Вот, мне кажется, еще смысл, почему в новолетие едят яблоко в меду. Написано в Песне песней (2:5): « ...
кедр ливанский орешки на землю ...
"אֵלֶּה יַעַמְדוּ לְבָרֵךְ אֶת הָעָם עַל הַר גְּרִזִים בְּעָבְרְכֶם אֶת הַיַּרְדֵּן שִׁמְעוֹן ...
"אֵלֶּה יַעַמְדוּ לְבָרֵךְ אֶת הָעָם עַל הַר גְּרִזִים בְּעָבְרְכֶם אֶת הַיַּרְדֵּן שִׁמְעוֹן וְלֵוִי וִיהוּדָה וְיִשָּׂשכָר וְיוֹסֵף וּבִנְיָמִן." "וְאֵלֶּה יַעַמְדוּ עַל הַקְּלָלָה בְּהַר עֵיבָל רְאוּבֵן גָּד וְאָשֵׁר וּזְבוּלֻן דָּן וְנַפְתָּלִי – Эти встанут благословлять народ на горе Гризим, когда перейдете Иордан: Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин. А эти встанут для проклятия на горе Эйваль: Рувен, Гад, Ашер, Звулун, Дан и Нафтали» (Дварим 27:12, 13).
Известно из истории, что шесть родов, поставленных на северной горе Эйваль и отошедших к северному царству Израиль, были изгнаны и исчезли. А южные были благословлены тем, что в значительной мере остались в народе. Мой вопрос: не отражена ли их последующая судьба какими-то намеками в названии гор и колен?
Эйваль, עֵיבָל
Начнем с горы Эйваль, עֵיבָל. В этом слове есть корень слова «смешение» – בָל, как, например, в слове בבל, Бавель, где строительство вавилонской башни было прервано смешением языков, разделением единого языка и народа и изгнанием, рассеянием по всей земле. Подобная история произошла и с этими коленами.
Гематрия этого слова – Балак, который соблазнил евреев на разврат и идолопоклонство, чтобы уничтожить. И в северном царстве Израиль процветало идолопоклонство, так что такой конец не удивителен.
Еще интереснее, что все это слово можно представить так: יבל ע – будут рассеяны среди семидесяти (народов земли) и смешаются.
А теперь обратим внимание на начальные буквы имен этих шести колен: רְאוּבֵן גָּד וְאָשֵׁר וּזְבוּלֻן דָּן וְנַפְתָּלִי – ר ג א ז ד נ. Из них можно составить фразу אגזר דן – Я вынесу указ -– суд: как в выражении гзар дин – строгий суд.
С другой стороны, עֵיבָל= 112 = АШем Эло-им. То есть в их судьбе проявились и суд, и милосердие, ведь они не были уничтожены за идолопоклонство, братоубийственные войны и другие преступления, но лишь временно изгнаны, чтобы вернуться, когда исправят свои грехи и когда их соберет вновь Машиах.
Гризим, גְּרִזִים
Интересно, что мы видим здесь те же буквы и, возможно, то же понятие – גזר, указ, а йуд мем часто образуют множественное число.
Гематрия всего слова 260, 26х10 – утверждение Имени Авая, Вечности и Милосердия, на мой взгляд, явный намек на их спасение, ведь ему кратны имена Ицхака, Якова и Йосефа.
Но вернемся к трем буквам גזר = 210 = בחר, избрал = חרב, Хорев.
А начальные буквы имен родоначальников: שִׁמְעוֹן וְלֵוִי וִיהוּדָה וְיִשָּׂשכָר וְיוֹסֵף וּבִנְיָמִן – ש ל י י י ב можно представить так: שלי ייב, Мои 22 (буквы алфавита, которыми Я создас все остальное) или שלי יחד, Мои вместе.
Шимон и Иссахар занимались святой работой меламдим (школьных учителей) и мудрецов Торы и в значительной мере были рассеяны среди двух основных колен царства Йеуды, Йосеф имел огромные заслуги, а Леви был при Храме – поэтому, вероятно, удостоились спасения.
Хуким, непонятные ...
ЕДИ И ЗАКОНЫ И СЛУШАТЬ ЕГО ГОЛОС (Дварим, 26:17) – зачем так много?
Хуким, непонятные указы условно противопоставляют понятным мишпатим, законам. Хотя до конца ничего непонятно – «ведь Его мысли не наши мысли». И все надо соблюдать, в конечном счете, независимо от понимания, лишь потому, что это Его указы и законы – Его желание и воля, а Он наш Господин, который вывел нас из рабства на свободу…
Но что значат «Его заповеди» (мицвотав), «идти по Его путям» и «слушать Его голос»?
Может быть, лалехет бедрахав (идти Его путями), что предваряет во фразе все последующие подробности – это дерех эрец (нравственность и человечность, нормы общечеловеческого поведения, учитывающие, что все мы Его творения, Его дети), которая кадма летора – «предшествует Торе», является основанием всех ее законов и указов.
Заповеди (мицвотав), как приводится в одном из объяснений – это законы Письменной и Устной Торы, постановления мудрецов. И плюс к этому, возможно, добрые дела, которые не предписаны.
А слушать Его голос – это постоянная связь с Ним, мысли о Нем и обращение к Нему. И внимание ко всем деталям Его Торы и ко всем событиям жизни, и словам и мыслям как Его голосу, обращенному к нам.
И часто вопрошают Небо старые раввины прежде, чем ответить на вопрос человека о его судьбе: «Что от меня сейчас хочет Б-г?» – чтобы услышать Его голос.