На фотографии я, Иван Шлыгин, с дедом, Шлыгиным Валентином Гаврилычем
После капитуляции Германии он был одно время комендантом города Ордруф.
Вся его жизнь была связана с защитой Родины, после Войны он принимал активное участие в создании Ракетных Войск Стратегического назначения и создании новой техники для армии.
Вот отрывок из книги, посвященный моему деду
Мартынов С.Н. Ведущие в бой./Записки парторга полка – Омск: книжное издательство, 1987. (с. 140-142)
С большой теплотой писал мне заместитель командира 2-го дивизиона по политчасти Г.И.Макарьев о боевых действиях солдат и офицеров 7-й батареи. Я вспомнил капитана В.Г.Шлыгина. Этот всегда подтянутый и энергичный офицер выделялся требовательносты к себе и подчиненным, непреклонной волей в выполнении приказов старших начальников. Проявлял личную инициативу в бою.
Помню, вместе с командиром полка мы посетили огневую позицию 7-ой батареи. Всюду увидели образцовый порядок. Орудия стояли в окопах полного профиля, соединенных с землянками глубокими траншеями; на щитках у каждого орудия — таблицы огня с исходными установками по пристрелянным рубежам НЗО[1]. Под руками надежно укрытые и подготовленные к стрельбе снаряды. Вокруг позиции отрыты окопы для круговой обороны. И все это тщательно замаскировано. Такой же порядок на наблюдательном пункте, где разведчики ведут постоянное наблюдение за противником. Бесперебойно действовала связь. В какое бы время суток ни прозвучала команда «По местам!», батарея в считанные секунды была готова открыть огонь по врагу. Каждая свободная минута на ОП и НП[2] использовалась для повышения боевого мастерства. Огневики и разведчики отличались опрятным и бравым видом. В землянках — чистота и уют. И это — в боевых условиях.
Вспоминаю разговоры среди солдат в других подразделениях: «У Шлыгина служить трудно, уж он не даст лишнего часа отдыха». А вот сами батарейцы по-настоящему оценили своего командира. В этом подразделении было меньше всего потерь — лучшая награда за труд и усердие.
Что греха таить, иногда неоправданные потери мы несли лишь из-за лени и нераспорядительности некоторых командиров. Из-за ложного чувства жалости, как бы не переработали солдаты. Траншеи отрывали наполовину положенной глубины, ровики лишь обозначали, а блиндажи чуть прикрывали сверху лишь от осколков. А в случае обстрела приходилось расплачиваться жизнью солдат. К сожалению, бывали такие случаи, несмотря на то, что постоянно напоминали офицерам истины, которые в боевых условиях должны быть правилом.
В то время капитану В.Г.Шлыгину было неполных двадцать лет. Его грудь украшали уже орден Красного Знамени и Красной Звезды. Войну он закончил офицером штаба артиллерии дивизии. В запас уволился в звании полковника. Семь орденов и четырнадцать медалей — свидетельство его ратного труда и заслуг в послевоенной службе. |
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Н3О — неподвижный заградительный огонь.
[2] ОП – огневая позиция. Н П - наблюдательный пункт.