Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «гуманитарного»
+ развернуть текст сохранённая копия
По материалам "Православие и мир"
Тэги: 1996, а.навальный, б.немцов, бедствие, болотный, в.жириновский, выбор, государство, движение, демократия,свобода,права,правосудие, заметка, запад, либерализм, мировой, митинг, н.нарочницкая, наука, неангажир., общество, политика(видео, политика,геополитика, политолог, происшествие, протестный, россия, россия,ссср,русский, сахарова, социальный, социо-гуманитарные, ссылка, тексты), христианский, язык
Рогозин написал «Русский ответ Владимиру Путину» 2012-02-01 22:06:21
«Известий» во вторник. Политик привел две исторические аналогии. ...
+ развернуть текст сохранённая копия
«Известий» во вторник. Политик привел две исторические аналогии. Рогозин рассказал об ошибке династии Романовых, которая «слишком поздно и невнятно» попыталась найти поддержки у русских патриотов и консерваторов, а также об «обрусении» линии руководства СССР в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы, по мнению замглавы правительства, «наступило политическое и культурное отчуждение русского народа от КПСС». «Под руководством предателей в руководстве страны (Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе) и натиском этнонационализма окраин советская власть пала, и СССР, как льдина, развалился по национально-административным трещинам», – пишет Рогозин. Он признает, что «аналогии с Николаем II и Сталиным не вполне корректны», но при этом обращает внимание на закономерность: «в критические для отечества моменты верховная российская власть всегда обращается к русскому народу». Рогозин убежден, что XXI век обещает быть по-настоящему «волчьим». «Американские деятели не стесняются своих гегемонистских планов. Начался новый передел мира и борьба за ресурсы. Неугодные Западу режимы свергаются посредством вооруженной интервенции. Новое переселение народов волнами миграции из стран третьего мира накрывает европейскую христианскую цивилизацию», – пишет вице-премьер, указывая, что «слабая Россия станет следующей жертвой быстро сходящего с ума мира». Рогозин пишет, что общество «стонет» от «жадности и хамства российской бюрократии». «Те, кто пытается раскачать политическую лодку, целятся не в бюрократию. Они целятся в Путина», - отмечает вице-премьер. По его словам, «Путин сегодня - это символ независимой от «вашингтонского обкома» политики, единственный оставшийся в Европе лидер, которого не смял каток американского гегемонизма». «Для граждан России, - продолжает Рогозин, - поражение Путина будет означать утрату независимости нашей страны». Рогозин призывает читателей «бросить все силы на укрепление подрываемого нашими врагами национального единства, на возрождение экономической и военной мощи России, на развитие оборонного комплекса, на преодоление проблем армии и флота, на реанимацию фундаментальной науки и прикладных знаний». «Мы должны, наконец, поумнеть, духовно и физически окрепнуть, чтобы противостоять угрозам нашей безопасности, исходящим как извне, так и изнутри страны», – пишет вице-премьер. Обращаясь к национал-патриотам и русским националистам, Рогозин подчеркивает: «Путин своей статьей не поставил точку, не закрыл тему национальных отношений, а наоборот, открыл возможность широкого обсуждения «русского вопроса» на высоком интеллектуальном уровне». Рогозин напоминает о создании по инициативе Владимира Путина Общероссийского народного фронта в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса, называя его «национально-патриотической альтернативой хаосу уличных митингов, которые могут ввергнуть нашу страну в очередную смуту». Приводя в пример Конгресс русских общин, лидером которого он до сих пор остаётся, вице-премьер, курирующий ныне российский ВПК, призывает всех честных патриотов смелее входить в структуры российской власти, чтобы наполнять их национально-патриотическим державным содержанием. «Если русские патриоты не хотят повторения печальной судьбы своих предшественников, проигравших большевикам-богоборцам битву за Россию, если мы не хотим, чтобы обращение власти к русскому вопросу спустя какое-то время заглохло, то мы должны принимать ответственное и зрелое гражданское решение», - заключает политик.
Тэги: <<русского, в.путин, власть, вопроса>>, д.рагозин, движение, демократия,свобода,права,правосудие, и.сталин, наука, национал-патриоты, националист, новость, отношение, патриотизм, патриотический, политика(видео, россия, россия,ссср,русский, русский, социо-гуманитарные, тексты), этносы,межэтнические, язык
После мультикультурализма: Европа и ее иммигранты 2012-02-01 19:48:52
... ничего идеалистического и гуманитарного в их основе ...
+ развернуть текст сохранённая копия
обсуждения статьи Владимира Путина по национальному вопросу.
ВЛАДИМИР МАЛАХОВ from Полит.ру on Vimeo. Текст лекции Спасибо всем, кто пришел на лекцию. Очень приятно видеть много знакомых лиц – это с одной стороны. С другой стороны, их присутствие обязывает меня на ходу переделывать то, что я задумал показывать и рассказывать, поскольку я очень боюсь, что для многих из вас будет несколько тривиальным то, что я сегодня подготовил. Я думал, что будет другая аудитория, а оказывается, здесь продвинутая, подготовленная публика, и я почувствую себя неловко, если буду говорить уже вам известные вещи.
Психологически мы уже провожаем год, и я думаю, что помимо впечатляющих подвижек на политическом поле, которые вдруг неожиданно наметились, уходящий год запомнится еще вот какой деталью. В течение этого года в наш лексикон вошло слово, которое до сих пор было вполне экзотическим и употреблялось только в узких академических кругах. Это «мультикультурализм», или, как немцы выражаются, multikulti. Все, вероятно, помнят, как это началось – с заявления европейских лидеров, госпожи Меркель, потом вдогонку ей Дэвида Камерона (это было еще осенью 2010 года) и в феврале 2011 года вдогонку им обоим Николя Саркози – объявили о смерти мультикультурализма. Эти заявления породили много шума и недоразумений.
Шум улегся, недоразумения остались. Я бы выделил три. Первое связано с плавающей семантикой этого термина. Дело в том, что он обозначает как минимум две вещи.
Вещь первая – это факт культурного многообразия, будь то этническое, конфессиональное, жизненно-стилевое разнообразие, и будь оно обусловлено исторической разнородностью общества или миграцией; и вещь вторая – это способ обращения с этим фактом, с этой реальностью.
Конечно же, главы европейских государств имели в виду второе значение слова. Факт разнообразия никем не ставится под сомнение. Это сложившаяся, устоявшаяся действительность современных обществ, и никто не пытается отыграть ситуацию назад – скажем, в 1950 год. Так что злорадство, с которым некоторые наши комментаторы сопровождали эти заявления, было, по меньшей мере, неуместным.
Второе недоразумение связано с мотивацией той политики, которую окрестили этим словом. У нас в России есть характерное представление, что эта политика была мотивирована неким чрезмерным гуманизмом или либеральным благодушием. Дескать, европейцы заигрались в праздник различия, переборщили в уважении к инаковости, но потом одумались, протрезвели и начали вести себя более рационально. Но поздно: к ним уже понаехали и вошли во вкус. На самом деле, как я пытаюсь показать, эти политики были мотивированы вполне рационально-бюрократически, и ничего идеалистического и гуманитарного в их основе не лежало.
И, наконец, третье недоразумение связано со степенью распространенности интересующего нас феномена. Во-первых, не надо путать риторику и практику – политику символическую и политику инструментальную. Совсем не факт, что там, где много говорят о мультикультурализме, он – в смысле реальной политики – действительно практикуется. Но даже там, где он практиковался (а практиковался он всего в трех странах Европы – для поддержания интриги я пока не буду их называть), все эти практики свернули еще в конце 90-х годов. Поэтому весть, которую возвестили госпожа Меркель и ее коллеги, была несвежей. Она устарела лет на десять.
Желание опровергнуть эти недоразумения и подвигло меня на то, чтобы переформулировать заголовок лекции и назвать ее именно так. Итак, «Европа и ее иммигранты».
Я построю свое рассуждение в четыре шага. Сначала – о том, где, когда и почему возникает такая политика. Второй шаг: почему от этой политики отказались. Третий шаг: что изменилось после того, как от нее отказались. И в заключение, если у вас хватит терпения, несколько соображений по поводу национальной специфики европейских стран в их отношении к иммиграции и иммигрантам. О том, что зависит от национальной специфики, а что обусловлено общими социально-структурными императивами.
Итак, шаг первый - когда и почему эта политика возникает в Европе. Широкое хождение дискурс мультикультурализма получает в середине 80-х годов и производит впечатление интеллектуального импорта. Действительно, одно дело - Канада, где мультикультурализм был средством решения проблемы Квебекского сепаратизма, или США, где он был лекарством, смягчавшим последствия расовой сегрегации, и совсем другое дело – Европа, где он был адресован мигрантам. И одно дело, когда вы говорите о таких вещах, как уважение к инаковости, признание различий и так далее и имеете в виду собственное население, будь то квебекцы или вообще франкофоны в Канаде или чернокожие и индейцы в США, и другое дело «гастарбайтеры» – трудовые мигранты, беженцы или те, кто себя за таких выдает (если нет другого способа легально въехать, то люди выдают себя за беженцев). Не случайно вдумчивые наблюдатели сразу подметили, что этот дискурс был ничем иным, как символической компенсацией низкого социального статуса. Пусть работа, которую вы делаете, подпадает под аббревиатуру 3D (dirty, dangerous, difficult - грязная, опасная, тяжелая), пусть жилье, в котором вы обретаетесь, оставляет желать много лучшего и так далее, но как говорится в известном анекдоте – «мы ценим его не только за это». Мы вас уважаем как носителей инаковости, представителей другой культуры, другой цивилизации. Короче говоря, дискурс мультикультурализма позволял перенести социальную проблематику в моральный план, перекодировать социальные отношения в отношения по поводу идентичности. Пресловутые «identity wars» (войны по поводу идентичности) – это идеологический артефакт, идеологически искаженная форма более сложных вещей. Так вот, если оставить уровень публичной риторики и перейти к уровню практических политических действий, то выяснится много интересных вещей. Выяснится, например, что те практики и мероприятия, которые ассоциируются с термином «мультикультурализм», стали вводить задолго до того, как сам термин вошел в моду. А именно, преподавание на языках страны происхождения в начальных классах школ – я имею в виду не преподавание языка, а преподавание на языке страны происхождения – его вводили в начале 70-х годов во многих странах, включая Францию, где «мультикультурализм» вообще был табу как нечто совершенно несовместимое с республиканскими ценностями. Ну, какой во Франции может быть мультикультурализм, ведь Франция – это страна, которая признает только граждан, где нет никаких «этнических групп». И, тем не менее, такие уроки там вводились. Понятно, в чем состоял резон этой практики – не дать детям забыть родной язык, ведь это может стать препятствием для их возвращения на историческую родину, на родину их родителей. Дольше всего эта практика продержалась в Германии в южных землях. В Баварии, в Баден-Вюртемберге даже существовали отдельные от немецких турецкие школы, чтобы дети, не дай Бог, не почувствовали себя немцами и не захотели остаться. Их турецкая идентичность таким образом пестовалась.
Теперь о политике мультикультурализма. Поскольку без дефиниций не обойтись, я могу предложить такую (хотя контроль над значениями слов – самое последнее, на что стоит претендовать). Я бы сказал так: мультикультурализм – это такой способ обращения с новоприбывшим населением (повторяю, речь идет только о Европе, Америка – особый случай), когда государство институализирует различия. Когда государство обращается с мигрантами не как с индивидами, а как с коллективами (они же – «меньшинства», они же – «этнические группы»). Эти коллективы, или группы становятся объектами поддержки и спонсирования. (И надо ли говорить, что тем самым – в силу этих практик – такие группы и создаются, но это отдельный сюжет, его пока затрагивать не будем.)
Как я уже упомянул, политику мультикультурализма в Европе проводили всего три страны, даже, по настоящему, две. Это Нидерланды и Швеция. И, с оговорками, Великобритания. Во всех остальных странах Европы это в лучшем случае была деталь символической сферы («круглые столы» по поводу межкультурного диалога или этнические фестивали, ансамбли песни и пляски и т.д.), не более того. Всерьез пошли по пути спонсирования меньшинств, выделения меньшинств в качестве объектов поддержки шведы, голландцы и британцы. Хотя британцы в гораздо меньшей степени, и я об этом скажу отдельно.
Итак, Multikulti по-шведски.
Этот феномен возник в середине 70-х и дожил до конца 90-х. Он обязан своим возникновением корпоративистской и патерналистской природе шведского государства. Понятно, что это связано с пребыванием у власти социал-демократов (на протяжении многих десятилетий). Они в 1975-м, если не ошибаюсь, году, приняли закон о поддержке меньшинств. В этом законе «меньшинства», которые образуются мигрантами, были приравнены по статусу к историческим меньшинствам – саамам и финнам. И так было до 1995 года. «Меньшинство» по упомянутому закону – это любая культурно отличная группа числом более тысячи человек. И у каждой такой группы есть право на образование на родном языке, на отдельные программы на телевидении и радио, на издание газет и журналов, на проведение культурных мероприятий, и все это при щедрой поддержке государства.
Повторюсь, в Европе была еще только одна страна, которая пошла аналогичным путем, это Нидерланды или, в просторечии, Голландия. Больше ничего такого нигде в Европе не было, даже в Британии. В чем специфика голландского случая? Два момента. Первый – то, что Нидерланды – это бывшая империя, и едут сюда выходцы из бывших колоний; это не гастарбайтеры, это люди, приезжающие на постоянное место жительства, и в этом ни у кого нет никаких сомнений. И второй момент – это то, что называется традицией «пилларизации». Этот искусственный термин образовался от английского перевода (pillar) голландского zuil (столб или колонна, или общественная группировка). Пилларизация в Голландии – вариант «сообщественной», или «консоциативной» демократии, которую описывал еще Лейпхарт в своей знаменитой книге о «многосоставных обществах». Коль скоро общество состоит из сегментов, из отделенных друг от друга сообществ, то способ организации политики, механизм политического сосуществования этих сообществ – это наделение каждой общины (в голландском случае – католических, протестантских и социалистических общин) отдельными квазиавтономными институтами. У каждой «колонны» свои школы, свои кассы взаимопомощи, свои дома престарелых, свои СМИ, жилищные кооперативы, профсоюзы, поликлиники и так далее. И предполагалось, что мигранты тоже станут таким zuil, таким pillar – колонной, которая будет подпирать здание общества. Но закавыка в том, что уже в 60-е годы эта традиция стала себя изживать. Если, скажем, в 1950 году брак между католичкой и протестантом или между протестанткой и католиком был чем-то вроде истории между Монтекки и Капулетти, то уже в 1970 году это стало уже более или менее частым явлением, а в 1980 году - почти рутиной. Как бы то ни было, эта черта Нидерландов, черта, если угодно, их политической культуры определила собой способ обращения принимающей стороны с мигрантским населением. Вторая особенность Голландии, как я уже сказал, - в том, что это бывшая империя. Соответственно, для выходцев с периферии империи, из бывших колоний существует особый режим доступа и особые правила представления гражданства. Они либо автоматически получали голландский паспорт, либо после выполнения процедуры чисто формальных процедур регистрации. Следующий этап иммиграции – собственно трудовая. Когда к индонезийцам, суринамцам и антильцам присоединяются «гостевые рабочие». Это выходцы из Турции, Югославии и Марокко.
Ну а в 1973 году грянул экономический кризис. Ситуация, которую я здесь описываю, – не специфически голландская, она общеевропейская. Она была характерна для всех на тот момент развитых индустриальных стран – для Германии, Швейцарии, Бельгии, Австрии. Везде в 1973-74 годах набор гастарбайтеров прекращается. Но, как говорил Макс Фриш, приглашали работников, а приехали люди. Люди привезли с собой семьи. Они правдами и неправдами оставались в стране, где проработали многие годы. Причем зачастую они работали в рамках юридически оформленных договоров между странами. Т.е. эти люди работали по контрактам, делали большие налоговые отчисления, выплаты в фонды социальной поддержки и так далее. И если они в таком режиме пробыли в стране 10, а то и более лет, то понятно, что возвращаться многие из них не захотели. Их планы на жизнь изменились. Это, кстати, очень любопытная вещь: не только их считали гастарбайтерами, гостевыми рабочими, но и они сами себя таковыми считали в определенный момент. А потом их жизненная траектория изменилась.
Голландия в этом смысле ничем не отличается от многих других стран. Ее специфика лишь в том, как она стала реагировать на эту ситуацию. Она в 1983 году приняла программу, которая называлась «Политика в отношении этнических меньшинств». Было провозглашено, что цель этой политики – «интеграция мигрантов при сохранении их культурных особенностей». Объектами программы стали 9 групп: турки, марокканцы, антильцы, молуккцы (христиане с Молуккских островов в Индонезии, воевали на стороне Нидерландов против Японии и против Джакарты, когда Джакарта воевала за свою независимость), суринамцы, южно-европейцы, беженцы, синти и рома (по-нашему, цыгане) и «тревеллеры». Итак, мультикультурализм по-голландски (как, впрочем, и по-шведски) – это программы социальной поддержки, адресованные определенным – выделяемым государством – группам. Кого отнести к категории «этническое меньшинство», решает государство. То есть статус «меньшинства» или отсутствие такого статуса определяется не какими-то объективными характеристиками, свойствами группы, а бюрократией. Например, китайцы не были отнесены к «этническим меньшинствам». Забегая вперёд, скажу, что программа была свернута в 1994 году, так как голландский истеблишмент счел ее неэффективной.
Когда мне приходилось рассказывать студентам о 110 языках, на которых в Стокгольме в 1995 году преподавали в начальных классах школ, или о щедрых грантах, которые мигрантские организации получали в Амстердаме, Роттердаме и Гааге, то они обычно пожимали плечами и говорили: «Они, что, с ума сошли, им деньги некуда девать?» Но между тем дело вовсе не в идеализме, а в том, что голландские и шведские власти на тот момент именно так понимали интеграцию. Целью этих дорогостоящих мероприятий была контролируемая интеграция. Я хотел бы подчеркнуть слово контролируемая, об этом можно будет поговорить подробнее. Как бы то ни было, власти этих двух стран вовсе не стремились к тому, чтобы сохранить чью-либо культурную самобытность, а стремились они предотвратить появление «этнического андеркласса». То есть избежать ситуации, когда этнические и социальные границы совпадают, когда низкий социальный статус накладывается на этнические различия.
И, наконец, особый случай – Соединённое Королевство. Я не случайно заметил, что здесь нужны оговорки, поскольку в Великобритании никогда не было того щедрого великодушного welfare state (государства всеобщего благосостояния), как в Скандинавии и в Нидерландах. Здесь поддержка этнических меньшинств (британцы называют их также «расовыми меньшинствами») заключалась, прежде всего, в их правовой поддержке и защите. Британцы, как вы знаете, не гнушаются такой категорией, от которой у французов волосы бы дыбом встали, – «расовые отношения» (race relations) и выделяют целый ряд живущих в стране «рас». Сейчас я не буду их все перечислять, но для нас интересно, что выделяются две основные группы. Это Blacks (чернокожие) и Asians (азиаты). Чернокожие – это, прежде всего, афрокарибцы, выходцы с островов Карибского бассейна, а под азиатами имеются в виду выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш; китайцы и выходцы из Юго-Восточной Азии не подпадают под категорию «Asians», для них зарезервирована отдельная категория. Но сейчас нас интересует то, что «чернокожие» и «азиаты» являются объектами правовой защиты. Это значит, что вы можете апеллировать в суде к тому, что ваши права нарушены не как индивида, а как представителя этнического (расового) меньшинства. Существует «Комиссия по расовому равенству» (Commission on Race Equality), которая с 1976 года мониторит такого рода случаи. И если вдруг возникает подозрение в дискриминации по расовому признаку, скажем, при приеме на работу, то инициируется соответствующая жалоба. Она формулируется как жалоба на несправедливое обращение с расовой группой. У «Комиссии по расовым отношениям» рекомендательные функции. Т.е. она не наделена властью, но, следуя ее рекомендациям, британские власти ввели, например, элементы этнического квотирования, когда набирали кадры в полицию. Это несколько напоминало политику «утвердительного действия», которую вели в Америке. Но именно напоминало. Столь далеко по пути «позитивной дискриминации», как американцы, британцы не пошли.
Вот так вкратце выглядела картина в пору увлечения мультикультурализмом.
Теперь шаг второй - почему от этой политики отказались. Как я уже сказал, в Нидерландах и Швеции флирт с мультикультурализмом продлился до середины 90-х годов. Соответствующие программы сворачиваются именно в этот период. В Британии же сворачивать было особенно нечего, поэтому там просто переименовали «Комиссию по расовому равенству» в «Комиссию по гражданскому равенству и правам человека».
Итак, почему отказались? Можно было бы ответить просто: слишком дорого, слишком накладно для бюджета. Но такой ответ был бы упрощением. Надо сказать, что здесь играли роль административно-бюрократические соображения, а именно: стала понятна нереализуемость, непрактичность самого мультикультуралистского подхода. Ведь ясно, что чем больше приезжало людей, тем больше было потенциальных претендентов на статус меньшинства – и по количеству мигрантов как таковых, и по количеству потенциальных претендентов на статус группы. Не говоря уже о том, что внутри каждой группы обнаруживалась еще масса групп. Скажем, куда деть курдов, которых причислили к туркам? Оказалось, что это жутко непрактично. Ну и, разумеется, совершенно неподъемно для бюджета, поскольку в середине 90-х оказалось, что уровень безработицы среди мигрантского населения в среднем в три раза выше, чем среди местного населения, а среди молодежи - еще больше. Например, в Нидерландах 25% мигрантской молодежи не имело работы, тогда как среди местной молодежи безработных было более 9%, цифра тоже высокая, выше, чем в целом по стране (в целом среди местного населения тогда было порядка 6% безработных). А платить пособие по безработице нужно всем. Мало того, что это непомерная нагрузка на бюджет, это еще и провоцирует социальное напряжение и рост правового популизма.
Что касается остальной Европы, то здесь поворот от плюрализма к ассимиляционизму наблюдается повсеместный. Хотя слово «ассимиляция» в Европе и не употребляется, а употребляется слово «интеграция». Но, как заметил Зигмунд Бауман, «интеграция» – это политкорректное имя для ассимиляции. Поворот к ассимиляционизму произошел в начале 2000-х годов и был обусловлен сменой общественного умонастроения. Кризис welfare state, с одной стороны, теракты 11 сентября, с другой, резко меняют климат в обществе. Растет влияние ультраправых, они усердно и не без помощи масс-медиа изображают миграцию исключительно в образе угрозы. Угрозы «государству всеобщего благосостояния», угрозы безопасности, угрозы социальной сплочённости, угрозы идентичности и так далее. И в результате происходит следующий идеологический эффект: структурная маргинализация мигрантов воспринимается как морально-психологическая проблема; как проявление нежелания мигрантов интегрироваться. Взгляд, очень популярный у нас в России. Но, в отличие от Европы, у нас почти не слышны голоса тех экспертов, которые показывают, что корень проблемы не в психологии и не в культуре, не в чьем-то желании или нежелании, что это проблема социально-структурного свойства.
Наш следующий, третий шаг: что изменилось после смены курса?
Изменилось немногое, поскольку и в эпоху, когда эта риторика была в фаворе, и в эпоху, когда от нее отказались, на повестке дня стоял один и тот же вопрос. Это вопрос об интеграции мигрантов и их потомков. И поскольку задача осталась, то осталось и многое из того, что появилось в ту эпоху.
Что изменилось, а что нет, несмотря на смену риторики? Изменилось следующее.
1. Вводятся обязательные курсы интеграции. Прежде всего, языковые курсы (они существовали и раньше, но не были обязательными), а также так называемые «курсы гражданской интеграции». Это несколько часов, на которых приехавших знакомят с конституцией страны, с ее историей, и, что особенно важно для деревенского жителя в городской среде, – с тем, как себя вести в городе, как открыть счет в банке, как пользоваться общественным транспортом, как совершить покупку в супермаркете и так далее. Так вот, курсы языковой и гражданской интеграции являются обязательными, где-то 30-40 часов гражданской и 600 часов языковой интеграции в год. На сегодняшний день многие страны увязывают предоставление гражданства с успешно сданным тестом на интеграцию. В частности, такая практика существует в Австрии, Дании, Германии, Греции, Нидерландах, Великобритании, Люксембурге, Франции и Испании, хотя во Франции и Испании эти тесты формальные, в то время как в Австрии и Дании довольно жесткие. Кроме того, вводятся тесты для супругов, если те хотят переехать на ПМЖ к мужу или жене.
2. Происходят заметные сдвиги в символической сфере. Это те или иные меры символического характера, типа запрета на ношение «демонстративных» религиозных символов в публичных школах во Франции (это 2004 год; то есть в финансируемой государством школе нельзя появляться в кипе, носить на видном месте крест и, главное, мусульманский платок; понятное дело, что это было адресовано, прежде всего, мусульманам). Другие символические мероприятия из того же ряда – запрет на строительство минаретов в Швейцарии (2009 год) и запрет на появление в публичных местах в никабе, то есть в парандже, во Франции и в Бельгии (это 2010 и 2011 год, соответственно). Вот, собственно, и весь поворот к ассимиляционизму. Остальное выглядит примерно так же, как выглядело в 90-е. Почему?
Во-первых, потому, что коль скоро долгосрочная ваша цель – это включение мигрантов в жизнь принимающего сообщества, вы не можете не делать некоторых вещей. Например, вы не можете не разрабатывать специальные учебные программы для детей, плохо знающих язык страны, или не вводить дополнительные специальные классы для таких детей или дополнительные часы для таких детей и так далее. В противном случае через 5 лет вы будете иметь хулиганов и двоечников, а через 10 лет - малолетних преступников.
Во-вторых, либеральные демократии по определению не могут решать свои проблемы репрессиями. Они не могут воспрепятствовать некоторым действиям людей, если это действия в рамках закона. Например, вы не можете воспрепятствовать открытию религиозной школы. И если есть иудейские, протестантские и католические школы, то почему бы не быть индуистским и исламским? Если государство по своей политической системе является либеральной демократией, то оно обязано гарантировать соблюдение тех прав и свобод, которые записаны в конституции. А если писаной конституции нет, как в случае Великобритании, то эти права и свободы гарантированы монархом. И когда принца Чарльза (еще в те годы, когда он мог стать наследником Елизаветы II) спросили: «А как же вы «защитник веры», разве у нас англиканская церковь привилегированна? Вы будете защищать только англиканскую веру?» - он ответил в том смысле, что он защитник веры в принципе, то есть его защита адресована всем верующим. Итак, если закон предусматривает свободу вероисповедания, то вы не можете воспрепятствовать выражению такой свободы в виде строительства культового здания - пагоды, синагоги и так далее, но, разумеется, прежде всего, мечети, их больше всего сейчас строят.
И, наконец, в-третьих: не следует преувеличивать возможности бюрократических решений. Есть решения, которые прекрасно смотрятся на бумаге, и есть реальная жизнь, которая не очень хорошо согласуется с теми циркулярами, которые разрабатывают чиновники. Причем чиновники об этом прекрасно знают и, как правило, идут на очень серьезные компромиссы. Даже во Франции, о которой мы наслышаны как о строго республиканской, одержимой ассимиляцией стране. Приведу пример. В период между Первой и Второй мировыми войнами дети из еврейских семей во французских школах не писали контрольные работы по субботам, вообще ничего не писали по субботам, все переписывали в воскресенье. А в местах компактного проживания евреев школы по субботам вообще были закрыты, зато открыты по средам, когда католики не учились, поскольку изучали катехизис. И это республиканская, «лаицистская» (лаицизм (от слова laïcité, светский) – принцип строгого отделения церкви от государства). Франция! А сегодня дети из мусульманских семей, если не хотят, то во время рамадана ничего не пишут, и на это директор школы дает разрешение. Как видим, есть официально продекларированный «республиканизм», а есть реальные практики.
Итак, вопрос: что изменилось на уровне социальной практики после того, как произошел отказ от мультикультурализма? В сфере образования, помимо упомянутых специальных классов для детей, не знающих языка, – это довольно значительные изменения в учебных программах. Учебные программы теперь отражают растущее культурное разнообразие. В нашей книге по результатам недавно прошедшей конференции в Москве (Государство, миграция и культурный плюрализм в современном мире : материалы международной научной конференции / под ред. В.С.Малахова, В.А.Тишкова и А.Ф.Яковлевой. М: ИКАР, 2011) есть небольшая, но ёмкая статья Есемин Сойсал о школьных учебниках в сегодняшних европейских странах. Об учебниках по истории и литературе, прежде всего. И она показывает, как в этих учебниках проявляется отказ от white man burden, бремени белого человека, от европоцентристских иллюзий. Короче говоря, националистическая ориентация в школьных программах сменяется космополитической.
В правовой сфере – два момента.
1) жесткое законодательство против дискриминации по этническому или религиозному признаку;
2) как это ни парадоксально прозвучит, либерализация законов о гражданстве. Казалось бы, на фоне обязательных тестов по интеграции, о которых я упомянул, это идет в противофазе. Тем не менее, за редкими исключениями (можно назвать всего несколько стран, где это не так) европейские государства сегодня либерализируют правила натурализации. И происходит это при одновременном ужесточении правил въезда, то есть для тех, кто за пределами Европы, правила ужесточаются, а для тех, кто внутри, – открываются широкие возможности на пути к гражданству. Сокращается срок постоянного проживания, необходимый для ходатайства о гражданстве, вводятся элементы «права почвы» для детей мигрантов. Подчеркну – именно права, т.е. обязательства государства. Это значит, что по достижении совершеннолетия (обычно 18 лет, кое-где 21-23 лет) вы не просто ходатайствуете о гражданстве и ждете решения (поскольку оно оставлено на усмотрение властей), а вы имеете такое право; и если вам в нем откажут, это будет поводом для судебной апелляции. Так вот, «право почвы» для детей мигрантов сегодня вводится в огромном количестве стран, я могу потом показать таблицы, где это введено, а где - еще нет.
Далее, меняется отношение к двойному гражданству. Если раньше в Европе это была едва ли не революционная практика (двойное гражданство разрешалось в Ирландии, во Франции, в Португалии и в некоторых других странах), то сегодня двойное гражданство либо введено – а это большинство стран Европы (могу для желающих показать список стран, где оно введено), - либо на него смотрят сквозь пальцы. Это значит, что, хотя оно формально не разрешено (в частности, в Германии, Нидерландах и Испании), т.е. де-юре его не существует, но оно существует де-факто. В Германии на сегодня 2 миллиона человек имеет двойное гражданство.
И последнее, что называется, the last but not the least. Вводится избирательное право на выборах в местные органы власти для неграждан, легально проживающих в стране. В этом отношении наблюдается общий тренд. Если прежде очень многие страны рассматривали гражданство как венец интеграции, как своего рода премию за усилие человека по включению в жизнь принимающей страны, то теперь логика обратная. Теперь предполагается, что гражданство – условие успешной интеграции. Его надо предоставить, чтобы облегчить процесс интеграции. Ибо в противном случае интеграция застопоривается. Чем дольше вы удерживаете человека в ситуации лишённости каких-то прав, доступа к каким-то ресурсам, тем больше вероятность того, что он будет маргинализироваться.
И, наконец, об изменениях в социокультурной сфере.
Начнем с неотменяемых проявлений разнообразия на уровне повседневности. Это и дресс-код (джелаб, хиджаб, тюрбан и т.д.; знаете ли вы, что на предстоящей Олимпиаде в Лондоне сикхи будут иметь возможность появляться на публике в полном традиционном одеянии, а оно включает в себя кинжал?). Это и халяльные мясобойни, и магазины халяльной – а также кошерной – пищи, а также соответствующие отделы в супермаркетах. Это отдельные участки на кладбищах для мусульман. Это возможности проведения погребальных обрядов по индуистскому образцу. Это теоретически равный доступ для священнослужителей всех конфессий в казармы и тюрьмы. Это широкомасштабные фестивали этнических культур, будь то фестиваль Welt Kultur в Берлине или карнавал Noting Hill в Лондоне. Кстати, этот гигантский праздник афро-карибской культуры возник в 1964 году как ответ на расовые атаки 1959 года. В 1959 году были кровавые столкновения в результате нападений местных неонацистов на чернокожих. А в 1964 году был впервые проведен этот фестиваль. Он стал ежегодным, и собирает порядка двух миллионов человек каждый август, являясь вторым после бразильского. Такой вот праздник различия. Понятно, что для бюрократической машины такие фестивали – это инструмент репутационных приобретений государства, улучшения его имиджа на мировой арене. Как в свое время сказал канцлер Коль, когда случились страшные нападения на турецких женщин со смертельным исходом: «Германия - это не страна, враждебная иностранцам. Германия – страна, дружественная иностранцам». Иначе и быть не могло. Потому что в ином случае – если бы закрепился имидж Германии как страны ксенофобии - это бы очень дурно сказалось на немецком экспорте.
Последнее из нововведений – не знаю, к какой сфере его отнести, к образовательной, социокультурной, или выделить в отдельную сферу государственно-церковных отношений – это подготовка имамов на территории европейских стран. Опять же резон здесь вполне практический. Понятно, что лучше подготовить у себя предсказуемого священнослужителя, чем импортировать непредсказуемого откуда-нибудь из Саудовской Аравии.
В заключение, как я обещал, несколько соображений по поводу национальных моделей применительно к иммиграционной и интеграционной политике.
По этому поводу существует такое клише – и я должен признаться, что сам принял участие в его распространении. Это клише гласит, что есть три модели: ассимиляция, сегрегация и плюрализм. Ассимиляция - это Франция, сегрегация - это Германия, а плюрализм - это Великобритания. Такие модели, в лучшем случае, – теоретический конструкт. И насколько хорошо этот конструкт описывает реальность – вопрос открытый. Скорее плохо, чем хорошо. Почему я думаю, что плохо?
Во-первых, как я уже сказал, есть официальные декларации - и есть реальные практики. Так вот: и ассимиляционистская Франция, и плюралистическая Британия на уровне повседневности мало чем отличаются друг от друга. Например, мечетей примерно одинаковое количество (порядка 1600 в Британии и порядка 1500 во Франции). Да и Германию язык не поворачивается назвать страной сегрегации – когда видишь, какие там колоссальные деньги вкладываются в программы по интеграции (более 400 миллионов долларов ежегодно; недавно на одной конференции американцы говорили: «У нас на эти программы тратится всего 40 миллионов, а у них - 400 миллионов, пора брать пример с немцев»).
Во-вторых, то, что на первый взгляд кажется результатом работы модели, на деле может оказаться результатом прагматических соображений. И здесь великолепный пример – опять-таки Германия, эдакая черная овца современной Европы. Я имею в виду то обстоятельство, что Германию долгое время стигматизировали как страну, которая упорно не желала обновлять свое законодательство о гражданстве, упорно цеплялась за устаревший закон. Он, в самом деле, опирался на нормы 1913 г. Реформа произошла только в 1999, а вступил в силу новый закон о гражданстве в 2000 г. И – с легкой руки Роджерса Брубейкера – было принято объяснять эту ригидность немецких элит их приверженностью этническому пониманию природы нации. То есть, если вы понимаете нацию как гражданское, политическое, территориальное сообщество (как во Франции), то у вас будет более открытая политика в сфере иммиграции и более инклюзивное законодательство о гражданстве. А если вы исходите из того, что нация – это, прежде всего, сообщество происхождения, то и ваша политика, и ваше законодательство будут соответствующими. Если во Франции «национальность» и «гражданство» суть практически синонимы – и определяются по принципу территории (отсюда «право почвы», jus soli), то в Германии национальность (Nationalitaet) и гражданство (Staatsbuergerschaft) разделяются. И национальность определяется не через территорию, а через происхождение, через родство (отсюда «право крови», jus sanguinis). И Германия, повторяю, упорно не желала вводить у себя «право почвы». Поэтому получалось, что люди, которые родились на ее территории, прожили там десять-двадцать и более лет (а также их дети) считались «иностранцами» - и продлевали вид на жительство, тогда как переселенцы из бывшего СССР, часто не знавшие по-немецки ни слова, считались немцами. Во всяком случае, так обстояло дело на момент, когда вышла знаменитая работа Брубейкера (1992).
Однако последующие годы показали, что приверженность Германии закону о гражданстве времен Второго рейха можно объяснить и не прибегая к спекулятивным аргументам. Не апеллируя к различиям в конце
Тэги: <<европа, великобритания, владимира, вопрос, демократия,свобода,права,правосудие, европе, иммигрант, иммигранты>>, иммиграция, лекция, малахова, мировой, мультикультурализм, мультикультурализма, наука, национальный, немного, нидерланды, общество, отношение, политика, политика(видео, политика,геополитика, социо-гуманитарные, ссылка, тексты), философия, швеция, этносы,межэтнические
Правда об Иване Грозном 2012-01-30 11:46:36
maxim-akimov.livejournal.com
+ развернуть текст сохранённая копия
maxim-akimov.livejournal.com
Тэги: грозный, и.сталин, иван, история, мировой, наука, россии, россия, россия,ссср,русский, социо-гуманитарные, ссылка, язык
Страсти-мордасти вокруг закона, криминализирующего отрицание геноцида.Турции о свободе слова необходимо печься внутри страны, а не в Европе.. 2012-01-27 21:57:23
Акос" Гранта Динка Демирей заявил, что Динка убили из-за того, что он говорил о геноциде. " ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Акос" Гранта Динка Демирей заявил, что Динка убили из-за того, что он говорил о геноциде. "Да, в этой стране имел место геноцид", - сказал турецкий писатель. После этого прокурор Левеет Саваш возбудил против него уголовное дело, а министр юстиции счел, что расследование должно проводиться в рамках статьи 301, то есть по обвинению в "унижении достоинства Турецкой Республики". Напомним, что Сенат Франции 23 января одобрил законопроект, криминализирующий отрицание геноцидов, в том числе и геноцида армян в Османской империи 1915 года. За принятие этого документа проголосовали 126 депутатов, против - 86. Документ предусматривает за отрицание Геноцида армян наказание в виде штрафа в размере 45 тысяч евро и лишения свободы на год. ПАСЕ призывает Турцию признать геноцид армян, ассирийцев и греков На пленарном заседании ПАСЕ 26 января были приняты резолюции, касающиеся Армении, которые внесла в обращение депутат от оппозиционной партии "Наследие" Заруи Постанджян. Первая резолюция касается экологических проблем в Армении, в частности, Техутского месторождения. Документ требует признать недействительными все решения правительства по эксплуатации Тегутского месторождения. Под резолюцией подписались 44 депутатов из 27 стран. Вторая резолюция является призывом обратить внимание на атмосферу безнаказанности в Турции, ее подписали 35 депутатов из 24 стран. Документ касается дела убитого в Турции армянского журналиста и общественного деятеля Гранта Динка и призывает признать геноцид армян, ассирийцев и греков. "Мы обеспокоены тем, что турецкие власти продолжают отрицать геноцид армян, ассирийцев и греков и используют статью 301 УК для преследования журналистов и писателей", - отмечается в резолюции. - http://www.regnum.ru/news/1492561.html?forprint Директор института Холокоста: Геноцид армян был репетицией Холокоста Пришло время перестать молчать и признать Геноцид армян 1915 года в Османской Турции. Об этом пишет в своей статье директор Института Холокоста и геноцида, известный геноцидовед Израэль Чарни, опубликованной в Jerusalem Post. Как подчеркивает Чарни, для Израиля настало время дать мощный толчок признанию трагедии 1915 года. "Израиль должен положить конец этой шараде и однозначно признать Геноцид армян", - пишет он в своей статье. "Факты хорошо известны: правительство Турции осуществило геноцид, в результате которого было убито 1,5 миллиона армян. Для нас, евреев и израильтян это имеет и иное значение, это была репетиция Холокоста. Один израильский профессор университета Бар-Илан охарактеризовал Геноцид армян как "репетицию Холокоста". Мы также знаем, что Гитлер руководствовался прецедентом армянского геноцида, когда шел за нами, евреями", - отмечает Чарни. - http://www.regnum.ru/news/1491474.html?forprint Станислав Тарасов: "Граната" геноцида армян взорвалась: Николя Саркози против Турции Сенат Франции после более чем шестичасового обсуждения одобрил законопроект, криминализирующий отрицание геноцидов, в том числе и геноцида армян в Османской империи 1915 года. За принятие этого документа проголосовали 126 депутатов, против - 86. Напомним, что этот законопроект предусматривает за отрицание геноцида армян наказание в виде штрафа в размере 45 тысяч евро и лишения свободы на год. Автором законопроекта называется депутат Валери Бойер. Теперь в течение двух недель президент Франции Николя Саркози должен подписать закон, после чего он вступит в силу. В заявлении внешнеполитического ведомства Армении в этой связи указывается, что Франция "подтвердила свою ключевую роль бескорыстной защитницы общечеловеческих ценностей". Так сбывается обещание Николя Саркози, который перед визитом в страны Закавказья в октябре прошлого года обещал "взорвать гранату" и заставить Турцию "пересмотреть свою историю со всеми темными и светлыми сторонами". "Граната" действительно "взорвана", а с историей могут быть проблемы. Напомним, что после принятия законопроекта Национальным собранием Турция в знак протеста отозвала своего посла из Парижа для консультаций и заявила об отмене двусторонних официальных визитов и о приостановке с Францией политического и военного сотрудничества. Более того, глава МИД Турции Ахмет Давутоглу призвал французских сенаторов не принимать этот закон. Затем турецкая дипломатия, возвращая своего посла в Париж, сделала ставку на то, как сообщало "Радио Франс Интернасьональ", что удастся разыграть "карту" разногласий среди французских сенаторов. Радиостанция специально подчеркивала, что эти разногласия были связаны не с принадлежностью сенаторов к правому или левому политическому лагерю, а с количеством жителей армянского происхождения тех департаментов, которые представляют сенаторы. Поначалу так оно и шло. Профильный комитет французского Сената высказался против утверждения принятого Национальным собранием "армянского закона". Этот же комитет в начале мая прошлого года поступил точно так же. Но Елисейский дворец на сей раз продавил решение. Если учесть, что во Франции проживает всего около полумиллиона граждан армянского происхождения, то необходимо признать факт либо их мощнейшего политического влияния, либо политики, которую собирается осуществлять в перспективе Париж, используя "армянский вопрос". Второе - вернее. Поэтому заявлениям функционирующей во Франции армянской партии "Дашнакцутюн", о существовании которой мало кто подозревает из активного французского электората, о том, что она помешает Николя Саркози победить на выборах, не стоит придавать особого значения. Даже состоявшийся в начале декабря прошлого года во французском Севре под Парижем Третий съезд потомков западных армян воспринимается в качестве политической экзотики. Дело в том, что Париж начал осуществлять "развод" позиций армянской диаспоры и так называемых "русских армян", проживающих ныне в независимой Армении. Аналогичную позицию занимает и Анкара. Турецкие СМИ сообщали, что МИД санкционировал закрытые переговоры с представителями армянской диаспоры в США, готов даже рассмотреть их претензии и компенсировать понесенные в 1915 году материальные потери. Но, похоже, этим дело не ограничивается. Вывод проблемы геноцида армян на уровень большой политики приобретает уже геополитический аспект наряду с курдским вопросом, к чему Турция оказалась не готовой. Заметим, что в известных цюрихских протоколах, предусматривающих нормализацию отношений между Арменией и Турцией, проблема геноцида армян выводилась вообще из сферы большой политики в зону академического изучения. Однако Анкара под давлением Баку отказалась от ратификации этих документов, не предполагая, что история для нее станет тем самым мертвецом, который будет держать ее за ноги. Не будем забывать и о том, что термин "геноцид" в международно-правовой системе появился только в 1948 году. Его автор Р. Лемкин оперировал еврейским и армянским геноцидами целенаправленно. В 1948 году появилось государство Израиль. Поэтому актуализация в нынешнем политическом контексте фактора геноцида армян является многозначительным событием. Франция убрала перед Турцией ранее выставленное "демократическое зеркало", в которое она пристально засматривалось в последние годы и стала нравиться сама себе. Президент Франции Николя Саркози в письме премьер-министру Турции Эрдогану специально подчеркивал, что "цель законопроекта - избавление от ощущения отрицания, которое долгие годы присутствовало во французском обществе", что проблема связана "со всеми геноцидами и присуща мировой практике", а "содержание законопроекта не подразумевает под собой ни одно конкретное государство или народ". Тем не менее, перед Турцией был выстроен мощнейший барьер на пути ее вступления в ЕС. Ранее Николя Саркози предлагал Анкаре вступить в создаваемый под его эгидой Средиземноморский союз, намекая на перспективу потери влияния США на Ближнем Востоке. Но Турция верила в американизацию региона, в свои возможности поверх Европы разыгрывать с американцами европейскую "карту". Но она не оценила в полной мере способности Франции использовать разнообразные ресурсы для политического маневрирования в процессе создания для себя нового геополитического пространства. Именно Париж стал резко оттеснять Анкару из Северной Африки во время так называемой "арабской весны". А когда Германия заговорила о Турции как "образце демократии для исламских стран", Франция актуализировала "армянский вопрос", через который она получает реальные возможности обозначить свои позиции и на Кавказе, перебрасывая стратегический мост от западной армянской диаспоры к "русской". Тем более, что саммиты в трехстороннем формате Медведев - Алиев - Саргсян не дали никаких результатов. На последнем саммите в Сочи глава России Дмитрий Медведев, заявляя о "полезности такого диалога", фактически рассуждал по формуле "прости - прощай". В совместно принятом заявлении указывается, что "принимая во внимание важность перехода к разработке мирного соглашения, президенты Азербайджана и Армении выразили готовность ускорить достижение договоренности по Основным принципам с учетом проделанной до сих пор работы". Поэтому не исключено, что эстафету по карабахскому урегулированию от Москвы попытается теперь принять Париж, как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ или кто-то другой, чтобы, говоря словами главы МИД России Сергея Лаврова, обеспечить "дальнейший прогресс в переговорах... при отходе обеих сторон от максималистских позиций". Кстати, на это намекал еще в конце прошлого года заведующий отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанов. По его словам, "если Франция намерена активно подключиться к этому процессу и США в будущем активизируют свою роль, учитывая, что все страны-сопредседатели поддерживают мнение о необходимости изменения статус-кво в регионе, это станет очень хорошим шагом в направлении решения проблемы Нагорного Карабаха". Скорее всего, Париж в дальнейшем будет пытаться уже повести за собой и Ереван, что открывает определенные возможности для контрманевров турецкой и азербайджанской дипломатий. Главное только в способности воспользоваться создавшимся моментом. - http://www.regnum.ru/news/1491608.html?forprint Оппозиция Турции напомнила Эрдогану как он радовался, когда Франция "линчевала" Каддафи Ведущая оппозиционная сила Турции возлагает ответственность за одобрение Сенатом Франции закона о криминализации отрицания геноцида армян на правительство Реджепа Тайипа Эрдогана. "Мы предупреждали премьер-министра Эрдогана не допускать возвращения Франции в военные структуры НАТО, не позволять Саркози бомбить Ливию, а он обвинил нас в политической незрелости. И кто теперь, после решения французского Сената, политически не зрел - мы или вы?", - заявил лидер Народно-республиканской партии Кемаль Кылыдждароглу. "Мы говорили, что преступления порождают преступления. Когда Франция одобрила постыдное линчевание Каддафи, вы здесь радовались, мы же предупреждали, что на одной Ливии эти люди не остановятся. Именно вы, господин премьер-министр, преподнесли Саркози на золотом подносе ливийскую нефть, хотя Турция могла бы остановить это безобразие", - добавил он, обращаясь к главе турецкого правительства Эрдогану. Председатель партии Националистического движения Турции Девлет Бахчели также раскритиковал правительство Турции за принятый во Франции закон. "В прошлом турецкого народа нет геноцидов. Правительству следовало бы быть жестче, но оно этого не сделало", - заявил он. Напомним, вечером, 23 января, французский Сенат после 7-часовых дебатов одобрил законопроект о введении в стране уголовного наказания за отрицание случаев геноцида, в том числе геноцида армян в Османской империи. За принятие законопроекта проголосовали 127 сенаторов, против - 86. Ранее в конце декабря 2011 года документ был принят нижней палатой французского парламента - Национальной ассамблеей. В законную силу изменения вступят лишь при условии, что документ подпишет президент Франции Николя Саркози, чья партия выступила инициатором проекта. После подписания во Франции отрицание геноцида станет уголовным преступлением и карается штрафом в 45 тысяч евро и тюремным заключением сроком до года. - http://www.regnum.ru/news/1491556.html?forprint Спикер парламента Израиля: Мы не имеем права игнорировать массовые убийства народов Израиль не имеет права игнорировать Геноцид армян, равно как и другие массовые убийства народов, вроде того, что происходит сейчас в Турции. Об этом 24 января заявил спикер Кнессета Израиля Реувен (Руби) Ривлин, комментируя принятие 23 января Сенатом Франции законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян 1915 года в Османской Турции, сообщает Izrus. "У нас нет чертовой привилегии вести политику Макиавелли, политику одной лишь силы. Мы должны быть людьми! Мы не имеем право отрицать трагедии других народов, будь это армяне, сирийцы или другие, даже если отрицание кажется нам удобным выходом", - отметил спикер израильского парламента. - http://www.regnum.ru/news/1491977.html?forprint Зафар Гулиев: "Геноцид" как инструмент политического давления Постоянные притязания на роль высших арбитров в вопросах демократии, гуманности, прав человека и конъюнктурные манипуляции этими бесспорными ценностями для реализации своих прагматических политических целей стало, по сути, визитной карточкой официального Запада. Для каждой страны, представляющей для конъюнктурных планов Запада особую геополитическую значимость и не вписывающейся в предписанные ей роли, отыскивается соответствующий компромат ("уязвимая точка"), позволяющий при необходимости осуществлять долгосрочное политическое давление. В отношении стремительно развивающейся и наращивающей самостоятельность Турции в качестве такой "уязвимой точки" уже давно используется тема "армянского геноцида", которую политические круги США и ведущих европейских стран (прежде всего Франции) превратили в конъюнктурное средство периодического политического шантажа официальной Анкары. Каждый раз, когда возникает необходимость усмирить строптивый нрав Анкары или побудить её к тем или иным шагам, официальный Запад вытаскивает из своего политического сундука старую мифологему об "армянском геноциде", вооружается пацифистской или демократической риторикой и начинает стращать Турцию ритуальными угрозами возможности его признания. По сути, с начала 80-х годов 20 века каждый год в преддверии 24 апреля в прессе и в политических кругах США начинается очередная кампания по устрашению Турции фактом возможного признанию "геноцида армян". Сформировалась даже традиция ежегодного апрельского телеобращения президента США к армянам, ажиотажная интрига которого сводится к вербальным ожиданиям употребления или избегания слова "геноцид". "Геноцидный прессинг" США на Турцию в последние годы обрел дополнительное и более внушительное политическое измерение - стал предметом ежегодных весенних обсуждений в Конгрессе. И это несмотря на то, что на протяжении полувека Турция была самым надежным юго-восточным бастионом североатлантического альянса. Впрочем, о "геноциде армян" политики США и ряда других стран вспоминают обычно лишь в периоды избирательных кампаний или во время обострения отношений с Турцией, что в лишний раз подтверждает политическую подоплеку этих акций. Что касается Европы, то вопрос "геноцида армян" долгое время не находил здесь широкого политического применения. Однако в 1987 г., когда Турция подала заявку на вступление в ЕС, ситуация кардинально изменилась. Европарламент принял решение о признании "геноцида армян" в Османской империи 1915-1917 годов и об обращении в Совет Европы для оказания давления на Турцию. Одномоментно Совет Европы принял решение, согласно которому отказ Турции признать "геноцид армян" становился непреодолимым препятствием на пути её вступления в ЕС. Именно после этого как по мановению волшебной палочки в парламентах целого ряда стран ЕС стали приниматься резолюции по "геноциду армян". Застрельщиком выступила Государственная Дума России в 1995 году. За ней последовали парламенты Греции, Бельгии, Франции, Швеции, Италии, Швейцарии, Словакии, Нидерландов, Германии, Литвы, Польши и т.д. И это несмотря на то, что в конце 2004 года страны Европы все же согласовали рамки переговоров с Турцией о её вступлении в ЕС. Эти переговоры начались в 2005 г. и ведутся без особого энтузиазма и успеха по сей день. Историкам и политикам, конечно же, прекрасно известно, что "армянский вопрос" был инспирирован Европейскими державами и Россией еще во второй половине XIX века с целью раздела "Османского наследства". Позже "армянский вопрос" наряду с "курдским" использовался СССР для оказания давления и ослабления Турции. В конце XX столетия армяне вновь оказались востребованы - на этот раз, для развала СССР в период горбачевской "перестройки" была инспирирована карабахская проблема. Позже, Россия стала активно использовать армянский фактор для сохранения своего контроля на Южном Кавказе, а страны Запада - в качестве мощного инструмента давления на Турцию. Понятно, что в мире имеются влиятельные политические силы, незаинтересованные в развенчании мифов об "армянском геноциде", поскольку, деактуализация "армянского вопроса", ведет к утрате одного из рычагов воздействия на современную Турцию. Несколько лет назад в деле "геноцидного давления" на Турцию был сделан очередной и крайне одиозный с точки зрения либеральных ценностей шаг: в парламентах ряда стран (Швейцарии, Бельгии, Франции) стали выноситься на обсуждение предложения по криминализации факта отрицания "геноцида армян". И вот уже Сенат Франция - страны, которая по Индексу демократии впервые опустилась в группу недостаточно демократических государств - вчера принял нелепый законопроект, предусматривающий крупные штрафы и уголовную ответственность за отрицание факта "геноцида армян". К слову сказать, прецедент подобной нелепой практике был положен несколькими годами ранее (Франция вновь была в числе первых), когда ряд стран Евросоюза приняли решение об уголовном наказании лиц, оспаривающих исторический факт Холокоста. Дело тут вовсе не в Холокосте и "геноциде", а в том поистине абсурдном и страшном тоталитарном прецеденте, который "либеральная" Европа заложила как норму в практику собственной общественной жизни. Фактически, это уголовное наказание за инакомыслие. И какая разница, что является предметом ограничения свободы слова и мысли - политические спекуляции вокруг исторических фактов или идеологические расхождения? Ведь резонен вопрос, почему именно Холокосту, а теперь и "армянскому геноциду" в иерархии ценностей Европы (в частности Франции) отдана приоритетная роль? Выходит, можно безнаказанно подвергать сомнению существование самого господа бога, можно безнаказанно проповедовать расистские, фашистские, сатанинские и прочие взгляды, можно даже публичными карикатурами безнаказанно глумиться над личностью пророка и чувствами миллиарда верующих, поскольку свобода слова и мысли, принцип плюрализма - это наивысшие и непререкаемые ценности, основа европейской цивилизации?! А вот ставить под сомнение факт Холокоста или мифического "армянского геноцида" никак нельзя - моментально последует уголовная расплата. А как же в этом случае с критерием плюрализма, с принципами свободы слова и мысли? Этот опасный тоталитарный прецедент уже даёт зловещие всходы и грозит изнутри полностью подорвать основы западного либерального миропорядка. С "нелегкой руки" некоторых стран Евросоюза законотворческий процесс в направлении откровенного глумления над основополагающими либеральными ценностями уже пошел. Кто осудит теперь парламенты других стран, если и они продолжат подобную практику удушения свободы мысли посредством манипулирования историей? Ведь история полна масштабных кровавых событий и поле для подобных опасных инициатив безгранично Следует отметить, что в устойчивости "геноцидной" политической игры, повторяющейся из года в год и периодически наращиваемой, во многом повинна сама Анкара. Подобные акции политического давления и шантажа только в том случае обретают перманентный характер, если они достигают определенной цели. Турция, вместо того, чтобы открыто демонстрировать непреклонность и даже некоторый "пофигизм" к теме "геноцидного шантажирования", почему-то с самого начала избрала пугливую и защитную модель поведения. Ради вступления в Евросоюз, ублажения Запада и нейтрализации угроз "геноцидного признания" Анкаре то и дело приходилось идти на те или иные уступки по различным вопросам своей внешней и внутренней политики, а это ещё больше вдохновляло официальные круги США и ведущих европейских держав (в частности, Франции) на повторное использование данного инструмента политического шантажа. Прошлогодняя угроза Саркози возымела действие и "материализовалась" во многом благодаря чрезмерно нервной реакции властных структур самой Турции. Официальная Анкара, под стать своему новому "великодержавному" политическому курсу, могла бы демонстративно игнорировать очередную угрозу "геноцидного давления", придерживаясь известного восточного принципа: "собака лает, караван идет". Или могла бы предпринять ряд атакующих превентивных мер, способных создать серьезные проблемы самой Франции. Но вместо этого вновь были мобилизованы все политические, дипломатические и лоббистские ресурсы страны для того, чтобы не допустить принятия в Сенате Франции соответствующего законопроекта. К сожалению, сама Турция давно уже стала заложником этой мифической "геноцидной угрозы" и каждый раз наступает на одни и те же грабли. Понятно, что активные усилия Анкары (как это уже было ранее) способны вдруг привести к "спасительному" результату: президент Франции может наложить временное вето на законопроект. Но за это, видимо, Турции придется платить определенную политическую цену, поскольку согласованная игра Саркози и Сената Франции, вполне возможно, изначально предусматривала именно такой вариант развития ситуации. Угроза временно минует, официальная Анкара с облегчением переведет дух, полагая, что отделалась маленькими потерями. Но через определенное время всё вновь повторится - во Франции, США или иной стране, в той или иной форме... Между тем, в экспертных и общественных кругах самой Турции уже зреет понимание того, что такая сугубо защитная модель поведения крайне ущербна и бесперспективна для страны. Всё чаще раздаются призывы к тому, чтобы не идти на поводу "геноцидной угрозы" Запада. Ну, пусть примет Сенат Франции или Конгресс США законопроекты и резолюции по "армянскому геноциду", пусть глава Белого Дома наконец-то произнесет это слово - и что с того? Что реально выиграет Запад и что реально проиграет Турция? Одно очевидно, что в этом случае игра фактически утратит смысл, поскольку ресурсы "геноцидного шантажа" постепенно сойдут на нет. Как бы то ни было, самой Турции уже давно пора вырастать из "коротких штанишек" форпоста США в данном регионе и осваивать новую - более весомую, принципиальную и самостоятельную - модель поведения, для ведения которой у этой страны есть все необходимые условия и ресурсы. - http://www.regnum.ru/news/1491617.html?forprint Новости по теме «Геноцид армян в Османской Турции»: Все новости в сюжете «Геноцид армян в Османской Турции»: http://www.regnum.ru/dossier/199.html (1944 новости) Новости по теме «Холокост»: Все новости в сюжете «Холокост»: http://www.regnum.ru/dossier/1143.html (400 новостей) Новости по теме «Национализм, ксенофобия, религиозный экстремизм и борьба с ними»: Все новости в сюжете «Национализм, ксенофобия, религиозный экстремизм и борьба с ними»: http://www.regnum.ru/dossier/28.html (4058 новостей) Новости по теме «Беспорядки в странах Ближнего Востока и Магриба»: Все новости в сюжете «Беспорядки в странах Ближнего Востока и Магриба»: http://www.regnum.ru/dossier/1786.html (1553 новости)
Тэги: армения,армянский, армянин, бедствие, геноцид, геноцидов, демократия,свобода,права,правосудие, директор, закон, израиль, израиля, история, кнессет, криминализирующий, мировой, наука, николя, общество, отношение, отрицание, пас, политика(видео, политика,геополитика, происшествие, реджепа, саркози, свобода, слово, социо-гуманитарные, спикер, ссылка, тайип, тексты), турция, франций, холокост, эрдоган, этносы,межэтнические, язык,арцах(н.карабах)
Главная / Главные темы / Тэг «гуманитарного»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|