2017-02-12 16:29:49
«И было сообщено царю Египта, что бежал народ, и переменилось сердце Фараона и его слуг к ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И было сообщено царю Египта, что бежал народ, и переменилось сердце Фараона и его слуг к народу, и сказали они: Что это сделали мы, отпустив Исраэля от служения нам». (Шмот 14:5)
Слова «и переменилось сердце Фараона и его слуг к народу» комментирует Раши следующим образом: «изменилось относительно того, что было. Ведь он сказал им: «Встаньте, выйдите из среды моего народа» [12:31]. И переменилось (также) сердце его слуг, ведь прежде они говорили ему: «Доколе будет это для нас преткновением» [10:7]. Теперь же они изменились и бросились за ними в погоню из-за своего достояния, одолженного им».
Наши мудрецы (приведено в книге «Шевет Мусар») говорят, что грешники наполнены раскаяния. Это значит, что многие грешники с лёгкостью раскаиваются в своих прегрешениях, но их раскаяние не держится долгое время: вскоре они возвращаются к своим грехам.
Стих в книге Мишлей (10:20) гласит: «Отборное серебро – язык праведного, сердце (же) нечестивых минутно». Комментирует Рабейну Йона: назидание праведного похоже на отборное серебро: оно чудесно, и в его силе взволновать каждого и повлиять на его сердце. Однако сердце нечестивых минутно – на какое-то небольшое время они пробуждаются к раскаянию в своих нечестивых делах, но сразу же после этого возвращаются к своим грехам.
Однако праведники не ограничиваются только выслушиванием назидания, они стараются во время слушания впустить слова в свое сердце, чтобы пробудить его, и продолжают думать о них постоянно, задумываясь, каким образом в соответствии с этими словами продолжить свою жизненную дорогу. Утверждает Рабейну Йона, что об этом сказал Илель в Пиркей Авот (1:14): «Если не я себе, то кто мне?» — если человек не пробуждает сам себя исправить свои дела, то ничто не поможет ему пробудиться. Само порицание праведника очень важно, поскольку оно помогает человеку найти верный жизненный путь и понять свои ошибки, однако человек не может ограничиться только порицанием других, он должен сам задумываться над происходящим. Иначе он будет подобен Фараону и египтянам, которые во время беды раскаиваются и решают отпустить еврейский народ, но сразу же после этого передумывают и говорят себе: «Что это сделали мы, отпустив Исраэля от служения нам?».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
«И простер Моше руку свою над морем, и разводил Г-сподь море сильным восточным ветром всю ночь, и превратил море в сушу; и разверзлись воды». (Шмот 14:21)
Расступление
Как-то я разговаривал с нерелигиозным студентом Беэр-Шевского университета, и он мне сказал: «Я очень рад тому, что недавно канадские учёные доказали: рассечение Красного моря — вовсе не чудо, это вполне может быть природным явлением. Такие природные явления могут происходить раз в 50 000 лет». Я ему ответил, что я тоже рад этому заключению канадских учёных. Почему же?
Потому что это показывает: канадские учёные тоже верят, что рассечение Красного моря имело место. Если бы они не верили, они не пытались бы доказать, что это происходило естественным образом. Ведь никто не пытается доказать, что чудеса, описанные, к примеру, в сказках братьев Гримм, могли иметь место в реальности. Если же они признают, что море расступилось, и согласны предположить, что «случайно» именно тогда, когда еврейский народ спасался от египтян, как раз закончились «очередные 50 000 лет»; и именно после того, как весь еврейский народ прошёл через море, оно сомкнулось, и египтяне утонули, — если они согласны допустить возможность таких «совпадений», то на здоровье.
И я добавил, что канадские учёные были не первыми, кто высказал такое предположение, — их опередили египтяне! В Торе (Шмот 14:21) рассказывается, что когда Моше простёр руку, как ему повелел Всевышний, в сторону моря, Всевышний послал восточный ветер, и это привело к рассечению моря.
Спрашивает Рамбан: для чего Всевышнему понадобилось посылать этот ветер? Ведь Он может сделать так, чтобы море расступилось без всякого ветра. Отвечает Рамбан: это было нужно для того, чтобы ввести египтян в заблуждение. Они сказали себе: это вовсе не чудо, просто раз в 50 000 лет дует сильный ветер, который может рассечь море. Рамбан утверждает, что египтяне должны были задуматься, как же это так, ветер рассекает море именно тогда, когда евреям нужно спасение? Но, говорит Рамбан, они не задумывались обо всём этом из-за великого желания причинить зло евреям.
Мы видим, что египтяне опередили канадских учёных, объяснив рассечение Красного моря действием природных факторов. Однако если бы они стремились узнать истину, они смогли бы её узнать. Тот, кто захочет узнать истину, увидит в чудесах чудеса и поймёт, что их невозможно объяснить природными явлениями. Однако человек, который не захочет раскрыть глаза на истину, её не увидит.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
«И было, когда отпустил Фараон народ, то не повел их Б-г по пути (через) землю Плиштим, ибо близок он; ибо сказал Б-г: Как бы не решился на иное народ, видя войну (пред собою), и не возвратились бы они в Египет». (Шмот 13:17)
остановись
Выходя из Египта, Творец не повёл евреев короткой дорогой, поскольку в этом случае было опасение, что, подойдя к Земле Израиля и столкнувшись с враждебно настроенными народами, населяющими её, евреи испугались бы войны и решили вернуться обратно, ведь путь до Египта не казался бы им далёким.
Рав Яков Исроэль Каневский видит важный урок в этих стихах, и так он пишет в книге Хаей Олам:
Для Всевышнего не было никакой проблемы очистить сердца евреев так, чтобы у них не возникло совершенно никакого желания вернуться в Египет, однако не в этом воля Творца. Ведь Его основное намерение в создании этого мира – чтобы у человека было влечение ко всему, что удобно и приятно для тела, и, несмотря на это, он поборол бы свои желания во имя выполнения воли Творца.
Также для Б-га не составляло никакой проблемы устранить всевозможные войны во время входа евреев в Израиль. Однако и в этом не было Его воли, поскольку так постановила Его мудрость – чтобы вход в Израиль и поселение в нём сопровождались многочисленными войнами и страданиями. И так у любой святой вещи нет важности, если она не достаётся путём труда, страданий и испытаний.
Однако, всё-таки, Творец, по Его великой милости, приготовил лекарство уже до того, как послал болезнь, ведя евреев по далёкой дороге, возвращение по которой не будет лёгким. И это уменьшит желание вернуться в Египет, поскольку само возвращение также не будет лёгким.
Как известно, наша Тора – вечна. И мы видим в этом и для нас также большой урок, ведь известно, что весь этот мир наполнен испытаниями и духовными опасностями, а, когда йецер а-ра (дурное начало) нападает на человека, очень непросто устоять в войне с ним. Поэтому истинный совет, который мы видим в этих словах Торы – устраняться как можно дальше от греха таким образом, чтобы согрешить стало непросто. Насколько опасна и трудна жизнь человека, перед которым все пути вожделений открыты без каких-либо препятствий и помех, не дай Б-г. В этом случае его опасность несравненно больше. Несомненно, что каждый мудрый человек будет отдаляться от всевозможных мест, которые могут привести к греху, и, если человек будет в первую очередь сам остерегается грехов, то и Творец пошлёт Свою помощь, чтобы избежать их.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
Говори сынам Исраэля, чтобы они возвратились и расположились перед Пи-а-Хирот между Мигдол и морем; перед Баал-Цефон, против него расположитесь станом у моря.
И скажет Паро о сынах Исраэля: Заблудились они в земле (глубоко погрузились в нее), замкнула их пустыня.
И крепким (закоснелым) сделаю Я сердце Паро, чтобы он преследовал их, и Я Мою славу явлю черезПаро и через все его войско; и узнают мицрим, что Я Господь. И они сделали так.
И было сообщено царю Мицраима, что бежал народ, и переменилось сердце Паро и его слуг к народу, и сказали они: Что это сделали мы, отпустив Исраэля от служения нам.
Почему фараон не хотел отпустить сынов Израиля?
Фараон желал иметь бесправных рабов, которые будут служить величию Египта. Этот мир требует нашего служения для прославления человеческого величия. Всегда стоит испытывать свою мотивацию, ради чего ты стремишься достигнуть чего-либо. Человеческая мотивация звучит так: "Будь лучшим! Покажи, на что ты способен!" Большинство людей хотят гордиться своими достижениями. Подобная мотивация выполняет в нашей жизни функцию фараона, удерживая нас от свободной жизни в Божьем шаломе, где ты уже не достигаешь чего-либо, поскольку тебя достиг Мессия, а все делаешь ради успеха в принесении плода во имя Мессии. Фараон желал, чтобы Израиль приносил плод, созидая величие Египта, а Господь хотел приобрести Себе народ для прославления имени Божьего. Подобные служебные борения происходят с каждым человеком, но Господь стремится избавить нас от стресса через вдохновенные слова пророка Исайи.
5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.
8 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
9 Вот, [предсказанное] прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. (Ис.42:5-9)
Плод Царства любой ценой.
Ради принесения плода Божьего нельзя поступаться прославлением имени Всевышнего в процессе его приобретения. Например, для спасения колдунов, спиритуалистов, алкоголиков, блудников, наркоманов, лжецов, сплетников, убийц, гневливых нельзя каким-либо способом подражать им. Нельзя стремиться быть подобным кому-либо или чему-либо, кроме Мессии Иешуа.
Почему Всевышний вводил Израиль в служение через давление и стресс?
С трудом можно представить себе все переживания и томления, испытанные народом. Выйти из обжитых домов, хорошей земли в пустыню — это уже стресс, а еще вдобавок преследование армии фараона. Но несмотря на давления и переживания большинство народа взирали на действие Божье. Происходил удивительный парадокс: чем больше фараон ожесточался, тем больше умножались чудеса Божьи.
Твое служение — это уже чудо.
Служение каждого из нас — это большое чудо и победа Божья посреди мира, который отверг Отца Небесного, сотворившего все видимое и невидимое. Итак, каждая душа, входящая в служение, обязательно испытает давление и стресс. Иешуа так объяснял это ученикам:
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
(Иоан.15:18-21)
Господь Мессия, служа спасению людей, наряду с благодарностью и уважением, также испытал мучение и смерть. Было множество людей, следовавших за Ним, но подавляющее большинство стремилось избавиться от Него. Подобным образом пытались избавиться от Мошэ, пророков, поскольку жизнь слуг Божьих свидетельствует этому миру о том, что его дела злы. Слуги Божьи призывают к Тшуве, т. е. признанию власти Божьей. Фараон, не стремясь познать Бога Израилева, угнетал и преследовал Его детей - посланников Божьих.
Кого Господь использует для Своей славы?
Порой Господь возвышает неверующих, амбициозных людей, для того чтобы через их падение прославить Свое имя. Яркий пример — Аман. Господь дал ему возвыситься, а это спровоцировало выплеск жестокости и ненависти в адрес Божьего народа. Обретение власти и силы воспринимается многими людьми как санкция для реализации своих амбициозных, эгоистичных планов. Аман, обретя силу, подумал о возможности уничтожения еврейского народа, но он снова просчитался, поскольку был невнимателен к действию Божьему.
Фараон, узнав о неверном и нелогичном пути следования Израильтян, решил воспользоваться ситуацией ради реванша. Из текста Торы становится очевидным помышление Всевышнего, желавшего испытать сердце фараона на предмет ожесточения.
15 так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:
16 но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; (Исх.9:15,16)
Господь употребит всех для Своей славы: как ожесточенных, так и смиренных, только для смиренных Божья слава — возвышение и вдохновение, а для ожесточенных — поражение и уныние. Мессия является кульминацией проявления Божьей славы. Отношение к Иешуа определяет то, как Божья слава проявится в нашей жизни. Потому о Нем говорится:
42 Иешуа говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
(Матф.21:42-46)
Каждый призван приносить плод через Мессию, и потому Царство Божье открывается и дается тем, кто смирится настолько, чтобы, потеряв свое приобрести Божье. Это ведет к тому, что разбиваются твои представления, идеи, житейская философия, идеология. Все в твоей жизни разбивается, чтобы утвердилось и возросло непоколебимое, нетленное, наполненное Божьим присутствием и красотой Царство Мессии.
2016-01-23 11:15:26
... к недельному разделу Бешалах – песнь Дворы ... на недельный раздел Бешалах (стр. 123), и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Posted by: Рав Ури Шерки
Афтара к недельному разделу Бешалах – песнь Дворы (Судьи, гл. 28). Она учит нас многому. 1. Как и любая победная песнь, она учит нас тому, что нужно радоваться падению врагов Израиля. И не нужно стесняться того, что мы рады горю наших врагов, как это видно из стиха (28:31) “В окно сквозь решетку смотрела во все глаза мать Сисры: отчего долго не приходит колесница его… Так да погибнут все враги Твои, Господи”. 2. Нужно благодарить Бога за военную победу даже тогда, когда представляется, что ее добились люди своими силами. Колена Израиля воевали – и им помогли необычные природные явления, когда ручей Кишон вышел из берегов. И тем более в наши дни мы должны говорить хвалу Богу за наше Избавление. 3. Упоминание о Даровании Торы на Синае, естественным образом возникает, когда мы воспеваем Бога, даже тогда, когда это не имеет отношения к теме песни. “Горы таяли пред Господом, этот Синай – пред Господом, Богом Израиля” (ст. 5). И это показывает нам насколько большое впечатление оставило Дарование Торы у наших
предков, в народе Израиля. (И, кстати, это явное противоречит распространенным теориям библейской критики). 4. Нужно сделать выводы о том, в чем были наши ошибки – даже, если война завершилась победой. Двора восхваляет определенные колена, которые участвовали в сражении, и резко порицает те колена, которые уклонились от участия в войне. И даже проклинает жителей города Мероз. 5. Участие в сражении должно быть не “с помощью Господа”, а “на помощь Господу” (ст. 23). Эта война служит освящению Господа в Его мире, и победа в ней служит исполнению Божественной Воли. 6. Воины полагаются не на свои духовные заслуги, на Тору, заповеди и добрые дела, – но на самопожертвование в сражении: “Зевулун – народ, смертельно рисковавший жизнью своей” (ст. 18). 7. Нужно воевать даже тогда, когда мы слабее в технологиях, и не отчаиваться: “Видели ли щит и копье у сорока тысяч Израильтян?” (8). 8. У Яэль, жены Хавера кейни, мы учим, что и одиночка может решить исход целой битвы. И поэтому человек не должен говорить: “Кто я такой, чтобы привести Избавление Израилю”. 9. Даже такой герой, как Сисра, в конце концов пал, так как он поддается своим страстям, как это следует из слов утешения, которые мудрые женщины приводят матери Сисры: “они делят добычу: по женщине, по две на каждого мужчину” (ст. 28). И истинный герой – это тот, кто справляется со своими страстями: “любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей” (ст. 31, см. трактат Гитин 36б). 10. Когда есть откровение, то нет запрета слушать пение женщины. Так выводит из этой главы Хида (рав Хаим Иосеф Давид Азулай), в своей книге “Рош Иосеф”, в комментарии на недельный раздел Бешалах (стр. 123), и также считал его рав Ор hа-Хаим (рав Хаим бен Атар) – см. там же. Он объяснял, что то, что написано у Исайи (12, 6): “Ликуй и пой, жительница Сиона” – что женщины могут петь без опасений, это “так как велик в среде твоей Святой Израиля”. И таким образом, нет никакой проблемы слушать пение Номи Шемер “Иерусалим Золотой” – поскольку это время проявления Божественного Присуствия в Израиле, во время Шестидневной войны.