Когда женщина нарекает своего ребенка, как учат, есть в этом проявление руах акодеш, поэтому ...
Когда женщина нарекает своего ребенка, как учат, есть в этом проявление руах акодеш, поэтому неудобно говорить ей, как называть. С другой стороны, принято называть в память об ушедших родственниках. Но если она не хочет, что делать?
Так было и у меня: покинули этот мир любимые родители, а дети не давали их имена. Да и можно их понять: имена вроде были не очень походящие, и росли они вдали от бабушки с дедушкой, которые остались по разным причинам в Москве.
И вот, Творец послал мне чудесный дар. Родились у меня девочки-близнецы (моложе моих внуков), одной дали второе или первое имя моей мамы Эстер (а так она была известна как Александра-Шура), а другой Батья – в честь бабушки их матери.
Но оставался мой папа. С ним вообще была такая история. Когда в первый раз в Москве меня вызвали к Торе, старики спросили, как отца зовут: я говорю Валерий. Они говорят: нет, не годится. Значит, так: Валерий – это Велвл, а Велвл – это Зеев (волк). И вызвали: Гедалия бен Зеев. Прошло больше двадцати лет, и потом, после ухода мамы, я вдруг осознал, что неправильно это. Я ведь Гедалия бен Валерий. И стали меня вызывать так.
Но сказать детям, чтобы назвали сына Валерием, римским именем, я, конечно, не стал бы. Где же выход?
Спросил одного знакомого кабалиста. Он говорит: есть два пути. Или подобрать имя по созвучию (как делали старики в Москве). Или подбрать имя по качествам – чтобы походил на человека, чье имя получит.
Стали думать о созвучии, и предложил он Исраэль. Вроде и качествами подходит, отец был сильный человек, борец, и буквы эр и эль есть – только детям не нравится.
А тут у одного из сыновей сын должен был родиться, я и говорю ему, что хочу папу вспомнить. Он говорит: ну, вот, жена думает об одном имени, и то, что ты рассказываешь о папе, подходит, и назовем в его честь.
Я обрадовался. Внук, слава Б-гу, родился, но общих букв нет. Рассказываю это другому сыну, Симхе, который стихи пишет и музыку, поет и играет, а он говорит, так есть же уже у тебя такой внук, у которого все буквы те же. Я говорю: как так?
Он отвечает: предыдущего твоего внука от Элияу зовут Ориэль (אוריאל), а папу Валерий (ולרי) – в имени Ориэль есть все буквы имени дедушки. Ну, я очень обрадовался, значит, сын с невесткой дважды исполнили желание моего сердца, в первый раз даже сами того не подозревая,.
А потом дочка родила и назвала сына Уриэль, опять не думая об имени дедушки, и снова в этом имени все буквы имени моего папы.
что проносились во всех ...
Тора рассказывает, как Яков шел навстречу Эсаву: «И поставил служанок и их детей впереди, Лею с ее ...
Тора рассказывает, как Яков шел навстречу Эсаву: «И поставил служанок и их детей впереди, Лею с ее сыновьями позади них, а Рахель и Йосефа последними» (33:2). Упомянуты сыновья, а Дина нет. А сразу после встречи с Эсавом Тора рассказывает о похищении и изнасиловании Дины. И мидраш, связывая это, поясняет ее отсутствие тем, что Яков спрятал ее, чтобы ее не взял в жены Эсав вместо Леи (которая была ему предназаначена).
И есть два мнения.
Одни говорят, что ее судьба указывает на ошибку Якова – ему следовало отдать Дину Эсаву. Влияние жены на мужа велико, и праведница могла его исправить.
Другие возражают: как можно отдать дочь за злодея? Яков поступил правильно. После не значит поэтому – и то, что с ней произошло, вовсе не результат его ошибки.
Что же произошло бы, если бы все-таки Яков отдал Дину Эсаву – есть ли хоть какие-то основания для предположения об этом?
Мне кажется, Тора дает на это намек. Но прежде выскажу общие соображения. Яков лишил первородства и благословения первенца Эсава, а вместе с тем жены Леи. Потом он посылает ему скот, как часть благословения Б-га, которое обрел от Лавана в Харане. Не правильно ли было дать Эсаву шанс, хорошую жену, и дочь Леи – вместо матери? В конце, концов, если бы не получилось, она могла бы уйти…
А теперь сложим имена Эсава и Леи: עשו + לאה = בית, дом – так записывается буквами это число. Прочный союз. И чье влияние стало бы определяющим? Мудрецы говорят: «Жена – это байт, дом». И Храм называйтеся байт, и дом называется малым Храмом.
Тогда, с помощью Б-га, мог осуществиться союз Якова и Эсава, на который изначально надеялся Ицхак. Эсав взял бы как Звулун на себя материальную часть, а Яков занимался служением Творцу, что предполагало первородство, от которого прежде оказался Эсав/Эдом.