2017-01-17 13:09:37
«И было всех душ, происшедших от чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф был в Египте». ( ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И было всех душ, происшедших от чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф был в Египте». (Берейшит 1:5)
Раши спрашивает: для чего Тора сообщает нам, что Йосеф был в Египте, ведь мы уже знаем об этом из всего рассказанного до сих пор. Отвечает Раши, что Тора намеревается тем самым сообщить о праведности Йосефа. «Это тот Йосеф, который пас овец своего отца, и это тот же Йосеф, который оказался в Египте и который стал правителем, и он остался в своей праведности», — пишет Раши.
Настоящая слава человека заключается в его способности остаться непреклонным в своей праведности и своих суждениях, несмотря ни на какое окружение, где бы он ни оказался, и ни на какие соблазны.
Даже если все вокруг него считают иначе, он не отойдёт от истины, которую постиг, ни на миллиметр. В этом была также особенность и праотца Авраама, который назвался «иври». Мидраш («Берейшит Раба») поясняет, что Авраам назван так, поскольку весь мир находился – по своим мнениям и взглядам на жизнь – с одной стороны, а Авраам – с другой (эвер на иврите — «сторона»). Познав истину о единстве Творца, Авраам уже не оставлял её, несмотря на окружение идолопоклонников, в котором находился. Йосеф унаследовал у Авраама эту силу.Он был в Египте один – в окружении идолопоклонников. Более того, будучи на таком высоком посту, Йосефу было гораздо тяжелее не разделять мнение всех окружавших его, нежели обычному человеку. Несмотря на это, Йосеф остался непоколебимым.
Различные искушения также оставили Йосефа непоколебимым в его вере. Талмуд сообщает, что жена Потифара меняла каждый день свои одежды по нескольку раз, чтобы ввести его в соблазн. Она угрожала ему тюремным заключением, страданиями, пыталась словесно убедить его согрешить, а также предлагала различные ценности.
Талмуд сообщает, что из поведения Йосефа мы можем выучить то, что у каждого человека в любой ситуации есть возможность сохранить свою праведность.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"
2017-01-16 16:29:00
... комментарии на Пятикнижие (Шмот 1:15) ... …” (Шмот 1:17) относятся ... Шифру и Пуа (Шмот 1:18): ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Из книги «Еврейский ответ» Фараон приказал 2 повивальным бабкам убивать всех младенцев мужского пола сынов Израилевых. Что, в народе было всего 2 повитухи?
Ибн-Эзра в своём комментарии на Пятикнижие (Шмот 1:15) пишет, что обе повитухи, Шифра и Пуа, «главными были над всеми повитухами, потому что, без сомнения, было [там] более пятисот повитух, но эти две начальницами были над ними». Т.е. Шифра и Пуа отвечали за работу многочисленных повитух. Поэтому фараон приказал всем повитухам — через Шифру и Пуа — убивать всех еврейских младенцев мужского пола.
Так же объясняет этот стих и рав Эзра Дангур (главный раввин Багдада около 70 лет назад) в своей книге «Эдэй Заав». И добавляет, что «сами Шифра и Пуа занимались родовспоможением лишь в редких случаях, и слова “Но повитухи боялись Б-га…” (Шмот 1:17) относятся к рядовым повитухам, а не к Шифре и Пуа. Но фараон вызвал к себе только этих двух женщин, начальниц. И поскольку приказ был негласным, был тайно отдан лишь этим повитухам-начальницам — чтобы матери не поняли, что младенцев убивают намеренно, — фараон и спросил Шифру и Пуа (Шмот 1:18): “Для чего вы сделали это и оставляли детей в живых?”, — т.е. “Почему вы не повелели повитухам убивать детей?” На это ответили Шифра и Пуа (Шмот 1:19): “Прежде, чем придёт к ним повитуха, они рожают”. Они не сказали “Прежде, чем придём к ним мы…”. Из этих слов ясно, что речь идёт о рядовых повитухах, подчинённых Шифры и Пуа». источник: www.imrey.org
Переезд — звучит сильно, хоть это и самый небольшой переезд в моей жизни — всего-то 19 километров. Астролог сказала, что с 4 января что-то перевернется в моей жизни. Видимо, завтра загрузим машину моим шмотьем, грузчикиЧитать далее
Мы начинаем чтение второй книги Пятикнижия — «Шмот» («Имена»). В ней говорится о пребывании евреев в Египте, о тяготах рабства, об Исходе евреев из Египта, чудесном переходе Красного моря и получении Торы у горы Синай.
Первая недельная глава книги «Шмот», которая носит то же название, начинается с перечисления имен родоначальников одиннадцати колен Израиля, пришедших в Египет вместе с Яаковом: «И вот имена…»
Глава сообщает, что с момента, когда Иосеф и все его братья, поименно названные в начале главы, умерли, положение евреев в Египте стало меняться. Сначала евреи превратились в рабов на тяжелых общественных работах, потом фараон издал приказ убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, поскольку ему предсказали рождение вождя и избавителя порабощенных им евреев.
Глава сообщает о рождении такого вождя — Моше и о его спасении (широко известная история о том, как мать спрятала младенца Моше в коробе в прибрежном тростнике). Ребенка находит дочь фараона и берет его к себе. Став взрослым, Моше бежит из Египта, приходит в Мидьян, женится на дочери мидьянского князя Итро, возвращается в Египет по велению Б-га, который говорит с Моше из охваченного пламенем терновника (знаменитый эпизод про горящий и не сгорающий куст).
Моше и его брат Аарон обращаются к фараону с просьбой отпустить народ Израиля, чтобы он мог служить своему Б-гу. В гневе фараон ужесточает условия подневольного труда евреев. Положение евреев становится еще хуже.
Как к евреям пришло избавление?
Примерно в середине главы сообщается, что жестокий фараон, сделавший евреев рабами и приказавший убивать новорожденных еврейских мальчиков, умер. Сказано об этом так: «И было, по [прошествии] многих дней умер царь Египта, и стенали сыны Израиля от [тяжкой] работы и громко взывали, и вознесся к Б-гу их вопль от работы. И услышал Б-г их стон»(Шмот, 2:23). Далее говорится, что Моше, который в это время находится вне Египта, получает приказ Свыше отправиться в Египет и добиваться у фараона освобождения евреев. Как мы знаем, Всевышний поддерживает требования Моше чудесами и знамениями (т.наз. десятью египетскими казнями), о чем говорится в последующих главах, и это в конце концов приводит к Исходу евреев из Египта. Таким образом, решающим моментом в избавлении евреев от рабства явился «их вопль», т.е. молитва.
Существует несколько толкований выражения «умер царь Египта».
Мидраш задает вопрос: почему если «умер царь Египта», то «и стенали сыны Израиля» ? Разве смерть фараона была для них горем? А если они «стенали… от [тяжкой] работы», то почему именно теперь? Дело в том, говорит мидраш, что царь Египта не умер, а заболел проказой. Мидраш понимает здесь «умер» как «смертельно заболел». Кроме того, прокаженный отлучен от людей, с ним не вступают в контакт, и в этом отношении он подобен мертвому.
Подкрепляя мнение, что слово «умер» здесь не следует понимать буквально, Виленский гаон указывает на утверждение другого мидраша: «Нет власти в день смерти». Говоря о смерти, священные книги не употребляют слово «царь», они называют только имя, ибо умирает не царь, а человек. Здесь же сказано «царь». Значит, речь не идет буквально о смерти.
Для излечения от проказы египетские колдуны предписали фараону принимать ванны из крови. Для него ежедневно утром и вечером убивали по сто пятьдесят детей из сынов Израиля. Эта беда, усугубившая страдания евреев, и заставила их взывать к Всевышнему.
Рамбан придерживается мнения, что фараон действительно умер. А воззвали евреи к Небесам, потому что после смерти фараона по-настоящему осознали свое положение. Когда страной управляет жестокий правитель, причину бед угнетенный и страдающий народ видит в нем. Все думают, что если руководство перейдет к кому-то другому, положение изменится. Наконец евреи дождались — фараон умер. Но для них ничего не изменилось. И они поняли, что дело не в фараоне. До сих пор они полагали, что в Египте вполне можно жить, был бы только царь подобрее. Но оказалось, что дело не в царе, а в том, что они находятся в галуте — в изгнании. И они воззвали к Всевышнему о помощи, об освобождении.
Так или иначе, положение евреев после того, как «умер царь Египта», было чрезвычайно тяжело. Известно, что молитва человека, находящегося в беде, обладает огромной силой. Почему? Потому что он взывает к Б-гу из самой глубины души, от всего сердца. О том, что это так, говорит, например, такая деталь.
В Йом-Кипур, единственный день в году, первосвященник входил в Святая святых Храма. Первосвященник произносил там короткую молитву о благополучии еврейского народа. При этом он молил Б-га о ниспослании дождя и просил Б-га не внимать молитве путников, которым дождь мешает.
Попробуем представить себе такого путника. Будь это, скажем, раби Исраэль Салантер или Хафец Хаим, они бы, скорей всего, не стали просить Всевышнего о прекращении нужного людям дождя, а сказали себе: потерплю немного, но пусть всем будет хорошо. Кто же тогда путник, который просит Б-га унять дождь? Человек не самый благородный. Человек, который помнит только о своем удобстве. И тем не менее его молитва чрезвычайно сильна. Почему? Потому что ему лежит, может быть, дальний путь, потому что он часами бредет под дождем, потому что, в конце концов, он может заболеть от холода, а помочь ему некому, короче — потому что он в беде.
Евреи осознали, что они в тяжелой беде — в галуте, и воззвали к Всевышнему. Это стало началом освобождения. Мидраши говорят, что избавление от галута, в котором все мы находимся сегодня, независимо от того, где мы живем: в России, в Америке или в Израиле — тоже будет связано с молитвой из глубины души, осознавшей, что она — в изгнании.