2017-04-18 15:26:00
Дни траура В период между праздником Песах и праздником Шавуот, то есть в дни, когда ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Дни траура В период между праздником Песах и праздником Шавуот, то есть в дни, когда отсчитывают омер, умерло двадцать четыре тысячи учеников раби Акивы, что было настоящей трагедией для еврейского народа. Поэтому в эти дни принято воздерживаться от проявления радости. Это выражается в том, что в эти дни не стригутся и не устраивают свадьбы. Как мы с Б-жьей помощью объясним ниже, это относится не ко всем дням отсчета омера. Кроме того, в этот период не следует организовывать танцы и концерты. Рав Вознер пишет, что во все без исключения дни отсчета омера запрещено играть на музыкальных инструментах и даже слушать заранее записанную музыку. Нет запрета петь. Даже если устраивают трапезу, связанную с выполнением заповеди, например, внесение свитка Торы, следует ограничиться пением. Разрешается устраивать встречи между людьми, которые желают вступить в брак, и если эти встречи оканчиваются обручением, можно устроить специальную праздничную трапезу в честь жениха и невесты. На этой трапезе можно петь. В какие дни дни Сфират аОмер следует соблюдать траур? Существует немало обычаев, которые не имеют никакого основания. Поэтому, прежде чем принимать на себя дополнительные устрожения, следует выяснить, есть ли источник или традиция, по которой следует вести себя таким образом. «Мишна Брура» описывает три разные традиции, связанные с тем, в какие дни Сфират аОмер следует соблюдать траур по ученикам раби Акивы:
От начала праздника Песах и до дня Лаг ба-Омер (то есть, 18 Ияра). От последнего дня месяца Нисана (который является первым днем новомесячья Ияра) и до третьего числа месяца Сивана (то есть, до дня, в который евреи начали подготовку к получению Торы на горе Синай). Начиная со второго Ияра и до праздника Шавуот.
По всем трем традициям получается, что траур соблюдают в течение тридцати трех дней Сфират аОмер, и по всем традициям в день Лаг ба-Омер (18 Ияра) траур соблюдать не требуется. В дни траура не стригутся и не устраивают свадьбы. Традиция, принятая в земле Израиля Ашкеназские евреи соблюдают траур от Песаха и до новомесячья Сивана, а сефардские евреи соблюдают его только до утра 19-го Ияра. В сам день Лаг ба-Омер можно устраивать свадьбы. Каждый должен следовать традициям своей общины. Но человек, который живет за пределами земли Израиля и приезжает или переезжает в Израиль, не должен нарушать принятых в Израиле традиций. По некоторым мнениям, запрет играть на музыкальных инструментах и слушать музыку действует во все дни Сфират аОмер, то есть, от праздника Песах и до праздника Шавуот. Но есть традиции, по которым этот запрет соблюдают только до Лаг ба-Омер (33-го дня омера) или до начала месяца Сиван. Есть также раввины, которые разрешают играть тихие песни, которые способствуют возвышенному духовному настрою.
По книге рава Йеуды Чезнера «Шаарей Ямей а-Песах» (11:1, 2:1-4, 3-4) Этот материал был опубликован на сайте "Мир женщины Беерот". источник: www.imrey.org
Заповедь Торы – рассказывать в пасхальную ночь о выходе из Египта и о чудесах, которыми удостоил нас Творец. Источник заповеди
Эту заповедь учат из слов Торы в книге Исход (Шмот, 13, 8):
И расскажешь ты своему сыну в тот день…
Кому следует рассказывать?
Агада, рассказ о выходе из Египта, ПесахЕсли есть сын или дочь, следует рассказывать им. Если нет сына или дочери, нужно рассказать кому-то другому, а если человек один, он должен рассказывать самому себе. И даже если все присутствующие большие мудрецы Торы, которым превосходно известны чудеса, явленные Всевышним еврейскому народу во время его Исхода из Египта, они также должны рассказывать друг другу об этих событиях. Каким образом следует рассказывать?
Несмотря на то, что каждый день и каждую ночь есть обязанность упоминать о выходе из Египта, как сказано в книге Второзаконие (Дварим, 16, 3): «… чтобы помнил ты день исхода твоего из земли Египетской во все дни жизни твоей», — несмотря на эту обязанность, заповедь рассказа об Исходе из Египта в пасхальную ночь отличается тем, что ее следует выполнять именно в форме рассказа.
Почему?
Особенность повествования об Исходе заключается в том, что рассказчик проникается мыслями, чувствами, переживаниями героя Агады, о котором он читает, он чувствует себя с ним один целым: страдает его страданиями и радуется его радостями. Это сопереживание и есть цель, которую мы стремимся достичь рассказом об Исходе нашего народа из Египта в седер Песах, ибо эта ночь отличается от всех других ночей: в пасхальную ночь мы должны видеть себя такими, как будто мы сами в этот час и в эти мгновения выходим из Египта. Так сказано в Агаде:
В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта
Эту обязнность наши мудрецы учат из того, что сказано в Торе: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Г-сподь при исходе моем из Египта». Отец рассматривает, что Г-сподь сделал чудеса с ним самим.
Следующие средства служат для достижения этой цели:
* Рассказчик старается, чтобы повествование было прямым ответом на вопрос сына.
* Повествование начинают с чего-то отрицательного, негативного и заканчивают радостным, позитивным.
* Рассказывают о выходе из Египта со всеми подробностями.
* «Иллюстрируют» рассказ.
Постараемся растолковать каждое из этих суждений по отдельности.
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос сына, агада, песахСказано в Торе в книге Исход (Шмот, 13, 14):
И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: «что это?», то скажи ему: «силою руки вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабства».
Мы видим, что рассказ об Исходе должен быть в качестве ответа на вопрос сына.
Если сын сам не задает вопросы, нужно постараться пробудить его интерес к теме рассказа, и это достигается привлечением его внимания: во время пасхального седера он видит немало необычных и странных вещей.
Все же, если сын не задает в конце концов свой вопрос, его отец должен сам рассказать сыну о событиях Исхода из Египта.
Начинают с отрицательного
Для того, чтобы «захватить» человека, привлечь его чувства к рассказу, необходимо, чтобы повествование начиналось с чего-то отрицательного, с какого-то всеобщего горя, беды, которая заставит слушателя сопереживать, ибо, чувствуя недостаток, дисгармонию, человек желает ее восполнить и, тем самым, когда наступит радостный конец, он будет ему искренне рад. И так сказали наши мудрецы в Мишне:
Начинает (рассказывать) об отрицательном и заканчивает прославлением (Творца).
В Агаде есть два отрицательных момента, с которых мы начинаем:
«Вначале идолопоклонниками были наши праотцы» — это отрицательное начало в духовном плане. Однако в финале мы заканчиваем словами: «А сейчас приблизил нас Творец к службе Ему».
«Рабами были наши праотцы в Египте» — это отрицательное начало в материальном, физическом плане. И это начало преодолевается, и в завершение темы мы заканчиваем словами: «И вывел нас Г-сподь оттуда рукой сильной и мышцей простертой».
Рассказывают о выходе из Египта со всеми подробностями
Следует рассказывать о выходе из Египта «просторно» и со всеми деталями. Благодаря такому тщательному повествованию человек связывает свою судьбу с рассказом и осознает себя частью Агады. Об обязанности рассказывать «просторно», с толком и со многими деталями сказали наши мудрецы в Агаде:
И каждый, кто просторно рассказывает о выходе из Египта, достоин похвалы.
«Иллюстрируют» рассказ Сказали наши мудрецы, что повествование об Исходе должно звучать в то время, когда маца и марор, которые как бы «иллюстрируют» наше горькое рабство и избавление из него, находятся перед глазами рассказчика. Вот почему, когда мы переходим в Агаде к части рассказа о выходе из Египта, мы должны открыть мацу. автор текста: рав Реувен Куклин
В этот день приступают к утренней молитве раньше, чем обычно, чтобы после ее окончания успеть провести последнюю трапезу, в ходе которой можно есть хамец, и которая должна завершиться до конца четвертого солнечного часа.
В ходе этой молитвы не читается Мизмор летода — «Благодарственная песнь», ибо в обычные дни песнь благодарения исполняют как бы от имени тех, кто должен был во времена Храма приносить благодарственную жертву и, по существу, вместо нее, — но в канун праздника Песах эта жертва в Храме не приносилась. Пост первенцев
Во всех общинах Израиля с давних времен существует обычай, согласно которому первенцы постятся в канун Песаха — в память о чуде, спасшем их от казни, которая поразила всех первенцев Египта.
Подробнее про Пост первенцев читайте отдельную статью. Работа в канун праздника Песах
Канун праздника Песах отличается от кануна субботы и кануна всех других праздников тем, что после полудня в этот день запрещается работать. Более того, есть отдельные общины, в которых принято не работать с самого начала дня (однако в большинстве общин принято не работать только со второй половины дня).
Этот запрет связан с традицией, которая существовала во времена Храма: когда человек готовился принести жертву, этот день становился для него праздничным, и ему было запрещено работать в этот день так же, как и в праздничные дни, установленные Торой. В канун праздника Песах каждый еврей обязан был совершить пасхальное жертвоприношение, поэтому этот день стал праздничным для всего народа, несмотря на то, что Храма сейчас не существует. Коль скоро пасхальная жертва приносилась только во второй половине солнечного дня, после полудня, то и запрещение работать относится только ко второй половине дня. Какая работа запрещена в канун праздника Песах?
Любую «полную» работу, такую, которую делают от начала до конца, -запрещено делать в канун Песаха как за плату, так и бесплатно. Например: запрещено шить новую одежду, стирать или стричься.
В случае, если это частичная, «неполная» работа, ее можно делать в канун праздника Песах только для себя, либо для другого, но при условии, что такую работу делают бесплатно. Поэтому в канун праздника Песах можно подшить какую-то одежду, почистить обувь и т.п.
Разрешается делать любую работу в канун пасхального праздника, если поручить ее работнику-нееврею.
Следует подстричься и подстричь ногти до полудня. Тот, кто не успел этого сделать, может подстричься у парикмахера-нееврея и во второй половине дня. Но у парикмахера-еврея запрещено стричься во вторую половину дня даже бесплатно. Однако тот, кто забыл подстричь ногти в первой половине дня, может подстричь их во второй половине дня.
В канун пасхального праздника можно производить все виды работ, которые разрешаются в холь а-моэд. Уничтожение и аннулирование хамеца
Есть хамец в канун Песаха разрешается только до конца четвертого временного часа. Весь хамец, оставшийся в доме по завершении этой трапезы и не проданный нееврею, сжигается до шестого временного часа. После сожжения хамеца хозяин произносит завершающую формулу аннулирования всего оставшегося в его распоряжении хамеца:
«ВСЯ ЗАКВАСКА И ВЕСЬ ХАМЕЦ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В МОЕМ ВЛАДЕНИИ, КОТОРЫЕ Я НЕ УВИДЕЛ И КОТОРЫЕ Я НЕ УНИЧТОЖИЛ, ПУСТЬ БУДУТ АННУЛИРОВАНЫ И СТАНУТ НИЧЕЙНЫМИ, КАК ПЫЛЬ ЗЕМНАЯ».
Следует не ограничиться этой формулой, а аннулировать хамец в своем сознании. Запрет есть мацу в канун Песаха
В канун Песаха запрещено есть мацу на протяжении всего дня, чтобы, когда человек станет вкушать мацу в лейл а-седер, было очевидно, что он ест ее во имя исполнения заповеди. Есть традиции, согласно которым уже с начала месяца Нисан запрещено есть мацу.
Нужно остерегаться, чтобы не есть в канун Песаха много пищи, дабы не насытиться и не испортить себе аппетит на лейл а-седер. автор текста: рав Реувен Куклин
Скажите, должна ли женщина выполнять заповеди пасхального седера? Или эта обязанность существует только для мужчин?
Вы задаете правильный вопрос.
Мишна (Кидушин, 29 а) сообщает нам важное правило:
«Женщина не обязана выполнять любую повелительную заповедь, которая связана со временем».
Однако из этого правила есть исключения. Заповеди пасхальной ночи как раз часть из них. Причина, почему женщины обязаны выполнять заповеди седер Песах,по утверждению Талмуда, в том, что женщины были неразрывной частью пасхального чуда. По мнению Раши и Рашбама, Талмуд так разъясняет следующий уникальный факт: чудо Исхода из Египта произошло в заслугу еврейских женщин, благодаря им Всевышний вывел евреев из Египта, — и об этом рассказывает трактат Сота. Подобное толкование Талмуд приводит и в других местах, объясняя, например, почему женщины обязаны зажигать ханукальные свечи или читать свиток Эстер.
И таково постановление кодекса законов Шульхан арух:
«Женщины обязаны выпить четыре бокала вина и выполнять все заповеди этой ночи».
Холодильник – прежде всего нужно основательно вымыть и вычистить. Если есть места, куда мог попасть хамец, но до которых невозможно добраться, можно оставить так.
Микроволновую печкуследует тщательно вычистить, снять стеклянную тарелку, поставить внутрь стакан с водой на 15 минут, включить микроволновку на самую высокую температуру; вновь поставить стакан в нее уже на другое место и снова включить на самую высокую температуру на 15 минут. Стеклянную тарелку сефардам достаточно хорошо помыть, ашкеназам либо поменять на другую, либо после основательной чистки завернуть во что-либо.
Следует… снять стеклянную тарелку, поставить внутрь стакан с водой на 15 минут
Нельзя использовать микроволновую печку для хамеца за 24 часа до кошерования.
Духовку – если в духовой печи есть система самоочистки, можно ограничиться ею. Если системы самоочистки нет, следует основательно вычистить духовку и, включив ее на самую высокую температуру, ждать в течение часа. Нельзя использовать духовку для хамеца за 24 часа до кошерования. Поскольку довольно проблематично правильно прокошеровать духовку, предпочтительно не пользоваться в Песах той духовкой, которой пользовались на протяжении всего года.
Солонку – обычную солонку, из которой берут соль, достаточно тщательно вымыть и засыпать в нее свежую соль; стеклянную солонку, из которой сыпали соль на пищу, следует опустить в кипящую воду (смотри Агала), ибо иногда соль из солонки высыпают на горячий хамец, пар которого может достигать солонки. Обратим внимание, что ашкеназим не кошеруют стеклянную утварь.
Посудомоечную машину – очень тяжело кошеровать, поэтому ею не стоит пользоваться в Песах. Тому, кто не может без нее обойтись, следует делать процесс кошерования следующим образом: основательно вычистить и вымыть машину, а затем включить ее на самую высокую температуру на 15 минут. Стоит налить в посудомоечную машину какую-то жидкость, которая делает пищу несъедобной. Нельзя пользоваться посудомоечной машиной для хамеца за 24 часа до кошерования.
Бокал для вина – если бокалами пользовались только для вина, их не нужно кошеровать, но если в бокалы наливали разные спиртные напитки, содержавшие хамец, бокалы нужно подвергнуть процессу агалы.
Кухонный мрамор – мраморные покрытия кухонных столов закрывают фольгой, после того как их тщательно промывают.
Стол – нужно покрыть чем-то (к примеру, скатертью, плотной фольгой или плотной бумагой).
Стол – нужно покрыть чем-то
Чайник – так как иногда из чайника льют кипящую воду на хамец (к примеру, на макароны), его также необходимо кошеровать (однако, если вы уверены, что не использовали чайник и не лили из чайника кипящую воду на хамец, кошерования не нужно). Принято, все же, чтобы семья использовала на Песах отдельный чайник.
Тому, кто стремится кошеровать чайник, следует заполнить его доверху водой и вскипятить. Внешнюю, наружную поверхность чайника обливают кипятком из какого-либо другого сосуда. Следует не использовать чайник для хамеца в течение 24 часа до кашерования.
Кухонную раковину – следует тщательно вымыть, облить кипящей водой и покрыть плотной фольгой либо в место раковины можно вставить особую, пасхальную раковину или таз.
Кухонные краны – обливают кипятком.
Кухонные краны – обливают кипятком
Миксер – вращающиеся части миксера необходимо опустить в кипящую воду (смотри Агала). Следует не использовать миксер для хамеца за 24 часа до кошерования.
Блендер – ножи блендера нужно опустить в кипящую воду (смотри Агала). Нельзя пользоваться ножами блендера для хамеца за 24 часа до кошерования.
Газовую плиту необходимо разобрать и тщательно промыть с применением очищающих средств. Металлические решетки, на которые ставится кухонная утварь, нужно прокалить (смотри либун) либо покрыть плотной фольгой. Конфорки также нужно прокалить, включив большой огонь на 15 минут.
Конфорки также нужно прокалить, включив большой огонь на 15 минут.
Верхнюю поверхность газовой плиты – хорошо промывают и покрывают плотной фольгой. Боковые поверхности плиты, а также переключатели тщательно моют.
Стены в кухне – места, где есть вероятность, что на них попал пар от хамеца, нужно хорошо покрыть.