2016-12-22 16:58:44
Яков достиг примирения с Лаваном, а потом с Эсавом, который ушел в свою страну, оставив Кнаан Якову. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Яков достиг примирения с Лаваном, а потом с Эсавом, который ушел в свою страну, оставив Кнаан Якову. Казалось бы, наконец, начнется спокойная, хорошая жизнь. А вышло наоборот. Почему? Первой жертвой пала Дина, которую похитил, обольстил и насиловал Шхем (34:2). В отместку Шимон и Леви перерезали всех мужчин, разграбили город и увели в плен женщин и детей. Почему это произошло? Говорят, не следовало прятать Дину от Эсава, чтобы мог жениться на ней: не отдал брату – досталась Шхему. Тяжкое наказание, и чем Дина так виновата? Ну, вышла поглядеть на местных девушек. А есть мнение, что не надо было отдавать дочь Эсаву. Тогда почему? Потом умерла Двора, кормилица Ривки. Потом в родах умерла Рахель – вроде, из-за необдуманного проклятия Якова «кто украл (терафим Лавана) – не будет жить». Потом, «когда Яков жил спокойно в местности этой (Мигдаль эдер), вышел Рувен и помешал отойти ко сну Бильге, наложнице отца» («лег» с ней или перевернул, перенес ее ложе). Потом Тора говорит о смерти Ицхака. Но не написано, когда умерла Ривка, хотя есть мнение, что одновременно с ее кормилицей. Только сказано потом, что она похоронена с другими парами в Махпеле. И после этого, видимо, Яков поселился возле отца в Хевроне. И потом похоронил его вместе с Эсавом через двадцать лет после Ривки. Дина, Рахель, Рувен… Можно для каждой трагедии указать свою причину, но не подсказывает ли их обилие в короткий период на то, что есть тут нечто общее, дополнительная причина или причина причин? Вернемся к эпизоду с Диной, что рассказывает Тора до этого? «Когда Яков вышел из Падан Арама и вошел в пределы Кнаана, он благополучно прибыл в окрестности Шхема и поставил стан в виду города. И купил за сто кесит кусок свободной земли у сыновей Хамора, глав Шхема, и поставил там свой шатер. И воздвиг там свой жертвенник, и назвал его Б-г Г-сподь Израиля». Но почему там? Ведь он дал обет в Бейт Эле, когда Б-г явился ему и обещал свое покровительство: «Если будет со мной Б-г, если охранит меня на пути, которым иду, если дасм инее хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться, и возвратит меня с миром в дом отца, тогда я буду полностью предан Б-гу. И пусть камень, который я постаил как столб, станет Храмом Б-гу». Почему же он не вернулся сразу туда? Когда Авраам проходил рядом с Шхемом, он не купил там земли. Его первое приобретение было поле с пещерой для погребения Сары. И возникает вопрос, надо ли было Якову покупать здесь землю у Хамора, что значит «Осла»? Ведь в других местах поселения Якова в Кнаане подобных событий не происходило, и мы помним, чем кончился выбор места поселения у Лота в Сдоме. Ведь если бы Яков не купил там землю, сын Хамора не изнасиловал бы Дину... И дело, конечно, не только в том, что его звали Хамор, и место это было неподходящее. Мне кажется, не должен был Яков нигде останавливаться, пока не исполнит завет матери, пока не вернется к родителям, чтобы порадовать их внуками, чтобы выполнять сыновний долг. Ведь и толкуют потом в разделе Ваешев, что не должен праведник останавливаться и искать покоя в этом мире, иначе обрушиваются на него несчастья. До того, как Яков пошел в Хеврон, он останавливался (строил дом) минимум в трех местах: Суккот, Шхем, Мигдаль Эдер, и в двух последних произошли трагедии. Ведь когда Ривка послала его, сказала: «Беги и спасайся у моего брата Лавана в Харане. Оставайся там, пока гнев твоего брата не стихнет. А когда стихнет гнев твоего брата и забудет, что ты ему сделал, я пошлю к тебе известие и позову тебя домой». Но когда они замирились с Эсавом, и тот пошел своей дорогой, Яков не поспешил сразу к родителям, и мать, умерла, не дождавшись его. И будь они рядом с родителями, Ицхаком и Ривкой, вероятно, Рувен не поступил бы так. И второй элемент его неоправданной задержки. Когда Яков идет в Харан и ему снится лестница, и Б-г обещает ему Свое покровительство, пробудившись, Яков говорит: «Это врата Небес»! И встал Яков рано утром, взял камень, который положил под голову, и постаил его как столб, и возлил масло на его вершину. И назвал это место Бейт Эль (Храм Б-га)». Почему Яков не вернулся сразу к удивительному месту и не вернулся в Хеврон, где живут родители и похоронены предки? И после резни в Шхеме «Б-г сказал Якову: Выйди и поднимись в Бейт Эль. Оставайся там и сделай жертвенник (Мне), Б-гу, который явился тебе, когда ты убегал от своего брата Эсав». То есть Творцу пришлось ему об этом напомнить. Не расплачивался ли Яков за отложенные заповеди? И после этого Яков сказал семье и всем, кто с ним: «Избавьтесь от всех изделий для поклонения идолам. Очиститесь и смените одежды. Мы идем в Бейт Эль, там я сделаю жертвенник Б-гу…». Возникает вопрос, почему же раньше, до слов Б-га, Яков не велел всем избавиться от идолов и очиститься? Ведь Шломо осуждают за то, что его жены связаны с идолопоклонством. И почему, узнав о том, что Рахель взяла терафим отца, не молился за нее? Может, если бы он избавился от идолов раньше и пошел сразу в Бейт Эль и Хеврон, этих трагедий бы не было? 20 и 2 Намек на это – комментарий к разлуке Якова и Йосефа на 22 года, согласно которому это мера за меру, за то, что Яков оставил отца на 22 года. Но виноват ли Яков? Ведь он раньше не мог покинуть Лавана? 14 лет работал за своих жен. 6 – за скот. Может, не надо было оставаться на эти 6 лет. Но если не полагаться на чудо, Якову необходимо было имущество, чтобы прокормить семью. А потом мы видим, что благодаря этому ему удалось подкупить Эсава. Значит все в порядке, за что же упрек? Но мы насчитали 20 лет. А что еще 2? 2 года – блуждания и остановки Якова. И на них, когда он не выражает достаточного почтения родителям и Б-гу в Бейт Эле, приходятся все беды Якова. И весь срок расситывается по последним двум годам, они указывают на общую вину: ожидание Йосефа продлится 22 года. автор текста: Gedalia Spinadel
2016-12-22 00:05:44
в очереди к врачу с одним разностороннее талантливым интеллигентным светским евреем. Среди прочего ...
+ развернуть текстсохранённая копия
в очереди к врачу с одним разностороннее талантливым интеллигентным светским евреем. Среди прочего он сказал: «Не понимаю, почему в Израиле среди русских евреев столько православных»? Я говорю: «Ну, они ищут Б-га и не знают, где синагога». «Хорошо, - сказал он, - но почему православие»? «Во-первых, – ответил я, – они почти ничего не знают о еврейской традиции. А, не имея этой основы, неправильно воспринимают и христианство. Для этого я выпустил сборник «Еврей среди религий», где показаны десятки нестыковок и искажений в их учении. Но есть люди, на которых эти знания не влияют. Потому что они ищут чувства, живут чувствами. И тем хуже для фактов, как сказал их учитель Тертулиан: верую, ибо невероятно». автор текста: Gedalia Spinadel
Яков услышал, что навстречу ему идет Эсав и с ним 400 человек. «И очень испугался Яков, и стал молиться… Ты же мне сказал: вернись на землю, в ПОЧЕМУ ЯКОВ БОЯЛСЯ? Яков услышал, что навстречу ему идет Эсав и с ним 400 человек. «И очень испугался Яков, и стал молиться… Ты же мне сказал: вернись на землю, в которой рожден, и Я сделаю тебе хорошо. Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне… Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава! Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми. Ты однажды сказал: у тебя будет все хорошо, и Я сделаю твоих потомков как песчинки морские, которые не счесть» (32:8-13). Спрашивают, чего Яков боялся, если Б-г ему обещал, что все будет хорошо? Неужели был маловером? Вопрос, что такое «хорошо», что имел в виду Б-г – ведь «все к лучшему». Один известный ответ следует за словами Якова: «Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава»! Он боялся убить Эсава, как сказала Ривка: «Зачем мне терять обоих в один день?» И вообще причнить ему вред, ведь это его брат, к тому же он перед ним виноват. Другой известный ответ: праведники смиренны и всегда трепещут, не веря в свои заслуги перед Б-гом и боясь, что их потеряют. Как Авраам после победы над четырьмя царями считал, что у него после этого чуда больше не осталось заслуг перед Б-гом, как говорит здесь Яков: «Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне». И я думаю, что Яков дает и третий ответ: «Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми». Яков боится не за себя: кроме обещания Творца, он еще ночью боролся с ангелом-покровителем Эсава и победил его, и тот обещал ему великое будущее. Но ни в Бейт Эле, ни потом, ему не было обещано, что его потомство будет именно от этих жен и детей, а он их любил, поэтому боялся за них. И действительно – его любимая Рахель погибает. Дину насилуют и похищают… И даже за себя у него были основания бояться. Он победил, но ночная схватка закончилась тем, что он стал хромать. Он не был неприкосновенным и неуязвимым, и инвалидность могла помешать заботиться о несовершеннолетних детях. А дети, создание зерна народа из 70 человек было для Якова главной целью. Ведь даже гематрия имени יעקב, Яков равна двум основным именам Б-га – Авая Эло-им – плюс 70. которой рожден, и Я сделаю тебе хорошо. Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне… Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава! Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми. Ты однажды сказал: у тебя будет все хорошо, и Я сделаю твоих потомков как песчинки морские, которые не счесть» (32:8-13). Спрашивают, чего Яков боялся, если Б-г ему обещал, что все будет хорошо? Неужели был маловером? Вопрос, что такое «хорошо», что имел в виду Б-г, ведь «все к лучшему». Один известный ответ следует за словами Якова: «Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава»! Он боялся убить Эсава, как сказала Ривка: «Зачем мне терять обоих в один день?» И вообще причнить ему вред, ведь это его брат, к тому же он перед ним виноват. Еще один известный ответо: праведники смиренны и всегда трепещут, не веря в свои заслуги перед Б-гом и боясь, что их потеряют. Как Авраам после победы над четырьмя царями считал, что у него после этого чуда больше не осталось заслуг перед Б-гом, как говорит здесь Яков: «Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне». Второе объяснение: «Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми». Яков боится не за себя: ночью он боролся с ангелом-покровителем Эсава и победил его, и тот обещал ему великое будущее. Но ни в Бейт Эле, ни потом, ему не было обещано, что его потомство будет именно от этих жен и детей, а он их любил, поэтому боялся за них. И действительно – его любимая Рахель погибает. Дину насилуют и похищают. И даже за себя у него были основания бояться. Он победил, но ночная схватка закончилась тем, что он стал хромать. Он не был неприкосновенным и неуязвимым, и инвалидность могла помешать заботиться о несовершеннолетних детях. А дети, создание зерна народа из 70 человек было для Якова главной целью. Ведь даже гематрия имени יעקב, Яков равна двум основным именам Б-га – Авая Эло-им – плюс 70.
2016-12-15 14:17:39
... (волк). И вызвали: Гедалия бен Зеев. Прошло ... это. Я ведь Гедалия бен Валерий. И ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Когда женщина нарекает своего ребенка, как учат, есть в этом проявление руах акодеш, поэтому неудобно говорить ей, как называть. С другой стороны, принято называть в память об ушедших родственниках. Но если она не хочет, что делать? Так было и у меня: покинули этот мир любимые родители, а дети не давали их имена. Да и можно их понять: имена вроде были не очень походящие, и росли они вдали от бабушки с дедушкой, которые остались по разным причинам в Москве. И вот, Творец послал мне чудесный дар. Родились у меня девочки-близнецы (моложе моих внуков), одной дали второе или первое имя моей мамы Эстер (а так она была известна как Александра-Шура), а другой Батья – в честь бабушки их матери. Но оставался мой папа. С ним вообще была такая история. Когда в первый раз в Москве меня вызвали к Торе, старики спросили, как отца зовут: я говорю Валерий. Они говорят: нет, не годится. Значит, так: Валерий – это Велвл, а Велвл – это Зеев (волк). И вызвали: Гедалия бен Зеев. Прошло больше двадцати лет, и потом, после ухода мамы, я вдруг осознал, что неправильно это. Я ведь Гедалия бен Валерий. И стали меня вызывать так. Но сказать детям, чтобы назвали сына Валерием, римским именем, я, конечно, не стал бы. Где же выход? Спросил одного знакомого кабалиста. Он говорит: есть два пути. Или подобрать имя по созвучию (как делали старики в Москве). Или подбрать имя по качествам – чтобы походил на человека, чье имя получит. Стали думать о созвучии, и предложил он Исраэль. Вроде и качествами подходит, отец был сильный человек, борец, и буквы эр и эль есть – только детям не нравится. А тут у одного из сыновей сын должен был родиться, я и говорю ему, что хочу папу вспомнить. Он говорит: ну, вот, жена думает об одном имени, и то, что ты рассказываешь о папе, подходит, и назовем в его честь. Я обрадовался. Внук, слава Б-гу, родился, но общих букв нет. Рассказываю это другому сыну, Симхе, который стихи пишет и музыку, поет и играет, а он говорит, так есть же уже у тебя такой внук, у которого все буквы те же. Я говорю: как так? Он отвечает: предыдущего твоего внука от Элияу зовут Ориэль (אוריאל), а папу Валерий (ולרי) – в имени Ориэль есть все буквы имени дедушки. Ну, я очень обрадовался, значит, сын с невесткой дважды исполнили желание моего сердца, в первый раз даже сами того не подозревая,. А потом дочка родила и назвала сына Уриэль, опять не думая об имени дедушки, и снова в этом имени все буквы имени моего папы.