12 августа 1912 года считается днем рождения ВВС России. Авторы сайта Forbes.ru отобрали 15 самых примечательных отечественных самолетов и вертолетов, от «Ильи Муромца» до удивительного аппарата с гигантским баком на крыше
100 лет российской авиации в фото знаменитых самолетов и вертолетов
«Илья Муромец» (1913)
Первый в мире пассажирский самолет и первый российский бомбардировщик.
Произведено: более 80 экземпляров.
Самолеты «Илья Муромец» были основой бомбардировочной авиации Российской империи во время Первой мировой войны и стали одним из ее символов.
По-2 (У-2, 1928)
Один из самых массовых самолетов в мире.
Произведено: свыше 33 000 экземпляров.
Создававшийся как учебный самолет для массового обучения советских летчиков во время Великой Отечественной войны По-2 выполнял, в частности, функции легкого ночного бомбардировщика и прославился благодаря летавшим на нем женщинам-пилотам.
И-16 (1933)
Символ предвоенной авиации СССР, первый в мире высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси
Произведено: 19 292 экземпляра
И-16 был основным истребителем советских ВВС накануне и в первый период Великой Отечественной войны. Последние самолеты были сняты с вооружения в 1952 году ВВС Испании, куда машины были поставлены СССР во время гражданской войны 1938-1939 годов.
АНТ-20 «Максим Горький» (1934)
Самый большой самолет своего времени с сухопутным шасси.
Произведено: 1 экземпляр.
Использовался как агитационный самолет, разбился 18 мая 1935 года в результате столкновения с самолетом сопровождения.
Ил-2 (1939)
Самый массовый боевой самолет в истории авиации.
Произведено: 36 183 экземпляра.
Штурмовик, использовавшийся на всех фронтах Великой Отечественной войны. Уникален тем, что бронирование двигателя и пилотской кабины было частью силовой схемы планера самолета. Кроме СССР состоял на вооружении еще пяти стран Варшавского блока, где эксплуатировался до 1954 года.
Як-18 (1946)
Символ массовой авиации СССР.
Произведено: более 4800.
Як-18 сменил в качестве учебно-тренировочного самолета По-2 и был первым самолетом практически для всех советских послевоенных летчиков и пилотов-любителей, занимавшихся в аэроклубах.
Ан-2 (1947)
До появления Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации.
Произведено: 17 000 экземпляров.
Выпускался в СССР и Польше (по лицензии, поставлялся в СССР), до сих пор производится в Китае (стоимость — около $75 000).
Ил-18 (1957)
Первый советский самолет, массово продававшийся на внешнем рынке.
Произведено: 675 экземпляров.
Эксплуатировался помимо СССР в 17 зарубежных авиакомпаниях, сегодня остается в эксплуатации в четырех странах мира, не считая России.
МиГ-21 (1959)
Самый распространенный сверхзвуковой самолет в мире.
Произведено: 11 496 экземпляров, не считая построенных по лицензии в КНР.
Состоял на вооружении более 40 государств, в настоящее время остается в составе ВВС 22 стран мира.
Ми-8 (1961)
Самый массовый двухдвигательный вертолет в мире.
Произведено: более 12 000 экземпляров.
Цена: от $14,75 млн до $17,5 млн.
Эксплуатируется более чем в 70 странах мира, до сих пор (в различных модификациях) состоит на вооружении российских ВВС и является самым массовым отечественным военно-транспортным вертолетом.
Ту-144 (1968)
Первый в мире авиалайнер, преодолевший звуковой барьер.
Произведено: 16 экземпляров.
Первый полет Ту-144 состоялся на два месяца раньше, чем полет «Конкорда». Коммерческая эксплуатация на единственной линии Москва — Алма-Ата была свернута в 1978 году из-за нерентабельности: стоимость полета на Ту-144 в полтора раза превышала стоимость полета на дозвуковых авиалайнерах.
Ту-154 (1968)
Самый массовый советский реактивный пассажирский самолет
Произведено: 932 экземпляра
Ту-154 эксплуатировались пассажирскими авиакомпаниями всего социалистического лагеря и многих других стран, поддерживавших дружеские отношения с СССР. Вплоть до настоящего времени 30 лайнеров совершают регулярные полеты в России, единичные экземпляры остаются в эксплуатации в других государствах, в том числе в качестве правительственных (Болгария, Польша, Словакия, Чехия).
ВМ-Т «Атлант» (1981)
Уникальный самолет, предназначенный для транспортировки элементов ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». Эксплуатировался в составе ВВС.
Произведено: 3 экземпляра.
Цилиндрический груз над фюзеляжем ВМ-Т — установленный задом наперед кислородный бак ракеты-носителя «Энергия» в специальном обтекателе.
Ка-50 «Черная акула» (1982)
Первый в мире одноместный боевой вертолет соосной схемы.
Произведено: 15 экземпляров.
Несмотря на малое число стоящих на вооружении машин, стал одним из символов современной российской авиации — благодаря своим футуристическим очертаниям и в еще большей степени после выхода на экраны боевика «Черная акула», который и дал вертолету его неофициальное название.
Ан-225 «Мрия» (1988)
Самый большой в мире транспортный самолет, совершающий регулярные полеты.
Произведено: 1 экземпляр.
Как и ВМ-Т, проектировался для перевозки ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В настоящее время находится в коммерческой эксплуатации.
P.S. Приятно, что в российскую авиацию включены украинские самолеты.
А вот самолеты, которые я изучал и на которых работал: Ил-76 и МиГ-29