Практически все менеджеры сервиса Яндекс.Расписания – большие фанаты водного транспорта. Вместе или по отдельности, они покоряли Кулой, Мезень, Конду, Индигирку (я уж не говорю о Волге, Оке, Онежском обводном канале или Мсте); а контент-менеджер Маша прямо сейчас, когда я пишу эти строки, подрабатывает в отпуске матросом на парусной шхуне где-то под Руаном.
На полках у нас стоят старинные справочники пассажирского сообщения, каждый примерно помнит расписание линии Котлас – Крутец в 1973 году, а без знания истории «Добровольного флота» мы и на работу-то не берём. Ну, если я и преувеличиваю, то разве что совсем чуть-чуть.
Из любви к воде мы сделали всё возможное, чтобы к этому летнему сезону на нашем сервисе появились расписания теплоходов, катеров, скоростных судов и паромов в России и Украине. Это была непростая задача – данные получить сложно, а расписания часто бывают неточными. Но мы доплыли. То есть, простите, дошли.
К примеру, теперь можно узнать, как воспользоваться небольшим паромом в Конаково, чтобы добраться с одного берега Волги на другой, большим паромом из Санкт-Петербурга в Хельсинки, скоростными судами «Метеор» в Казани и пригородными речными судами «Москва» и «Заря» в Волгограде и Красноярске.
Вот полный список городов, где можно посмотреть расписания водного транспорта: Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Красноярск, Иркутск, Петрозаводск, Волгоград, Ханты-Мансийск, Рыбинск, Николаев, Конаково. Кроме того, наш сервис поможет добраться по воде до таких достопримечательностей, как Кижи, Петергоф и Свияжск.
Это далеко не все города, где что-то ходит (или плавает) – мы открыты к сотрудничеству и готовы расширять список.
Жаль, что лето в России такое короткое. Но какое же лето без того, чтобы покататься на теплоходе. Брызги в лицо, ветер на верхней палубе и красота по обоим берегам. Спешите, пока не похолодало.
Дмитрий Крюков, руководитель сервиса Яндекс.Расписания
Вчера в Госдуму был внесён очередной законопроект о регулировании интернета — «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Если вкратце, он предусматривает создание ещё одного чёрного списка — аналогичного реестру запрещённых сайтов, и блокировку сайтов, внесённых в этот список.
У интернет-компаний снова не было возможности участвовать в создании законопроекта — как и в прошлый раз, он подготовлен без обсуждения с общественностью и отраслью. Мы полностью поддерживаем защиту авторских прав и развиваем сервисы с легальным контентом вместе с правообладателями. При этом мы уверены, что регулирующие меры не должны ставить под угрозу развитие интернета в России.
Законопроект открывает много возможностей для злоупотреблений. Вот пример одного из них. Злоумышленник, заинтересованный в закрытии сайта N, насвистывает на диктофон мелодию собственного сочинения, тем самым становясь её правообладателем. Затем он размещает фонограмму своего художественного свиста на сайте N. После этого — со скриншотом сайта N, на котором видно размещение фонограммы, — новоиспечённый правообладатель обращается в Московский городской суд. Суть обращения — на сайте N нелегально размещён объект, на который ему принадлежат права.
Если сегодняшний законопроект станет законом, то владелец сайта N обязан будет в течение 24 часов каким-то образом найти этот «нелегальный» свист. Владелец сайта получает только «наименование произведения, автора и правообладателя» (без указания точного адреса) и требование «принять меры по удалению такой информации». Если требование не будет выполнено в срок, сайт N может быть заблокирован. Таким образом, законопроект позволяет быстро и дёшево закрыть произвольный интернет-ресурс. Или подразумевает постоянную премодерацию загружаемого пользователями контента, что технически невозможно.
Законопроект в нынешнем его виде технически нереализуем и потенциально опасен. Сейчас вместе с коллегами из отрасли мы готовим альтернативную концепцию, которая защищает интересы правообладателей и не ущемляет интересы пользователей интернета.
Сервис Яндекс.Такси преодолел отметку в миллион заказов с начала года. Для сравнения, за первые пять месяцев прошлого года сервис обработал 180 тысяч заказов – в 5,5 раза меньше. Цифры говорят сами за себя – у людей появился новый способ решения привычной задачи, и он стремительно набирает популярность.
Как ездили на такси в Москве два года назад? Нужно было дойти до оживленной улицы, поймать машину, поторговаться и лишь потом ехать. Конечно, можно было позвонить в службу такси, но ждать машину часто приходилось часами, особенно в пятницу вечером. Поэтому, несмотря на все недостатки частного извоза, люди предпочитали именно его.
Теперь заказать такси можно с помощью приложения в вашем смартфоне. Буквально одним жестом вы отправляете заказ сразу сотне таксопарков и не обзваниваете разные службы такси в поисках свободной машины. Яндекс.Такси сотрудничает с 200 таксопарками, в которых работают более 10 000 водителей, поэтому время ожидания сократилось до минимума и в Москве составляет около 10 минут. Даже когда весь город стоит.
Конечно, приложение в телефоне пользователя – это только вершина айсберга. Изменился не только способ вызова такси, но и принципы работы служб такси. Диспетчеры и рации уходят в прошлое – заказы распределяются через установленное на навигаторы и телефоны водителей программное обеспечение с учётом спутниковых данных о положении машин. При заказе такси через приложение вы можете следить за движением водителя по карте и узнать, например, где припарковалась ваша машина.
Два года назад всё это сложно было себе даже представить, а сейчас становится сложно без этого обойтись. Благодаря проникновению технологий на, казалось бы, не самый технологичный рынок получить такси к подъезду можно так же быстро, как поймать машину на улице. Сегодня, по нашей оценке, на онлайн-сервисы приходится около 10% заказов такси в Москве. Этот способ заказа такси оказался самым удобным, а к удобству быстро привыкаешь, поэтому аудитория таких сервисов растёт и многие люди начинают пользоваться ими постоянно:
Вызвать такси можно на taxi.yandex.ru или с помощью приложения для iPhone или Android.
Яндекс много лет поддерживает российские и зарубежные олимпиады по программированию, математике и лингвистике, давая возможность талантливым школьникам и студентам проявить себя. В 2011 году Яндекс впервые организовал собственный открытый чемпионат по программированию Яндекс.Алгоритм. Тогда он проходил в рамках Летней школы Яндекса по распределённым вычислениям, и знали о нём, прямо скажем, немногие.
В этом году Яндекс решил вывести чемпионат на новый уровень: тысячи участников, жёсткий отбор, достойные призы и, конечно, сложные задачи. Встречайте Яндекс.Алгоритм 2013.
В чемпионате могут принять участие все желающие, вне зависимости от пола, расы, длины бороды и стиля программирования. Отборочные раунды пройдут с 27 июня по 22 июля, финал – с 21 по 23 августа. Призовой фонд турнира составляет 540 тысяч рублей: 300 тысяч за первое место, 150 за второе и 90 за третье.
В каждом раунде необходимо за 100 минут решить несколько сложных алгоритмических задач. Количество участников не ограничено, но в финал выйдут только 25 лучших.
Школа анализа данных Яндекса уже пять лет успешно готовит студентов и аспирантов к работе в IT-индустрии, обучая их обработке и анализу данных в интернете. Интерес к этим областям знаний иногда появляется у людей раньше, чем студенческий билет, поэтому в этом году мы организовали Малый ШАД – серию лекций для старшеклассников. В мае лекции закончились, а 3 июня состоялся первый выпускной Малого ШАДа. И вот как это было.
За два месяца в рамках Малого ШАДа преподаватели ведущих вузов и сотрудники Яндекса прочитали девять лекций по математике, информатике и лингвистике. В среднем на каждую лекцию приходило 30-40 школьников.
Самой популярной оказалась лекция Назара Агаханова «Функции в олимпиадных задачах по математике» – на неё пришло 64 человека, – а самый живой отклик вызвала лекция Александра Крайнова о компьютерном зрении. Ему задавали вопросы почти 30 минут – спрашивали, как компьютер распознаёт лица и как устроена дополненная реальность. Кроме того, на лекциях можно было узнать, почему никто не говорит «пишущая машинка», а все говорят «печатная», как поисковая машина исправляет опечатки в запросах и как компьютер понимает фразу «Он увидел их семью своими глазами».
Мы боялись, что лекции покажутся школьникам слишком сложными, но, как выяснилось, зря. Оказалось, некоторых старшеклассников не испугать даже лингвистической семантикой и кореллятами. Что ж, в новом учебном году у самых требовательных слушателей будет шанс показать себя.
Лекции Малого ШАДа продолжатся в сентябре, причём после каждой из них мы будем публиковать вопросы и оценивать ответы на них. В конце года мы проведём очные собеседования с самыми активными слушателями. По результатам собеседований ученикам будут выданы сертификаты выпускников Малого ШАДа.
Если вы только что узнали о Малом ШАДе, по какой-то случайности всё пропустили или просто живёте далеко от Москвы, видеозаписи всех лекций можно посмотреть на сайте Малого ШАДа.
Ждём вас на наших лекциях в новом учебном году. А сейчас – каникулы!