От Харлесила на запад вдоль берега на поверхность ...
13 августа 2012 От Харлесила на запад вдоль берега на поверхность выступают острова. Они образуют длинный национальный парк Ваттенмейер или Wadden Sea. Часть из этих островов немецкие, часть - голландские, но с точки зрения природы одна формация, довольно уникальная. Море очень мелкое, не больше пяти метров, во время прилива пространство между сушей и островами заполняется водой, а во время отлива дно оголяется и можно пройти по грязи с суши до острова пешком, ну или как Иисус по воде. Этим очень любят заниматься голландские скауты - ходить на острова по грязи во время отлива. Ну в голландской части море отступает сильнее, чем в немецкой, так что про немецких скаутов я не в курсе, может и нельзя пройти по воде до острова. Почтальоны тоже раньше занимались такими вещами. Не знаю так ли это до сих пор, возможно они уже используют паромы или лодки для доставки почты.
Здесь вдалеке виден остров Шпикерог.
Я было надеялась утром съездить на какой-нибудь из островов на пароме (все-таки не бог я ходить по воде, да еще и с велосипедом). Но выяснилось, что расписание у этих паромов очень противное: как правило, один паром утром туда и вечером обратно. Терять целый день на маленьком острове не хотелось, пусть даже если это и природный заповедник, и живет в этом мелководье куча планктона и всяких крабов, рыб, и птиц. Посему решено было ехать вдоль берега на запад, до самой Голландии. Велодорожка в некоторых местах выходит прямо на берег, движение для автомобилей там закрыто, а пешком перемещаться слишком далеко, поэтому все ездят на великах. Я тут приятно угадала с транспортом. На травке пасутся овечки - оптимальное использование земли.
Овца на фоне острова Лангеог.
В некоторых местах по берегу проехать нельзя, и дорожка уводит за насыпь (дайку), которой суша огорожена от моря вдоль всего берега для защиты от наводнений, сохранения более-менее четкой границы между сушей и морем и защиты природы. Из-за этой дамбы моря не видно, а видно лишь традиционные нижнесаксонские фермы. Велосипедисты-курортники во всю снуют по велодорожке. Каждый встречный здоровается с тобой странным словом "мойэн". В Шлезвиге-Гольштейне я такого не слышала, местная специфика. Сперва думала, что это какое-то сокращение от guten morgen - "доброе утро", но они, заразы, здоровались со мной этим "мойэном" в любое время суток, вводя в культурный шок. Выяснилось, что это заимствование из голландского, означающее пожелание добра (спросила у одного немца).
Такая грязь может тянуться во время отлива до самого острова, по ней и ходят скауты. Осушать нельзя - здесь водится много рыбы, место отличное для нереста.
Дайка огорожена от велодорожки колючей проволокой с табличками.
Табличка в переводе значит:
Так я провела несколько приятных часов, педалируя вдоль моря и наслаждаясь видом островов вдалеке. Попутный ветер дул с востока на запад, поэтому я довольно быстро оказалась в городе под названием Нессмерзил, откуда нужно было сворачивать на юг в Эмден. Вот тут ветер меня и потрепал в разных позах. Устав от гонок с ветром, в Хаге я зашла в продуктовый супермаркет Лидл, чтобы пополнить запасы еды. Тут обнаружился наш русский кефир.
Я обрадовалась, купила целых две банки и устроила пикник с фотосессией прямо в автобусной остановке неподалеку. По вкусу действительно обычный кефир. Городок такой правильный, немецкий. Кустики все подстрижены, ровненький асфальт подметен и вымыт, дома сверкают своей ухоженностью. По дороге едет карета с молодоженами, запряженная двумя породистыми холеными лошадками. Невеста с букетом цветов, вся красивая и белая. Карета проезжает мимо остановки, в которой грязная русская велотуристка с наслаждением употребляет русский кефир немецкого производства, облив им половину остановки. Жених с невестой смотрят на эту картину круглыми глазами. Будет что вспомнить со дня свадьбы.
Нижнесаксонскими фермами я въезжаю в Эмден - город, почти на границе с Голландией. Хитрый план был проехать на пароме до голландского Делфзила, сократив время и расстояние, и остановиться в кемпинге уже в Голландии. По слухам (из интернета, конечно) паромы эти ходят каждые полчаса. Ага, как бы не так. На месте у пристани в Эмдене выясняется, что паром до Делфзила только промышленный и якобы есть какой-то пассажирский, но ходит он два или три раза в неделю. В общем, не мой случай. Не везет мне что-то с паромами.
Ну что ж, план провалился, времени уже седьмой час, а чтобы добраться до Голландии теперь придется объезжать вокруг весь залив Dollard, а это километров 30 дополнительных, а то и больше. Ну что ж, тем лучше, пересеку границу наземным путем. Несусь в объезд в Petkum и вижу, как от причала отходит паром Petkum - Ditzum через реку Эмс. Немец с парома кричит мне что-то, я кричу ему, что не говорю по-немецки. Он переходит на английский и кричит, что это он - мой последний шанс перебраться на ту сторону и что он для меня причалит обратно. Фуф, успела. Спасибо бородатому паромщику (и почему паромщики всегда бородаты?).
Паромщик протягивает карту веломаршрутов вокруг залива Dollard, на которой указаны всякие кемпинги, и настоятельно советует заночевать на немецкой стороне: "Возьми, пригодится". До границы еще ехать и ехать, а первый голландский кемпинг только неделеко от Делфзила, а до туда ехать ого-го, уже стемнеет. Повезло хоть с картой-то. И с паромщиком, хоть с этим.
Вот уже и какие-то необычные международные указатели веломаршрутов появляются.
Только я сошла с парома и отправилась к голландской границе вдоль залива, окруженного все такой же насыпью, как и море, из-за которой не видно воды, как мне попался любопытный немец с собакой. Почему-то все самое интересное происходит на стыке двух государств. Любопытный немец, узнав что я из России, сразу начал с политики. Про Путина, демократию и прочее такое. Стал рассказывать, что пишут про Путина в немецких газетах. Оказывается, он работал обозревателем в деловой газете и вообще финансы и политика - две его любимые темы. Говорю ему не покупать акции российских компаний. Он говорит, что знает только Лукойл, остальные какие-то мутные и вообще не стоят внимания.
А разговор начался с того, что я просто подошла к калитке, которой снабжена велодорожка, чтобы туда не заезжали на машинах. Немец открывает мне калитку и говорит что-то про Горбачева, который открыл для СССР ворота в мир.
- Давай помогу открыть тебе калитку.
- Вы открываете калитку для русской, которая едет из Германии в Голландию. Это врата свободы.
- Ага. Ну что ж, думаю, когда-нибудь увижу тебя вице-президентом большой компании и прочитаю об этом большую статью в немецкой газете.
- Надеюсь.
- А я не надеюсь, я знаю...
Врата свободы (те, что справа).
После этого разговора и каких-то трех километров я въезжаю в Голландию. Вот он мост, соединяющий два государства, немецко-голландская граница, совершенно пустынная. Imagine there is no countries.
Но приключения сегодня этим не закончились. Влетев в Голландию, я вновь охвачена эйфорией от нового покоренного государства. Ну потому что тут все другое: знаки на дорогах, даже трава как-то не так пострижена. Такой простор и абсолютно прямые и перпендикулярные дороги. Ощущение такое, что едешь по взлетной полосе, только навстречу не самолеты, а тракторы несутся. И поля, поля вокруг. Еще шире и ровнее, чем а Германии. Просто бесконечные. На радостях я доезжаю до голландского кемпинга уже в темноте. В кемпинге народ играет в Бинго: цифры произносят на немецком и голландском языках. Долго смотреть на это нельзя, и я удаляюсь спать под звуки работающего где-то неподалеку на поле ночного комбайна.
Вэлкам в гости. Фото, конечно, уже с утра сделано.
Пройдено за день 130,23 км
Разнообразные в химическом отношении материалы, не растворимые в воде. Данная группа основ ...
Здравствуй, Дорогой читатель моего Блога ! Сегодня я хотел бы пригласить Вас на супер семинар NWA . ...
... кузовом производства
Coachcraft из ... с кузовом
Coachcraft первоначально ...
...