... , в километре от
. В конце, вроде ...
О РАСКУЛАЧИВАНИИ
Недавно оказался я случайно в компании двух пожилых женщин. И стал их о хуторах расспрашивать, которых, судя по всему, в первой трети ХХ века в местах наших было не мало.
- Да какие хутора-то, - говорит одна женщина, - просто жили везде. Вот по Ягодной дороге сколько домов-то стояло.
- Там у дяди Саши Богданова дом большой был, - добавляет другая женщина, - а сам он до войны ищо не Мурман уехал. Раскулачивания боялся.
- Сбежал что ли? – переспрашиваю я.
- Скрылся, - поправила меня первая женщина, - потом в пятидесятом году или пятьдесят первом вернулся. Михаил, сын его старший, не хотел его обратно принимать. Дескать, бросил их, одних с матерью оставил. На произвол судьбы. А другой сын, Пётр…
- Это дядя Петя что ли? – перебиваю я, показывая в окошко на небольшой зелёный дом.
- Да, он, - отвечают мне. – Так вот он и говорит: не по своей же воле.
- А Александр Богданов богатым был? Ну раз раскулачивания боялся, - спрашиваю я.
- Да какое богатый: дом большой только и был…
_____________________
И ещё на ту же тему, но записанное с чужих слов. Случилось это в деревне Мощенник, в километре от Мазы. В конце, вроде бы, тридцатых годов. Была у одного тамошнего крестьянина лошадь. И пришли к нему однажды два брата, односельчанина и попросили для чего-то лошадку. Хозяин в услуге этой отказал. Но вот так отказал:
- Устала сегодня лошадка. Утомилась уже. Давайте в следующий раз я вам лошадь дам.
Обиделись братья. И донос написали куда-то в район. Приехали компетентные органы быстро. Разбираться особо не стали. Забрали хозяина лошади.
Уже потом, один из жителей той деревни, Н. Жуков, как только встретит сестрицу братьев (сами же братья умерли уже давно), так ей за братьев поступок и пеняет. До страшной ругани доходило.
... : calibri;">- Фотовыставка «
в формате А ...
Под катом моя статья, написанная для районной газеты, о недавнем празднике в деревне Уйте. О празднике неофициальном, празднике без начальства.
Фотографии: Все: http://fotki.yandex.ru/users/a-dudkin/album/141990/?
Избранные: http://al-an-dudkin.livejournal.com/189601.html
ДРУГОЙ МИР
Празднование 85-летия Кадуйского района неофициально продолжилось 17 июня с.г. в деревне Уйта Мазского муниципального образования. Когда это мероприятие завершалось, когда закончил выступать небольшой певческий коллектив уйтинских бабушек, одна из них вышла немного вперёд и сказала: «От всей души хочу поблагодарить Наталью Николаевну, без которой такого праздника не состоялось бы. И мы вряд ли узнали так много фактов из истории нашей деревни».
Поэтому и я в первую очередь обратился за разъяснениями именно к ней, к Миняевой Наталье Николаевне. И попросил рассказать об истории уйтинских гуляний, которые и в этот раз и, уверен, во все прошлые, прошли с чувством, с толком, с расстановкой.
- Более десяти лет назад бывшая жительница нашей деревни Галина Александровна Сарапулова, - отвечает Наталья Николаевна, - стала организовывать детские праздники, на которых всей деревней провожали будущих первоклассников в школу. На протяжении последних пяти лет этим успешно занимается Инна Алексеевна Елизарова. Я же подготовила и провела День Святой Троицы, викторину «Знаешь ли ты свой край», Праздники Урожая.
- 2012 год – это год российской истории. И главной темой нынешнего вашего праздника – стала история. История не глобальная, а локальная. История вот этой небольшой, но ухоженной деревушки. Что заставляет Вас смотреть пристально в прошлое? И какие недавние события стали поводом собраться сегодня?
- В нашей деревеньке проживает народ, приехавший на лето из разных областей Русского Севера. Чтобы приобщить их к жизни нашего района и деревни, я сочла обязательным рассказать им о выходе в свет ряда книг, раскрывающих наше прошлое. В седьмом номере кадуйского альманаха «Семизерье» есть замечательные статьи, касающиеся Уйты: «Переезд, который не состоялся» Геннадия Загребина, краеведческий очерк «Сухоч» об истории наших мест с 16 по середину 19 вв., исследование Леты Югай «Ты не ходи да на Забыть-реку, ты не пей да забытной воды», дневниковые записи Алексея Башкирова.
А из составленной нами хронологии многие впервые узнали «день рождения» Уйты - 1626 г., узнали, что через нашу деревню проходил почтовый тракт, был паром через реку Колпь, знаменитая пасека... Ещё я представила книгу «Крестовая деревня», написанную братьями Башкировыми, она о наших соседях, о деревне Капчино. И не только. Издревле Уйта и Капчино связаны между собой, они принадлежали к одному и тому же приходу, жители их молились в одних и тех же храмах, когда-то школа была одна на две наши деревни и стояла между ними.
Помимо этого нужно было обсудить почин по установке стеллы в память о подвиге тринадцати красноармейцев, ушедших на фронт из д. Уйты и защитивших собой не только нас, но и всю страну от фашизма. Установка её планируется в середине июля. Стелла будет стоять рядом с памятником лётчику А. Ф. Сорокину, подвигу которого в этом году исполнилось 70 лет. Очень ждём, что откликнутся родственники солдат-уйтинцев, погибших в Великую Отечественную Войну, и будут присутствовать на открытии.
- Не только без прошлого нет будущего, но и, на мой взгляд, история умрёт, если здесь и сейчас ничего не будет происходить. Прошу Вас рассказать о том, как представлена современная Уйта на вашей выставке-концерте.
- Фотовыставка «Маза в формате А-4» экспонировалась в марте и апреле в Кадуе, в районной библиотеке. А сейчас переместилась поближе к месту жительства её авторов. Картины отображают уникальную северную природу, жизнь деревни. Кстати, все вырученные средства от продажи картин были вложены на изготовление Памятной стеллы. К фотовыставке присоединилась и юная художница Лиза Кудрявцева, представив ряд своих работ.
В самом же начале праздника ведущие вспомнили жительницу деревни Галину Михайловну Комову, ушедшую из жизни зимой этого года. Школьница Юля Елизарова прочитала её стихотворение: «Уйта деревня совсем небольшая, нету на карте тебя./ Не здесь я родилась, но здесь проживаю, так, что спасибо, родная моя./ Годы, ты скрасила мне пенсионные, вот потому я тебя и люблю».
В этот день в Уйте много пели. Даша Миняева и Юля Пономарева исполнили песню о своей деревне на мотив «Маленькой страны» из репертуара Наташи Королевой. Таисия Васильевна Крутова душевно спела «Домик окнами в сад», а Виктор и Наталья Желтиковы с дочерью порадовали своим бардовским творчеством. Не единожды уйтинцы обращались к книге братьев Башкировых. Юля Корнакова, Катя Кондратьева и Анна Заяц прочитали стихи одного из них, Андрея Башкирова:
За околицей деревни
Избы, словно на подбор.
Чем воздам своей деревне
За её сосновый бор,
За её окошки светлые,
За беду и за нужду,
За её слова приветные,
За великую красу,
За труды её немалые,
За терпенье, за любовь,
за её восходы алые?!
Для неё на всё готов.
Лишь бы вечером гармошка
созывала молодёжь.
Лишь бы нравилась картошка!
Колосилася бы рожь!
Пусть живёт моя деревня!
Избы словно наподбор.
Рядом церковь и часовня,
И святой простор...
Задорно были исполнены частушки, которые в своё время родились именно в этих местах, а были братьями Башкировыми записаны со слов своей матери:
Хорошо в деревне жить
и в Колпи купаться.
Хорошо ребят любить,
Жалко расставаться.
Я в колхоз пошла,
Да юбка новая.
А из колхоза пришла,
Стала - голая...
Говорят в колхозе худо,
А в колхозе - хорошо!
До обеда лошадь ищешь.
А с обеда колесо.
Не точку в конце, а восклицательный знак поставили молодые уйтинские бабушки, а это Валентина Смирнова, Нина Абакшина, Валентина Гордина, Таисия Крутова и Наталья Миняева. Они в стильных концертных костюмах исполнили несколько популярных песен.
Праздник завершился, но многие уйтинцы продолжали рассматривать развешанные прямо на заборе фотографии и картины, и кто-то тихо произнёс: «Как же хорошо здесь. Словно в другой мир попал».
Александр Дудкин
Уйтинская хронология
УЙТА - ж. арх. биль, чистое моховое, безлесное болото (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля).
1626/27 г. – Первое упоминание деревни в письменном источнике, а именно в «Писцовой книге письма и меры князя Никиты Шеховского да подъячего Максима Козлова».
1678 – В писцовой книге Белозерского уезда сказано: «В волости Сухоч… за В. П. Хрипуновым треть д. Уйты поселена вновь…».
Вторая половина XVII века - Возникновение Успенского Сухачского прихода.
1710 – В переписи зафиксировано: «Суцкого стану Бухацкой волости в Вороновской Кулиге
За Михаилом Афонасьевым сыном Тарховым в деревне Уйте во дворе крестьянин…». И далее: «В Сухацкой волости За Иваном Васильевым сыном Хрипуновым в деревне Уйте во дворе крестьянин…».
Конец XVIII века - При проведении генерального межевания выделена дача под № 1018 «Д. Уйта», которая одновременно с этим межеванием или же в дальнейшем, в ходе специального межевания, была разделена на следующие части: сама деревня состояла из двух частей, п. Дубовик, с. Петровское, п. Цыганова. Общая площадь дачи 2708,6 десятин.
1841 - Построена каменная церковь.
1851 - Существующие письменные источники подтверждают 155-летнюю давность пчеловодства в Белозерском крае. Старейшая из известных пасек существовала с 1851 г. при Успенско-Сухачской церкви в Боровской волости Белозерского уезда. О ней писал П. И. Смирнов в 1901 г. в журнале “Пчеловодство”.
1858 - По данным Х ревизии в Уйте было 22 хозяйства, в них проживало 58 мужчин и 74 женщины, всего 132 человека.
1863 - Открыта церковно-приходская школа. Плата за обучение - за всех с волости в год 45 р.c. в пользу священника с причтом. Преподавали священник с причтом.
60-е гг. XIX века - Отмена крепостного права. Создание Боровской волости временно-обязанных крестьян, к которой стала относиться д. Уйта. В деревне оргинизовано Уйтинское крестьянское общество.
1865 - Уйта состояла из 19 дворов, в ней проживало 58 мужчин и 70 женщин. Количество земли - 371 десятина. Крестьяне в своих хозяйствах имели 28 лошадей, 80 коров, 100 овец.
1887 - По данным общероссийской переписи в Уйте было 25 дворов. Проживало: 185 человек обоего пола.
Конец XIX – начало XX вв. - Через деревню проходил маршрут сообщений по обывательским станциям: ст. Мишутинская – ст. Хилетская – ст. Барановская – ст. Боровская (ближайшая к деревне, на две лошади) – ст. Верховская в Смердяче (в начале ХХ века этот путь уже назывался почтовым трактом). В деревне через реку Колпь ходил паром. По данным на 1907 г. паромным промыслом занимался один мужчина. Валовая сумма заработка составила 60 руб.
1905 - Построена деревянная церковь Святой Великомученицы Параскевы.
1907 - Уйта в своём составе имела 46 дворов, проживало в которых 268 человек обоего пола.
1911 - Уйта состояла из 40 дворов, имела 60 жилых строений. Число жителей: 116 мужчин и 137 женщин, всего 253 человека. В деревне действовали церковно-приходская школа и 2 мелочные лавки.
Ноябрь 1917 г. - Уйтенский сельский комитет отправил в ЦК РСДРП(б) письмо: «С покорнейшей просьбой к вам, товарищи большевики, выслать ваши программы… У нас здесь программы меньшевиков. Население волнуется – не хотят верить меньшевикам. Нам не дают ни дров, ни леса».
1930 - По решению Уйтинского сельсовета было раскулачено хозяйство Алексея Николаевича и Серафимы Петровны Басковых, а в 1931 году их семья в составе шести человек была выслана в Мурманскую область. В 1991 г. Басковы реабилитированы.
15 апреля 1931 г. - Образован колхоз «Победа вторая», включавший в себя деревни Уйту, Капчино и хутор Дубовник.
1 августа 1935 г. - Постановлением Президиума Леноблисполкома ликвидация Пятницко-Успенской церкви Заэрапского с/с Кадуйского района была признана законной: «В виду того, что церковь уже закрыта и здание приспособлено под кузнечные мастерские по ремонту с/х машин и орудий, - постановление Кадуйского РИКа от 15/IV- с.г. о ликвидации церкви оставить в силе».
1940-48 гг. - В похозяйственной книге крестьянских хозяйств Заэрапского сельсовета в деревне Уйта и хуторе Дубовик в период с 1940 по 1948 гг. учтено 45 хозяйств, в которых проживало 75 мужчин, 86 женщин, всего 161 человек.
1941-45 гг. - На фронтах Великой Отечественной войны погибло 13 жителей Уйты.
27 февраля 1942 г. - Лётчик сержант А. Ф. Сорокин из Кинешмы был сбит и погиб в воздушном бою в районе д. Уйта.
Составил А. Дудкин
... , Талула Райли, Джейсон
, Сюзанна Филдинг; режиссер ...
... прямое отношение к
, к Мазскому сельскому ...
Обзор. Продолжение. Начало: http://al-an-dudkin.livejournal.com/182231.html
В седьмом «Семизерье» 288 страниц. Из них около ста имеют прямое отношение к Мазе, к Мазскому сельскому Совету. О своих сорока я напишу чуть позже. Сейчас же о других авторах.
Самый важный для меня материал - исследование вологодской поэтессы и филолога, фольклориста Леты Югай «Ты не ходи да на Забыть-реку, ты не пей да забытной воды…». О причитаниях похоронно-поминального цикла в Кадуйском районе Вологодской области. А кадуйские причёты в основном записаны в нашем и двух соседних сельсоветах.
Лета Югай цитирует причёт Сиры Афанасьевны Китовниной (для меня она – тётька Сира). Плакальщица объясняет покойнице, как надо отвечать при встрече на том свете на вопросы родных. А знание своего места при жизни помогает их найти после смерти.
Она спросит, горюша бедная,
А ты откуды да с кою сторону,
А ты скажи-то да ей, Марусенька,
А уж как я-то да сиротиночка,
Уж как области да Вологодские,
А района да я Кадуйского,
А сельсовета да буду Мазского,
А из деревни да Заэрап
А уроженка да Китовнина,
А жена-то да буду Фотина,
А тут тебе-то да попризнается.
Лета Югай пишет, что обряд проводов на Забыть-реку и сам образ «Забыть-реки» не встречается больше нигде. Только в причётах, записанных в Кадуйском и Белозерском районах Вологодской области. «Река в народной культуре служит символом границы. Тоска часто ассоциируется с жидкостью, в том числе, с забытной водой: «во многих случаях забывание оказывается простым синонимом избавления от тоски». Связь забвения и воды также прослеживается и в других жанрах: например, в заговоре от тоски, причём эта связь видна как на словесном, так и на акциональном уровне (уровне действия). Эти наблюдения подтверждаются записями, сделанными нами летом 2011 года в д. Шоборово. «А это как раньше было: если пойдёшь на забудь-реку, то призабудёшься», - комментирует образ Забыть-реки Зоя Степановна Сазонова. «Легче будет», - добавляет Мария Петровна Петрова. Для избавления от тоски нужно стать посреди реки, умыться, поклониться Богу, помолиться и трижды сказать: «Куда вода течёт, туда тоска моя пускай идёт». Мария Петровна вспоминает другой текст, слышанный от матери: «Ты быстрая, ты шустрая. Тебе речка на теченье, а мне рабе Божей на излечение».
Миниатюры из записной книжки Алексея Башкирова (в настоящее время он служит в одной из вологодских церквей) в основном посвящены деревне Капчино, из которой родом его мать. И в которой он и его брат Андрей проводили в своё время летние каникулы у бабушки.
Многое А. Башкировым записано именно со слов матери: «В марте сорок второго года мама пришла с окопов. Она скидывала снег с овина в деревне Капчино. Вспоминает: «Вдруг налетели самолёты с крестами. На станции ещё не было зенитной установки. Я заметила наш «ястребок». Он вёл бой с немцами, а потом задымил и пошёл вниз. Раздался взрыв… Я заревела и побежала домой». Летом приезжал военспец на место падения. Стали копать, но ничего не смогли сделать. Самолёт врезался в берег реки и без насосов работать было невозможно. Нашли карандаш и ещё что-то. Сейчас там стоит памятник…».
Дачница из Уйты Наталья Миняева представлена небольшим лирическим рассказом о своей деревне и стихами:
Вот однажды, не выдержав паровозного зова,
Я вскочу на подножку вагона любого.
И недели разлуки в недели сожмутся,
Мои руки с твоими навеки сомкнутся.
Мне бы только увидеть глаза твои синие,
Мне бы только сказать, как люблю тебя сильно я.
... модель "носатого"
. Главные отличия второй ... ccc;clear:both;'>
- 6440 РА ...
В последний день мая в минском футбольном манеже проходила конференция и выставка Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков. В августе прошлого года на Минском автозаводе с большой помпой прошла презентация седельного тягача капотной компоновки МАЗ-6440 РА. Спустя десять месяцев на выставке белорусских международных автоперевозчиков показали вторую модель "носатого" МАЗа. Главные отличия второй версии от первой заключаются во внешности грузовика.
Наспех сверстанный дизайн с аляпистым стеклопластиковым капотом, грубо приделанным к серийной кабине модельного ряда МАЗ-6440, явно бросался в глаза на первой версии. Торпедо второй модели приобрело более гармоничные и привлекательные черты, хотя от идеала все равно далеко. Исчезли не очень понятные ручки, а решетка радиатора с горизонтальными рейками получилась более внятной и органичной. Полностью перепроектированный стеклопластиковый бампер со встроенной круглой оптикой также стал выглядеть чуть лучше, особенно в тандеме в обновленным "носом". Кроме этого, во время презентации 6440 РА первого поколения "мазовцы" обещали, что установят на эту модель кабину с настоящим американским спальником. И, действительно, второй прототип получил удлиненную кабину с полноценным жилым блоком.
В остальном никаких серьезных изменений. Напомним, что капотный седельный тягач МАЗ-6440 РА предназначен для работы в составе автопоезда полной массой до 63 тонн с максимальной грузоподъемностью 44.700 кг. Автомобиль оснащен несерийным двигателем ММЗ Д-283.4Е4-22 мощностью 440кВт (600 л.с.), шестиступенчатой автоматической коробкой передач Allison 4500R, пневмоподвеской и системой круиз-контроль. В идеале, минский мотор вскоре должен будет заменен иностранным агрегатом Mercedes-Benz. Удивляет другое - тягач получился очень тяжелым: снаряженная масса - 11,15 тонны, тогда как у серийного бескапотного тягача МАЗ (6х4) с импортным мотором она не превышает 9,6 тонны. Непонятно и назначение автомобиля: зачем делать грузовик, который технически может работать в составе автопоезда полной массой 63 тонны, но по законам СНГ (предел 38 тонн) не может? Плюс его цена на 40-50% превышает серийный трехосный тягач минского автозавода.
Подробнее »
МАЗ - 6440 РА 2-я версия первоначально появилась на
TrucksPlanet Thu, 28 Jun 2012 23:41:32 +0400.