвозди. Действительно, гвоздями (сначала деревянными нагелями, а позднее коваными) прикреплены только чешуйки лемеха, покрывающего главки. Северные зодчие понимали красоту дерева. Лемех для покрытия куполов делали из осины — этот сорт древесины со временем принимает зеркальные свойства. Расположенные под разными углами чешуйки то отливают серебром в белые ночи, то вспыхивают ярким огнем на восходе, то становятся голубыми, как северное небо.
Внутреннее убранство Преображенской церкви строго, даже сурово. Северяне не любили ни ярких фресок, ни нарядной резьбы. Главными украшениями храма были иконостас и «небо» — расписной потолок. Четырехъярусный иконостас из 102 икон составлялся постепенно, почти 100 лет, и его золоченая резьба XVIII века очень красива, но не соответствует общему настроению церкви. Огромная Преображенская церковь была «летней», неотапливаемой. Для богослужений зимой через полвека рядом возвели «зимнюю» Покровскую церковь. Девять глав храма, образующих ажурную корону, повторяют силуэт Преображенской церкви. Можно найти ракурс, при котором ажурная корона глав Покровской церкви красиво совмещается с хороводом куполов Преображенской. Украшена Покровская церковь скромно, зубчатым поясом вокруг фронтона. Это не только декоративный элемент, но и хитроумная система защиты от влаги. За каждым зубчиком вырезан желобок, где собирается дождевая вода, а на нижних зубцах устроены водометы, чтобы отбрасывать воду от стен. Внутри церкви, взамен утраченного, при реставрации в 1950 году установлен иконостас из икон XVII–XVIII веков.
Колокольня — третье и самое молодое здание Кижского погоста — построена в 1862 году. Жители Кижей наняли десятерых плотников для перестройки обветшалой колокольни и помогали мастерам всем селом. Заметно, что колокольне хотели придать «современный», городской вид. Ее стены обшиты досками, словно прячут простые бревенчатые стены. Древние мастера никогда бы не стали делать фальшивые входы только ради украшения. С высоты 30 метров звон колоколов разносился по воде на многие километры. Рубленая ограда на фундаменте из мощных валунов очерчивает ансамбль драгоценных зданий. Она восстановлена в 1950 году артелью мастера Мышева по старинным рисункам.
Кижский погост стал основой для создания первого в нашей стране музея под открытым небом — Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». Территория музея занимает 10 000 гектаров и бережно хранит 76 старинных деревянных построек, в том числе древнейшую в России церковь Воскрешения Лазаря, более 30 000 предметов крестьянского быта и около 500 прекрасных икон. В этом необычном музее можно не только любоваться экспонатами и слушать рассказ увлеченного экскурсовода. Музей населен мастерами и мастерицами, которые на ваших глазах расскажут и покажут секреты народных ремесел. Особенно повезет тем гостям Кижей, кто попадет на красочные и веселые народные праздники, фестиваль колокольных звонов и Кижскую регату.
Интересные факты
Для изготовления лемехов мастера тщательно выбирают осину. Ни молодая, ни старая древесина не годится. Самый опытный плотник в день может сделать тридцать лемехов, так что для одной церкви потребуется около двух лет. А для двадцати двух куполов? В 2014 году закончится колоссальная реставрация Преображенской церкви. Замены требуют 20–30% бревен. Поднимают огромную постройку древнейшим способом, при помощи рычагов — ваг, как и 400 лет назад.
Иконостасы северных храмов логически переходят в роспись потолка, который называется «небо». Лучшая в России коллекция «небес» из Кижского музея недавно выставлялась в Италии. Это первая выставка из фондов музея, отправленная в Европу. Зимой на остров Кижи можно прилететь на вертолете, доехать на снегоходах, санях и даже собачьих упряжках.
Почтовая открытка с изображением ансамбля в Кижах, начало ХХ в.
Ансамбль в Кижах всегда был знаменитой достопримечательностью России. Его изображения печатались на почтовых и памятных открытках, предназначенных не только для россиян, но и для зарубежных гостей.
Россия. Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи
Часы работы: Лето (1.06–31.08) — с 8.00 до 20.00, Осень (1.09–15.10) — с 9.00 до 16.00; Зима (16.10–14.05) — с 10.00 до 15.00; Весна (15.05–30.05) — с 9.00 до 16.00. Без выходных
В Благовещенске прошло открытие масштабной международной выставки "Православие в Китае", на которую в качестве почетного гостя был приглашен настоятель прихода святых Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев. Вчера вечером перед отъездом батюшки в КНР мы встретились, чтобы пообщаться на волнующую нас обоих тему, которая была созвучна названию выставки.
Общественность пристально следила за недавним визитом Святейшего Патриарха Кирилла в Китай и его встречей с председателем Китая Си Цзиньпинем. Православные христиане России с надеждой смотрят на это потепление отношений, как на возможность развития Китайской Автономной Православной Церкви. Ведь именно под покровительством Русской духовной миссии в Китае началось распространения православной веры.
Так вот, мы с отцом Дионисием задались вопросом: возможно ли дальнейшее развитие Православия в КНР без поддержки Русской Церкви? Мы сошлись в едином выводе: это невозможно. Эта поддержка православных китайцев должна быть всесторонней: помощь в изучении русского языка, получении духовного образования, снабжение духовной и богослужебной литературой, церковной утварью... И это далеко не полный список.
Для этого прежде всего необходим живой интерес к этой теме приграничных епархий Русской Церкви, одной из которых является Благовещенская епархия. И проведение международной тематической выставки, на которую были приглашены члены православной общины Покровского храма г. Харбин - наличие этого интереса.