Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «hic»
"анализ на многообразиях" 2015-05-25 00:39:45
Письмо коллегам насчет программы анализа на многообразиях. * * * По поводу " ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Письмо коллегам насчет программы анализа на многообразиях. * * * По поводу "анализа на многообразиях", тут есть три разные предмета: 1. та часть анализа, которая размещается в учебниках анализа (дифференциальные формы, интегрирование, теорема Стокса, лемма Пуанкаре, когомологии де Рама), 2. та часть анализа, которая размещается в учебниках топологии (лемма Сарда, степень отображения, вычисление когомологий, индекс Хопфа векторного поля) 3. та часть анализа, которая размещается в учебниках дифференциальной геометрии (векторные расслоения, тензорные поля, теорема Фробениуса, римановы формы). * * *
По-хорошему, на третью часть у нас времени не хватит, поэтому можно на нее забить, оставить римановы формы (потому что на группах Ли нужны метрики Киллинга) и векторные расслоения (потому что без них нельзя дифференциальные формы).
Вторую часть тоже не надо, потому что топологию на факультете более-менее отменили, оставив минимум в объеме одного семестра НМУ. Без первой части, однако, нельзя, потому что в комплексном анализе и в физике нужны дифференциальные формы и теорема Стокса.
Версия, которую прислал Саша Эстеров, является таким минимумом: по сути там нет ничего, кроме теоремы Стокса, но по крайней мере остается надежда, что теорему Стокса студенты освоят.
К сожалению, никакого толка в этом нет, потому что комплексный анализ зачем-то поставили до анализа на многообразиях, так что и стараться особо незачем.
* * *
На самом деле, студенты перегружены исключительно из-за того, что программа факультета составлена по-дурацки. Мы читаем студентам интеграл не меньше трех раз (учитывая то, что интеграл Лебега приходится повторять на вероятности и функциональном анализе, то и больше). Мы рассказываем про несобственные интегралы, кратные интегралы и предельный переход под знаком интеграла дважды, а то и трижды, сначала на обычном анализе, потом на теории меры (Lebesgue dominated convergence theorem и ее друзья), потом на функциональном анализе. Причем все эти вещи обыкновенно феноменально скучные, и студенты их ненавидят.
Если бы порядок курсов определялся с умом, ничего такого не произошло бы. Например, различные сходимости надо отнести в функциональный анализ и рассказывать после (и в тесной связи) с общей топологией. "Кратный интеграл" и интеграл Римана с суммами Дарбу вообще не надо упоминать, хватит наивного ("Коши") от непрерывных функций и Лебега с теоремой Фубини. Весь анализ, который можно рассказать на многообразиях (то есть весь после первого семестра) надо рассказывать сразу на многообразиях, при этом экономится куча времени, потому что при таком подходе выписывать вещи явно и в координатах не потребуется (и не получится).
Наши попытки реформировать программу напоминают (в лучшем случае) отрубание кошке хвоста по кускам: мы добавили формулу Стокса, ок, но тем же движением перенесли комплексный анализ на семестр назад, так что теперь формула Стокса особо и не нужна.
В худшем случае, одна команда товарищей вдумчиво отрубает кошке куски хвоста, и одновременно другая пришивает несколько новых хвостов с противоположной стороны; именно так произошло, когда в ответ на жалобы студентов о перегруженности программы анализом, из программы удалили алгебраическую топологию и теорию Галуа.
Вместо этого надо произвести ревизию программы и удалить все элементы, которые безнадежно устарели. Если пользоваться современным языком, их материал можно рассказать на пальцах. По моим оценкам, того, что можно удалить из нашей программы (унаследованной из МГУ), где-то две трети.
Если же ничего не удалять и вместо этого добавлять поверх архаичных напластований современную математику, получается то, что получается: перегруженные неизвестно чем студенты и полная концептуальная неразбериха в обучении.
* * *
Что до преподавания анализа на многообразиях в конце второго курса, я немало общался с нашими первокурсниками. Некоторые из них на первом курсе знают эту программу много лучше, чем они знают программу нашего анализа; на втором курсе им все это будет скучно. По моим оценкам, таких студентов процентов 10. Другие этого не знают, но к концу второго курса большинство этих студентов ничего не хочет и ничем не интересуется. Никакого общения между этими двумя группами студентов по нашему курсу не будет, потому что первые туда просто не пойдут. Соответственно, шансов, что студенты, ничего не знающие, неожиданно переместятся в первую группу, тоже нет.
То есть мы планируем сейчас курс лекций для студентов, которые будут учиться из-под палки. Это обидно и неприятно.
По уму, есть две ключевые концепции, без которых заниматься геометрией невозможно: многообразие и векторное расслоение. Первый курс анализа на многообразиях должен быть посвящен исключительно ознакомлению студента с этими концепциями. Поэтому теорема Уитни там более чем уместна, и аналогичная ей теорема о векторных расслоениях (теорема Серра-Суона), утверждающая, что векторное расслоение является прямым слагаемым тривиального. Если мы не расскажем студентам, что есть векторное расслоение, они не поймут наших объяснений про дифференциальные формы.
С другой стороны, программа в том виде, в котором она сейчас составлена, ориентирована на студентов, которые не понимают и уже никогда не поймут, что такое есть векторное расслоение. Поэтому менять ее наверное и не стоит. Но надо четко уяснить для себя, что курс этот будет непонятен, уныл и непопулярен. Учитывая неподдельный энтузиазм, который наши студенты испытывают по поводу продвинутой математики, мне хочется проиллюстрировать это киноцитатой: http://www.metacafe.com/watch/an-PczuJb427hbJmm/the_meaning_of_life_1983_sex_education/
Если мы хотим сделать курс, который будет популярен, надо (а) начинать на год раньше, пока продвинутые студенты в состоянии получить для себя пользу от нашего курса и участвовать в обучении своих соучеников и (б) уделять больше времени ключевым понятиям, и меньше - частностям типа исторически сложившихся версий теоремы Стокса для разных размерностей (их стоит дать в упражнениях), интегралам по кривым "первого рода" и так далее.
From: ... >Я бы предложил кое-что полезное (типа теоремы Уитни) >приводить без доказательства.
Если что, теорема Уитни для компактных многообразий доказывается в одну строчку, если мы знаем разбиение единицы. Надо вложить каждую карту в сферу S^n, а потом домножить отображение вложения на функцию, которая равна нулю вне карты; такие функции берутся из разбиения единицы. Для некомпактных доказательство требует куска из теории меры (хотя бы Хаусдорфа): нужно образ многообразия спроектировать из бесконечномерного пространства в конечномерное без самопересечений. Конечно, без этого можно обойтись, ограничившись компактным случаем.
Наконец, небольшие коррекции и замечания к программе (учитывая очень плохую ситуацию, в которой мы находимся, она представляется мне практически идеальной).
>*3 модуль (11 недель)*
>1) Гладкие многообразия, многообразия с краем. Касательные пространства.
Это концептуально очень трудное понятие. Оно нуждается в иллюстрации примерами (для этого нужна теорема Уитни: все многообразия на самом деле вложенные). Кроме того, обычное определение (через карты) никем не усваивается. Например, доказать, что множество классов эквивалентности атласов на многообразии не более чем континуально, не может (почти) никто из студентов, я ставил такой эксперимент. То есть фактически понятие "эквивалентности атласов" остается для студентов глубочайшей тайной, даже для тех из них, кто неплохо знает гомологическую алгебру и знакомы с неабелевыми когомологиями.
В этот момент нужно либо много говорить о коциклах и функциях перехода (и посвятить коциклам и функциям перехода одно-два занятия), либо определять многообразия через пучки (самый разумный способ, особенно учитывая, что наши студенты знают пучки лучше, чем они знают про ряды Тэйлора), либо с самого начала ограничиться многообразиями, вложенными в R^n.
>2) Подмногообразия, дифференциалы отображений, диффеоморфизмы.
>3) Ориентируемость. Индуцированная ориентация на крае многообразия.
>4) Лемма Сарда, слабая теорема Уитни о вложении многообразий в Rn.
Я бы поменял порядок, начав с теоремы Уитни. Потому что вложенное в R^n многообразие есть единственная понятная версия этого понятия в рамках данного курса (если мы не рассказываем им про пучки и про свойства коциклов переклейки).
>5) Риманова метрика, длины кривых. Разбиение единицы, существование метрики.
Это нереально, пока мы не рассказали про расслоения. Надо перенести риманову метрику после расслоений.
>6) Векторные поля, фазовые потоки (повторение). Коммутаторы. Тождество >Якоби.
>(*) Матричные группы. Однопараметрические подгруппы и левоинвариантные > векторные поля. Алгебры Ли классических групп.
>7) Гладкие тензорные поля. Производная Ли.
>(*) Векторные расслоения. Операции над расслоениями, ориентирующее > расслоение. Тензорные поля как сечения расслоений.
>8) Касательное и кокасательное расслоения. Дифференциальные формы и >операции над ними.
>*4 модуль (10 толстых недель)* > >1) Внешний дифференциал. Формула Картана. > >(*) Теорема Фробениуса об интегрируемости. > >2) Замкнутость и точность форм. Лемма Пуанкаре. > >3) Интеграл дифференциальной формы по многообразию. Формула Стокса. > >4) Форма объема римановой метрики. Интегралы по кривым первого рода. >Площади подмногообразий в евклидовом пространстве. Площадь сферы и объем шара >в Rn.
По-моему, площадь сферы проходят на первом курсе. И уж точно незачем добавлять это в программу анализа на многообразиях. Может, еще объем цилиндра и конуса добавить? Ну и правильного тетраэдра, чего мелочиться.
>5) Градиент функции, ротор и дивергенция векторного поля в евклидовом >пространстве. Формулы Грина, Кельвина---Стокса и Гаусса---Остроградского, >интегральная теорема Коши. (*) Уравнения Максвелла
Торжество архаики и мракобесия. Если до этого места студенты еще и досидят, то тут они точно вылетят в трубу.
>6) Когомологии Де Рама многообразий. Гомотопическая инвариантность >когомологий. Когомологии сфер.
>(*) Последовательность Майера---Вьеториса, когомологии поверхностей.
Суммируя: если убрать редкие напластования архаики, мы увидим в этой программе выжимку геометрической части курса Лорана Шварца, что само по себе неплохо, но не решает две проблемы:
(а) концептуальную трудность понятия "многообразия" и "векторного расслоения", которое требует полгода-год интенсивной работы на усвоение
(б) курс Лорана Шварца доступен продвинутому старшекласснику, а мы предлагаем это второкурсникам, интересующимся (на нашем факультете) мотивами, триангулированными категориями и программой Ленглендса. По-моему, это примерно как рассказывать здоровому двадцатилетнему лбу про пчелок и цветочки, желая поведать ему, откуда берутся дети.
Я знаю как минимум двух (бывших) первокурсников, которые еще в старшем классе школы хорошо владели программой первых двух курсов НМУ (в объеме лицензиата). Неплохо бы ориентировать наши программы не только на студентов, которые ничему не учатся, но и на студентов, которые учатся.
Такие дела Миша
Comments
Тэги: hse, math
Опрос про 100 книг 2015-05-01 19:21:41
Я составляю список рекомендованных книг по математике. В нем должно быть около ста книг; этот ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Я составляю список рекомендованных книг по математике. В нем должно быть около ста книг; этот список в какой-то момент пойдет начальству, которое может сделать из него оргвыводы, а может просто вывесить его на каком-нибудь сайте. Мне тащемта все равно, но граждане постоянно спрашивают меня про книги, которые нужно читать, и хочется иметь канонический список, к которому можно отсылать страждущих. Я рассортировал их по темам (в основном для того, чтоб избежать путаницы и дубликатов) и по степени элементарности. Буду изрядно признателен, если вы откомментируете, проголосуете, похвалите-отругаете выбор, либо предложите альтернативные книги. Вот опрос: http://lj.rossia.org/community/ljr_ math/46837.html пожалуйста, голосуйте и комментируйте (специально там, чтобы можно было анонам). Такие дела Миша Comments
Тэги: books, hse, math
"Это наша родина, сынок" 2015-03-17 03:13:13
Где-то в глубине вконтактика нашел, из обсуждения пресловутой программы. + развернуть текст сохранённая копия
Где-то в глубине вконтактика нашел, из обсуждения пресловутой программы. Когда я учился на мехмате, мне дико хотелось убить всех преподавателей за то, что они рассказывают какую-то тупую и тошнотворную хрень вместо математики. Я люто, бешено ненавидел мехматских за их травестию "математики" (в изложении тамошних - унылой, неопрятной, некрасивой и совершенно неинтересной псевдонауки). И вроде бы все знакомые к ним относились так же. Но сейчас это дело многим наоборот нравится, то ли стокгольмский синдром то ли что. Первый раз я был этому удивлен в момент совершенно искреннего народного горя по преставившемуся декану мехмата Лупанову, которого в наше время считали исчадием ада и без пяти минут гитлером. Теперь уже не удивляюсь, каждому свое, труд делает свободным. Коллеги обжили освенцим, приспособились, считают его своим домом. Даже и зла по этому поводу не испытываю, ну обжили, ну нравится, и чего такого. "Это наша родина, сынок". Привет Comments
Тэги: hse, math, mccme, smeshnoe
требуют духовных скреп и обязательного клизьмования 2015-03-16 17:20:30
Тем временем студенты выложили программу по математике и предложения по реформированию матфака ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Тем временем студенты выложили программу по математике и предложения по реформированию матфака: http://vk.com/mathhse?w=wall-65080714_2 47 По мне, недостаточно радикально, но в качестве первого шага к реформированию сойдет. В списках рассылки уже кипят говна, преподаватели возмущаются и требуют духовных скреп и обязательного клизьмования. Самое хорошее вот. Дорогие коллеги,
Очень радуюсь факту появления вашего письма и тому, что проблемы бакалавриата выходят на обсуждение --- оно, безусловно, необходимо.
Думаю, что процесс обсуждения не может быть коротким, поэтому прошу разрешения поделиться самым первым впечатлением --- для начала дискуссии, вовсе не в качестве окончательного суждения.
Как вы знаете, я читаю курс третьеурсникам и старше (хотя изредка приходят студенты и младше), а на младших курсах веду семинар. Среди подписавших письмо и составителей программы с удовольствием вижу нескольких слушателей моих курсов и семинаров. Для них не будет, полагаю, болшим сюрпризом то, что пишу дальше.
Из года в год вижу серьезную проблему:
СТУДЕНТЫ НАШЕГО ФАКУЛТЕТА СОВСЕМ НЕ ЗНАЮТ КЛАССИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
Не вхожу в подробный разбор, ограничусь тремя конкретными примерами.
Вопрос 1: Найдите преобразование Фурье распределения Коши (конкретно \int_R (\exp(i\lambda x) (1+x^2)^{-1}dx, \lambda вещественно)
Вопрос 2. Сходится ли интеграл \int_R J_0^2(x) dx, где J_0 -- стандартная функция Бесселя?
Вопрос 3. Найдите асимптотику интеграла
\int_{-1}^1 \exp(ikx^2) dx
при k \to\infty.
Сколько времени вам нужно, чтобы ответить на эти вопросы?
Замечу, что первый --- совершенно стандартный, второй --- просто детский, третий --- несложный и тоже стандартный, при этом с ОЧЕНЬ важными разветвлениями/обобщениями [за некоторые из которых Peter Debye получил нобелевскую премию по...химии].
И если первый требует, скажем, трех строк вычисления, то второй и третий решаются одной строкой на двоих.
Из составленной вами программы классический анализ исключен вовсе. Мейду тем, знать его необходимо математику, работающему в самых разных областях.
Про дифференциальные уравнения. Когда готовился читать их на мехмате 6 лет тому назад, советовался с коллегами, в частности, с Юрием Чинкелем, бывшим тогда деканом математического факультета NYU и занимавшим одновременно кафедру Гауссa в Геттингене.
http://de.wikipedia.org/wiki/Yuri_Tschinkel
Его комментарий о курсе в стиле Арнолда (с акцентом на качественную теорию, рисование фазовых портретов и т. п.) я не буду здесь приводить, а перейду к его совету мне как лектору (по памяти):
------ Идеальный современный курс дифференциальных уравнией --- это "bag of tricks". Работаюсчий математик постоянно встречается с некоторыми совершенно конкретными обыкновенными дифференциальными уравнениями. Их он должен уметь решать и хорошо знать.
Какие ето конкретные уравнения? Как минимум, я назвал бы гипергеометрическое, Бесселя, уравнения типа Штурма-Лиувилля, приводящие к классическим ортогональным многочленам.
Курс анализа --- традиционно слабое место Независимого. Ето связано, думаю, среди прочего, и с тем, что, до появления матфака, студенты НМУ, в большинстве своем, параллельно учились на мехмате (реже --на физтехе/других факультетах МГУ/МГТУ/другое). Курс анализа на мехмате имеет много недостатков, но изучение конкретных важных примеров и методов в нем обычно есть. В НМУ этого не было и нет.
Где и когда, по вашему мнению, дорогие коллеги, должны студенты матфака познакомиться с обьектами и техникой классического анализа, с которыми математик живет потом всю свою жизнь?
* * * (я убрал подпись и перевел в кириллицу; все ошибки мои). Не удержусь пожалуй, и воспроизведу мой ответ на письмо коллеги.
> STUDENTY NASHEGO FAKULTETA SOVSEM NE ZNAJUT KLASSICHESKOGO ANALIZA.
Молодцы! Правильно делают, надо беречь мозги.
Также они не знают соотношений Адема и классификации
йордановых алгебр, а это не менее важные предметы,
хотя тоже экзотические. Все факты выучить невозможно, но надо
хорошо владеть парадигмами, позволяющими быстро осваивать
экзотику, если понадобится.
> Ne vhozhu v podrobnyj razbor, ogranichus' tremja konkretnymi primerami.
>
> Vopros 1: Najdite preobrazovanie Fourier raspredelenija Cauchy. (konkretno
> \int_R (\exp(i\lambda x) (1+x^2)^{-1}dx, \lambda veschestvenno).
>
> Vopros 2. Shoditsja li integral \int_R J_0^2(x) dx, gde J_0 --
> standartnaja funktsija Besselja?
>
> Vopros 3. Najdite asimptotiku integrala
>
> \int_{-1}^1 \exp(ikx^2) dx
А зачем это нужно знать? Я не разу не видел, чтобы
в нормальной математической статье (в архиве.орг,
например) упоминались функции Бесселя. И не уверен,
что знаю того, кто их видел.
Такие статьи, конечно, бывают, но применимость функций
Бесселя не шире, чем применимость каких-нибудь
луп Муфанг, которых никто в программу не включает.
(Классический) анализ - изолированная,
весьма узкая и лишенная применений наука, которая
кроме выдающегося индекса взаимоцитирования, и обилия
статей с названиями "об одном свойстве дифференциального
уравнения", ничем особенно не замечательна.
По-моему, из всего [классического] анализа математику надо знать только
главы Зорича, помеченные звездочкой (там страниц 100),
все остальное если и понадобится (что маловероятно),
всегда можно на месте подучить.
Нужно преподавать такие вещи, без которых невозможно
понимать большое число математических наук, а такие вещи,
без которых можно обойтись, нужно выкинуть из программы,
там и так слишком много всего.
Конечно, если студенту придется ехать в Нигерию,
где математиков примерно столько, сколько во Франции,
и (почти) все занимаются классическим анализом, классический
анализ необходимо выучить заранее. Но мы не в Нигерии.
Такие дела
Миша
Comments
Тэги: hse, math, mccme
проверка мифа о ``непорочном зачатии'' 2015-01-14 23:30:31
Как это прекрасно https://vk.com/wall152615664_5042 https://vk.com/wall106950513_2978
+ развернуть текст сохранённая копия
Как это прекрасно https://vk.com/wall152615664_5042 https://vk.com/wall106950513_2978 Память воды, чтение мыслей животными при посредстве аквакоммуникации, волновая и квантовая генетика, биоэлектроника, биокомпьютинг и учение о рептилоидах, в исполнении академика Гаряева, а также Болотовой Л.С., Слесарёва В.И., и Тарасенко С.К. ...Его лекция была невероятным набором откровенной чуши и очевидных фактов. Логические ошибки и полное отсутствие доказательств и ссылок на независимые исследования дополнили картину. Нам рассказали о "памяти воды", о существовании 5-ого фундаментального поля (акустического), явлении дегидрации под действием воды, разумных животных, которые читают мысли хозяев, т.н. "водяной плазме имеющей восстановительные свойства"... Далее - очешуительная история о самовоспламеняющихся людях, в частности о некоторой старушке, которая сидела на кресле и пока никто не видел превратилась в кучку пепла. И якобы это доказывает, что она самовоспламенилась. Почему это не доказывает, что её, например, сожгла инквизиция или пришельцы - непонятно, события-то равновероятны без доказательств.
Добило всё попытка прорекламировать аудитории "записанные на CD-диски лекарства"...
...Что, если осветить лазером мужскую сперму и передать ее излучение девушке? Цель эксперимента - проверка мифа о ``непорочном зачатии''.
Соратником Петра Петровича выступил сотрудник ВНИИГП СССР - Тертышный, который незамедлительно предложил для эксперимента свою сперму. Девушку искать не стали.
...Излучение от чужой спермы задело и меня, - грустно вспоминает Пётр Гаряев. - Но через несколько часов я оклемался. А Георгию стало значительно хуже. Боли усилились, а температура поднялась до 41 градуса. Целую неделю она держалась на грани свертывания крови. К счастью, все выздоровели. Но мы получили очень серьезное предупреждение. А с Георгием Тертышным после возвращения с того света произошла потрясающая перемена. Он настолько уверовал в Бога, что стал работать только с Его разрешения.
* * * Все это качестве мастеркласса в Вышечке, точнее, в МИЭМе. А также в МГУ, ФИАНе, МВТУ, и в "Бюллетене экспериментальной биологии и медицины", из списка ВАК. Какая страна, такие и ученые. По ссылке от onanyzmus@lj. Привет Comments
Тэги: hse, nauka, smeshnoe
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
Главная / Главные темы / Тэг «hic»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|