Вчерашняя переменчивая погода меня повергла в сомненья идти или нет на запланированную экскурсию, но к моменту необходимого выхода из дома светило солнце и было решено - прогулке с "Буммелем" быть. Экскурсия посвящена немецкому зодчему Шехтелю и предполагала посещение его творений. Я неспроста написала нацпринадлежность архитектора, так как "Буммель" это не просто экскурсионно-краеведческий клуб, он "специализируется" на теме российских немцев и всём, что с ними связано. Кстати, "буммель" с немецкого переводится как праздно гуляющий.
По ссылке вы как раз попадаете на перечень тем будущих экскурсий. Они все бесплатные, пешие и проходят обычно по будням в 7 вечера.
Несмотря на то, что экскурсия посвещена Шехтелю, обойти вниманием встречающиеся на нашем маршруте интересности было сложно, потому мой рассказ будет перемежаться посторонними архитектурными и не очень темами.Вместе с тем, за каждым упомянутым именем стоит целая история и интересная жизнь, не говоря уже об истории созданного ими. Любому из них можно посветить отдельную тему, и даже не одну и не раз, ибо это неисчерпаемо.
Так как экскурсия стартовала от м.Маяковская, то начали мы с дома который можно сказать Шехтель подарил себе на 50 летие, тот что на Садовой 4. Здесь архитектор прожил 9 лет. В доме сохранена планировка и несмотря на то, что там не музей иногда там бывают экскурсии.
Идём дальше. Ермолаевский переулок, д.28. Ещё один личный дом Ф. О.Шехтеля.
Сквозь ограду мы видим на золотистом мозаичном фоне ирис и букву "S", кроме неё ещё есть буква "N" и цифра 96, но их с этого ракурса невидно. Цифра - дата постройки, ну а буквы - инициалы жены.
Ограда тоже его авторства и имеет форму волн, далее морскую тему мы еще встретим в его творениях.
а сейчас тут посольство Уругвая.
Следующим этапом нашей тематической прогулки была скоропечатня Левинсона. Увы, она на реставрации с 2011 до 2015года.
Картинка нам обещает вот такую красоту
А пока мы можем видеть только кусочек боковой стены. Если присмотреться то можно увидеть на стене чёрные круги, тут не видно, но они в форме штурвалов - что они в данном случае означают я не знаю. Вообще морская тема Шехтеля не покидает, но несут ли штурвалы на фасаде какую-то смысловую нагрузку, мне пока неизвестно.
Кусочек нашей группы,в красном - это и есть наш экскурсовод Инга Томан.
Если оглянуться, то увидим вот такой двор. Примечателен он тем, что где-то в этих домах счастливо проживала Марина Цветаева, а в скоропечатне Левинсона был напечатан её первый сборник.
За домами виднее красное здание. На этот дом мы все обратили внимание, уж очень он выделяется на фоне соседних домов, но выяснить о нём мне пока ничего не удалось.
На фасаде стоит дата 1948.
И ещё обратил на себя внимание современный дом с львами на фасаде. Как позднее выяснилось, это недавно построенный отель. До него тут было трёхэтажное историческое здание 19 века, в связи с сносом которого была поднята шумиха, но дом спасти не удалось.
В итоге началось строительство, инвестором которого выступила студия "ТРИТЭ" Никиты Михалкова.
Достаточно узкая улица, снять полностью отель не представляется возможным.
Далее по Козихинскому переулку идём к Патриаршим.
Весна, похоже, сюда ещё не заглядывала.
Говорят, что в этом жёлтом доме проживал автор всем известной песенки "В лесу родилась ёлочка".
Если смотреть с другого ракурса на пруд, то взгляд упрётся в "Патриарха". Это название дома, если что:)
Построен дом по проекту архитектора С.Б. Ткаченко, знаменитого такими неоднозначными объектами, как Дом-яйцо на улице Машкова, а так же жилым комплексом "Коперник" и деловым центром "Павелецкая тауэр".
Дом, ясное дело, элитный. Тут вам, как говорят, и система "умный дом", и финская сауна, турецкая баня, тренажерный зал, бассейн с подогреваемым мраморным полом, кафе – бар, служба ресепшн и т.д. Но это внутри, а снаружи я углядела помимо колонн и купола, часы и подсветку - вечером наверно он красиво выглядит.
Ну, а справа находится красный кирпичный дом, обращающий на себя внимание, как выяснилось он построен в 1927 г. для кооператива "Квартирохозяин" по проекту Г. К. Олтаржевского. Вам знакома эта фамилия? Мне нет:)
Однако у всех на слуху архитектор Щусев, а Олтаржевский был его помощником, все знают гостиницу "Украина" - это тоже не без Олтаржевского, ну и наконец планировка ВВЦ, некоторая её часть уцелела именно в разработанном им виде. По генеральному плану архитектора В. К. Олтаржевского павильоны возводились вдоль оси, протянувшейся в направлении с северо-запада на юго-восток..Это если говорить про наиболее наглядные его работы, а кроме них есть ещё ряд построенных доходных домов. Но всё это не помешало архитектору отбывать срок в Воркуте и быть там главным архитектором с 1939 по 1942 годы.
Но мы продолжаем наш маршрут и выходим прям к дому архитектора Жолтовского. Это бывший особняк купца Г.А. Тарасова.
О вкладе зодчего в градостроительство надо писать отдельно, но что касается непосредственно этого дома, то на момент его создания общественность возмущалась результатом. Говорили о том, что дом совершенно не всписывается в архитектуру Москвы.
Дом был построен И.В. Жолтовским в 1910 г. для главы торговой фирмы Гавриила Тарасова.
Это стилизация по образцу палаццо Тьене архитектора Андреа Палладио. Но кроме палаццо Тьене на это строение зодчего вдохновил ещё и венецианский дворец Дожей и именно, вдохновлённый им, Жолтовский меняет пропорции здания. Таким образом, хотя выстроенное Жолтовским сооружение своим внешним обликом и напоминает палаццо Тьене, оно имеет совершенно другие пропорции, то есть не копия, а "творческое переосмысление".
Ранее в Москве существовала даже улица Жолтовского (1961-1993, ныне Ермолаевский переулок), а с 2008 года союзом архитекторов России учреждена медаль имени Ивана Владиславовича Жолтовского «За выдающийся вклад в архитектурное образование».
Когда то тут было посольство Германии, потом Польши, а сейчас здесь академический институт Африки.
Далее мы выходим к особняку Морозовой, жене Саввы Морозова.
Разглядывать можно часами - столько деталей красивых, одни ворота с фонарями чего стоят!
А вот за оградой прекрасный доходный дом архитектора Бойцова. Тоже, для меня его имя не очень на слуху, но кто не знает известнейшую усадьбу Муромцево во Владимирской области?! А она как раз и была в конце XIX века построена архитектором П. С. Бойцовым. Про личную жизнь Бойцова мало, что известно, даже неизвестно было ли у него архитектурное образование или как у Шехтеля заброшенное.
В нём сейчас консульство Греции.
И тут же рядом памятник Блоку, вокруг которого собралась какое-то мини собрание с чтением стихов))
А ещё обратите внимание на цветовую гамму компании.
Ну, а оставив их за спиной видим гранатные палаты 17 века.
Дом Рябушинского сразу за домом русской иконы. И это неспроста, ведь помимо того что он был предпринимателем, меценатом, старообрядцем, он был специалистом по иконам, один из первых кто увидел в них художественную ценность. После революции часть коллекции икон перешла в Третьяковскую галерею, только по её каталогам значится 57 икон XIII—XVII веков. А сам Рябушинский, всвязи с революцией 1917, эмигрировал в Италию (Милан).
Я б не догадалась по оформлению, что это дом иконы:)) Это просто праздник какой-то!
Что нам тут показывают на этом празднике жизни? Ну ка поближе..
Тут и витражи и ...
дальше вообще просто сказка какая-то. Русская народная:)
Вот мы уже и подошли к дому Рябушинского. Обратите внимание на волны ограды - автор тоже Шехтель. Прямо по курсу церковь, (архитектора Бове) где венчался А.С.Пушкин.
сворачиваем за угол
1.
по верху опять мазаика с ирисами и орхидеями, жаль плохо видно отсюда
Красота! Однако и эта красота быстротечна, если приглядеться - то можно заметить, что и этот особняк ветшает, хотя его внешний вид очень неплох для подобного рода усадеб.
После того как осуществилась рокировка (Рябушинский вынужденно эмигрировал в Италию, а Горький из Италии вернулся в 30 годы), этот особняк предоставили буревестнику. В настоящий момент там его музей. Увы там мало что сохранилось от внутреннего убранства, но крохи ещё есть. Как рассказывают, там потрясающая лестница-волна, ведущая в молельню Рябушинского и кое-где уцелела лепнина в морском стиле.
Ну а мы вышли на финишную приямую - осталось добрести до театра Маяковского, к разработке фасада которого Шехтель приложил руку, голову, ну и что там ещё отвечает за талант.
А на пути к театру мне повстречалась вот такая вывеска-заманиловка. С луком это они хорошо придумали. Отвлекающий манёвр типа)))
Кроме Чиполлино встретилась вчера и другая живность
Десант с планеты Железяка:)
Ещё один не опознанный пока мною объект, находившийся неподалёку от памятника Блоку.
Театр Маяковского не всегда был театром.
С середины XVIII века здание принадлежало старинному роду Стрешневых. В 1885-1887 годах антрепренер и актер Георг Парадиз арендовал этот дом у последней представительницы этой фамилии княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой для своей опереточной труппы и решил перестроить его для театра.
За его перестройку взялись архитекторы К.В. Терский и молодой Ф.О. Шехтель. Именно Шехтелю принадлежит проект фасада здания - это одно из первых творений знаменитого архитектора.
По проектам Шехтеля только в Москве и близ неё было возведено около 50 построек, многие из которых сохранились. Самые известные помимо особняков в центре – Ярославский вокзал, основанный вместе с Чеховым Художественный театр в Камергерском переулке. Шехтель спроектировал здание театра полностью, как внутри, так и снаружи, до мельчайших деталей - кресла, двери, гримёрные, подъезды, фонари. Сконструировал сцену со сложнейшим механизмом, продумал освещение сцены и зала, цвет стен, ковры, поглощающие звук, и, конечно, занавес. А сколько было спроектированных Шехтелем усадеб и дач, доходных домов, общественных и деловых зданий, храмов! И не только в Москве. За свою жизнь Шехтель создал в общей сложности 19 загородных усадеб, 23 особняка, 14 общественных зданий и памятников, 5 доходных домов, 9 деловых зданий, около 20 храмов и надгробий. Помимо этого, осталось множество неосуществлённых проектов. Например, Шехтель был увлечён планами И.В. Цветаева по созданию Музея изящных искусств и стал автором неосуществлённого проекта парадной лестницы и зала Славы. Щедро жертвовал деньги на музей, был консультантом в архитектурных вопросах и активным единомышленником Цветаева.
В условиях последовавших войн и революций продолжал работать, пытался найти себе место в новом времени и новом порядке. Создаёт проекты, созвучные духу 20-х годов с их индустриальным строительством: «Днепрогэс», Оптический завод в Болшеве, город энергетиков «Электрополь», множество гидротехнических сооружений, мостов.
Ни один из этих мощных проектов не был реализован, шехтелевское архитектурное видение оказалось в новых условиях ненужным и даже раздражающим. Его упрекали в излишнем романтизме, а уж философское осмысление назначения архитектуры оказалось в новом государстве совсем чуждой идеей.
Шехтель глубоко переживал свою ненужность, работал и над «идеологическими» проектами, надеясь снова стать нужным для современников. Например, создал проект Мавзолея Ленина «с криптой, аудиторией и трибуной», который остался только на бумаге.
К теме Шехтеля вероятно я ещё вернусь, а пока хочется подытожить увиденное. В случае с ним вполне оправдана пословица "сапожник без сапог". И строил он для известнейших лиц своего времени, и себе построил три замечательных дома, внёс ощутимый вклад в архитектурный облик столицы, сделал блестящую карьеру, где были и статус с деньгами, и слава, но... всё меняется. И работал он много, им разработано много уникальных проектов, где в том числе пытается вписаться в веяния времени, но увы, доживал в нищете и коммуналке.
<<Тяжелобольной и не имевший последнее время заказов, Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить нигде не работающих жену и дочь. Вероятно, незадолго до кончины в одном из последних писем Шехтель обратился к издателю И. Д. Сытину с просьбой купить свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры:
"Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. <…>
Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист.">>
Жизнь архитектора пересекалась со многими известными людьми того времени, но вчера, читая о нём, я встретила любопытную деталь:
внук Шехтеля, Вадим, ставший артистом, моему и более старшему поколению известен под псевдонимом "Вероника Маврикиевна".
Чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь насколько это необъятная тема.