Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера Здоровый образ жизни/Записи в блоге |
Здоровый образ жизни
Голосов: 0 Адрес блога: http://avangardsport.livejournal.com/ Добавлен: 2012-04-24 21:44:05 |
|
Вопрос дня: Жизнь как в кино
2011-10-25 13:24:50 (читать в оригинале)Наверно было стыдно за бесцельно прожитые годы, вспомнить есть что, детям рассказать нечего.
Витаминные и коферментные препараты. Часть 1
2011-10-25 13:19:58 (читать в оригинале)Витамины — это биологически активные вещества, которые, присутствуя в организме в очень низких концентрациях, катализируют практически все биохимические реакции, протекающие в организме человека (Емельянова, 2000; Алешин, Власов, 2003). При недостаточности витаминов, имеющей место при высоких физических нагрузках, изменяется масса тела и энергообеспечение работающих мышц спортсмена. В спортивной медицине потребность в витаминах увеличивается в несколько раз в зависимости от интенсивности и длительности физических нагрузок, а также от несбалансированности питания. Поэтому витаминные препараты применяются, чаще всего, комбинированно для профилактики гиповитаминоза в течение всего года спортивной подготовки, при смене климато-поясных зон, в условиях жары и холода, в период реабилитации после экстремальных физических нагрузок (Спортивная..., 1987; Майкели, Дженкинс, 1997; Макарова, 2003).
Ниже рассмотрено влияние некоторых витаминных и коферментных препаратов на физическую работоспособность спортсменов и на анаболические процессы в их организме.
Тиамина хлорид (препарат витамина B1). До настоящего времени не проводились исследования, касающиеся изолированного влияния тиамина на физическую работоспособность. Анаболическое действие для этого витаминного препарата также не характерно (Буланов, 1993; Питание..., 1996). Однако необходимо учитывать его участие в синтезе ацетилхолина и возможность повышения тонуса скелетной мускулатуры. Кроме того, препарат обладает кардиотрофическим, нейропротекторным действием, является синергистом инсулина. В некоторых работах подтверждено его положительное влияние на слуховой и зрительный анализаторы, а следовательно, на целесообразность применения спортсменами, которые специализируются в различных видах стрельбы. Следует принять во внимание реализацию анальгетического эффекта и антиоксидантный эффект.
Близким по строению к тиамину является препарат энерион, который рекомендуют при астенических состояниях. Считаем возможным включение его в схемы назначения спортсменам перед соревнованиями.
Возможно, определенный интерес для спортсменов представляет препарат мильгамма, включающий производное тиамина — бенфотиамин, отличающийся лучшими фармакокинетическими параметрами, в первую очередь более быстрой скоростью всасывания. В настоящее время препарат применяют при неврологических заболеваниях. Считаем рациональным включение препарата в схемы приема спортсменами как перед соревнованиями, так и в период после соревнований.
Рибофлавин (препарат витамина В2). А.Трембле и др. (Tremblay et al., 1984) исследовали влияние дополнительного потребления рибофлавина на физическую работоспособность четырнадцати канадских пловцов высокой квалификации с нормальным статусом для этого витамина и режимом его потребления с пищей, соответствующим рекомендуемым нормам. Испытуемые одной подгруппы на протяжении от 16 до 20 дней принимали рибофлавин в дозе 60 мг в день, тогда как для испытуемых другой подгруппы препарат заменили продолжительных тестах не повлияло ни на показатели его уровня в крови, ни на показатели физической работоспособности. Был сделан вывод, что в процессе спортивной тренировки пловцы полностью могут поддерживать свой нормальный рибофлавиновый статус без дополнительного потребления этого витамина. Кроме того, очевидно, необходимо отработать дозировки для спортсменов, специализирующихся в стрельбе, а также в других видах спорта, с учетом антигипоксического эффекта.
Витамин В2 сам по себе не обладает анаболической активностью, а его коферментные формы — рибофлавина мононуклеотид и флавинат, которые в Украине не выпускаются — обладают. Препараты активируют ферменты, участвующие в синтезе аминокислот, липидов и углеводов. Они нормализуют течение окислительно-восстановительных процессов, холестериновый обмен, усиливают синтез гемоглобина, ускоряют всасывание железа, улучшают зрение. Для растущего организма эти препараты являются незаменимым ростовым фактором. В медицинской практике их используют при лечении дистрофических процессов, болезней сетчатки глаз и глаукоме, при хронических заболеваниях печени, поджелудочной железы и кишечника, при некоторых кожных заболеваниях и др. (Буланов, 1993).
Кислота никотиновая, ниацин (препарат витамина РР, В3). Никотиновая кислота, вводимая в организм в довольно значительных дозах, улучшает окислительно-восстановительные реакции, сдвигая равновесие в сторону процессов восстановления. Витамин РР усиливает эффекты эндогенного инсулина с присущим ему анаболическим действием. Под влиянием кислоты никотиновой в организме повышается содержание серотонина. Никотиновая кислота повышает кислотность желудочного сока и его переваривающую способность, улучшая тем самым усвояемость пищи. При этом повышается скорость перистальтики пищеварительного канала и возрастает аппетит.
Витамин РР входит в состав ферментных систем (никотинамидных коферментов), которые в той или иной степени принимают участие в обмене всех других витаминов, поэтому введение никотиновой кислоты значительно улучшает общий витаминный баланс организма. Кислота никотиновая может оказывать сосудорасширяющее и транквилизирующее действие (влияет на те же бензодиазепиновые рецепторы, что и транквилизаторы), обладает кардиотрофическим действием, ускоряет перистальтику.
Все изложенное выше, за исключением сосудорасширяющего действия, характеризует также никотинамид. Поэтому как кислота никотиновая, так и никотинамид широко используются в клинической практике.
Кислота никотиновая имеет анаболическое действие, проявляющее в дозах в несколько раз больших, чем те, которые применяются в обычной лечебной практике. Если обычно никотиновая кислота назначается в дозах от 50 до 300 мг-сут~1, то с целью усиления анаболизма ее назначают до 3—9 г-сут"1. Такие большие дозы могут обладать значительными побочными действиями, поэтому лечение никотиновой кислотой нужно проводить осторожностью. Никотиновая кислота обедняет организм метильными радикалами, вследствие чего может развиться жировая дистрофия печени, нарушается функция поджелудочной железы. Для предотвращения этого явления одновременно с никотиновой кислотой необходимо назначать липотропные средства — метионин, витамин U, холина хлорид. Диета должна содержать достаточное количество творога. В начале лечения никотиновой кислотой сразу после введения (приема) препарата наблюдается резкое расширение сосудов кожи с покраснением, которое длится 10— 20 мин после приема. Особенно сильно выражена такая реакция при инъекционном введении. Из-за сильного расширения сосудов у лиц, склонных к гипотонии, может резко понизиться давление, поэтому после инъекции им необходимо 15—20 мин отдохнуть в положении лежа. Высокие дозы никотиновой кислоты приводят к гипертрофии надпочечников и значительно повышают переносимость физических нагрузок. Противопоказаниями для применения никотиновой кислоты служат язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, повышенная кислотность желудочного сока, ожирение печени. При этих заболеваниях лечение никотиновой кислотой может вызвать реакцию обострения (Буланов, 1993; Харкевич, 2000; Дроговоз, Страшний, 2002).
Д. Хильсендрагер и П.В.Карпович (Hilsendrager, Karpovich, 1964) исследовали острое влияние на энергообмен ниацина (75 мг), глицина (750 мг), их комбинацию и плацебо у 86 испытуемых. Определение физической работоспособности состояло в выполнении двух велоэргометрических нагрузок с пятиминутным отдыхом между ними. Результаты показали, что применяемые вещества не влияют на физическую работоспособность.
В других работах, посвященных изучению острого влияния ниацина (300 мг и 1 г) как в восстановительный период (Carlson, Ого, 1962), так и во время выполнения физических нагрузок (Carlson et al., 1963), было обнаружено снижение содержания в плазме свободных жирных кислот, явившееся следствием мобилизации последних из адипозной ткани организма. Можно предположить, что снижение уровня свободных жирных кислот будет способствовать развитию утомления при выполнении физических нагрузок, связанных с проявлением выносливости, поскольку в этом случае использование мышечного гликогена должно происходить быстрее.
И. Бергстрем и др. (Bergstrom et al., 1969), исследуя влияние кислоты никотиновой на проявление выносливости, обнаружили, что при потреблении этого витамина при выполнении кратковременной мышечной работы около максимальной мощности или же длительной работы субмаксимальной интенсивности показатели физической работоспособности остаются практически неизменными. Однако после приема ниацина выполняемая нагрузка казалась для испытуемых более тяжелой и утомительной. Таким образом, несмотря на то что использование мышечного гликогена при физической нагрузке происходило интенсивнее, чем при окислении жиров, объективные показатели оценки переносимости выполняемой мышечной работы оказались несовместимыми с субъективной оценкой.
Позднее Б. Пернов и Б. Салтин (Pernow, Saltin, 1971) установили, что уже после того, как запасы гликогена в мышцах истощились, физическая нагрузка может еще продолжаться с мощностью, составляющей менее 60 % МПК, за счет утилизации свободных жирных кислот, поступающих в достаточном количестве для выполнения такой работы. Однако уменьшение содержания гликогена в мышцах при выполнении физических нагрузок и снижение поступления свободных жирных кислот под влиянием ниацина впоследствии снижает способность к проявлению выносливости.
Кислота понтотеновая, кальция пантотенат (препарат витамина В5). Кальция пантотенат обладает мощным анаболическим действием, этому способствует его участие в синтезе коэнзима А. Препарат превосходит по анаболическому действию все остальные витаминные препараты. Значительно снижает основной обмен, что приводит к быстрому росту общей массы тела как результату уменьшения доли окисляемых белков, понижает уровень глюкозы в крови, что способствует выбросу соматотропного гормона, повышает синтез ацетилхолина, АТФ, усиливающего тонус парасимпатической нервной системы, что способствует увеличению силы нервно-мышечного аппарата. Кальция пантотенат усиливает синтез стероидных и других гормонов и гемоглобина. Он является препаратом «экономизирующего действия», так как делает работу организма более экономичной. Препарат участвует в важнейших реакциях переноса энергии и фосфорных соединений, улучшает работу печени и способствует выведению токсинов, алкоголя, ядов, лекарственных веществ из организма. Препарат обладает выраженными радиозащитными свойствами, выведение радиоактивных веществ из организма увеличивается в два раза.
В медицине используется как дезинтоксикационное, антиаллергическое, противовоспалительное и общеукрепляющее средство. Обладает сильным антистрессовым действием. Кальция пантотенат усиливает всасывание из кишечника ионов калия и витамина Е, что наряду с усилением синтеза ацетилхолина играет немаловажную роль в процессе усиления мышечного сокращения (Буланов, 1993).
Были обследованы восемнадцать высокотренированных бегунов, которые выполняли работу на тредмиле в течение двух недель. Питание и тренировочные нагрузки были одинаковыми. Девять испытуемых принимали ежедневно по 1 г кислоты пантотеновой, тогда как девять спортсменов контрольной группы принимали плацебо в условиях проведения двойного «слепого» эксперимента. Между двумя группами были обнаружены статистически недостоверные различия в результатах бега, частоте сердечных сокращений и биохимических показателях крови. Отсюда был сделан вывод, что пантотеновая кислота в фармакологических дозах не оказывает существенного влияния на физическую работоспособность человека, хотя и обладает анаболическим действием.
Кальция пантотенат рекомендуется принимать в период максимальных тренировочных нагрузок и в соревновательный период как антистрессовое средство, в первую очередь лицам, для которых характерна повышенная тревожность. Седативное (успокаивающее) действие кальция пантотената усиливается при совместном назначении с витамином U в равных количествах.
Пиридоксина гидрохлорид (препарат витамина В6). К. Маркони и p. (Marconi et al., 1982) исследовали десять тренированных добровольцев, которые ежедневно принимали по 39 мг-кґ"1 массы тела"1 альфа-кетоглютарат-пиридоксиновый комплекс в течение 30 дней, и зафиксировали увеличение максимальной аэробной мощности на 6 %, а также накопление меньшего количества лактата после выполнения кратковременной высокоинтенсивной работы. В контрольной же группе все показатели остались без изменений. Увеличения максимальной аэробной мощности и, соответственно, менее выраженной аккумуляции лактата не наблюдалось, когда составляющие компоненты применяемого комплекса использовали в отдельности. Эти данные свидетельствуют о синергизме или об аддитивном эффекте альфа-кетоглютарата с витамином В6. Авторы пришли к заключению, что альфа-кетоглютаратпиридоксиновый комплекс стимулирует аэробный метаболизм, вероятно, путем увеличения потока восстановленных эквивалентов через митохондриальную мембрану. Однако в какой степени повышает физическую работоспособность изолированный прием пиридоксина и повышает ли он ее вообще (при условии отсутствия исходного дефицита витамина В6), неизвестно. Считают, что анаболическим действием препараты этого витамина не обладают, но способствуют абсорбции аминокислот, их переаминированию, дезаминированию, образованию медиаторов (допамина, норадреналина, гистамина, ГОМК), имеют гемопоэтическую, кардиопротекторную, гепатопротекторную и нейропротекторную активность, ускоряя репаративные процессы в нервной ткани. Препараты витамина Вб широко применяют в клинической практике.
www.avangardsport.at.ua - Футзал аренда
Тэги: витамин, гидрохлорид, кальций, кислота, пантотенат, пиридоксин, понтотеновая, рибофлавин, тиамин, хлорид
Комментарии | Постоянная ссылка
Общая характеристика средств физического воспитания
2011-10-24 18:17:50 (читать в оригинале)Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. На физическое развитие детей оказывают влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (ручной труд, игра на музыкальных инструментах, лепка, конструирование, рисование, одевание, умывание и др.). Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки и др.) составляют обязательное условие для решения задач физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятия физическими упражнениями лучше содействуют развитию костной и мышечной системы (при полноценном и своевременном питании) . Чистота помещения, физкультурного оборудования, атрибутов, игрушек, одежды, обуви детей служит профилактикой заболеваний. Выполнение требований гигиены вызывает у детей положительные эмоции и создает наиболее благоприятные условия для освоения физических упражнений.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.), создает более благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т. д.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ и т. д.).
Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости его к повышенной и пониженной температуре, в результате чего упражняется терморегулирующий аппарат, т. е. организм человека приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.
Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), . способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина D под кожей, убивают различные микробы и охраняют человека от заболеваний (рахит и др.).
Для разностороннего влияния на организм следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания, оказывающее на человека многостороннее воздействие. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.
Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, влияют на все системы организма, развивают физические качества (ловкость, быстроту и др.), а также вырабатывают плавность, непринужденность, выразительность движений, вызывают положительные эмоции, способствуют формированию навыков правильной осанки. В связи с этим используются в качестве средства физического воспитания разнообразные элементы плясок, танцев (галоп, приставной шаг и др.).
Движения, входящие в различные виды деятельности (труд, рисование, лепка и др.), могут оказывать положительное влияние на организм ребенка, если будет строго соблюдаться правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Массаж (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация), воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека. Проводящие пути кожного анализатора созревают еще до рождения ребенка, поэтому новорожденный более всего воспринимает внешнее воздействие через рецепторы кожи (до 6 мес. у детей поверхность кожи относительно больше). Массаж влияет на сосудистую систему. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы, расширяются капилляры, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, в мышцах усиливаются окислительные, восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. Быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность. Массаж влияет на лимфатическую систему, ускоряя ток лимфы.
Безусловные (врожденные) рефлексы, проявляемые у ребенка с первых дней жизни, положительно влияют на его физическое развитие. Если ребенка положить на живот, то он поднимает и поворачивает голову. В положении на весу на животе малыш отклоняет голову назад, а на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом — вправо. При прикосновении к коже ног ребенок начинает ползать, а к коже спины — выгибает позвоночник. Таким образом безусловные рефлексы вызывают сокращение мышц и могут быть использованы для их развития и влияния на организм в целом в первые недели жизни ребенка, когда (из-за гипертонии мышц-сгибателей рук и ног) невозможно еще использовать физические упражнения.
Обязательным условием полноценного решения оздоровительных, образовательных, воспитательных задач является комплексное использование всех перечисленных средств физического воспитания. Эффективность реализации указанных задач на разных возрастных этапах повышается при правильном сочетании основных и дополнительных средств. Так, в первые 3 мес. жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы, естественные силы природы, безусловные рефлексы. На первом году жизни используется массаж, пассивные, пассивно-активные упражнения, основные движения (ползание и др.). С возрастом роль гигиенических факторов, естественных сил природы не снижается, но затрачивается меньше времени на сон, питание и др. и создаются предпосылки для использования более сложных физических упражнений.
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
2011-10-24 16:31:35 (читать в оригинале)Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста при общей целевой направленности конкретизируются с учетом возрастных особенностей.
В дошкольных учреждениях осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.
1. Оздоровительные задачи
Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, сопротивляемости к неблагоприятным условиям внешней среды (пониженной и повышенной температуре воды, воздуха, воздействию солнечного излучения) путем закаливания. Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей.
Учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме; помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и массы костей; развивать все группы мышц (туловища, ног, рук и плечевого пояса, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, внутренних органов— сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.), особое внимание следует уделять слабо развитым группам мышц-разгибателей.
Способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем: усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и развитию способности приспосабливаться к внезапно изменившейся нагрузке; развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, устойчивости его ритма, увеличению жизненной емкости легких, улучшать носовое дыхание; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и др.); способствовать правильному развитию функции терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.
2. Образовательные задачи
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста не менее важно решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость), воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде ) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок ползая сам сближается к тем предметам, которые его интересуют, и значится с ними; дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра; при плавании знакомятся со свойствами воды.
Правильное выполнение физических упражнений эффективно на развитие мышц, связок, суставов, костной системы.
Использование прочно сформированных двигательных навыков позволяет экономить физические силы ребенка при выполнении упражнения и направлять внимание на осмысливание различных задач, возникающих в непредвиденных ситуациях игровой деятельности.
Двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют, в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.
В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).
Объем двигательных навыков по возрастным группам дан в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, волейбол). Объем двигательных навыков может быть расширен при наличии условий в дошкольных учреждениях, физической подготовленности детей, квалификации воспитателей, помощи родителей.
У детей-дошкольного-возраста важно формировать навык правильной осанки в положении сидя, стоя и в ходьбе.
В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви, поддержание в чистоте игрушек, физкультурного инвентаря, помещения и т. д.).
Дошкольникам важно сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения, о правилах подвижных игр и т. д.
Дети должны знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила его хранения и ухода за ним, правила ухода за костюмом и обувью.
Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и в семье.
В процессе занятий физическими упражнениями необходимо закреплять знания о явлениях природы, общественной жизни, повадках животных, птиц, насекомых.
3. Воспитательные задачи
В процессе физического воспитания следует вырабатывать у детей привычку к соблюдению режима, потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в дошкольном учреждении и дома, организовывать, проводить их со своими сверстниками и детьми более младших возрастов. У детей-необходимо воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.
В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
При выполнении физических упражнений создаются наилучшие условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, скромность, отзывчивость и др.) и нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному. инвентарю, ответственное выполнение поручения), а также дли проявления волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей, выдержка и др.).
Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия дли нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).
Необходимо воспитывать у детей умение творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.
Важно воспитывать у детей положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, всей окружающей обстановки; воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость к грубому в действиях, словах, поступках.
В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание. У детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда. Дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, участка (устройство ямы с песком для прыжков, снежных валов, заливка дорожек для скольжения, катка, прокладка лыжни и т. д.), с изготовлением и ремонтом физкультурного инвентаря (шитье мешочков для метания, раскрашивание целей и т. д.), хранением спортивной одежды, обуви и уходом за ними, с подготовкой помещения, участка к занятию (расчистка участка от снега, собирание опавших листьев, доливка площадки водой и т. д.), с расстановкой и сбором физкультурного инвентаря, атрибутов, игрушек на занятиях физическими упражнениями.
Кроме того, дети приобретают трудовые навыки по уходу за физкультурным инвентарем: вытирают пыль с гимнастической стенки, скамейки, досок, мячей, палок, обручей и др.; очищают лыжи от снега, натирают их мазью, убирают на место, вытирают пыль с велосипеда и т. д. У детей формируются навыки в самообслуживании (надевать и снимать костюм, обувь), а также стремление помочь воспитателю в проведении закаливающих процедур и т. д. На занятиях необходимо воспитывать у детей уважение к труду взрослых и сверстников.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в их подготовке к труду.
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решались комплексно.
Методы исследования в теории физического воспитания
2011-10-24 12:59:56 (читать в оригинале)Круг вопросов, которые изучает теория и методика физического воспитания, широк. Поэтому при исследовании применяются не только педагогические методы, но и методы, используемые в смежных науках — социологии, психологии, физиологии, биохимии и при врачебном контроле. В теории физического воспитания используются методы теоретического анализа и обобщения, педагогического обследования и эксперимента.
Методы теоретического анализа и обобщения. Любое исследование начинается с изучения, анализа и обобщения литературных источников. Для этого исследователь знакомится с библиографией и отбирает те литературные источники, которые ему необходимо проанализировать, составляет план их изучения, продумывает методику записей и анализа.
В теоретическом исследовании этот метод может быть единственным. Так можно проследить, как развивались взгляды на те или иные вопросы теории физического воспитания (например, структура физкультурного занятия в связи с конкретными историческими условиями).
Для экспериментальных исследований, при изучении литературы, следует установить, какие вопросы уже изучены, в какой мере они освещены и какие из них требуют дальнейшего обоснования и экспериментальной проверки.
Многие важные для теории физического воспитания данные можно обнаружить при анализе различных документов, составляемых работниками дошкольных учреждений (например, планы работы на неделю, планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры, протоколы педагогических советов и др.). Данные, выявленные в результате анализа этих документов, могут быть использованы в качестве рабочей гипотезы (предполагаемых результатов экспериментального исследования).
Для сбора фактов могут быть использованы анкеты и опросные листы. В анкетах вопросы ставятся так, чтобы получить краткий ответ: «да» или «нет». В опросном листе ответы даются в развернутой форме, например возраст, стаж работы, образование, характеристика условий для занятия физическими упражнениями и др. В том и другом случае ответы должны быть письменными. Анкеты и опросные листы применяются чаще в начале исследования и имеют вспомогательное значение.
Интересующие исследователя материалы могут быть собраны во время беседы по заранее разработанному плану. Вопросы должны задаваться в непринужденной форме и стимулировать обстоятельные ответы. Например, воспитатель спрашивает ребенка: «Ты умеешь правильно стоять? Покажи, как нужно стоять. А теперь расскажи, как нужно правильно стоять» и т. д.
Методы педагогического обследования. Эта группа методов включает педагогическое наблюдение. В отличие от повседневного, оно организуется специально, имеет ясно сформулированную задачу, четко обозначенный предмет наблюдения, а также систему фиксации наблюдаемых фактов. При этом исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса. Он заранее разрабатывает план проведения наблюдения, в котором указывается последовательность собирания фактов, система их фиксации (условные обозначения при записи и др.) и обработки. Кроме того, определяется рабочая гипотеза, которая должна подтвердиться или быть опровергнута в результате наблюдения. Наблюдение должно быть избирательным, конкретным (например, характер объяснений, указаний, качество выполнения физических упражнений и др.).
Преимущество педагогического наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать объекты в естественных условиях. При этом факты должны быть объективными и не зависеть от личных качеств исследователя. В процессе наблюдений следует использовать методы точной регистрации наблюдаемого. Например, для регистрации техники движений используются фотосъемка, киносъемка, циклография, видеомагнитофонная запись и др. Для фиксации отдельных параметров движения применяется различная аппаратура (динамометры для измерения силы и др.). Методом хронометража определяется время, затрачиваемое на выполнение физических упражнений, тех или иных действий, а также продолжительность отдельных частей занятия и занятия в целом. Хронометраж проводится с помощью хронометров, ручных секундомеров и других приборов. Речь воспитателя регистрируется путем стенографирования, магнитофонной записи. Результаты наблюдений заносятся в журнал, дневник, протокол.
В процессе наблюдения необходимо давать предварительную оценку зафиксированным данным. При обработке их должны быть отсеяны случайные факты, выявлены закономерности, сделаны обобщения, выводы. В результате изучения и обобщения фактов может оказаться, что их недостаточно или они противоречивы и не дают оснований для окончательных выводов. В этом случае наблюдение должно быть продолжено. На основании данных, полученных при повторном наблюдении, могут быть подвержены сомнению предварительно сделанные заключения и внесены поправки в первоначальную гипотезу, в организацию наблюдения.
Наблюдение может носить характер самонаблюдения в форме самоконтроля за состоянием здоровья, самочувствием. Самонаблюдение применяется как в процессе занятий физическими упражнениями, так и после них для изучения их влияния на организм. При этом следует руководствоваться не только субъективными ощущениями, но и объективными данными: показатели пульса, кровяного давления и др. Данные самонаблюдений должны заноситься в специальный дневник и анализироваться.
Экспериментальные методы. В зависимости от степени изменения типичных условий различают естественный и лабораторный эксперименты.
При естественном эксперименте занятия проводятся без отступлений от обычных условий, а если отступления имеются, то они минимальны.
Лабораторный эксперимент заключается в создании специальной обстановки и устранении побочных влияний, исключении случайностей и задержки в накоплении необходимого материала. Кроме того, экспериментатор может варьировать условия, чтобы точнее выяснить причинную связь между явлениями. В случае необходимости, например при недостаточном количестве фактов, эксперимент может быть повторен.
Эксперименты могут проводиться с целью выявления определенных фактов или зависимостей — абсолютный эксперимент.
Некоторые эксперименты направлены на сравнение показателей (эффективность средств физического воспитания, приемов обучения и т. д.). Такой эксперимент называется сравнительным.
Перед проведением эксперимента необходимо определить задачи и составить план исследования, сформулировать рабочую гипотезу, разработать методику экспериментальных занятий, методику регистрации фактов и их обработки.
В сравнительных экспериментах участвуют две или несколько однородных групп (по полу, возрасту и физической подготовленности). Занятия в них отличаются каким-либо одним фактором (например, введением подводящих упражнений при формировании двигательных навыков). В конце эксперимента определяется, в какой группе получены более высокие результаты по освоению движений.
Группа, в которой проводятся экспериментальные занятия, называется экспериментальной. Группу, которая занимается по обычной (общепринятой, традиционной) методике, называют контрольной.
Для большей достоверности результатов эксперимента применяются схемы так называемого перекрестного эксперимента. Например, в первом эксперименте одна группа занимается по первой методике, другая — по второй. Во втором эксперименте первая группа занимается по второй методике, а вторая — по первой.
В исследованиях, в которых сопоставляется эффективность трех и более вариантов, эксперименты проводятся в три и более этапов и выявляется преимущество одного из вариантов.
Экспериментальное исследование проводится по этапам. Сначала организуется поисковый эксперимент по опробованию методики сбора материала (наблюдений и др.), по уточнению методики экспериментальных занятий. После этого проводится констатирующий эксперимент. Например, обследование уровня развития двигательных навыков, физических качеств, а также знаний о физическом воспитании у детей экспериментальной и контрольной групп. В дальнейшем организуется обучение—формирующий эксперимент, проверка разработанной методики проведения занятий. В ходе проведения экспериментальных занятий проводятся наблюдения, регистрация техники движений с помощью фото- и киносъемки и др. Данные наблюдений оформляются в виде протоколов.
После окончания эксперимента проводится повторное обследование детей по тем же параметрам, что и в констатирующем эксперименте. Данные срезов, наблюдений подвергаются количественному и качественному анализу, статистической (математической) обработке.
После проведения эксперимента организуется проверка выводов и рекомендаций на практике. На последнем этапе полученные результаты следует внедрить в работу детских учреждений.
Математические методы. После сбора экспериментального материала индивидуальные результаты изменений изучаемых показателей под влиянием воздействующих факторов должны быть подвергнуты математической обработке с целью определения достоверности сделанных выводов (получения статистически достоверных обобщений данных). По результатам эксперимента часто возникает необходимость установить функциональную зависимость между отдельными показателями. В этом случае применяют методы корреляции, регрессии и дисперсионный анализ. Данные математической обработки могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм и графиков .
Категория «Программы»
Взлеты Топ 5
+557 |
564 |
Виктор Имантович Алкснис |
+548 |
625 |
Все для людей |
+520 |
561 |
krodico |
+519 |
560 |
sich |
+500 |
511 |
Выводы простого человека |
Падения Топ 5
-2 |
15 |
dandr |
-6 |
11 |
Записки океанолога |
-7 |
12 |
Internet business in Ukraine |
-8 |
10 |
Markup |
-9 |
4 |
Linux-дистрибутив Ubuntu (Xubuntu, Kubuntu, Edubuntu) |
Популярные за сутки
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.