Среди многочисленных материалов о Хануке, встретилась мне одна интересная статья, содержащая впрочем несколько спорных утверждений.
Особенно бросился в глаза такой абзац :
"Однако мало кто знает любопытную деталь. Первым, кто связал зажигание ханукальных свечей с «масляным чудом», был рабби Йосеф Каро, будущий автор «Шулхан Аруха». И произошло это аж в 16 веке! А в более ранних источниках фигурирует иная причина. Талмуд пишет, что в память о чуде был учрежден праздник. А о свечах в связи с данным чудом в Талмуде – ни слова."
Вот на нем мы пока и остановимся.
Трудно с этим согласиться. Странно, что автор статьи ссылаясь на комментарий "Бейт Йосеф" (р. Йосеф Каро, "будущий" автор Шулхан Аруха, как пишет автор статьи) при этом забыл посмотреть в сам текст свода законов "Арба Турим" (р. Яаков бен Ашер ЗЦ"Л Испания 1269-1343) комментарием к которому Бейт Йосеф является :
Арба Турим (сокр. "Тур") Законы Хануки 671:1
תרע"א ויען כי אירע הנס בנרות תיקנו להדליק נרות בכל לילה כדי להזכיר הנס –
"И поскольку произошло чудо со свечами, установили зажигать свечи каждую ночь, чтобы напомнить чудо"
Как видим, р. Яаков бен Ашер устанавливает в своем hалахическом кодексе, что зажигание свечей – память о чуде со свечами Храма. Более чем за 200 лет до р. Йосефа Каро!
Но это еще не все. Спустимся глубже в века : Р. Йицхак Альфаси (сокр. РиФ) (Северная Африка, Испания 11 век)
והלכך מברכינן אניסא כל יומא ויומא מתמניא יומי דחנוכה הואיל ובכל יום ויום היה הנס מתחדש באותו פך של שמן:
И поэтому мы благословляем на чудо каждый день из восьми дней Хануки - ведь каждый день было чудо новое с тем кувшином масла
РиФ, Шаббат 9б (по листам Рифа)
И РиФ устанавливает это как hалаху.
На самом деле слова РиФ основаны на Вавилонском Талмуде (Шаббат 23а)
א"ר חייא בר אשי אמר רב המדליק נר של חנוכה צריך לברך ורב ירמיה אמר הרואה נר של חנוכה צריך לברך אמר רב יהודה יום ראשון הרואה מברך ב' ומדליק מברך ג' מכאן ואילך מדליק מברך שתים ורואה מברך אחת מאי ממעט ממעט זמן ונימעוט נס נס כל יומי איתיה
"Сказал р. Хия бар Аши сказал Рав : зажигающий свечу Хануки должен благословить. И рав Йирмйя сказал : видящий свечу Хануки должен благословить. Сказал рав Йеhуда : первый день видящий благословляет два (благословения), а зажигающий благословляет три. В дальнейшем зажигающий благословляет два (благословения) а видящий благословляет одно. Что он убавляет? Он убавляет "зман" (шеhехеяну*). А (может) убавим (благословение) чуда? (отвечает Талмуд) чудо есть все дни !".
Объясняет Раши :
כל יומי איתיה. שהרי כל שמנה הדליקו מן הפך אבל זמן משהגיענו להחחלת זמן הגיענו:
(чудо) каждый день есть : Потому что ведь все восемь дней зажигали из этого кувшина. Но (благословение) "зман" (шеhехеяну) – когда дал нам достичь начала времени – дал нам достичь.
Понятно что чудо, которое было "все дни" (каждый день Хануки) – это чудо со светильниками.
Не смотря на приведенные в статье интересные сведения из мидрашей (существование которых вовсе не секрет и которые подробно обсуждали наши мудрецы – ахароним), мы видим что основным мнением всегда было что зажигание свечей это память о чуде с маслом.
----- * шеhехеяну - благословение "что Ты дал нам достичь и досуществовать и дожить до этого времени" источник: Moshe Roth
Белоснежный ступенчатый жилой комплекс появится в пригороде города Бишан, Сингапур. В двух 38-этажных башнях предусмотрено место примерно для 500 квартир. Эффектный кондоминиум, утопающий в зелени, вполне вероятно станет небольшим локальным филиалом рая для счастливчиков, которые станут владельцами расположенных в нём квартир. К проектированию дома приложил руку всемирно известный архитектор Моше Сафди (Moshe Safdi) из компании [...]
В связи с последними демаршами и протестами, в Facebook у многих русскоязычных "деятелей" в Израиле "попёрла" инициатива создавать группы, присоединять туда всех подряд, а затем пытаться лечить и спасать. На данный момент в моём рейтинге лидирует компания "Newman center" с группой "Ньюмен центр-центр профессиональных курсов в Израиле". Мастера художественного свиста превзошли всех, пока что.
Ссылка в тему: Без меня меня женили… или замуж выдали?
Воды реки Миссури вымыли на берег города Канзас-Сити, Америка пару белых ракушек. В этом строении от израильского архитектора Моше Сафди (Moshe Safdie) из компании Safdie Architects разместился Центр Искусств Кауфман. В отделанном панелями из нержавеющий стали Центре расположились Театр Мюриэль Кауфман на 1800 мест и Зал Хельцберга на 1600 мест.
В Центре Кауфман будет проходить множество [...]
Проект кондоминиума Condominium at bishan central в Сингапуре – результат творчества специалистов из международной студии знаменитого архитектора современности Моше Сафди (Moshe Safdie). 38-этажный жилой комплекс с высокой плотностью застройки стремится эффективно решить проблему благоустройства жителей растущего центра мегаполиса.