Однажды в комании молодой архитектор стал выступать против евреев. Я спросил его, знаком ли он с ...
Однажды в комании молодой архитектор стал выступать против евреев. Я спросил его, знаком ли он с ними. Он сказал: да, знаком, у нас есть один на работе, Рабинович, такой гад… Я говорю: ну, как же ты из-за одного рабиновича говоришь так обо всем народе? Или же говорят: все они такие…, но у меня есть один приятель, вполне приличный человек. Или «еврей при губернаторе». Или: «Есть евреи, а есть жиды – вот ты, еврей».
А люди, вроде Горького, любят и уважают весь народ.
Но вспомним Рут и Тамар, потомка которых Машиаха мы так ждем. Не сказать, чтобы их мужья или еврейские родственники были так хороши или особенно хорошо к ним относились. Но эти женщины не только не распространили, казалось бы, естественных негативных чувств на весь народ, а наоборот.
Рут было достаточно одной свекрови, чтобы чувства к ней перенести на весь народ, стать его неотъемлемой частью и принять его Б-га.
Как сказала одна мама сыну, который стал хвалить невесту: не надо, я и так ее уже люблю. – Почему, разве ты ее знаешь? – Ты ее выбрал. А я выбрала ее любить.
Любить и ненавидеть – наш выбор.
здесь и сейчас где ...
Творец категорически запрещает убийство (например, сказано «Кто прольет кровь человека, кровь его ...
Творец категорически запрещает убийство (например, сказано «Кто прольет кровь человека, кровь его будет пролита человеком») и присвоение чужой собственности: это в 10 Заповедях, и до них, и во многих подробностях.
Но вот вопиющее противоречие этим основополагающим принципам Торы и еврейской морали: в разделе Шофтим читаем: "Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать, пригласи его к миру. И если согласится на мир и отворит тебе, весь народ в нем должен платить тебе дань и служить тебе. Если же не согласится на мир и будет вести с тобою войну, осади его и, когда предаст его Г-сподь, Б-г твой, в руку твою, порази всех мужчин в нем острием меча. А когда предаст его Г-сподь, Б-г твой, в руку твою, порази всех мужчин в нем острием меча…" (20:11,12)
Пример этому описанная в Торе судьба царств Ога и Башана за Иорданом, которые стали территорией Рувена, Гада и Менаше до вступления народа в обетованную землю, страну Кнаан. Это называется «разрешенная война», и возникает вопрос, как одно сочетается с другим? Представлю два ответа.
Разрешенная война
Вот один из ответов: Причиной разрешения воровства или грабежа может быть только опасность для жизни. Например, человек умрет с голода, если не украдет. Но тогда должен вернуть стоимость краденого, когда сможет, или дать за это какую-то компенсацию.
Аналогично, если народу нечего есть, можно обложить данью соседний народ. Смерть одного противопоставлена снижению уровня жизни другого, что выглядит относительно справедливым. Или его надо сделать зависимым для спасения от набегов.
Но, как уже говорилось, царь не может по своей прихоти, для дополнительного обогащения или чего-то еще сам начать войну. А если 70 мудрецов Санедрина и пророк разрешили царю начать войну – значит, эта война по разрешению Творца. В этом принципиальное отличие от грабежа, рэкета и захватнических войн тех, кто живет воровстовм или своим мечом. Творец и Владыка неба и земли дает победу, кому считает нужным и насколько считает нужным (так Он дважды на разное время выселял еврейский народ со святой земли, хотя она принадлежит ему по праву и навсегда).
Авраам, Сдом и римский император
Идею второго ответа можно найти у Рамбана. Когда Авраам вступил в войну между царями ради освобождения своего племянника Лота и освободил из плена пять царей, царь Сдома сказал ему, чтобы он взял все захваченное имуцщество, но попросил отдать ему его народ. Авраам ответил, что ему не нужно ни нитки из его имцзества, ни ремешка, он вообще для себя ничего не возьмет. Вот замечательный и достойный подражания пример бескорыстия и нежелания никакой прибыли за счет имущества злодея!
Но Рамбан утверждает: за то, что Авраам отпустил отбитых из плена содомитян и не сделал их рабами, рабами стали его потомки в Египте! Почему?
Стань они его рабами, соблюдали бы, как обязался Ноах, все заповеди потомков Ноаха и могли стать такими великими людьми и праведниками как его раб Элиэзер. А, получив свободу, продолжили совершать злодеяния, пока не кончилось терпение Творца, и Он уничтожил их всех вместе с городом (кроме Лота и двух его дочерей).
А что касается дани, то римский император ежедневно посылал быка в жертву в Храме Иерусалима ради благополучия своей империи. И сказано: «Если бы народы понимали важность Храма (как и изучения Торы), прислали бы своих стражников, чтобы жертвоприношения в нем продолжались».
Мир с народом, который служит Творцу и помощь ему деньгами и работой, может быть лучшим вложением в свою безопасность и благополучие, вплоть до обретения Будущего мира.