реакционизм (пассивизм)
2013-11-10 18:11:00
— общее название для ряда полимедиальных течений в искусстве 10-х/20-х годов XXI века (в поэзии, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
— общее название для ряда полимедиальных течений в искусстве 10-х/20-х годов XXI века (в поэзии, перформанс-арте, живописи, медиа-арте), характеризующихся стержневой идеологемой «молчи, когда не спрашивают». В соответствии с ней, художественное высказывание непременно должно быть отзывом на ясно артикулированное в конкретном тексте вопрошание, ответной репликой в диалоге — но никогда не первой репликой, никогда не «ответом на молчание». Предтечей пассивизма считается русский философ и искусствовед А. Г. Великанов («Симулякр ли я дрожащий или право имею?», М.: Новое литературное обозрение. 2007) «Наполовину выползший из бартовской могилы автор — волкинг дед — пусть вякает только тогда, когда кто-то ему прямо в его обглоданное лицо скажет: отвечай, что думаешь, не то прилетит из шотгана в голову. Во всех прочих ситуациях мёртвому автору остаётся терпеть — и наблюдать». (О. Пащенко, 2013)
Тэги:
digital,
l'art,
n'est,
pas,
великанов,
пассивизм,
реакционизм
две лингвистические метафоры
2013-10-29 13:08:55
1
Когда некто произносит формулу: «верую, яко сие есть самое ...
+ развернуть текст сохранённая копия
1
Когда некто произносит формулу: «верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя», он именно во втором лице обращается к Тому, Чьё Тело и Кровь; если заменить в этом тексте второе лицо на третье («Тело Его, Кровь Его»), то формула потеряет смысл. Не бо врагом Твоим тайну повем.
Образно можно говорить, что грамматическая форма третьего лица была впервые употреблена Адамом-Евой в разговоре со змием, и именно в этом состояло грехопадение.
Ситуация вполне квантовая: когда появляется сторонний наблюдатель, кошка умирает (или не умирает, но это уже неважно, какая разница, «Чуда о кошке» больше нет).
2
Или: мы пытаемся говорить на известную тему так, словно это для нас существительное, в то время как это для нас глагол:
Утверждая, что мы познаем Бога нашего в Его энергиях, мы отнюдь не обещаем того, чтобы приблизиться к Нему в самой Его Сущности. Ибо, если Его энергии нисходят до нас, Сущность Его остается недосягаемой. (Свт. Василий Великий. Письмо 234, к Амфилохию // Творения. М„ 1911. 4.3. С. 283.)
Глагол можно написать на бумаге, внести в словарь и так далее, но это будет, вообще говоря, не он сам, а его отпечаток, результат мертвящей субстантивации, которая лишает его «глагольности», заменяя её на «чтойность». Глагол глаголен только в самом действии.
(То же самое можно сказать в связи с разговорами об искусстве и др. невещах: «ничто не искусство, пока этим не занимаешься лично ты»).
Тэги: #огонь, digital, l'art, n'est, pas, апофатика, василий, великий
«если все художники, то никто не художник»
2013-10-27 21:10:04
Что такое искусство? Моррис Витц говорит, что искусство вообще нельзя определить: это открытая ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Что такое искусство? Моррис Витц говорит, что искусство вообще нельзя определить: это открытая система, как «игра» у Витгенштейна — как ни определи, завтра появится авантюрист, который сделает такое искусство, которое не подпадает под наше определение.
Отсутствие границ понятия причиняет такой же дискомфорт, как и апофатическое богословие, например. «Это не он». Хочется, хочется огородить сакральную область в пространстве человеческой активности, внутри которой — искусство, за пределами которой неискусство. (То есть поляризовать реальность по принципу сакральное/профанное). Можно сказать: «по Витцу получается, что, раз нет критериев, то ничто не искусство» — да, совершенно так, ничто не искусство, пока этим не занимаешься лично ты.
Русские авангардисты (ну, и Бойс, позже) говорят: искусство это вообще всё, что мы делаем; Гройс говорит: «искусство есть активность, направленная на поиск и исследование новых способов жизни». Следует ли сознательно «взять от мiра» и поместить в сакральную резервацию художников — тех людей, которые профессионально и сознательно исследуют способы бытия, — или не стоит заморачиваться? «Если все художники, то никто не художник».
Может быть, художник — это профессиональный исследователь новых экзистенциальных модусов, и таким профессионалом становится каждый — достаточно единожды поклясться посвятить себя такому исследованию (служению (пардон))? Нужна ли такая клятва? Кому она нужна? Кому она даётся? Можно ли её взять обратно?
И, дополнительно, интересный вопрос: ежели что-то легитимизировано в качестве искусства — может ли оно быть разлегитимизировано обратно — или это уже навсегда, прецедент не имеет обратной силы? Ответ достаточно очевиден, как мне кажется; но почему бы не обсудить.
Discuss:
Тэги: digital, l'art, n'est, pas, апофатика, бойс, витгенштейн, витц, гройс, искусство
определение современного искусства, приснившееся сегодня ночью
2013-09-09 17:32:24
Современное искусство — это когда художник берет, например, «мигрень» как концепцию, и надевает ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Современное искусство — это когда художник берет, например, «мигрень» как концепцию, и надевает её как шапку, и головная боль у него действительно становится громкостью со щит три на шесть на Третьем транспортном кольце в дождливый день.
Хочется, пользуясь случаем, передать привет Александру Секацкому.
И ещё один привет — моему сценарию для IFTTT, который снова работает.
Тэги: digital, l'art, n'est, pas, аскетика, дизайн
мать-сыро-мясо
2013-08-22 19:52:19
Смотрел документациию разных акционистов и перформансистов, работающих с телесностью (венские и ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Смотрел документациию разных акционистов и перформансистов, работающих с телесностью (венские и Нитч, Экспорт, Кулик на поводке, Марина, Стелларк с ухом и проч.), и вот, готов сформулировать ощущение, объединяющее их всех, таких разных: несмотря на демонстрируемый ими выдающийся героизм в борьбе с «кожаными ризами», все они — пленники своей Плоти, все они катастрофически слабее, чем она. Она (Плоть) мясиста и требовательна, бабачит и тычет — они робко бунтуют, пока она (Плоть) не прикрикнет, пока она не Захочет. Бунтарь с невидимой заискивающей улыбкой.
Просто ощущение, которое ничем конкретным не обосновать. Достойнее всех выглядит М. Абрамович. Мужчины все — жалки.
Никто из них не бесстрастен. Из современных, я имею в виду. Все они находятся с Матерью-Плотью в состоянии войны. Кто-то сражается храбро, кто-то трусит — но нет среди них ни одного победителя. У победителя должна быть особая царская стать — её-то и нет.
Даже у царственной Марины — отсутствует эта победительность.
Вот у пророка Иезекииля или у св. блж. Василия Московского — присутствует, кстати.
Акционист должен быть сух, поджар, асексуален и с покерфейсом вместо лица.
Тэги: digital, l'art, n'est, скафандр
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10