«И воззвал (Господь) к Моше… Говори сынам Исраэля и скажи им: когда человек (какой-либо) из вас принести пожелает жертву Господу, из скота, из крупного и из мелкого, приносите вашу жертву» (Ваикра, 1:1-2).
В Торе много места посвящается заповеди о жертвоприношении. Каков смысл этой заповеди, и в чем ее большая важность? Попробуем рассмотреть один аспект этой заповеди.
Рамхаль в своей книге «Путь Всевышнего» (часть 1, глава 3) пишет: «Постановила Высшая Мудрость, чтобы человек состоял из двух противоположных частей, то есть, души разумной и чистой и тела земного и мутного; каждая из частей по природе склоняет человека в свою сторону. То есть, тело — к материальности, а душа — к разуму, и идет между ними война, так, что если победит душа, то она сама поднимется и поднимет вместе с собой тело, и человек достигнет назначенного совершенства. А если допустит человек, чтобы победила в нем материя, то опустится тело и опустится его душа с ним, и будет этот человек непригоден к совершенству и отвержен от него, не дай Б-г».
Из этих слов Рамхаля ясно: хотя материальное не является «положительным» по своей природе, мы не должны отказываться от него — ведь мы можем его возвысить. Это возможно, если духовное побеждает; т.е. если материальное служит духовному, оно само возвышается и достигает духовного уровня. Это происходит, когда мы выполняем заповеди Всевышнего.
Но, помимо этого, Всевышний создал в мире особенную возможность обратить материальное в духовное. Это происходит во время жертвоприношения, когда человек, предназначенный для этого (коэн), пребывающий в состоянии ритуальной чистоты (таара), с соответствующим намерением и в священном месте помещает жертву на огонь Всевышнего. Сам огонь символизирует духовность, так как он ведет к разложению материи. Это — один из моментов, которые могут в чем-то прояснить значение жертвоприношений.
Основываясь на сказанном, можно понять, почему Храм аллегорично назван в Песне Песней шеей: как шея соединяет голову с телом, так и Храм соединяет духовное с материальным.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" автор текста: Рав Рувен Куклин
Начало книги Ваикра, первая часть сложносочиненного предложения (до этнахты) состоит из трех слов וַיִּקְרָא אֶל מֹשֶׁה– «И призвал Моше». Такое строение фразы нетрадиционно – должно быть подлежащее, чтобы было понятно, кто именно призвал. И в первых двух случаях, когда Б-г призывал Моше – из куста и с горы Синай – названы Имена Творца. Почему здесь так? Вот конец фразы: «И Авая говорил ему из Шатра Встречи, и сказал». Здесь, как часто бывает, комментаторы разъясняют Тору, не указывая, что именно побудило их высказаться – недавно вышел даже пятитомник к Пятикнижию с ответами д-ра Бончека на вопрос: «Что беспокило Раши»? Мне кажется, тут вначале Моше услышал или почувствовал призыв, но еще не узнал голоса или не понял, от какого именно аспекта Всевышнего исходит этот голос. В первом случае Моше увидел необычайное явление – несгорающий куст – и подошел к нему. Чтобы приблизиться к огню, нужно стремление познавать и мужество, и тогда уже он услышал голос и призыв: «Моше, Моше». И с Синая призыву предшествовало грандиозное явление, гора, объятая пламенем. Важно было ответить на призыв и приблизиться, чтобы получить пророчество. По контрасту с первым разом: «И услышали они голос Б-га, который двигался по саду с ветром дня – и спрятались муж с женой среди деревьев сада. И позвал Б-г человека, и спросил его: Где ты?» (Берейшит, 2:8,9). А здесь никакого очевидного грандиозного явления Б-га не было, вероятно, лишь прозвучало нечто подобное «голосу тонкой тишины». Его можно было и не заметить, как не заметили Элиэзер и Ишмаэль странного облака над горой и остались с ослом, не обратить внимания и не расслышать, как и тот голос, что плакал в развалинах Храма. И только, когда Моше услышал это и приблизился к Шатру, Авая стал говорить с ним и разъяснил, что именно пророк должен передать народу. Вдохновение даже низшего порядка часто начинается с неясного шума, и поэт – тот, кто вслушивается в него. И тогда проступают слова автор текста: Gedalia Spinadel
А если кто-либо согрешит неумышленно из народа земли, совершив (что-либо) одно из заповедей Господа, чего делать не должно, и провинится;
Если осознан им будет его грех, который он совершил, то принесет (в) свою жертву козу, без порока, самку, за свой грех, который он совершил.
И возложит он руку свою на голову очистительной жертвы, и заколет очистительную жертву на месте жертвы всесожжения.
Изменение древней традиции.
Скиния разрушала древнюю человеческую традицию, когда согрешивший человек убегал с места преступления, скрываясь от общества и лица Божьего. Через откровение, данное народу Израиля, Всевышний указал путь возвращения к Нему. Этот путь совершался через принесение жертвы за грех.
Когда Всевышний принимает жертву за грех?
Жертва за грех была свидетельством того, что приносящий ее осознает свое преступление и желает его исправить. Нарушение заповеди нельзя исправить, как не исправишь разбитую вазу или нанесенную травму. Даже если склеить осколки вазы или пройти процесс выздоровления, последствия и память останутся. Преступление уже стало частью истории. Что можно сделать в таком случае? Писание показывает нам, что остается возможность получить милость от пострадавшей стороны, против которой совершен грех. Всевышний проявил к нам милость через жертву Мессии. То, что мы сделали до осознания наших преступлений, – уже не исправишь, но принятие жертвы Иешуа дает милость. Когда мы принимаем жертву Иешуа, то тем самым свидетельствуем, что Господь прав, а мы нуждаемся в Божьей милости и помощи для принесения плода святости. Господь, зная наше реальное состояние, не пытается улучшить нашего старого человека, а предложил родиться от Духа Божьего, через праведного и непорочного Мессию. Поэтому Машиях говорил:
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34 ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
35 Отец любит Сына и все дал в руку Его.
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Иоан.3:33-36)
Шанс исправить преступление и милостивая благосклонность пострадавшей стороны возможны только в случае осознания согрешившим человеком своего преступления.
Пророк Иеремия призывает Израиль к осознанию своего состояния словами:
13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.
14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.
(Иер.3:13,14)
Без осознания греха нет возможности восстановить отношения с Господом.
Господь дает нам возможность осознать наше состояние, но это происходит в случае искреннего желания узнать правду о себе, когда мы не пытаемся оправдаться перед Богом через свои заслуги, доброту, а говорим: «Господи! Дай мне увидеть свое реальное состояние». Мессия – свидетельство того, что ни один человек не может угодить Богу без помощи свыше. Слово יָדַע – (яда) переводится, как: дать себя знать, открыться; быть познанным. Только Всевышний дает осознание о Его правде или о нашем реальном состоянии, чтобы наши жертвы достигали Божьей цели.
Итак, принятие жертвы Мессии свидетельствует об осознании греха и его разрушительных последствий, а также о стремлении принести перед Господом угодные жертвы.
Каким образом достигается осознания греха?
Путь к осознанию греха. Многие понимают, что грешны, но не хотят по-настоящему осознать, в чем заключается их грех. Далеко не все хотят узнать реальность своего состояния. Открыться для обличения Духа Святого – это смелый поступок, лишающий нас внутреннего комфорта и самодовольства. Кому приятно слышать о себе нелицеприятную правду? Поэтому большинство людей смиряются со своим состоянием, говоря: «Все так живут… Я не первый и не последний…»
В осознании греха мы не можем полагаться на свои чувства и идеи. Осознание греха приходит через исследование Торы. В нашем народе бывали времена, когда Тора не читалась, а хранилась, как экспонат. Это вело к идолопоклонству и суетливой, бесцельной жизни. Вспомним один из примеров осознания греха в иудейском царстве при царе Иосии.
11 Когда услышал царь (Иосия) слова книги закона, то разодрал одежды свои.
12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:
13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам. (4Цар.22:11-13)
Иосии было восемнадцать лет, когда он прочитал и осознал состояние народа.
Кстати, имя «Иосия» переводится, как «Яхве исцеляет». Реформы, проведенные Иосий, послужили продлению мира и Божьей милости в иудейском царстве. Народ пробудился, вновь начав взыскивать Господа. Иосия не просто прочитал Тору. Он начал действовать, изменяя образ жизни. Именно действия были свидетельством осознания серьезности Божьего слова.
Узнать – не значит осознать. Узнать о грехе – еще не значит осознать его, совершив тшуву. Осознанный грех всегда ведет к Тшуве, а узнанный ведет к самооправданию. Часто человеческая система самооправдания уводит от реальности Божьего обличения. Каждый человек знает, в чем совершает неправду, но не многие хотят идти путем осознания. Обычно люди этого мира не хотят зацикливаться на проблеме греха и потому говорят: «Все!.. Хватит.. Проехали… Не будем вспоминать и ворошить прошлое…» Осознанным можно считать тот грех, после которого происходят глобальные изменения. Принесение жертв за грех без стремления изменить образ жизни – это страшный порок, ведущий к ужасным последствиям: совершению произвольного (добровольного, охотного) греха.
Итак, осознание греха происходит через: исследование Писаний, жизнь Мессии внутри нас и согласие с изменениями, к которым подводит нас Дух Мессии.
Что свидетельствует о правильном отношении к жертве Мессии?
Если человек приносил угодную жертву перед Всевышним, тогда он получал Божью силу и поддержку для принесения необходимых плодов покаяния. Отсутствие плодов покаяния свидетельствует о неправильном подходе к принесению жертвы. В этой связи рав. Шауль говорил:
26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
(Евр.10:26,27)
Через жертву Мессии мы получаем Божью милость для осознания своего состояния и принесения достойных плодов покаяния. Если мы послушны Господу и Его заповедям, то жертва Мессии будет прославляться через наши жизни. Это будет свидетельством к славе Царства Мессии и силы грядущего века.
И если кто-нибудь согрешит и совершит (что-либо) одно из всех заповедей Господа, чего делать не должно, и не знал, провинился ли, и понесет свою вину,
Доставит овна, без порока, из мелкого скота по оценке в повинную жертву к священнослужремонт квартир под ключ - и комфорт навсегда поселится в вашем доме!