После первых евреев Авраама и Сары, самый известный пришелец в еврейский народ – Итро, יתרו. Но ...
После первых евреев Авраама и Сары, самый известный пришелец в еврейский народ – Итро, יתרו. Но законы гиюра учат из книги Рутרות . Почему так похожи их имена и о чем говорит их различие? Мне кажется, можно подумать так:
Путь моавитянки Рут в еврейство начинается с любви к ее бывшей свекрови Наоми. Через нее любовь распространяется на весь еврейский народ, а затем на Б-га. Как она говорит: твой народ – мой народ, и твой Б-г – мой Б-г.
Никакой корысти и никаких родственных связей у нее при этом не было. Видимо, поэтому ее потомком станет царь Давид, а потом и царь Машиах.
О гематрии ее имени 606 говорят, что если прибавить к ним 7 (законов, которые она соблюдала до гиюра как праведник из потомков Ноаха), получается 613 заповедей еврейского народа.
В имени Итро есть еще йуд – 10. И в разделе Итро упоминается исход из Египта с 10 казнями и излагаются 10 заповедей (связанных с ним и с тем, что он сохранял жизнь Моше).
Другое его имя Йетер – добавляющий. И действительно он добавил в Тору и еврейскую практику свое предложение о суде, зерно Сангедрина. И это же можно считать началом Устной Торы, инициированной мудрецом снизу.
А если прибавить к его гематрии 4 (буквы его имени) получится כתר, корона.
Путь Итро в еврейство противоположен пути Рут, он идет через 10 – через чудо и откровение. От Б-га и Его Закона – к присоединению к народу.
Рассмотрим теперь другого знаменитого гера, вернее, потомка геров – раби Акиву.
ЯКОВ И АКИВА
Имена יעקב, Яков и עקיבא, Акива отличает только буква Алеф. Раби Акива как бы добавляет к Торе Якова-Исраэля, полученной у Синая Сынами Исраэля, алеф. Творение дискретного мира, разделенного на небо и землю и разделяющего мысли на слова, начинается с бет Берешит, а Алеф остается невидимым за стеной созданного дома мира. Раби Акива делает алеф видимым, привнося в Тору Израиля и земной мир свет кабалы. Как сказано: четверо вошли в пардес, постигнув все четыре уровня Торы, в том числе тайну, а вышел оттуда без ущерба только раби Акива (учитель раби Шимона бар Йохая, автора Зоара). О нем говорит мидраш, что Моше не понимал учения раби Акивы , потому что он толковал коронки над буквами его Торы, делая незримое видимым.
© Gedalia Spinadel
Есть иное объяснение, ...
из книги "Остров и пламя", первой в серии "Тора о любви"Есть иное объяснение, связанное с формулой, введенной для себя женщинами в средние века и теперь общепринятой: «Благословен Ты…который сделал меня по воле Своей». Здесь тоже слышится превосходство, на этот раз женское: ясно, что высшее – это Его Воля. Возникает вопрос, почему женщины это благословение приняли лишь в средние века? Ответ проливает свет на браху мужчин.
Раби Хананья бен Терадион (тесть выдающегося мудреца раби Меира, который не раз пересматривал свои галахические решения, если с ними была не согласна его исключительно образованная и мудрая жена Брурия), за преподавание Торы, запрещенное римской властью, был приговорен к казни. Его вместе со свитком Торы привязали к столбу, вокруг зажгли костер, а, чтобы он дольше мучился, на сердце привязали ком мокрой шерсти. Один из солдат, которые охраняли место казни от учеников и народа, пытавшихся спасти раби Хананию, спросил его шепотом, что ему будет, если он сократит его страдания, сняв шерсть. Мученик сказал, что тот попадет после смерти в Ган Эден вместе с ним. Солдат это сделал. Р. Хананья тут же умер, а солдат бросился в огонь, чтобы скорее попасть в рай за свою заслугу. Когда зять раби Ханании, раби Меир увидел, что произошло, он создал браху «…не сделал меня женщиной» (в дополнение к двум первым о нееврее и рабе) в благодарность Творцу за данную Им возможность мужчинам делать кидуш Ашем – прославлять смертью Его Имя.
Язычники римляне не убивали женщин, а насиловали и продавали в публичные дома (как сестру Брурии), поэтому браха к женщинам не относилась. А христиане крестоносцы в средние века не только насиловали, но убивали всех без разбору. Женщины увидели, что теперь и для них открылась возможность прославлять своей смертью Бога, делать кидуш Ашем, и (превратив по ев-рейской традиции плохое в хорошее и горе во вдохновение) приняли свою форму утреннего благо-словения: «Благословен Ты, Ашем, Бог наш, Царь вселенной, который создал нас по воле Своей».
Приведем еще один аспект этой проблемы. Он показывает, как относиться к словам мудрецов, и как непросто в них разобраться :
– На первый взгляд, положение даже еще хуже. Мужчина благодарит Творца не за то, что создал его мужчиной, а – за то, что не сделал женщиной (!).
Чувство обиды, вызванное этими словами у женщин, казалось бы, вполне естественно. Но... возникает оно лишь у тех, кто не знаком с принципами устройства мира, с целями, которые поставил перед людьми Творец, создавая мир, с тем, какие роли определил для каждого из нас. При знакомстве со всем этим начнет вырисовываться совершенно другая картина.
Прежде всего, вчитаемся в полный текст одного из “утренних благословений”, которые желательно читать каждому еврею, мужчине и женщине, до утренней молитвы или непосредственно перед ней.
Мужчина говорит: “Благословен Ты, Создатель, который не сделал меня женщиной”.
Женщина говорит: “Благословен Ты, Создатель, который сделал меня по воле Своей”.
Обратим внимание на то, что здесь сказано асани, «сделал меня», а не бара, «сотворил» или яцар, «создал», что, казалось бы, уместнее.
Примем во внимание, что каждое слово этих благословений написано Мужами великого собрания (в на-чале эпохи второго Храма), среди которых были последние в мировой истории пророки (Эзра, Нехемия, Хагай, Зехария, Малахи). И употребление именно этого глагола раскрывает нам интереснейшую картину, полную глубокой Мудрости.
Мир, сотворенный Всевышним, состоит из многих слоев. В их числе уровень брия, в который были “заложены” идеи духовного порядка. Они не могли появиться сами по себе. Он их сотворил. Глагол “сотворить” относится к процессу, о котором мы говорим: “Сотворить существование из ничего”, йеш мэайн. Из “ничего” нельзя ничего сделать, можно только – сотворить – внести в мир. И это – прерогатива Творца.
Ниже слой духовного мира, йецира, создания.
И самый нижний уровень, где идеи надо реализовать, завершить – наш мир, в котором мы живем. Он называется олам асия – мир исполнения, осуществления, завершения.
Теперь мы приблизились к пониманию сути благословений для мужчин и женщин, где употреблен глагол “сделать”.
Нам остается лишь выяснить суть разделения всего мира на мужское и женское начала (потенциал, роль и тому подобное). Это не “каприз природы”, но самое принципиальное, фундаментальное в процессе сотворения мира.
Ведь в момент, когда у Всевышнего возникло Высшее, Первоначальное желание (или Воля) Сотворить мир, Он образовал Место для этого мира, как бы “уменьшив” свое Присутствие (слова здесь не совсем адекватны, но в русском языке других для такого объяснения нет).
Основная роль этого Места – быть вместилищем структур, которые будут сотворены, созданы, сделаны в этом мире.
В этом Месте должна была реализоваться Воля Творца. Это Место реализации Его Воли и первичное проявление “женского начала”, в котором реализуется Воля Его.
Вспомним благословение, которое произносят женщины: “...что сделал меня в соответствии с Волей Твоей”. При Сотворении мира, прежде всего, было образовано женское начало. О чем и говорится в Торе: “Вот история Сотворения Неба и Земли… в день, когда сделал Творец Землю и Небо” (Берешит, гл. 2, ст. 4) В начале сказано о земле.
Небо (источник влияния) – мужское начало. Земля (принимающая влияние) – женское начало.
Перейдем к тексту, который произносит мужчина.
В этом мире, где все определяет глагол “сделать”, главная, первая роль – у женского начала. Женщина – интегральная часть этого мира . Но, если в мире (даже в этом мире) будут только женские роли, разве возможно существование? Для этого необходима постоянная “подкачка” духовной энергии. Кто-то должен это делать. В этом роль мужского начала.
Вернемся к периоду Сотворения мира. Все началось с образования Места (женское начало). Затем был создан канал и по нему передана энергия, Свет. Возникло мужское начало.
Читая благословение, мужчины говорят: “Благословляю Тебя ...за то, что (в мире женского начала) Ты не сделал меня женщиной (дал мне иную, собственную роль)”. Ибо благословение Творцу полагается за все, что Он делает (даже когда мы узнаем о смерти близкого че-ловека, мы говорим «Благословен Судья праведный»).
Женщина не может сказать: “...за то, что не сделал меня мужчиной”. Потому что именно женщина — основа мира деяний (мира, где правит глагол “сделать”).
В этом мире быть женщиной — естественно и хорошо. Поэтому в благословении она просто констатирует свою естественность.
Но, чтобы мир существовал (здесь я сознательно повторяюсь) – в “соответствии с Волей Твоей” необходимо реализовать и другую роль. И за эту, отведенную ему роль и благодарит Творца мужчина.
Надеюсь, теперь понятно, что мужская и женская роли в равной мере необходимы. Но “окраски” их не равноценны. Женская роль – естественна. Мужская роль возникла как необходимое дополнение.
© Gedalia Spinadel
Б-г говорит пророку, что делать, а тот знает: тогда произойдет беда для еврейского народа и решает ...
Б-г говорит пророку, что делать, а тот знает: тогда произойдет беда для еврейского народа и решает пожертвовать собой ради народа.
Йона убегает из Израиля, но Б-г настигает его в море, и из чрева кита пророк взывает к спасению, выполняет волю Творца, а потом все происходит, как он предполагал, беда для народа.
Царь Хизкия отстраняется от женщин, чтобы не родить сына-злодея, и Б-г собирается умертвить его за невыполнение первой заповеди всему живому «плодись и размножайся», он раскаивается, и рождается злодей Менаше, который, став царем, разрушает все хорошее, что он сделал прежде для народа.
Но есть еще аспект, который мне указала жена – дело не только в нежелании исполнять эту общую заповедь, но и в нарушении воли Творца, о которой он узнал, попытки обойти, отменить пророчество – родить этого сына, подобно истории с Йоной.
Творец может выбрать любого пророка и исполнить все, что угодно, любым путем, но мы обязаны исполнять все, что на нас возложено.
А как должен был поступить праведный царь?
Мне кажется, когда он узнал, что у него должен родиться сын-злодей, он должен был сразу же начать исполнять предреченное – жениться и родить, и лучше не одного сына. Чтобы второй мог исправить то, что наделал первый сын, или воспрепятствовать ему.
Или даже взять двух жен, чтобы у него было два первенца – от двух жен, и тогда передать царство тому, кто заслуживает. Ведь у нас было много прецедентов с праотцами и Давидом. Нельзя сказать, что это хороший вариант, но все же лучший, чем единственный сын-злодей.
Тем более, Хизкия должен был спешить, чтобы иметь больше времени для воспитания и направления сына. Ведь, когда, наконец, при смерти он согласился жениться, Б-г ему дал еще пятнадцать лет жизни. То есть он растил Менаше, в лучшем случае, если сын родился в первый же год, только до 14 лет. А это возраст, когда подростки делают все наоборот – как и стал делать Менаше, как только воссел на царство.
А если бы Хизкия жил еще ряд лет, воспитывая сына, Менаше бы прошел переходный возраст, и под руководством и благодаря молитвам деда – пророка Ишайи и праведного отца мог выправиться и тоже стать праведником.
Как учат, царь Хизкия был достоин и мог стать Машиахом, и не стал им, только потому, что не воспел хвалебную песнь Б-гу. А почему не воспел?
Может быть, зная, что потом его сын-злодей разрушит всего его достижения, уведет народ от Б-га и вернет к идолопоклонству. В таком состоянии трудно славословить Творца.
Но здесь, на мой взгляд, и кроется ошибка.
С одной стороны, если человек идет по узкому мосту жизни, постоянно повторяя «вот, вот я упаду», то непременно свалится. И это секрет канатоходцев – смотреть вперед и верить в то, что можно пройти над пропастью.
С другой стороны, Б-г не всегда исполняет то, что сказал. Да, не всегда. Когда обещает беды, может их отменить, если люди раскаются. Как и рассказывает история о пророке Йоне.
И если бы Хизкия, преисполненный непреходящей симхи, радости служения Творцу, исполнения Его заповедия, скорее бы женился, как бы тяжело это ни было, Творец мог бы отменить приговор по молитвам отца и деда. И Менаше не стал бы злодеем или раскаялся еще, будучи подростком, не став царем, и не принес бы этих бед.
Аналогично, я думаю, была ошибочной и реакция Йоны на спасение Нинве. Вместо сокрушения ему следовало преисполниться радости и благодарности к Творцу. Если уж Ниневия раскаялась, если ее простил Творец – тем более Израиль. И надо с новой силой молиться Ему и просить, и славить Б-га в надежде на хороший исход на все лучшее, что исходит от Источника всего добра в мире.
Нам дана свобода – не слушаться Творца, убивая себя тем или иным образом. Но это лишь путь смерти в этой дарованной Им жизни. Предреченное все равно исполнится – а нам придется рано или поздно сполна заплатить за свой выбор или получить за него награду.
© Gedalia Spinadel