Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Юань доллару не соперник2012-02-27 14:23:55... , организованной изданием The Economist, где он утверждал ... по материалам The Economist + развернуть текст сохранённая копия Визит Чжи Синьпина в США напоминает нам о экономической мощи Китая, но стоит ли бояться, что юань потеснит доллар на его пьедестале мировой резервной валюты? Бесспорно, китайский юань появился на небосклоне мировых рынков, как важная торговая валюта. Буквально на этой неделе Hang Seng Bank запустил на гонкогнской фондовой бирже первый в мире биржевой фонд по золоту (ETF), деноминированный в юанях, в том числе, чтобы расширить обращение этой валюты на рынке. Чуть раньше, в декабре прошлого года, китайские власти также предприняли шаги по расширению международного присутствия юаня. Тогда Япония и Китай подписали валютный пакт, в рамках которого японским компаниям разрешается продавать деноминированные в юанях облигации в Китае. В качестве ответного хода, Токио потратит 10 млрд. долларов из своих валютных резервов на покупку государственных облигаций Китая. Эрвинд Сабраманиян из Петерсонского института международной экономики и Центра мирового развития, считает, что юань сменит доллар в качестве мировой резервной валюты через десять лет. Он проводит параллели между относительно резким переходом от британского фунта, бывшего валютой номер один, к доллару США в течение нескольких лет после окончания Второй мировой войны. В прошлом месяце г-н Сабраманиян участвовал в онлайн-дискуссии, организованной изданием The Economist, где он утверждал, что как только экономика начинает доминировать в общем смысле, запускается процесс восхождения валюты, который длится примерно десять лет. По его словам, у Китая, второй по величине экономики в мире, нет таких колоссальных долговых проблем, как у США. Кроме того, страна купается в своих валютных резервах и является чистым международным кредитором. Это добавляет юаню привлекательности. И все же сложно представить, что доллар так быстро уступит свою корону другой валюте. Согласно последним статистическим данным, подготовленным Банком международных расчетов, юань отвечает всего лишь за 0.3% всех мировых сделок с иностранной валютой, тогда как на долю доллара приходится 85%. Но, как бы там ни было, американская экономика со всеми своими недостатками не идет ни в какое сравнение с послевоенной Британией. Второе препятствие для Пекина (настолько серьезное, что даже Сабраманиян его признает) - это ограничения на движение капитала, отсутствие свободной конвертируемости у юаня и свободного доступа на финансовые рынки страны для иностранных инвесторов. Это в сочетании с политически зависимой и контролируемой государством банковской системой позволяет китайским властям жестко контролировать потоки капитала и экономику в целом. Сабраманиян считает, что Китай, в конечном счете, перейдет на более современную модель финансовой системы и либерализует свою валютную политику. Но такой оптимизм не вполне оправдан, с учетом периодически возникающих в Китае социальных волнений из-за неравенства доходов, коррупции на государственном уровне и экологических проблем мирового масштаба. Если Китай ослабит свой контроль над потоками капитала, деньги могут «побежать» из страны в поисках более привлекательных доходностей, чем те, которые предлагает им китайское правительство. В этом случае серьезно пострадают государственные банки и местные рынки - два крупных источника благосостояния китайских чиновников. Если вам трудно представить, что однопартийное китайское государство, склонное к финансовым репрессиям, в ближайшем будущем решится на радикальные реформы, смело делайте ставку на то, что доллар (не говоря уже о евро и иене) продолжит купаться в лучах мировой славы и популярности. Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist Тэги: economist, русский, статья, форекс О вкусной и полезной финансовой пище2012-02-16 15:12:06... по материалам The Economist + развернуть текст сохранённая копия Скучный класс активов теперь полон опасностей и приключений
Частные инвесторы на рынке облигаций несут убытки по своим инвестициям в размере 70% от вложений, развенчивая таким образом миф о безопасности и надежности государственных долговых бумаг. Ключевыми и самыми крупными инвесторами на многих рынках гос. облигаций являются не управляющие фондов, ориентированные на максимизацию прибыли, а центральные и коммерческие банки, которые покупают долговые бумаги по разным причинам. Остальным инвесторам приходится выступать в роли кремленологов (прим. Profinance.ru: люди в западных странах, занимающиеся изучением и анализом советской или российской политики), пытающихся угадать, каким будет следующий шаг Центробанков Кроме того, этот рынок существенно вырос. По данным Bank of America Merrill Lynch, на конец 2001 года в обращении находились государственные облигации на сумму около 11 трлн. долларов; к концу 2011 года она превысила 31 трлн. долларов. Да, некоторые страны Еврозоны оказались отрезанными от рынков, но другие продолжают пользоваться благами кредитования, несмотря на свое далеко не самое примерное поведение. Так, например, британское и американское правительства наслаждаются низкой стоимостью займов не один десяток лет, несмотря на огромные дефициты. Мы еще не до конца осознали и прочувствовали последствия этих изменений. Безрисковая ставка, исторически, служила надежной основой, на которой строилась вся финансовая система. Другие заемщики, например, банки и компании, платят премию на ставку по кредитам для своих правительств. Для тех, кто привязан ко внутренней экономике, например, компании коммунального сектора, и сейчас ничего не изменилось. Но многонациональные компании, теоретически, могут уйти в экономки с более привлекательными перспективами роста и выгодной системой налогообложения. Некоторые, такие как Johnson & Johnson или Exxon Mobil, сейчас, пожалуй, выглядят привлекательнее и надежнее своих правительств. Благодаря кредитам Европейского центрального банка, для некоторых в Европе займы сейчас дешевле, чем для их правительств - какая ирония судьбы - ведь именно проблемы банковского сектора спровоцировали текущий кризис суверенного долга. Инвесторы же поняли, что соотношение долга к ВВП само по себе еще ничего не говорит. Для Ирландии и Исландии кризис начался при очень низком коэффициенте долг/ВВП. Но коллапс банковской системы вынудил правительство взять на себя долги частного сектора, что привело к резкому росту уровня долга. Современным инвесторам на рынках облигаций приходится волноваться о разных условных обязательствах - о пенсиях, которые обещали работникам государственного сектора, или, скажем, о растущих затратах на здравоохранение по мере выхода на пенсию американцев, рожденных в период бейби бума. Правительства вполне могут решить, что эти обязательства имеют приоритет над обязательствами перед иностранными кредиторами. А переговоры в Греции показали, что официальные кредиторы считают, что они главнее частных кредиторов, поэтому имеют преимущества. Чем больше помощи получает страна из официальных источников, тем выше вероятность того, что частным держателям облигаций придется попрощаться со своими деньгами. Увеличение числа официальных кредиторов - давно не новость. Впервые это явление был замечено в 2000-е годы, когда азиатские центральные банки начали накапливать огромные валютные резервы, скупая американские гос. облигации. А Алан Гринспен, который тогда был главой Федрезерва, считал падение доходности по облигациям на фоне повышения официальной ставки неразрешимой головоломкой. А все дело в том, что центральным банкам доходность не важна, их больше интересует относительная надежность и ликвидность гос. облигаций США, как инструмента управления курсом своей валюты против доллара. А в последнее время Центробанки покупают облигации собственной станы - это называется количественное ослабление. Стоит спросить себя, что же реально влияет на доходность по облигациям - фундаментальные факторы, или предполагаемые действия центральных банков? Конечно, политика центральных банков всегда влияла на рынки облигаций. Доходность по долгосрочным облигациям можно рассматривать как прогноз для краткосрочных ставок (иногда бывает дополнительная премия за то, что инвесторы замораживают свои средства). По мнению Эрика Лонергана, фондового управляющего в M&G, с этой точки зрения текущие уровни доходности по американским гос. облигациям вполне оправданы и логичны. Среднее значение краткосрочной ставки в США за последние десять лет составляет 2% - такова текущая доходность по 10-летним облигациям. Ставки в ближайшее время расти не будут. В ФРС дали понять, что ставка по федеральным фондам не будет повышаться до конца 2014 года. Добавьте сюда влияние количественного ослабления, и поймете, что на доходность всех облигаций влияет именно Центробанк. Ходят слухи о том, что ФРС начнет третий раунд своего количественного ослабления, а Банк Англии уже увеличил программу покупки активов на заседании 9 февраля. Ставки ниже, горы облигаций выше Аналитики спорят о том, какое влияние оказывает количественное ослабление на доходность, единодушны лишь в том, что наличие постоянного покупателя не может не отразиться на рынке. В частности, частным инвесторам в этом случае, очевидно, не стоит рассчитывать на рост доходности. «Крах облигаций кажется маловероятным до тех пор, пока их скупают центральные банки», - отметил Патрик Артус из французского банка Natixis. «Долгосрочные процентные ставки могут держаться на низких уровнях в течение длительного времени». Неясно другое: как Центробанки собираются избавляться от этой тучи облигаций. На практике совершенно не важно, продаст ли ЦБ свои облигации, или дождется срока их погашения (поскольку облигации с истекающим сроком подлежат рефинансированию). В любом случае, частному сектору придется осваивать дополнительный объем предложения, сверх стандартного выпуска в течение года. Если центральные банки правы, утверждая, что количественное ослабление способствует снижению доходности по облигациям, то завершение QE приведет к ее росту и, следовательно, к ужесточению монетарной политики - простая логика. Пройдет немало времени, прежде чем экономика будет готова принять такие последствия. Крупные инвестиции Центробанков в гос. облигации могут стать привычным делом в ближайшем будущем. Центральные банки не только искажают структуру рынка. В Великобритании пенсионные фонды активно и охотно скупали долгосрочные ценные бумаги, чтобы уравновесить свои обязательства (обещание выплачивать пенсию в течение 25-30 лет эквивалентно долгу). Большинство пенсионных пособий привязано к уровню инфляции, отсюда такой живой интерес к долговым бумагам, также привязанным к инфляции. Страховые компании тоже с удовольствием покупали гос. облигации, поскольку требования к платежеспособности обусловили потребность в «безопасных» активах. Ну и, наконец, банки. Особенностью евро на ранних стадиях была конвергенция. Краткосрочные процентные ставки во всех странах были одинаковыми. Доходность по государственным облигациям связана с ожиданиями относительно будущих краткосрочных ставок, что привело к ее выравниванию по всей Еврозоне. Такие страны как Италия и Греция ликовали, потому что для них стоимость кредитования существенно снизилась. А банки формировали портфель региональных, а не только национальных государственных облигаций. Теперь все происходит с точностью до наоборот. Банки неожиданно осознали кредитные риски, связанные с инвестициями в гос. облигации других стран. Когда начался кризис, французское правительство призывало свои банки не продавать греческие облигации, в итоге, они понесли убытки. Теперь же они хотят покупать только облигации своей страны. Ну и еще Германии. Итальянские и испанские бумаги их не привлекают. «Такое ощущение, что Еврозона уже развалилась», - отмечает Эндрю Боллс из PIMCO. Однако они вскоре могут обнаружить, что покупка внутренних долговых бумаг - это игра по принципу «пан или пропал». Если их правительство объявит дефолт, банковская система рухнет в любом случае, поэтому покупка гос. облигаций ничего не решит и не изменит. ЕЦБ подкрепляет эту мотивацию, предоставляя практически неограниченные трехлетние кредиты. Президент Франции верно подметил, что банки могут брать у ЕЦБ дешевые кредиты и вкладывать деньги в государственные облигации с более высокой доходностью, зарабатывая при этом на разнице. Такой подход к увеличению рентабельности банков уже давно не нов. В начале 1990-х Федрезерв держал ставки на крайне низких уровнях (по тем стандартам), чтобы помочь банкам оправиться от кризиса «сбережений и кредитов». Банки зарабатывали на спекуляциях, получая кредит в ЦБ под 3%, и инвестируя в 10-летние гос. облигации почти под 7%. Но такие спекуляции далеко не единственный повод покупать суверенные долговые бумаги. В начале кризиса 2007-08 годов, когда банки неожиданно оказались отрезанными от рынков, регуляторы потребовали от них сформировать «подушку ликвидности», набив ее безопасными активами. Банки могут использовать гос. облигации в качестве обеспечения для получения займов друг у друга и в ЦБ. В результате покупки гос. облигаций со стороны банков резко возросли. Очень кстати, когда правительству нужно продать их как можно больше. По данным Министерства по управлению долгом в Великобритании, в конце 2008 года у банков и строительных обществ на руках были гос. облигации на сумму 26 млрд. ф.ст. На конец 2011 года эта сумма возросла до 131 млрд. ф.ст. - почти 10% от общего объема активов. Как подать ваши убытки? Роль, которую сейчас играет кредитный риск в Еврозоне, позволяет увидеть еще одно важное изменение на рынках государственных облигаций: влияние валютной политики. Много десятилетий страны пытались справиться с ограничениями системы фиксированных валютных курсов, будь то золотой стандарт или Бреттонвудское соглашение - этот подход, отчасти, обнадеживал иностранных кредиторов. «Кто захочет давать в долг, зная, что может получить свои деньги назад в обесценившейся валюте»? - задался вопросом Жорж Броннет, министр финансов Франции в 20-х годах. Однако еврокризис наглядно продемонстрировал международным инвесторам все недостатки фиксированных валютных курсов. Лишившись возможности девальвировать валюту, Греция, фактически, вынуждена объявить дефолт по своим долгам. В отличие от нее, Америка и Великобритания с плавающими курсами могут наращивать денежную массу и девальвировать свои валюты. Конечно, для иностранных инвесторов это все равно означает убытки, но несравненно меньше тех, что грозят им в случае списания греческих долгов. По словам Боллса, страны с плавающими курсами сейчас воспринимаются рынками как «меньшее из зол». Роль развивающихся рынков тоже изменилась. Исторически, развивающиеся страны в большей степени склонны к дефолтам и высокой инфляции. Они вынуждены занимать доллары и выплачивать высокие проценты. Но сейчас финансы многих развивающихся стран находятся в лучшем состоянии, чем финансы развитого мира. Бразилия и Мексика платит по пятилетним долларовым гос. облигациям менее 2% доходности. Таким образом, инвестиционный ландшафт полностью изменился. За двадцать пять лет, с 1982 по 2007 год инвестиции в гос. облигации богатых стран не требовали никаких интеллектуальных усилий. Доходность стабильно падала вместе с инфляцией, о дефолте не могло быть и речи. Сейчас рынки стали куда сложнее. У игроков гораздо больше вариантов, их портфели гораздо более диверсифицированы. Баланс между риском и прибылью сместился не в пользу инвесторов. И в прошлом держатели облигаций не делали деньги на покупке гос.облигаций с доходностью 2%. Но при текущих уровнях инфляции они, фактически, несут убытки. Может быть, в этом все дело. Трое ученых, Кармен Рейнхарт, Яков Киркегаард и Белен Сбранция, предположили, что правительства ипользуют «финансовые репрессии» - вынуждая попавших в ловушку покупателей глотать еще больше облигаций, и сдерживая при этом реальные ставки на отрицательной территории, чтобы избавиться от долгов при помощи инфляции. Этот трюк сработал после Второй мировой войны. Наличие «вынужденных покупателей» на рынке, таких как центральные и коммерческие банки, поможет успешно использовать его и в этот раз. Но есть ли у правительств гарантия успеха? Или рынки облигаций западных стран указывают на то, что ситуация будет развиваться по японскому сценарию? Большую часть прошлого десятилетия доходность по 10-летним облигациям Японии держалась на уровне 1% из-за устойчивой дефляции и вялому экономическому росту. Это важный вопрос, поскольку резкий рост доходности обвали государственные финансы, уничтожит экономические перспективы и развалит рынки других активов. «Не известно, до какой степени центральные банки готовы терпеть инфляцию. Пока этот вопрос не прояснится, никто не может точно сказать, что ждет рынки акций, облигаций и других активов», - считают в Morgan Stanley. Не слишком ли много рисков для безрисковых активов? Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist Тэги: economist, аналитик, русский, рынок, статья, финансовый, форекс Призрачные надежды преследуют Европу2011-12-27 14:48:53... по материалам The Economist + развернуть текст сохранённая копия Была слабая надежда на то, что европейские лидеры в течение нескольких дней сумеют убедить инвесторов в безопасности государственных облигаций региона, в том, что это вовсе не токсичные отходы, от которых нужно бежать без оглядки. Увы, сейчас, спустя две недели после заседания Европейского центрального банка и саммита лидеров ЕС, мы делаем вывод, что надежда эта не оправдалась. Новые действия, проработанные на этих заседаниях, как всегда, не достаточны для того, чтобы спасти евро, хотя, возможно, их хватит для поддержания банков и гос. облигаций в течение непродолжительного времени. Рынки облигаций не впечатлились. Доходность по 10-летним бумагам Италии и Испании, крупным экономикам Еврозоны, снова выросли после некоторого снижения сразу после саммита. На заседаниях в Брюсселе и Франкфурте не удалось выработать “комплексное” решение европейских проблем на повестке дня, однако, оптимисты отмечают некоторый прогресс в этом направлении. Европейский Центробанк понизил учетную ставку с 1.25% до 1% - второе понижение на четверть процента за много месяцев - пытаясь смягчить последствия рецессии. ЦБ также согласился обеспечить неограниченный доступ к денежным средствам для коммерческих банков в течение трех лет по основной процентной ставке, чтобы как-то компенсировать дефицит среднесрочного финансирования. Кроме того, Центробанк теперь будет принимать более рисковые облигации, обеспеченные активами, в качестве обеспечения по кредитам наличными, более того, он понизил требования к резервам для банков, чтобы ослабить потребность в финансировании. Эти меры помогут справиться с дефицитом ликвидности в европейской банковской системе. Но они не предотвратят тяжелый кредитный кризис, поскольку банки предпочитают продавать активы, а не выдавать кредиты, пытаясь привести свои балансы в соответствие с новыми требованиями к капиталу, вступающими в силу с июня следующего года. Несмотря на то, что ЕЦБ сейчас выступает в качестве активного кредитора последней инстанции для банков, он не намерен брать на себя подобные обязательства перед правительствами Глава ЦБ Марио Драги отверг возможность увеличить “ограниченные” покупки гос. облигаций проблемных стран при наличии фискального пакта, согласованного правительствами на брюссельском саммите. Договор ЕС запрещает напрямую финансировать правительства, отметил Драги, таким образом, исключив вероятность крупномасштабных покупок облигаций. Но если ЕЦБ не хочет финансировать правительства, то банки он снабжает деньгами охотно и в больших количествах, не скупясь на дешевые долгосрочные кредиты, которые можно использовать для покупки гос. облигаций. И все же, предложение неограниченной ликвидности банкам - это не совсем адекватная замена прямым покупкам облигаций. Своими колебаниями Центробанк перекладывает на правительства обязанность увеличения ресурсов, необходимых, чтобы предотвратить массовый исход с рынков облигаций Италии и Испании. Но на саммите ЕС не было самого главного. Все дипломатические усилия были растрачены на согласование нового “фискального договора”, основанного на останках пакта о стабильности и росте. Новый пакт обязывает страны Еврозоны поддерживать структурный дефицит бюджета (то есть, с поправкой на экономический цикл), не более 0.5% от ВВП в год. Это правило нужно жестко прописать во всех национальных конституциях, чтобы обеспечить его выполнение. Штрафы за неисполнение “старых” бюджетных правил, ограничивающих дефицит бюджета 3% от ВВП, будут автоматическими, за исключением случаев, когда против них проголосует большинство стран Еврозоны. Hello kitty Слишком жесткие условия пакта усложнили бы течение рецессий, а новое фискальное правило не уберегло бы Ирландию или Испанию от бед. Возможно, согласие с этим пактом могло бы снять напряжение на рынке облигаций, если бы в нем четко прослеживалось движение к фискальному союзу, или, хотя бы, к выпуску единых облигаций. К сожалению, в коммюнике по итогам саммита не было ни одного упоминания о еврооблигациях. Не было и прогресса в вопросах увеличения фонда помощи для проблемных стран. На саммите было решено обратиться в МВФ за 200 млрд. евро, очевидно, европейские лидеры надеются, что вслед за МВФ потянутся и другие инвесторы. Постоянный фонд помощи Еврозоны, Европейский механизм обеспечения стабильности (ESM) может вступить в силу уже в июне 2012 года, на год раньше запланированного срока, он сможет реагировать на кризис, как только 85% членов Еврозоны (по правам голоса) дадут свое одобрение. Однако возможность увеличения его фонда сверх 500 млрд. евро будет рассматриваться не раньше марта. Даже если другие инвесторы последуют примеру МВФ и внесут еще 200 млрд. евро, вдобавок к оставшимся 250 млрд. евро, или около того, временного фонда помощи, этих денег все равно не хватит, чтобы покрыть потребности в заимствованиях Испании и Италии в течение ближайших двух лет. Таким образом, исход саммита не убедил скептически настроенных инвесторов в том, что крупные экономики Еврозоны смогут пережить массовый уход инвесторов с рынков облигаций. И, хотя в Брюсселе было принято решение о том, что участие (то есть убытки) частного сектора, в случае обращения страны в ESM, будет добровольным, инвесторы обеспокоены тем, что Европа слишком сильно полагается на ресурсы МВФ. Фонд, как правило, забирает свои деньги первым, оставляя частных инвесторов расхлебывать остальную кашу. Планировалось, что новая программа спасет евро, но на спасательный круг она явно не тянет. Единая валюта может не пережить следующий год, если Европа не сумеет в самое ближайшее время разработать нечто более адекватное. Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist Тэги: economist, аналитик, русский, рынок, статья, финансовый, форекс А впереди нас ждут большие неприятности2011-12-22 16:19:42... " alt="forex-economist.gif" title ... ="forex-economist.gif" class ... материалам The Economist < ... + развернуть текст сохранённая копия В 2008 году мир сумел избежать второй Депрессии, потому что мы не сделали тех же ошибок, которые привели к возникновению первой. Но в 30-е годы падение достигло почти 40%. Уровень безработицы в Америке и Европе сейчас держится в области 10%; тогда он превышал 25%. Такая впечатляющая разница возникла благодаря тому, что мы выучили много уроков Депрессии. До сих пор продолжаются споры о том, что сделало Депрессию такой затяжной и такой глубокой. Некоторые экономисты считают, что причина в структурных факторах, таких как затраты на рабочую силу. Амити Шлаес, экономист и историк, утверждает, что “своим величием Депрессия обязана государственным интервенциям”. По ее словам, Президент Франклин Рузвельт объявил фермеров, продающих цыплят по низкой цене, вне закона, он “выпустил больше указов, чем вся законодательная система федерального правительства с 1789 года”. Ее книга “Забытый человек” невероятно популярна среди Республиканцев. Однако большинство экономистов придерживаются более традиционных взглядов: одновременное ужесточение фискальной и монетарной политик привело к тому, что тяжелая ситуация превратилась в кошмар. На этот раз правительствам удалось избежать подобных ошибок. В 1930-е годы страны сокращали бюджеты, а Центробанки повышали ставки, но после краха 2008 года все страны перешли на крайне экспансионистскую политику. Если во время Депрессии международное сотрудничество сошло на нет, что привело к валютным войнам и протекционизму, то в 2008 и 2009 году мировые лидеры держались вместе. Однако если присмотреться внимательнее, ситуация не кажется благоприятной: в двух важных и взаимосвязанных областях мы все же допустили те же самые ошибки. Это может привести к фискальному ужесточению, которое образовало американскую рецессию внутри депрессии в 1937-38 годах. А долговой кризис в Европе сильно напоминает финансовые проблемы конца 20-х, начала 30-х, когда экономики сыпались одна за другой, как костяшки домино, под давлением фискальной консолидации и низкой ликвидности в отсутствие кредитора последней инстанции. Эти уроки нам еще предстоит усвоить. Прямиком к обрыву В 2000-х стимулировать экономику было значительно проще, чем в 1930-х. Программы социальной защиты, введенные после Депрессии, не оставили современных безработных совсем без денег. Им есть, что потратить, поэтому экономика защищена от рецессии без каких-либо дополнительных вмешательств со стороны правительств. Государства спокойнее относятся к дефицитам и контролируют гораздо большую часть национальных экономик. Программы государственных работ и расходов, снижения налогов, введенные президентом Гербертом Гувером после кризиса 1929 года не дотягивали и до 0.5% от ВВП. Программа стимулирования Барака Обамы в 2009 и 2010 годах эквивалентна 2-3% от ВВП. Весь бюджет Гувера покрывал лишь 2.5% от ВВП. Обамы -25%, при дефиците 10%. Рузвельт повысил расходы до 10.7% от объема производства в 1934 году, к тому времени американская экономика уже активно росла. К 1936 году ВВП, скорректированный на инфляцию, вернулся к уровням 1929 года. Насколько “Новая программа расходов” помогла восстановлению экономики - пока вопрос спорный. Некоторые экономисты, в частности, Джон Кочрейн из Чикагского университета и Роберт Барро из Гарварда, считают, что ни на сколько. “Фискальные меры никогда не работают”, - утверждают они. Те же, кто думает, что фискальные меры все-таки работают, уверены, что в 1930-х расходы играли куда более важную роль, чем монетарная политика, которая, с их точки зрения, стала причиной всех бед. Бернанке и Мартин Паркинсон в своей работе, опубликованной в 1989 году, писали, что “новая сделка” скорее “подготовила почву” для естественного восстановления, но не способствовала ему напрямую. Другие, например, Пол Кругман, приписывают стимулированию расходов большую важность. В какой бы взаимосвязи не находились монетарная и фискальная политика, ясно одно, что их одновременное ужесточение за пять лет до Депрессии привели к формированию порочного круга. В 1937 году, Рузвельт объявил о фискальном ужесточении, подстрекаемый своим министром финансов Генри Моргентау, который писал о том, что “страна неминуемо будет приближаться к краху, если не начать ежегодно сокращать дефицит бюджета”. К тому моменту национальный долг США достиг неслыханных 40% от ВВП (нереально много по меркам того времени, и всего лишь половина от нынешнего долга Германии). Конгресс сократил расходы, повысил налоги, и за период с 1936 по 1938 годы снизил дефицит на 5.5% от ВВП. Эта консолидация по своим масштабам превосходит ту, которую пережила Греция за два года, но она значительно меньше того, что уготовано для Греции в долгосрочной перспективе. В то же время, Федрезерв в два раза увеличил требования к капиталу за период с середины 1936 по середину 1937 гг., мотивируя банки выводить деньги из экономики. Минфин начал ограничивать денежную массу и импорт золота. В 1937 и 1938 годах рецессия в период депрессии спровоцировала падение ВВП на 11% и рост безработицы еще на 4%, которая достигла 13% или 19% - в зависимости от способа расчетов.. Сноудены современности Современная монетарная политика не пошла путем ужесточения, как это было в 1930-е годы. Однако фискальная политика во многих странах движется именно в этом направлении. Сворачиваются обамовские программы стимулировния экономики; местное и федеральное правительство продолжают снижать расходы. Кандидаты на пост президента от Республиканской партии повторяют доводы Моргентау, утверждая, что стимулы, финансируемые за счет дефицита, ничем не помогли экономике сейчас, но заставили нас взвалить непомерные обязательства на плечи будущих налогоплательщиков. Обама, как и Рузвельт в свое время, начал говорить о необходимости сокращения бюджета. Если сейчас свернуть программу снижения налогов на трудовые доходы и увеличения срока выплаты пособий по безработице, темпы роста в течение следующих двух лет снизятся примерно на 1%. И Америка не одинока. При Дэвиде Кэмероне, сильно задолжавшее всем подряд британское правительство в 2010 году начало программу фискалной консолидации, чтобы избежать утраты доверия к своей кредитоспособности. Логика в основе этих действий аналогична той, которой придерживался Филип Сноуден, составляя свой чрезвычайный бюджет на 1931 год с повышением налогов и сокращением расходов. Тогда доверие вернуть не удалось, и Великобритании пришлось девальвировать фунт и отказаться от золотого стандарта. Сейчас принятые меры действительно поддержали доверие инвесторов и, соответственно, доходность по облигациям; угрозой рецессии страна во многом обязана Еврозоне. То есть, правительство, замыслившее фискальную консолидацию, должно помнить о возможных внешних потрясениях. Кто-то считает, что ужесточение не всегда бывает болезненным. В 2008 году Альберто Алезина и Сильвия Ардагна из Гарварда опубликовали научную работу, в которой доказывали, что процесс консолидации может способствовать росту, в частности, если он ориентирован на снижение расходов, а не на повышение налогов. Бюджетные сокращения, влекущие за собой снижение ставки, стимулируют частные заимствования и инвестиции, а также меняют ожидания относительно налогового бремени в будущем, что благотворно влияет на рост экономики. Но не все с этим согласны. В этом году Международный валютный фонд опубликовал исследование, в котором говорится, что Алезина И Ардагна неверно определили период консолидации и, таким образом, завысили преимущества бюджетных сокращений. На самом деле, они обычно ведут к охлаждению экономики, но вовсе не к росту. Роберто Перотти из университета Боккони изучал случаи роста экономики в период фискальной консолидации, и пришел к выводу, что он почти всегда связан с растущим экспортом на фоне девальвации валюты. В 1930-х негативное влияние фискальных сокращений в Америке удалось смягчить через рост чистого экспорта; торговый баланс в Америке метнулся от дефицита в размере 0.2% от ВВП до профицита в 1.1% от ВВП за период с 1936 по 1938 год. Теперь большинство стран мира сокращают бюджеты, при этом не каждая экономика может снять болевой синдром при помощи экспорта. Важность монетарной политики в 1930-х говорит о том, что центральные банки способны компенсировать негативный эффект фискальной консолидации. В 2010 году МВФ опубликовал отчет, в котором говорилось о том, что экспансионистская политика Великобритании сгладила последствия бюджетных сокращений и заложила основу для устойчивого восстановления. И все же сейчас Британия на грани рецессии, а безработица стремительно растет. Это значит, что и центральный банк не всесилен. В Еврозоне стремление к самоистязанию особенно заметно, при этом именно Еврозоне оно совсем не показано. Текущий кризис в регионе, где ни плавающих валют, ни кредитора последней инстанции, до боли напоминает мир золотого стандарта 1930-х. В середине 20-х, после пересмотра изначально неподъемной суммы репатриации, французские и американские кредиторы неожиданно увидели для себя в Германии золотое дно, и с энтузиазмом принялись его разрабатывать. Стремительный приток капитала финансировал немецкие государственные облигации, что привело к росту заработных плат. В Германии начался кредитный бум, аналогичный тому, что произошел на европейской периферии в середине 2000. В 1928 и 1929 годах все закончилось: капитал поплыл в обратном направлении. Во-первых, инвесторы стали делать ставку на растущий американский рынок. Затем они начали продавать немецкие активы, опасаясь последствий финансовой паники. Чтобы защитить свои золотые резервы, Рейхсбак Германии был вынужден повысить процентные ставки. Неожиданно лишившись иностранных денег, Германия не могла поддержать экономику за счет экспорта, который оказался совершенно не конкурентоспособным из-за раздутых в период бума зарплат. В этой ситуации, чтобы расплатиться по счетам, страна прибегла к фискальной консолидации, точно так же, как Ирландия, Португалия, Греция и Испания. Страна с плавающим валютным курсом в праве рассчитывать на положительные аспекты оттока капитала: девальвацию валюты и, соответственно, рост экспорта. Но в Германии валюта была привязана к золотому стандарту. Конкурентоспособность можно было восстановить только путем медленного снижения зарплат на фоне безработицы. Правительство закручивает гайки, лишая банки кислорода. В австрийской экономике начались такие же проблемы, как и в Германии, и в 1931 году лопнул крупнейший банк страны, Credit Anstalt. спровоцировав целую череду банкротств в банковском секторе. Ситуация в Германии ухудшалась, лидеры крупнейших экономик неоднократно собирались вместе, чтобы обсудить оказание помощи стране. Но французы, например, никак не хотели соглашаться на сокращение немецкого долга и репатриационных выплат. Осознав, что отсутствие кредитора последней инстанции лишь разжигает панику, глава банка Англии Монтегю Норман, предложил создать такого кредитора на международном уровне. Он рекомендовал организовать фонд с капиталом 250 млн. долларов и еще 750 млн. долларов в виде заемных средств, и наделить его полномочиями кредитовать правительства и банки, нуждающиеся в дополнительном капитале. Этот весьма скромный план так и не был реализован, потому что он не понравился Франции и Америке, странам, у которых было необходимое для него золото. Вот тогда полетели костяшки домино. Одна за другой. Через два месяца после банкротства Credit Anstalt рухнул Danatbank, крупный немецкий банк. Правительство было вынуждено ввести контроль над потоками капитала и приостановить выплаты в золоте, фактически, отвязывая свою валюту от золотого стандарта. Экономика Германии развалилась, положив начало ужасам 1930-х годов. Все это до ужаса знакомо (хотя, конечно, ни одна европейская страна не собирается выбрать у себя еще одного Гитлера). Участие в Еврозоне, как и соблюдение золотого стандарта, означает, что неконкурентоспособные страны не могут девальвировать валюты, чтобы сократить свой торговый дефицит. Консолидация несет с собой порочный круг, где за спадом следует сокращение внутреннего спроса и рост безработицы, что, в свою очередь, негативно влияет на доходы, способствует росту дефицитов и уничтожает доверие к банкам и гос. долгу страны. Резиденты периферийных стран переводят свои сбережения из национальных банков в более безопасные банки центральных регионов, денежная масса сокращается, также как это было в 1930-х. Встречи на высоком уровне со странами-кредиторами не приносят облегчения. Кредитора последней инстанции нет. Конечно, Европейский фонд обеспечения финансовой стабильности пошел дальше, чем план Нормана, на который он похож самым удивительным образом, но европейским лидерам еще предстоит увеличить его потенциал с 440 млрд. евро до 2 трлн. евро. Даже если им это удастся, его средств может быть не достаточно, чтобы прекратить панику на рынке. Инвесторы, напуганные беспорядками на итальянских рынках, спешно сокращают свои активы в банках и гос. облигациях во всех странах Еврозоны. Даже страны с относительно стабильной экономикой, такие как Франция и Голландия не избежали проблем. Неважно, насколько прочна фискальная позиция экономики, краткосрочный кризис ликвидности на фоне паники может довести до банкротства кого угодно. Но, возможно, нам удастся обойти эти грабли стороной на этот раз. Банк Англии Нормана был создан в 17 веке, чтобы, при необходимости, кредитовать правительство; давать деньги правительству, когда другие не хотят этого делать - историческая обязанность Центробанков. ЕЦБ может взять на себя эту задачу. Устав Банка запрещает ему напрямую покупать долговые бумаги государств, но он может делать это на вторичном рынке. Он уже прибегал к подобным мерам, сейчас самое время заявить о своей готовности к систематическим покупкам гос. долга. Его способность создавать деньги в неограниченных количествах позволит ему скупать все облигации, доступные для продажи на рынке и, тем самым, снять основной болевой симптом. Франция и Германия предложили ввести требование, в соответствии с которыми страны-участницы Еврозоны должны будут ввести у себя “золотые бюджетные правила”. Между тем, Марио Драги, новый глава ЕЦБ, намекнул на то, что Центробанк может начать масштабную покупку облигаций. О каком конкретно масштабе идет речь, однако ж, не ясно. Иенс Уидман, глава Бундесбанка Германии и влиятельный член управляющего совета ЕЦБ, ясно дал понять, что ЕЦБ не должен выступать в роли кредитора последней инстанции для Еврозоны. Куда заведет эта тропинка Сейчас кажется, что условия в развивающихся экономиках еще резко ухудшатся, а затем начнется улучшение. Вероятно, в 2012 году темпы роста экономик США и Великобритании не превысят 2%, при этом не исключается возможность рецессии. В Еврозоне рецессия будет практически точно. ЕЦБ мог бы улучшить экономический прогноз в регионе, ослабив монетарную политику, но повсеместное фискальное ужесточение и неопределенность сложно переломить. Как и в 1931 году, финансовый кризис 2008 года может вылиться в существенное падение объемов производства. Это, в свою очередь, усилит давление на европейские экономики, которые изо всех сил пытаются избежать дефолта. В 1931 года страны одна за одной становились жертвами оттока капитала, паника набирала обороты. В попытке защитить банки от набегов, а валюты от девальвации, страны начали фискальную консолидацию, что привело к сокращению денежной массы в проблемных экономиках и способствовало коллапсу объема производства и уровня занятости. Итогом стала Депрессия. Чтобы начать восстановление, потребовалось отказаться от золотого стандарта и позволить центральным банкам увеличивать денежную массу. Сегодня на руках у ЕЦБ есть инструменты для спасения евро. Но это не значит, что ЦБ и главы европейских государств ими воспользуются. Коллапс золотого стандарта привел к восстановлению, но нанес непопровимый экономический урон, поскольку страны воздвигли вокруг себя торговые барьеры, чтобы остановить поток импорта от соседей, девальвировавших свои валюты. Правительства, которые решили бороться с безработицей, экспериментировали с уровнем зарплаты, контролем над уровнем цен, картелизацией промышленности и друими изобретениями, препятствовавшими восстановлению на фоне экспансионистской монетарной и фискальной политик. Там, где дело обстояло совсем плохо, зародился фашизм, как ложный луч надежды на облегчение. Современный мир лучше защищен от таких катастроф. Тогда большинство крупных экономик придерживались золотого стандарта. Сегодня доля Еврозоны в мировом объеме производства не превышает 15%. В развитых странах безработица хоть и высока, но не на столько, чтобы привести рынок труда в полный упадок. Тогда миру не хватало лидера, сегодня есть Штаты, которые, не смотря на кризис, все еще способны координировать действия. И все равно, затянувшийся экономический спад заставляет многих переосмыслить свои ценности и свое отношение к либеральному капитализму. Страны цепляются за остатки спроса и проводят интервенции на валютных рынках - Швейцария сыта по горло укреплением франка против евро. Конгресс США пытается наказать Китай тарифами за валютные манипуляции. В Европе подняли голову националисты, некоторые из них с расистскими наклонностями. Конечно, этот экстремизм не идет ни в какое сравнение с ужасами нацизма, расколовшего континент, но от этого не легче. Все еще можно исправить. Но, чем дольше откладывать, тем это сложнее сделать. Уроки 1930-х помогли миру избежать массы проблем после кризиса 2008 года. Еще не поздно вспомнить остальные важные уроки Депрессии. Если мы забудем о них, история повторится. Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist Тэги: economist, аналитик, русский, рынок, статья, финансовый, форекс Фискальная консолидация на открытых ранах европейской экономики2011-12-13 15:44:34... по материалам The Economist + развернуть текст сохранённая копия Благодаря последним политическим шагам в Европе, в сюжете европейского долгового кризиса наметился новый поворот. Фондовые рынки явно вдохновились координированной интервенцией, направленной на вливание ликвидности. Глава Европейского центрального банка Марио Драги поддержал позитивную динамику, отметив, что “если главы европейских государств сумеют договориться о фискальной интеграции, Центробанк примет дополнительные меры”, его слова были восприняты как готовность ЕЦБ к покупке облигаций. В конце этой недели состоялся очередной саммит ЕС, при этом инвесторы настраивались на новые договоренности внутри Еврозоны. Кроме того, как и ожидалось, на заседании управляющего совета ЕЦБ было принято решение о дальнейшем ослаблении монетарной политики. В той обстановке европейские фондовые рынки на прошлой неделе выросли более чем на 10%, а доходность по облигациям несколько снизилась. Кажется, что если на этой неделе европейским лидерам удастся оправдать ожидания, можно будет говорить о том, что худшее уже позади. Отличная новость для мировой экономики. Увы, не все так гладко, и у нас снова есть повод для скептицизма. Во-первых, ключевые страны по-прежнему не смогли прийти к единому мнению по важным вопросам, в частности, Меркель и Саркози так до сих пор и не определились с причинами кризиса и направлением дальнейших действий. Сложно представить, каким должен быть план, чтобы он одновременно позволил немцам взять на себя риски, и, в то же время, был приемлемым для остальных стран. Если даже лидеры Еврозоны не разочаруют рынки - что маловероятно - все равно, не ясно, готов ли ЕЦБ к решительным действиям, способным положить конец продажам на рынках облигаций в периферийных странах. Однако наибольшая угроза исходит сейчас от реальной экономики. Европе грозит рецессия, и, вероятно, весьма глубокая. Монти планирует свести дефицит Италии к нулю до 2013 года, но он рассчитывает на падение ВВП лишь до -0.5% в 2012 году и на стагнацию в 2013 году. Но не исключено, что Италию ждет куда более жесткая посадка. Предложенные меры фискальной консолидации отразятся на общем состоянии экономики, они могут осложнить положение; повышение налога на богатство и увеличение пенсионного возраста не отразятся на спросе, чего не скажешь по повышении НДС. Более того, дефицит Италии - вовсе не такая уж серьезная проблема. Скорее всего, правительство сумеет добиться профицита в ближайшие годы и безо всякой консолидации. Но доходность по облигациям все равно продолжает расти, потому что рынки обеспокоены риском заражения и темпами роста, а также взаимосвязью этих факторов. Реформы склеротичной итальянской экономики могут стимулировать рост, но Монти сознательно избегает таких мер, которые способны спровоцировать политическую бурю. Италии не откуда ждать помощи в плане спроса. Внутренние сокращения бюджета на континенте негативно сказываются на темпах роста. ЕЦБ, вероятно, продолжит свою политику монетарного ослабления, но насколько эффективно снижение ставки для итальянской экономики с учетом проблем на рынке облигаций? План по итогам саммита этой недели, он должен обеспечить Европе поддержку в 2012 году, который обещает быть одним из самых тяжелых для европейской экономики. Спад, пожалуй, уже не предотвратить, поэтому стоит готовиться к последствиям в банковском секторе. Финансовые рынки будут нервничать. Попытки вернуть доверие инвесторов в этой обстановке будут неэффективными. Что еще могут предложить европейские лидеры? Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist Тэги: economist, аналитик, русский, рынок, статья, финансовый, форекс
Главная / Главные темы / Тэг «economist»
|
Категория «Музыка»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|