На Яндекс.Картах у каждого дома есть карточка с полезной информацией: о том, какие организации в нём находятся, как быстро добраться до него на транспорте или автомобиле. И эта карточка часто снабжена фотографией здания, которая помогает безошибочно узнать его, оказавшись на местности.
Добавить фотографию дома может каждый. Ежемесячно мы получаем тысячи снимков от пользователей, помогающих развивать Яндекс.Карты. Но больше всего картинок на Яндекс.Карты добавляет Автофотограф. Он автоматически вырезает из панорам городских улиц снимки отдельных домов в самых удачных ракурсах и размещает их на карточках соответствующих зданий. И всё это происходит, как можно догадаться из названия инструмента, в автоматическом режиме.
В объектив камер, с помощью которых снимаются панорамы на Яндекс.Картах, попадают все здания на основных улицах города. Но просто выбрать нужные дома из этого огромного массива данных невозможно, ведь исходные снимки по отдельности не очень подходят для удобного просмотра человеком.
Автофотограф сопоставляет панораму улицы и её схему на карте. Зная координаты и очертания каждого здания, он по азимуту находит его на панорамном снимке. Затем Автофотограф оценивает качество изображения, отбрасывая те кадры, где дом закрывает листва или не вовремя проехавший автомобиль. После чего вырезает самые качественные картинки. Обычно Автофотограф получает в итоге по 10-20 снимков каждого здания, ведь один и тот же дом может попасть сразу на несколько панорам. Отсортировав их по ракурсу, алгоритм отбирает самые удачные фотографии дома с разных сторон, дающие наиболее полное представление о его внешнем виде и положении. Полученные фотографии загружаются на Яндекс.Фотки, откуда они попадают на карточки соответствующих зданий на Карте. И все это также происходит в автоматическом режиме.
Автофотограф был запущен в 2012 году, и с тех пор он подготовил и загрузил 490 000 фотографий домов в разных городах России, Украины, а теперь и Беларуси. Сегодня с помощью него мы обновили больше 20 тысяч фотографий домов в Минске, а также загрузили 17 000 новых снимков в Витебске, Гродно, Гомеле, Могилеве, Бресте. И эта цифра растёт с каждым днем.
Время от времени пользователи спрашивают нас, почему название Яндекса и наших сервисов мы пишем без кавычек. Ссылаясь, например, на письмовник Грамоты.ру, который рекомендует заключать в кавычки названия всех «интернет-ресурсов и веб-сервисов, справочно-информационных систем и компьютерных программ».
На регулярной встрече отдела текстов мы придумали, в лучших традициях происхождения слова Яндекс, сразу несколько возможных ответов на этот вопрос.
Причина историческая. Когда поисковая система yandex.ru была впервые запущена в 1997 году, она называлась Яndex. Правила написания гибридных слов, образованных слиянием русских и латинских букв, никак не регламентируются. И никаких причин заключать Яndex в кавычки не было. В 2008 году, когда сменился логотип, русскоязычное название Яндекс решили также оставить без кавычек.
Причина контекстная. Когда слово «Яндекс» употребляется как название компании, оно заключается в кавычки. В таком контексте мы всегда пишем ООО «ЯНДЕКС», компания «Яндекс», компания «Яндекс.Украина» и так далее. Но Яндекс нельзя рассматривать только как коммерческую организацию, интернет-ресурс или веб-сервис. Сегодня Яндекс объединяет в себе компании в нескольких странах, множество сайтов, сервисов, мобильных приложений и программ на разных языках, массу событий и людей. И совокупность всех этих сущностей имеет свое имя — Яндекс. Формально правила русского языка не регламентируют такие комплексные наименования. Откровенно говоря, мы сами не уверены, к какой именно категории отнести Яндекс с лингвистической точки зрения. Мифологическое существо? Персонаж басни? Вселенная или планета? Страна света? Ясно одно — в семантической группе «интернет-ресурсов и компьютерных программ» Яндексу тесно.
Причина экстралингвистическая. События, происходящие в жизни носителей языка, прямо влияют на него. Названия брендов или фирм с течением времени становятся общеупотребительными понятиями, превращаются в обычные слова. И в процессе обычно теряют кавычки, а иногда и заглавную букву. Так револьвер системы Нагана или пистолеты фирмы «Браунинг» превратились в наган и браунинг, а автомобиль марки «Мерседес-Бенц» можно называть просто мерседесом, и такая форма давно зафиксирована в орфографическом словаре.
Сбербанк России пишется без кавычек, хотя является коммерческим банком. Считается, что люди не воспринимают Сбербанк как частную фирму, и по наследству от советских сберегательных касс ему достался негласный статус госучреждения. Точно так же миллионы людей в течение многих лет начинают свой день в интернете с Яндекса. Для них он не является просто веб-сайтом — это своего рода «входная точка» в сеть, через которую они попадают на другие сайты, получают новости, узнают погоду, смотрят пробки, ищут ответы на свои вопросы и решают другие повседневные задачи. И название этого общеупотребительного явления можно и нужно писать без кавычек.
Такой же процесс происходит и в других языках. Так, глагол to google («гуглить») еще в 2006 году был зафиксирован в Оксфордском словаре и словаре Merriam-Webster, получив официальный статус в английском языке. Что интересно, сама компания Google выступала против этого. Но, по счастью, язык не подчиняется требованиям бренд-менеджеров какой-либо корпорации. И справочники лишь зафиксировали слово, фактически вошедшее в язык.
Причина «исключительная». В конце концов, из любого правила бывают исключения. Возьмем, например, информационные агентства — почему-то их названия традиционно в кавычки не заключаются (агентство Франс Пресс, Юнайтед Пресс Интернэшнл), хотя названия любых других средств массовой информации, издательств, радиостанций, телекомпаний по общим правилам пишутся в кавычках. Яндекс можно считать таким же исключением из правил. Сайтов и веб-сервисов много. Яндекс — один.
В заключение добавим, что многие газеты, интернет-издания и обычные пользователи в интернете пишут слово «Яндекс» и названия наших сервисов в кавычках. И мы на это совсем не обижаемся.
Люди решают многие насущные вопросы с помощью поиска в интернете. Одна из таких задач — получение загранпаспорта. По данным поиска Яндекса, каждую неделю пользователи задают от 300 до 500 тысяч поисковых запросов на эту тему. Это около 0,04 процента от всех запросов к Яндексу.
Около 20 процентов всех запросов про загранпаспорт — это разные вариации самого главного вопроса: как оформить этот документ. Двадцать процентов касаются анкеты — пользователи ищут шаблон и образцы заполнения. Кроме того, ищут список необходимых документов (11 процентов), способ подать заявление через интернет с помощью портала «Госуслуги» (девять процентов), возможность проверить готовность паспорта через сеть (семь процентов).
Среди прочего пользователи задают не совсем обычные запросы. Например, они хотят знать: [нужен ли загранпаспорт для маленькой собаки], [какой шрифт в загранпаспорте], [вычислять ли на границе фальшивый загранпаспорт], [можно ли с православной точки зрения делать загранпаспорт], [как сфотографировать младенца на загранпаспорт], [если образование куплено как сделать загранпаспорт].
Любознательности некоторых людей можно только позавидовать. Вот вы когда-нибудь задумывались, нужен ли собаке загранпаспорт? Подробнее о том, как пользователи ищут сведения о получении загранпаспорта, читайте на странице исследований.
Ещё каких-то 15 лет назад интернет поражал воображение тем, что сделал информацию доступной. Со временем люди привыкли к этому, а информации стало так много, что отыскать полезную становится всё труднее. Сегодня сотни миллионов людей выходят в интернет каждый день. Они посещают одни и те же сайты, и для всех пользователей эти сайты выглядят одинаково. Футбольный болельщик идёт на сайт спортивных новостей узнать, как сыграла его любимая команда, но видит все новости спорта. Девушка хочет купить в интернет-магазине платье для выпускного, а ей предлагают весь ассортимент. Посетитель музыкального сервиса хочет послушать Земфиру, но видит на главной странице топ во главе с Нюшей. Всем им приходится ориентироваться в большом потоке информации и принимать решения, чтобы найти нужное. Все они должны добраться из пункта А в пункт Б, и часто путь к решению задачи оказывается не самым коротким, а само решение может быть неполным.
Причина проста: большинство сайтов не замечает индивидуальность пользователя. Любой посетитель для них — абстрактная единица в ряду таких же единиц. Но ведь на самом деле каждый пользователь уникален, и каждый обладает своими запросами, интересами и желаниями. Достаточно узнать о пользователе чуть больше, чтобы предложить ему наиболее релевантный ответ на его вопрос, лучшее решение его задачи.
Сейчас некоторые сайты уже пытаются это делать. Например, новостные ресурсы иногда показывают посетителю новости его региона, а музыкальные сервисы рекомендуют исполнителей исходя из предпочтений пользователя. Мы в Яндексе считаем, что это верное направление и в ближайшем будущем интернет будет гораздо больше адаптирован под интересы пользователя, чем сегодня. На это указывают все последние тренды, в том числе успехи рекомендательных музыкальных сервисов и персонализация поисковых систем — как Яндекса, так и других крупных поисковиков. Мы верим, что в будущем люди будут видеть на сайтах гораздо больше нужной им информации сразу, и путь из пункта А в пункт Б станет короче. Это будет интернет для пользователя — свой для каждого.
Самый эффективный способ прийти к этому — анализировать поведение пользователей. Человек устроен очень сложно, и его поведение в интернете определяется тысячами факторов. Анализ хотя бы части этих факторов требует знаний в области обработки больших объёмов данных и огромных вычислительных ресурсов. Обладая и тем и другим, Яндекс может понять пользователя и дать ему именно то, что он ищет. Отчасти это уже реализуется в нашем персональном поиске и в некоторых других сервисах, на решение этой задачи работают такие сложные технологии, как Матрикснет и Крипта, в этом же направлении движется и наша новая платформа «Острова».
Однако интернет — это не один только Яндекс. Поэтому сейчас мы работаем над платформой, которая позволит другим сайтам лучше решать задачи пользователей. Эта платформа называется «Атом».
atom.yandex.ru и присылайте свои идеи.
Мы искренне верим, что интернет должен быть индивидуальным и отвечать конкретному пользователю, с его желаниями, интересами и запросами. Цель нашей работы — воплотить эту идею в жизнь.
Антон Забанных, руководитель направления персональных сервисов
Недавно Яндекс анонсировал новую платформу «Острова». Бета-версия Островов уже запущена в Поиске, Видео, Картинках и на главной странице Яндекса. Мы решили не отставать от коллег и делаем ещё один шаг на большом пути. Сегодня мы запускаем бета-версию новых Яндекс.Карт.
В Картах довольно сложный пользовательский интерфейс. Кнопочки, поля ввода, сама карта — попробуй-ка разберись во всём этом. Мы хотели сделать интерфейс проще и понятнее, сохранив при этом все функции сервиса. После множества наблюдений и экспериментов мы пришли к идее нового интерфейса и сегодня готовы показать вам его первую версию. Новые карты доступны по адресу http://beta.maps.yandex.ru.
Один из ключевых принципов Островов — релевантность интерфейса. Если вам не нужны никакие дополнительные функции, а нужна лишь карта — мы отдали ей столько места, сколько могли. Разве что оставили немного сверху для поисковой строки.
Чтобы вам было проще найти объект на карте, мы сделали результаты поиска более информативными — названия объектов показываются сразу, без клика. А форму каждой метки упростили.
Изменилось и поведение сервиса по клику на метку. Теперь информация об объектах появляется слева и не закрывает полезную область карты около метки.
В текущем интерфейсе Карт часто возникает ситуация, когда панель дополнительной информации о пробках загораживает полезную информацию. Мы сделали так, что пробки можно включать и выключать, не открывая панель с дополнительными настройками. В самой панели настроек интерфейс тоже немного усовершенствован.
Пока это лишь бета-версия, и мы реализовали в ней далеко не все функции сервиса — ещё нет маршрутов, панорам и фотографий. Всё это будет, но чуть позже. Что-то уже полным ходом в разработке, и некоторые функции мы запустим в ближайшее время; что-то пока в планах, и мы горячо обсуждаем, как это реализовать; а что-то ещё появится в планах после этого запуска.
Бета-версию новых Яндекс.Карт вы можете попробовать на компьютере, планшете и смартфоне.
Как вам наши новые карты?
Андрей Кармацкий, руководитель службы дизайна Яндекс.Карт